Невыжившие в IT

13.09.22

Сообщество - О жизни

Дайте почитать сыну маминой подруги.

Этот текст я пишу из лучших побуждений, безо всякой иронии, снобизма и насмешки. Хочу сберечь время и нервы тем, кто поддался на «войти в айти» и прямо сейчас учится сортировать массивы, парсить строки и верит в «да-да, этим ты и будешь заниматься на работе».

Есть такое понятие – ошибка выжившего. Грубо говоря, о явлении, тенденции или событии судят по людям, которые прошли его успешно – выжили. Совершенно игнорируя информацию о тех, кто успеха не достиг. В результате случайная удача интерпретируется как устойчивая вероятность. Если интересна мат.часть – почитайте Нассима Талеба или Даниэля Канемана. Их книги существенно дешевле курсов по ИТ.

Я опишу типичные ошибки тех, кто не выжил. И, соответственно, не вошёл в ИТ. Всё из опыта личных наблюдений.

Да, если «тут всё неправда», «а вот мой друг Коля успешно…» или «а у меня получилось» - прекрасно, текст не про вас и не для вас. Вы и ваш друг Коля – выжившие.

 

Обманутые ожидания

Это – самая общая причина. С одной стороны, она ничего не объясняет, ибо не конкретна. С другой – под неё можно замесить любую реальную историю.

Единственное ожидание от входа в ИТ, которое не будет обмануто: будет трудно. Очень и долго.

 

«Начну с курсов»

Именно начинать с курсов – бессмысленно. Ими можно догоняться, шлифовать уже имеющиеся знания и навыки. Например, въехать в незнакомый язык программирования или технологию.

Проблема курсов в том, что они – продукт, который должен продаваться. Никто не купит курс с описанием «вам это ничем особо не поможет». Поэтому курсы создают неверные, завышенные ожидания.

Вторая проблема проистекает из первой – длительность и объём материала. Продукт не может потребляться в течение 5 лет и стоить, как кроссовер. Кусок должен быть правильного размера – казаться большим, но чтоб проглотить можно было.

Те, кто начал с курсов, по факту не умеют ничего. Максимальная фора – примерно один месяц (базовые конструкции языка знают). Дальше – разбитые мечты, слёзы, стресс, депрессия и возврат (а зачастую и бегство) в прежнюю профессию.

Те, кто на курсах «шлифанул» - обычно выживают.

 

«Не хочу брать работу домой»

В большинстве приличных профессий, если не брать руководящую должность, мысли о работе заканчиваются вместе с рабочим днём. С годами у людей вырабатывается привычка поступать именно так. С этим паттерном они приходят в ИТ.

Я ничего не имею против, но войти в ИТ за рабочий день крайне сложно. Если только слегка наступить левой пяткой. Слишком многому надо научиться. Тут без шуток и бравады: информации безумно много. А новая появляется быстрее, чем вы старую изучаете.

Речь не только о теории – очень важна практика, собственная и чужая. Кейсы, продукты, факапы – во всём масса ценной информации.

Некоторые начинающие окукливаются – мол, мне такой объём изучать не нужно, я возьму половинку с четвертинкой. Вы-то возьмёте, вам-то нормально, а в команду встроиться не сможете: даже ход текущих проектов – это информация, которую надо постоянно изучать.

Придётся изучать много, очень много информации. И очень быстро. Для простоты: больше и быстрее, чем вы изучали когда-либо, включая ВУЗ.

 

«Мне помогут»

Везде, где берут новичков и стажёров, обещают помогать, дать наставника, программу быстрого старта и т.д. Некоторые (в итоге) невыжившие, к сожалению, думают, что такая поддержка – очень надолго и с постоянной интенсивностью. Как сидел в первый месяц наставник рядом по полдня, так и через полгода будет. Увы.

Наставник – это проводник, а не лошадь. Он будет показывать дорогу, а идти придётся своими ногами. Иногда наставник будет исчезать из виду – как правило, у него своей работы хватает. И невыжившему придётся справляться самостоятельно. Некоторые в этот момент сильно падают духом.

А наставник – наблюдает. Это часть его работы, причём – основная (а вовсе не помогать). При должном опыте, наставник может сформировать мнение о стажёре через несколько дней. Ключевым будут не знания на входе, не много вопросов, а готовность каждый день учиться и стараться.

 

«Тёмная ночь»

На курсах и при самостоятельном изучении программирования человек много именно программирует. В реальной работе, поначалу – тоже, т.к. ему отдают самые простые задачи, без вникания в контекст. Вроде как деревце под объективами телекамер посадить – и не вспотел, и причастен, и даже увековечен.

А дальше пойдёт жесть – недели и месяцы без единой написанной строчки кода. Потому что надо найти, куда написать. Потом понять – что написать. В первый раз это чертовски трудно и страшно. Если наставник не мумусечка, он даст вам через этот страх пройти – и полезно, и невыживший не выживет.

Это надо, это часть работы. Сколько лет не проработай программистом, от чтения говнокода избавиться не удастся. В том числе – своего («сколько-то-летней» давности).

Увы, на этом этапе валятся и сбегают очень многие, а причины озвучивают самые разные. От «я не справляюсь» до «это не программирование!».

 

«Мне семью кормить надо»

Это – прямое следствие агрессивной рекламы курсов, обещающих быстрый рост доходов. Люди ладно хоть ещё кредитов не набирают перед уходом в ИТ – ну, раз такое дело.

Поначалу в ИТ человеку платят мало. Если он не вчерашний студент, то за плечами почти всегда есть обязательства – семья, дети, ипотека и т.д. Падение доходов может быть и серьёзным, и надолго – сильно зависит от стремления выжить в ИТ. Многие банально этого не выдерживают, особенно мужчины за 30.

Откуда такая информация – я не знаю, но они искренне думают, что достаточно финансовой подушки на 2-3 месяца, а дальше трава зазеленеет и коньяк потечёт под лежачий камень. Что происходит через 3 месяца – понятно. «Я хочу, я стараюсь, и вроде получается, но у меня обязательства, я не могу подводить семью».

Ещё раз – я пишу это без иронии и насмешки, у самого семья и обязательства. Сам начинал в ИТ с зарплатой в 5 т.р.

Поэтому, друзья, мужчины за 30: накопите подушку минимум на полгода. И не жгите мосты ни с предыдущей, ни с новой работой.

 

«Я вот думаю…»

Как ни странно, но такая причина невыживания тоже есть. На полном серьёзе находятся люди, которые пришли учиться и стажироваться, но умудряются вылеплять, озвучивать и рьяно отстаивать своё видение Пути Программиста. Соответственно, критиковать предлагаемое в компании-работодателе.

Не, чисто по приколу послушают. И предложат свободу выбора пути. Вместе со свободой самому платить себе зарплату.

Дальше 50/50. Одни улыбаются, извиняются и садятся работать. Другие уходят с гордо поднятой головой.

 

«Войду на шару»

Халявщиков довольно много. В основном паттерн, как в институте – смешаться с толпой, как-нибудь «сдать», научиться решать пару-тройку типовых задач определённого профиля и занять какой-нибудь тёплый уголок.

К сожалению, этот паттерн силён потому, что иногда срабатывает. Мир программистов настолько богат и разнообразен, что там есть место и непрограммистам. Но процент выживаемости того не стоит.

 

«Мама/жена отправила»

Если мама – то, как правило, отправила учиться в институт или колледж на программиста. Если жена – то как раз «войти в айти», потому что «у Снежаны муж вон как зашибает». Муж-то у Снежаны может и зашибает, но перебороть себя очень сложно.

Особенно и именно потому, что «мама отправила» и «муж Снежаны». Иерархический инстинкт, вкупе с приобретённым комплексом неполноценности создают либо апатичного, либо очень нервного чувака, который каждый божий день сидит и не понимает, чего он тут делает. Мотивация на обучение – соответствующая.

Ладно если в себе варится – так ведь и окружающих начинает заражать. Искать себе подобных, вести задушевные разговоры, чуть ли не на бунт подговаривать, лишь бы избавиться от вынужденной необходимости или оправдать её, сбив с пути какого-нибудь не очень уверенного начинающего программиста.

Не надо так делать, пожалуйста. Потратите зря кучу времени хороших людей, в т.ч. – самого себя.

 

«Там всё по инструкции и в интернете есть»

Встречается такое мнение о программировании, как о системном администрировании среднего уровня – все ответы можно найти в интернете. Правды ради придётся констатировать, что в определённых сферах оно действительно так – значительная часть задач давно алгоритмизирована.

Но та, что потребует творческого подхода, обязательно встретится. Благо, если на третий день исп. срока – быстрее придёт осознание, что в программировании надо много думать, придумывать, пробовать, ошибаться и двигаться вслепую.

Как ни стараются разработчики новых технологий, в которых код пишется сам, программист был и остаётся творческой профессией. Это, опять же, не понты голимые. Придумывать решения придётся. Да, сейчас не 2000 год, есть на что опереться – но именно опереться, а не спереть.

К сожалению, есть невыжившие, отказавшиеся думать. Буквально садятся, складывают ручки и требуют «скажите, какой код мне написать».

 

«Я звёзд с неба не хватаю»

Одна из распространённых ошибок – неправильный выбор места старта. Бывает не та компания или даже не тот отдел. Тут ничего особо страшного, надо лишь внимательно слушать рассказ интервьюера о компании и не бояться высказывать свои желания.

А то ведь как оно бывает. В одном отделе учат матёрых программистов, в другом – сотрудников поддержки. Обе профессии важны и нужны. Человек хочет в саппорт, но боится в этом признаться – кому охота видеть снисходительную улыбку HR? (спойлер – её не будет, HR платят за закрытие позиции).

Вот и прутся, мучаются, не выживают и уходят. Бывает и наоборот – хотят в программисты, боятся не пройти, хватают синицу, а там вроде и место нормальное, и платят неплохо, но в ИТ так и не вошёл. Потом, как ни странно, перейти ещё сложнее.

 

«У меня не получается»

Достаточно обобщённая причина, но встречается часто. Человек пришёл, сел, что-то делает, наставник присматривает и помогает, но стажёр в какой-то момент впадает в депрессию и приходит увольняться. Сам себе выносит вердикт – «я не справляюсь», «у меня не получается», «другие сильно лучше».

Проблема усугубляется тем, что при должной подогретости человек уже не готов слушать аргументы наставника, обратную связь, ибо «всё решил» (а то и работу новую нашёл). Понятно, что наставник и/или начальник своё получат – не заметили вовремя, не поддержали и вообще.

Но мы ведь тут про причины невыживания. И такая, увы, встречается. Стажёр оказывается в плену естественной реакции «беги», и не готов замирать или бить.

Отдельная категория – «ну я же вижу». Вот втемяшит себе в голову, что остальные – сильно лучше. Сколько ни объясняй – ни в какую. По моим наблюдениям, тут зачастую синдром отличника примешивается – надо поднимать резюме, смотреть баллы за ЕГЭ и среднюю по диплому. Привык человек сам в себе комплекс неполноценности поддерживать, а вы со своими уговорами ему только мешаете.

Если вы пришли войти в ИТ, доверяйте оценке только одного человека – наставника. Ну, или как он там у вас будет называться. Лучше сразу с ним этот момент проговорить.

 

P.S.

Список, разумеется, не исчерпывающий – он ведь на личном опыте основан. В каждом пункте могу вписать несколько фамилий.

Другое дело, что я могу сейчас тоже ошибку выжившего совершать – судить обо всех невыживших по выжившим невыжившим. Но в личном опыте доступны лишь малые выборки, увы.

Надеюсь, дополните в комментариях своим личным опытом.

См. также

О жизни Россия Бесплатно (free)

Данная статья сугубо для раздела «О жизни», но может оказаться полезна многим членам сообщества. Все описанное ниже соответствует актуальному российскому законодательству на момент публикации статьи. У вас нет и в ближайшее время не предвидится детей возрастом до 1.5 лет? Вспомните о родственниках / друзьях / коллегах / знакомых, у которых они есть, и отправьте ссылку на эту статью — она может быть им чрезвычайно полезна. Распространите среди жильцов вашего ЖЭКа, как говорилось в одном классическом произведении. Помните, что, ставя плюсы к статье, вы поддерживаете её автора!

01.07.2024    5201    madonov    47    

51

О жизни Linux Системный администратор Программист Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Использование Linux в качестве основной ОС для программиста 1С, возможно ли это? Решил поделиться личным опытом работы перехода на эту систему. В статье моя история без технических деталей максимально простым языком. И, спойлер, да, жизнь на Линуксе для разработчика 1С возможна и с каждым годом становится всё комфортней. Статья рассчитана на людей, с Линуксом не знакомых, специалистов прошу не кидаться помидорами.

16.05.2024    5570    soulner    33    

45

О жизни Россия Бесплатно (free)

Подводим итоги работы в 1С за 2023 год. Все о вас: 4 подробных раздела с цифрами, графиками и ужасными цветами диаграмм (должна же где-то быть стабильность).

08.02.2024    27750    Neti    85    

121

О жизни Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

22.01.2024    5438    biimmap    67    

76

О жизни Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

16.01.2024    7067    biimmap    100    

79

О жизни Платформа 1С v8.3 Сложные периодические расчеты 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Бесплатно (free)

Импортозамещение увеличило потребность в архитекторах, аналитиках, разработчиках 1С, в т.ч. по ЗУП. Все их ищут всеми возможными способами, но не могут найти и не знают, чем же их завлечь к себе!? Давайте разберёмся в этом вопросе!

27.11.2023    5672    biimmap    52    

74

О жизни Сообщество Бесплатно (free)

Прочитав название публикации, мысль возникает о свадьбе... Но речь не об этом!

25.08.2023    3163    biimmap    24    

51
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. MikhailDr 14.09.22 07:26 Сейчас в теме
А как насчет банальной лени и безответственности? Есть и такие, они в любой профессии будут лишние.
kamisov; olexi2012; maksa2005; vano-ekt; papami; Ali_q; vakham; +7 Ответить
2. Torin 826 14.09.22 07:45 Сейчас в теме
Насчет вход через саппорт.. ИМХО - это самый комфортный вариант. Каждый день слушать проблематику. Это как тест " на стрессоустойчивость".
koshkarov; olexi2012; KirinaAS; kser87; romankoav; +5 Ответить
4. Поручик 4692 14.09.22 08:30 Сейчас в теме
(2) Не надо через саппорт. Это другой образ мышления, с программированием не совместим. У нас работают две девушки и взрослый мужик на саппорте. Они стрессоустойчивые, могут с любым дебилом спокойно общаться, но точно не программисты.
mitia.mackarevich; svezr; Yashazz; NeLenin; dodlez77; AllexSoft; Serega-artem; Jeka44; olexi2012; vano-ekt; KirinaAS; user1831019; pvl_mksv; kser87; Vary; smit1c; zqzq; +17 Ответить
6. zqzq 25 14.09.22 09:04 Сейчас в теме
(4) +1
А программисты наоборот, любят спокойно программировать, без этих ваших пользователей-истеричек :)
NeLenin; Krasnyj; sbcode; olexi2012; KirinaAS; vshvets; pvl_mksv; rpgshnik; KOTzilla; +9 Ответить
18. kser87 2470 14.09.22 13:39 Сейчас в теме
(4)а с другой стороны сидит человек, который думает что все программисты дебилы
48. Krasnyj 1288 16.09.22 16:46 Сейчас в теме
(18) Конечно. Ведь эти программисты-дебилы наотрез не желают догадываться за него что же он такого хочет.
butusov_nvtk; +1 Ответить
49. kser87 2470 16.09.22 17:03 Сейчас в теме
(48) работал программистом и считал заказчиков невменяемыми. Стал чаще общаться с заказчиками и понимаю, что программисты тугие на ум и высокмерные засранцы=)
unknown181538; user1706724; tttMaster; SergeyTerentyev; NeLenin; user639087; RayCon; +7 Ответить
50. Krasnyj 1288 16.09.22 18:03 Сейчас в теме
(49) Тут дело в том, что нельзя считать заказчиков невменяемыми ВСЕХ. Но процент невминоза среди них весьма высок.
51. Krasnyj 1288 16.09.22 18:05 Сейчас в теме
(49)
что программисты тугие на ум и высокмерные засранцы=)


К сожалению, тоже не редкость. Это от профессии не зависит.
60. NeLenin 14 09.10.22 04:58 Сейчас в теме
(49) программисты нередко тугие на ум и высокмерные засранцы исключительно потому, что у них отсутствует опыт работы со стороны заказчика
21. pvl_mksv 20 14.09.22 13:46 Сейчас в теме
(4)Согласен, в ТП думать некогда, там надо знать работу механизма и быстро найти косяк и разъяснить заказчику, в край, запилить расширение-патч и т.д. А на разработке наоборот, сначала долго думать, прикидывать и параноить, а потом делать. Ну, это мое ИМХО, естественно.
31. yaguarrr 72 15.09.22 07:45 Сейчас в теме
(4)
Ну не скажите, иногда звонишь (пишешь) в саппорт - и думаешь где этих дебилов набрали....
59. NeLenin 14 09.10.22 04:57 Сейчас в теме
(4)Все зависит от конкретных мозгов. Если человек хорошо знаком с психологией и с нервами порядок, то может даже удовольствие получать от работы в саппорте
3. NoCodre 14.09.22 08:27 Сейчас в теме
Отличный материал, автору браво за формулировку мыслей!
VKuser96190353; heldon; user1794823; olexi2012; maksa2005; Cерый; SergeyTerentyev; awk; ubnkfl; +9 Ответить
5. A1WEB 59 14.09.22 08:46 Сейчас в теме
Дык, это везде так, не только в ИТ: под лежачий камень вода не течет.
user596529_a-ivashenko60; user958974; +2 Ответить
7. Stylo 14.09.22 09:49 Сейчас в теме
Все верно написано. Особенно про курсы "С нуля". Новичку идти на курсы, где обещают сделать из Вас профессионала с нуля за Х дней с гарантией трудоустройства, смысла никакого, 99% выйдет такими же "нулевыми". Жалко людей, кто впустую тратит свое время и деньги.
Курсы, на которые идешь с опытом, чтобы улучшить навыки в определенной области - против ничего не имею, полезная штука.
Спасибо за статью!
user_2010; +1 Ответить
8. creatermc 27 14.09.22 09:59 Сейчас в теме
Акромя ИТ вы еще в логистику не окунались, вот где раздолье для вариантов сбора видов, типов "невыживших", так то каждому надо искать себя в той или иной отрасли, все это зато и самопроверка на свою закалку и устойчивость под любыми ураганными "ветрами" данной ИТ сферы
9. DanDy 55 14.09.22 10:35 Сейчас в теме
На моей практике была ещё одна распространённая причина "меня недооценивают"
Приходит стажёр. Сидит, обучается, наставник его направляет и всё вроде хорошо и человек толковый и задачи решает (ну естественно своего уровня) но вот кажется ему что уже достаточно качественный он программист и зарплата маловата для его то навыков и опыта.
И побежал такой спец себе новое место искать (ищет не долго, благо опыт в трудовой уже зафиксирован, пару тройку задач что удалось решить рассказать на собесе может). Дают ему на новом месте +5 ну мб +10 к тому что было. Ну и спрос с него идёт соответственно окладу, уже не как со стажера а как себя поставил (качественный программист же). Ну а дальше уже что-нибудь из списка в статье, ну или беготня с одного места работы на другое пока новый работодатель одупляет какого "спеца" он выхватил зарплата капает)))
unknown181538; AllexSoft; +2 Ответить
10. sashocq 193 14.09.22 11:20 Сейчас в теме
(9)
или беготня с одного места работы на другое пока новый работодатель одупляет какого "спеца" он выхватил


Долго так не получится: сразу видно в трудовой что там 3 месяца, там 3 месяца. Я как-то принимал себе помощника, таких отсеивал.
23. DanDy 55 14.09.22 15:20 Сейчас в теме
(10) в небольшом городе выбор программистов небогатый....
mrChOP93; t278; +2 Ответить
12. A1WEB 59 14.09.22 11:45 Сейчас в теме
(9) Разница между стажером и спецом +5, +10 - это честно говоря вообще ни о чем.
EugeneSemyonov; pvl_mksv; +2 Ответить
24. DanDy 55 14.09.22 15:20 Сейчас в теме
(12) Попробуйте объяснить это стажёру))) Когда у него было 25 а ему тут 35 предлагают например
AllexSoft; +1 Ответить
17. VooDOOPRo 14.09.22 12:41 Сейчас в теме
(9)
Ну а дальше уже что-нибудь из списка в статье, ну или беготня с одного места работы на другое пока новый работодатель одупляет какого "спеца" он выхватил зарплата капает)))


Знаю таких "бегунов", которые работают в небольших конторках годами!!! И работодатель не "одуплил" кого он взял и в принципе не может этого сделать, так как у него просто нет соответствующих компетенций. Ну не разбирается он во всем этом IT. А бывает так, что работодатель просто счастлив от осознания того, что платит этому спецу чуть меньше рынка))) Ну а задачи худо бедно решаются))) Бухгалтер доволен))) Благо в таких конторах, как правило, больших проектов не бывает))) А потом вот такой программер делится опытом со своими друзьями, и друзья начинают кодить и ищут подобные конторки. Кстати, эти люди закрывают вакансии на HH в нижнем зарплатном сегменте. Программеры с "опытом" по 60т.р. в месяц. Это я к тому, что таких много. Я бы сказал, что это большой (если не огромный) сегмент на рынке труда. Не все могут себе позволить программера в штат с ЗП > 100, а очень хочется. Ну и понасмотревшись на таких вот "выживших" народ начинает думать, что курсы ему помогут войти в IT и поднять свою ЗП с 30-40 до 60-80.А при дефиците доступной квалифицированной раб. силы и такие спецы попрут. Вот и вся история.
В общем только ленивый может не выжить)))))
Award; AllexSoft; evgd02; yaguarrr; +4 Ответить
32. yaguarrr 72 15.09.22 07:53 Сейчас в теме
(17)
Скажу больше, таких вот спецов на зп около среднего по региону - большинство, причем когда возникает проект и озвучиваешь рыночную цены, тебе от собственника: ну вот у меня спецы получают столько-то, всем доволен, задачи худо-бедно решаются, а тебе вот на +20+30 на время проекта, смех и грех в общем-то
11. Vary 14.09.22 11:30 Сейчас в теме
Очень хорошая статья, но.
Из собственного опыта, высокие требования к компетенциям как правило свойственны крупным ИТ компаниям, в мелких же не гнушаются и костыльных решений, ну а к штатным программистам в компаниях, далеких от ИТ, вообще основным требованием иногда является умение выстраивать взаимоотношения в коллективе) Поэтому гибкость ума, и постоянное изучение мат части не всегда есть критерий выживаемости , умение разговаривать и производить впечатление, увы может цениться выше прикладных навыков)
Yashazz; AllexSoft; +2 Ответить
13. sojuznik 23 14.09.22 11:52 Сейчас в теме
Очень хорошая статья, с каждым вариантом сталкивался в реальной жизни. Но бывают моменты что человеку немножко не хватает, что б войти в профессию - пожелаем тогда, что б человек стал программистом :)
14. axelerleo 345 14.09.22 12:12 Сейчас в теме
Загадочно, кто статью заминусовал?
Очень все в точку, знаю кухню курсов изнутри, равно как и менторство. Один удивляется, что ничему не научился за 30 занятий (т.к. он кроме часового вебинара больше не делает ровно ничего), другому хватило 5 занятий - просто направить, подсказать как разбираться самому и на что сделать упор.
Так что да - не всех дельфины IT выталкивают к берегу высокой зарплаты, кого-то они-таки уводят на глубину :)
v3132; hanio; user1794823; AllexSoft; olexi2012; Артано; awk; Ali_q; ubnkfl; +9 Ответить
16. ubnkfl 14.09.22 12:22 Сейчас в теме
(14)
Загадочно, кто статью заминусовал?

Некоторые минусуют чисто автора. Ну, как животные - просто инстинкт и не более.
EugeneSemyonov; mvxyz; Award; AllexSoft; koshkarov; starik-2005; Артано; t278; zadoy; VAAngelov; +10 Ответить
27. Dipod 114 14.09.22 20:23 Сейчас в теме
(14) О, я так первую игру на Юнити написал. Причём достаточно сложную. С мультиплеером, ботами и т.п. Посмотрел недельку курс по Юнити и вперёд. Что непонятно - нагуглишь. До этого я ни Юнити, ни C# не знал. Года три назад самостоятельно пробовал изучать C++. А так я программист 1С.
axelerleo; +1 Ответить
15. ubnkfl 14.09.22 12:21 Сейчас в теме
Полностью согласен. Но моя ошибка выжившего - начинал я с курсов Гилёва (одолжив денег на покупку), и только после этого пошел стажером во франч. База, заложенная его курсами, была прекрасным фундаментом. Сейчас 12+ лет в профессии.
PAVI; VAAngelov; +2 Ответить
20. pvl_mksv 20 14.09.22 13:43 Сейчас в теме
(15) Это не ошибка, а ответственный подход, ИМХО. Я во франч шел без курсов, но с опытом ведения учета и небольшим опытом 7.7 и 8.3, вот это точно ошибка выжившего ))))
19. kser87 2470 14.09.22 13:40 Сейчас в теме
Вошел в профессию когда из ЦИБО МОСТ надо было перекинуть остатки в УПП. Впервые на курсы сходил спустя лет 5 работы в профессии.
VAAngelov; +1 Ответить
22. smit1c 106 14.09.22 15:07 Сейчас в теме
Говорят, сын маминой подруги уже прочитал статью на хабре...
25. SerVer1C 815 14.09.22 16:13 Сейчас в теме
Из реальной жизни: мои подруги решили войти в айти - прошли курсы по программированию на 1С во франче. На этом их карьера программиста и окончилась...
28. Dipod 114 14.09.22 20:25 Сейчас в теме
(25) У меня наоборот было :-) Жена была кредитным специалистом в банке. Прошла курсы по программированию 1С и успешно перешла во франч работать программистом.
hanio; zyuzja; starik-2005; +3 Ответить
26. RustIG 1747 14.09.22 18:06 Сейчас в теме
...как-то обидно читать про невыживших... с одной стороны такой же был 14 лет назад - ничего не знал, не понимал-по настоящему я расцвел только через 5 лет, все эти 5 лет у меня были разные наставники... с другой стороны, читая резюме (начинающих) желающих работать программистами 1С, можно удивиться, что люди без профильного образования или без должного профильного опыта желают попробовать себя в 1С.
Раньше не было СкилБокса и подобных курсов (Яндекс-курсов), после которых людей трудоустраивают. А сейчас есть надежда, что у всех у нас есть шанс...
29. Petr54-ru 92 15.09.22 05:40 Сейчас в теме
У Ивана в этой статье заход в тему не с той стороны.

У меня соответствующий опыт есть, я воспользовался кризисом 2008 года, чтобы уйти из белых воротничков в синие. Двинул в 1С, хотя хорошо понимал, что 1С это гетто, поскольку ресурсов на то чтобы например стать нормальным java developer не было.

До этих дел я трудился в системной интеграции, и хорошо разбирался в технологиях учета товародвижения, и прочих, связанных с бизнесом дел. Я уже обладал пониманием предметной области.

На мой взгляд, для того чтобы "уйти в айти", у человека изначально должны быть нужные для этого дела качества - во первых, мозги должны быть приспособлены к работе с абстракциями, во вторых, - у человека должна быть адовая усидчивость. Без этих морально-боевых качеств даже пытаться не стоит.

С другой стороны, нужна финансовая подушка и понимание и поддержка этого дела со стороны семьи. Причем понимание в семье может быть основано не обязательно на материальных перспективах. Например время летит быстро, и если продолжать быть "зайчиком-энерджайзером" на линии, то есть серьезные шансы допрыгаться и выйти в тираж. А "прессовать батоны", будучи синим воротничком можно до гробовой доски.

Размер финансовой подушки напрямую зависит от возможностей поддержки со стороны семьи.

Я вот сперва автоматизировал магазин на УТ 10.1 - из оборудования там было принтер штрих-кода, ФР, дисплей покупателя, сканера, ТСД. Потом сразу пошел на авторизированные курсы 1С, в объеме 80 часов. На мой взгляд это было весьма полезно, хотя буквально через год вышла новая платформа 8.2 и пришлось на бегу переучиваться.

Знаю немало ушельцев, которые "ушли в ИТ", невестка вот моя воспользовалась декретным отпуском, чтобы перековаться из врачей аллерологов в разработчики. Ей пару месяцев назад одновременно предложили выйти из декрета на прием врачом-аллергологом за 30 тыр в месяц и платную стажировку на позиции джуниора за 35 тыр. Мы дружно невестку в этом начинании поддерживаем и одобряем.
Stylo; EugeneSemyonov; lunjio; AllexSoft; a_a_burlakov; vano-ekt; +6 Ответить
30. Артано 795 15.09.22 07:10 Сейчас в теме
Иван, большое спасибо за статью! Часто приходится объяснять людям, что разработка это, в первую очередь ежедневный труд и шальных денег здесь нет. Сейчас же, можно просто дать ссылку на статью. Хорошая работа!
Астиг; +1 Ответить
33. qazaz2 17 15.09.22 08:13 Сейчас в теме
Автору спс. Да я оказывается просто редкий красавчик)
34. maksa2005 550 15.09.22 08:24 Сейчас в теме
Из опыта. Пришёл в франч. Бросили сразу в бой на автоматизацию кафе. Вот тебе книга - изучай. Автоматизацию ввел. Подключил. Настроил. Проработал не долго - 4 месяца и ушел на вольные хлеба. Первая зп 5-7 тыс. с компании в месяц. Рос опыт с ним и зп) Эх были времена, когда за такие деньги горы ворочал и ночью не спал))
AllexSoft; a_a_burlakov; +2 Ответить
35. quazare 3800 15.09.22 08:41 Сейчас в теме
(34) это закономерность - любой профессионал будет работать на себя либо как-то комбинировано, а не кормить всяких бездарей... это называется сотрудничество.
36. maksa2005 550 15.09.22 08:45 Сейчас в теме
(35)Сейчас работаю на себя + в крупной строительной компании. т.к. в процессе появление ковида 2019 многие соскочили с аутсорсинга со ссылкой: у нас все работает. Будет проблемы - наберем)
37. AneJIbcuH 40 15.09.22 09:02 Сейчас в теме
Помню свои начинания: франч, первые три месяца обновления и изучение (зп 3 - 6 т.р.), потом ещё более, чем полтора года зп 15- 20 тыщ.
Вообще, какое-то понимание пришло, что я прям спец, через лет 5.
А тут, приходят новички в компанию (в отдел ИТ), типа я хочу стать специалистом по 1С, но за хороший оклад, а я такой: "Что так можно было?".

Однажды знакомый сказал, что мы- программисты занимаемся околонаучной деятельностью. Не, ну правда же, надо иметь мозги, чтобы "войти в ай ти".
38. gendal 10 15.09.22 12:26 Сейчас в теме
"Вхождение в ИТ" - это сейчас новый фетиш, как "юристы-экономисты" лет 30 назад, однако на курсах не предупреждают, что это тяжелый интеллектуальный труд, к которому не каждый способен. И зачем всем в ИТ? Скромный плиточник в Мск сейчас 150 тр получает.
39. Petr54-ru 92 15.09.22 12:52 Сейчас в теме
(38)
И зачем всем в ИТ? Скромный плиточник в Мск сейчас 150 тр получает.
Не у всех здоровья хватит таскать коробки с плиткой и кермаогранитом и мешки с сухими смесями ворочать. Плюс ко всему, конкурировать на рынке труда с гастарбайтерми, это сомнительные перспективы.

Я во студентах, летом вписался в универовский стройотряд на кирпичный завод, (уже после армии кстати), отработал там садчиком полтора месяца и хорошо поднял бабла, после чего решил что больше руками зарабатывать на жизнь не буду, только головой.
SergeyTerentyev; Aggressorak; lunjio; AllexSoft; asupsam; +5 Ответить
56. tkv44 19.09.22 14:37 Сейчас в теме
(39)
Не у всех здоровья хватит таскать коробки с плиткой и кермаогранитом и мешки с сухими смесями ворочать. Плюс ко всему, конкурировать на рынке труда с гастарбайтерми, это сомнительные перспективы.

Хорошие плиточники ничего никуда уже не ворочают. Просто отказываются это делать. Либо своих грузчиков предлагают, либо нанять самостоятельно.
40. Serg O. 297 15.09.22 13:49 Сейчас в теме
Как всегда - интересно почитать. Иван молодец!

С начала пандемии (уже 2 год подряд! а то и раньше) - везде и всюду (в интернете особенно и даже по телеку!)
атакуют всякие разные СкиллБоксы и прочие курсы-перекурсы!

Сулят каждому! (повар ты или грузчик не важно какой возраст 17 или 70 лет )
ВСЕМ прям по 150-200 тыс. рублей заработка сразу после или даже во время курсов!?

причём курсы всякие "странные" Java, JavaScript (без разницы?!), Data Scientist ...GameDev !?
всяким "модным" языкам учат Pyton, Си всякие: С++, С#, F# и т.д.
и никаких курсов 1С они кстати НЕ предлагают,
топ-100 американских "популярных языков" насмотрелись видимо...

прям за 3-4 месяца тебя "всему научат" - то, что другие люди по 10-20 лет изучают и до конца не знают.

Особенно горько понимать, что людей просто разводят и нагло обманывают,
вытягивая последние гроши из людей, которых сократили или уволили в пандемию!
Наживаются на чужом горе буквально!
А тут - работай на удалёнке себе -прям из дома или на Багамах - где хочешь!????
и нажимай себе на кнопочки клавиатуры - зашибись лафа прям несбыточная.

Никто им не говорит что грош цена таким курсам на рынке труда.

Переобучение конечно имеет место быть, но на практике... я таких не видел ни разу!
1-2 из 1000 или 10 тыс. может быть вольются на уровне "Джуниора"
и им возможно повезёт и с ними будут нянькаться на их работе
и "всему научат" на реальной работе.
SergeyTerentyev; +1 Ответить
41. starik-2005 3087 15.09.22 16:32 Сейчас в теме
(40)
люди по 10-20 лет изучают и до конца не знают
Так все меняется - все знать невозможно, но зная базовые механизмы, вполне можно разобраться.

Вот Иван говорит, что нужно очень много изучать чуть ли не ежедневно. Но все зависит от того, формируется у знаний система или нет. Если формируется, то следующий камень в нее вложить куда проще, чем найти место на бессистемном нагромождении фактов. А современное образование - это просто попытка впихнуть в черепную коробку как можно больше теоретических знаний и практический кейсов, которые мало связаны друг с другом.

По поводу того, что придется копаться в чужом коде - это действительно так. И многие почему-то считают, что это в любом случае будет "говнокод", Так вот я, например, давно уже совсем уж говнокода не видел. Да, есть проблемы с форматированием, именованием переменных, функций, множество параметров которых вводят в некоторое замешательство. Но вот любой код, который я смотрю, всегда в конце концов оказывается вполне логичным и весьма достаточным при приемлемым уровнем цикломатической сложности и избыточности.

Мне кажется, что важно входить в ИТ последовательно, формировать систему понятий, разбираться и в методах кодирования (которые вообще ограничены присваиванием и ветвлением), и в предметной области. И когда становится понятно, что хочет пользователь, становится понятно и то. почему код был написан так, как он написан. И даже если кажется, что он (код) написан плохо, то тут вопрос часто не к логике, а к форматированию и поименованию. Поменяй имена переменных, расставь горизонтальные и вертикальные пробелы, и часто даже кажущийся жутким "говнокодом" код становится куда лучше, чем код типовых (там, поверьте, куча мест, где логика отдыхает).
m_aster; mvxyz; chernyakai; ubnkfl; kalyaka; +5 Ответить
44. Petr54-ru 92 16.09.22 06:07 Сейчас в теме
(40)
Особенно горько понимать, что людей просто разводят и нагло обманывают,
вытягивая последние гроши из людей, которых сократили или уволили в пандемию!


Я не согласен с вами, на нормальных курсах все по-честному. Те, кто не тянут, те отсеиваются в процессе. Платить можно по частям, и если адепт поймет, что не тянет, тот соскочит с минимальными потерями. На этих нынешних приличных курсах, которые обещают трудоустройство, надо самостоятельно выполнять лапками очень большой объем работы и надо понимать, что "в фоновом режиме" успешно закончить такие курсы не реально. Этому делу нужно бездну времени. В интернетах полно отзывов на курсы, можно понять "кто есть ху".

Если у человека есть нужные для этого дела качества - я про это тут в каментах выше написал (это мозги способные работать с абстракциями и адовая усидчивость), если в семье есть поддержка и есть бабло под эту программу и время, то такие курсы - это оптимальное решение. У меня невестка через это прошла, у ребенка половина друзей таким способом перековалось из инженеров машиностроителей в разработчики.

Мой ротный командир в сержантской учебке обычно говорил - "Сынок, ты сколько уже в армии? Пять месяцев? В цирке, гималайского медведя за полгода учат на причинном месте тарелки вертеть!" Без мотивации тоже далеко не уедешь.

И да, задача курсов натаскать до уровня джуниора, а уровень джуниора - это ни разу не нулевой уровень. Загуглите "Что нужно знать для Junior C++?" На Хабре полно подобных статей.

Есть 1С ютубер Илья Леонтьев, он относительно недавно ушел с 1С в python developer - у него есть в тему перехода несколько занимательных стримов, которые на эту кухню свет проливают.
42. capitan 2507 15.09.22 20:17 Сейчас в теме
Вспоминается...
«Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность», - писал российский революционер Владимир Ленин
Поправлял автора на хабре, но он перепостил сюда слово в слово
Очень интересная и правильная ссылка на труды Нассима Талеба или Даниэля Канемана про ошибку выжившего. Она прекрасна, но тема статьи с ней и рядом не валялась.
Возьмем спорт. Никому не интересны неудачники, если только они не лупят стулом по голове чиновников в кафе. Всем интересны чемпионы, как минимум призеры.
И в ДЮСШ не висят плакаты районных алкашей, которых немеряно прошло через эти залы и кануло в лета. Там висят плакаты тех, кто чего то добился.

Это не ошибка выжившего, это называется мотивация.
EugeneSemyonov; lunjio; smit1c; +3 Ответить
43. starik-2005 3087 15.09.22 22:08 Сейчас в теме
(42)
и кануло в лета
Лета, сдается мне, была речкой, текущей в загробном мире. Мне о ней одна начальница одного отдела на одной из моих работ рассказала. Я ж без образования. Смотрю, не один я. Я до этого про Стикс только знал, да и то со слов Зорича, а "ему" вообще верить нельзя - "он" же фантаст )))

ЗЫ: про Лету тексты куда древнее Владимира Ильича, с которым меня попросил один джентльмен сфотографировать с седой уже главой днесь.
45. RustIG 1747 16.09.22 11:01 Сейчас в теме
Коллеги, комментарии ваши читать очень интересно. У Ивана своя мысль - тоже интересна, он ведь работает с начинающими, я так понимаю. Как вы считаете, новички будут читать эту статью? Или ее прочитают только прожженные?
Когда я искал куда устроиться в 1С - яндекс выдавал только одну компанию, которая больше всех платила яндексу за рекламу. Через год, когда искал куда перейти - тоже особого понимания яндекс не давал - выдал пару крупных фирм-франчайзи. Только став партнером фирмы 1С, я узнал, что есть список фирм-партнеров.
По моим наблюдениям и опросам своих бухгалтеров - никто об этом списке не знает.
Полагаю, что и новичкам будет удобнее "стартануть", разослав свои резюме всем бех исключения фирмам своего города. Им больше поможет именно такой подход - дать им удочку, а не обсуждать тут оправдания.
VKuser96190353; +1 Ответить
46. Светлый ум 415 16.09.22 12:15 Сейчас в теме
Плюс за этот пункт и его вперед всего поставить:
- После универа все программировали по-маленьку, но мясорубку во франчайзи выдержало человека 3 из 30

"Одна из распространённых ошибок – неправильный выбор места старта. Бывает не та компания или даже не тот отдел. Тут ничего особо страшного, надо лишь внимательно слушать рассказ интервьюера о компании и не бояться высказывать свои желания."
47. smit1c 106 16.09.22 12:27 Сейчас в теме
в своё время начинал с двух книг:
1. основы бух учета
2. основы программирования в 1С
Причём во франч меня не брали пока не сдам внутренний экзамен по основам бухучета.
52. ubnkfl 16.09.22 21:44 Сейчас в теме
(47) франч назывался 1С Бит. А курс вел Коля Подобрий? ))
53. lunjio 67 17.09.22 13:11 Сейчас в теме
(52)
Вот где, где, а в Первом Бите в 2014 помню брали, кто хоть какой-то логикой обладал, повыше чем у попугая Ары или шимпанзе )
55. smit1c 106 19.09.22 10:14 Сейчас в теме
(52) нет, франч был маленький региональный.
54. RayCon 745 18.09.22 13:59 Сейчас в теме
Иван, на этот раз получилась весьма добротная статья. Спасибо!
Только маленькая просьба: дай ссылки на "использованную литературу". Шутка. :) На те книги Нассима Талеба и Даниэля Канемана, что предлагаешь почитать.
57. user596529_a-ivashenko60 22.09.22 14:34 Сейчас в теме
Как-то мне задали вопрос. Хочу переучиться на программера, как думаешь смогу ли? Ответил. Если сможешь решить следующую задачу (путем написания алгоритма без привязки к конкретному языку с помощью простых операторов: присвоение, цикл, условный оператор), то программистом станешь. Задача такая. Есть шахматная доска. 8 на 8 белых и черных клеток. Есть восемь ферзей (как они ходят мы знаем). Надо расставить восемь ферзей на доске так, чтобы они не били друг друга.

Может быть я слишком напугал народ такой задачей?

Сын решил ее и еще пересчитал все варианты расстановки ферзей - оказалось (кажется) 92.
unknown181538; +1 Ответить
58. German 413 28.09.22 12:38 Сейчас в теме
(57) Я программист 25 лет - и то голова заболела от вашей "задачи".
Мягче нужно быть, вам с сыном
EugeneSemyonov; ubnkfl; vshish; +3 Ответить
Оставьте свое сообщение