Периодически местная 1С-овская диаспора бывает взбудоражена объявлением, что какая-то мега-компания ищет исполнителей крупного заказа. Если вы такое видели, то знаете, что чаще всего небольшие фирмы и частников там даже не пускают на порог, потому что заказчики сразу весьма высокопарно заявляют, что им нужно все самое-самое лучшее и дорогое. Обычно у них уже имеется список «нужного» им оборудования и программного обеспечения, как правило, избыточный и нескромный, составленный каким-нибудь IT-директором, любящим листать яркие журналы. От фирм, участвующих в тендере, также требуется наличие всех возможных сертификатов и ожидаются нескромные уверения, что у клиента будет сделано все, даже невозможное. Тот, кто знаком со спецификой подобных заказов, тот знает, кто победит в тендере. Обычно это – какое -нибудь крутое франчайзи, с огромным штатом сертифицированных … студентов, имеющее пухлую тетрадку автоматизаций. Конечно, ни кто не будет интересоваться, насколько те автоматизации были доведены до конца, не потребовалось ли привлечение кого-то еще после окончания работ, продолжает ли эта фирма обслуживать своих клиентов из этой тетрадки, или те благополучно уплыли к кому-то еще по разным причинам.
Думаю, ни у кого нет сомнений, чем все закончится в описываемом случае: через год эта мега-компания, уже приобретшая опыт переживания процесса собственной автоматизации и выложившая за это очень хорошую сумму, будет вновь искать специалистов, кто бы у них закончил работу. Но будет искать не так громко и самоуверенно, не с таким сумасшедшим бюджетом и не станет особо придавать значения наличию пачки сертификатов. Хотя для многих спесь не проходит с первого раза, и бывают дубль два и три…
В чем же здесь дело – спросите вы? Ответ прост: все дело – в экономии. Крупному франчайзи не выгодно держать хороших специалистов, потому что им надо хорошо платить, а заказы, требующие их уровня, встречаются не слишком часто. Потом, хорошие специалисты в какой-то момент начинают работать самостоятельно, или же их переманивает кто-то из клиентов, предложив баснословный заработок, или же они останавливаются в небольших фирмах, где к ним относятся так, как они этого заслуживают. Поэтому, работая с «толстыми пачками сертификатов», компании стоит настроиться именно на средненьких специалистов, на бумажную волокиту, на недовольство своих сотрудников и на то, что работы по техническому заданию будут выполнены, акты – подписаны, деньги – перечислены, но ощущение удовлетворения от всего этого не наступит.
Если говорить о крупных компаниях, то встречаются среди них и такие, которые, имея завышенные требования к исполнителям, не отдают себе отчета в том, что их работа должна оплачиваться достойно. Обычно это связано напрямую с позицией руководства, не желающего платить «за циферки». Самое парадоксальное, что и в этом случае произойдет тоже самое, что описано выше: в тендере победит кто-то очень напыщенный, но в данном случае они согласятся работать почти за пирожки. Разумеется, это усугубит и результат: деньги также будут выплачены, акты – подписаны, но результата не будет. Отличие в этом примере лишь в том, что такие заказчики обычно не исправляются…
Вы спросите, а бывают ли исключения, то есть, кто-то третий? Бывают. Но их случай – это чаще всего, продолжение истории, а не начало, о чем и говорилось ранее.
Но обратимся теперь к среднему и мелкому бизнесу… Здесь ситуация и бюджет проекта напрямую зависят от одаренности руководства, причем, зависимость эта - параболическая.
Я вспоминаю одного своего заказчика, который досаждал мне много тем, что сам любил залезть по случаю в конфигуратор. Имея достаточно энергичный темперамент, он с горячностью переживал все свои удачные добавления строковых полей на формы документов, в которых любил писать комментарии для программистов, что им нужно сделать. Исходя из этих своих дарований, он и оценивал мою работу: если у него, не программиста, легко получалось добавлять что-то в конфигураторе, то мне – программисту, делать это, по определению, должно быть намного проще. Поэтому, разговоры о том, чтобы платить программисту много звучали для него кощунственно.
В общих словах, он хотел, чтобы кто-то доработал его конфигурацию, написанную одним знакомым программистом, который денег с него за это даже не взял. Последнее он особо любил подчеркнуть. «Правда, - говорил он, - этого программиста теперь зазвать очень трудно: он всегда что-то программирует: утром, днем, вечером, ночью. Любят же программисты программировать!» А конфигурация эта была ни чем иным, как торговой системой, построенной на базе первых версий комплексной конфигурации, в которой не было реализовано даже справочника «Типы цен». Дороботка это восполняла и позволяла рассчитывать разные экономические данные. (Этот директор был кроме всего прочего, еще и экономистом). Так вот, мне предлагалось за пару тысяч рублей перенести все наработки в новую комплексную, и «немного дописать» то, что прежний программист не закончил в силу своей «тотальной занятости». Задача для частника, в общем, приемлема, если бы директор не был экономистом, с уклоном в программирование. Наверное, вы уже догадались, что через пару недель работы я также стал неожиданно сильно занят, благополучно расстался с этим заказчиком, великодушно подарив ему все, что успел сделать за это время.
Истории этой скоро десять лет. Но недавно я снова столкнулся с тем директором. Оказывается, он так и работает до сих пор на той бесплатной программе, и сетует, почему это все его знакомые программисты так заняты и не имеют ни минуты личного времени, чтобы посетить его, «немного исправить и обновить программу»…
Описанный случай относится к восходящей части параболы, когда руководство слишком продвинуто там, где не нужно. Но не менее печален случай, когда директор не понимает, а почему, собственно, купленный им недавно за 10000 рублей «дорогой» компьютер не умеет считать все, что ему надо. На такой фирме обычно собирается целый букет «неординарных» специалистов, от бухгалтера до продавцов, которым очень выгодно непонимание руководства: за счет этого они – незаменимы, постоянно заняты, а «этот программист» вечно чем-то недоволен. Разумеется, все недовольны и им. Скажу своим коллегам, что планировать большие и грамотные работы у таких клиентов бесполезно и вредно. Помню, как однажды я сделал достаточно сложную автоматизацию на одной такой фирме: даже руководство это «оценило» и адекватно расплатилось, что было, в общем-то, исключением из правил. Но когда через пару лет мне вновь довелось что-то обновлять у этого клиента, я с удивлением обнаружил, что руководство мною недовольно, потому что моими доработками ни кто не пользуется. Оказалось, что бухгалтерам привычнее все посчитать все на калькуляторе и внести данные операциями вручную, чем разбираться с новым. Разумеется, ни о какой автоматизации расчета квартальной отчетности речь там не шла. Огромный штат бухгалтеров разрастался и был всегда при деле, потому что «программа не работала как надо». Скажу честно, мне сейчас легко на сердце, от мысли, что сегодня кто-то другой пытается доказать что-то этим клиентам…
Золотая середина – во всем. Пожалуй, этот принцип должен распространяться и на автоматизацию. Мне бывает очень приятно видеть понимание руководителя фирмы-клиента сути моей работы «без подробностей», приятно, когда я знаю, что труд мой нужен, моими программами будут пользоваться, и что за это готовы адекватно заплатить, ведь работы программистов по автоматизации должна оплачиваться не из расчета затраченного времени, а из оценки экономического эффекта для фирмы. Если же вы, заказчик, слишком надменны, и ищете только «самых хороших» программистов из «самой сертифицированной» фирмы, или же вы понимаете работу IT-специалистов лучше их самих, ил же, напротив, считаете, что нажимать на клавиши – не является сложной работой, то, скорее всего, ваше предприятие по поиску исполнителей заказа на автоматизацию не будет успешным, вы потратите много нервов, денег, пока не научитесь на собственных ошибках, либо пока не откажитесь совсем от идеи автоматизации.