В процессе работы предприятия мы несем краткосрочные и долгосрочные затраты. Что-то мы сразу и целиком влючаем в себестоимость услуги, изделия, а что-то необходимо как-то распределять, на какую-то партию или во времени. Например: купили мы холодильник для мороженного, если всю его стоимость мы включим в первое проданное мороженное, то либо у нас его никто не купит по цене холодильника, либо мы будем считать что продали его с огромным убытком. На самом деле мы знаем что холодильник отработает несколько лет и его стоимость окупится проданным за это время мороженным. Т.е. основываясь на ЗДРАВОМ СМЫСЛЕ и желании получить как можно более точную себестоимость проданного мороженного мы разделим стоимость холодильника на срок его эксплуатации (возможно сезонный, или по объему произведенного холода (продукции)) и получим именно те затраты, которые уже можно включить в проданное нами в этом периоде (для бухучета минимальный период месяц) мороженное. Этот процесс включения в себестоимость называется АМОРТИЗАЦИЯ.
Есть определение: "Основные средства переносят свою стоимость на готовые изделия, услуги постепенно по мере износа". Вот это определение и сформировалось в результате желания получить наиболее точную, оптимистическую сумму себестоимости.
То есть есть что-то мелкое что мы можем включить в себестоимость конкретной единицы учета и есть что нужно распределять на несколько единиц, и возможно по нескольким периодам времени.
Некоторые распространенные категории для распределения: основные средства, МБП (малоценные быстро изнашивающиеся(по сравнению с ОС предметы), спецодежда, нематериальные активы (у которых либо нет материального наполнения либо стоимость материалов незначительна), расходы будущих периодов. Все это мы приобретаем, а потом частями в себестоимость. Есть еще примерно такая же категория - "фонды","резервы". Только тут мы сначала какую-то сумму добавляем к себестоимости, а затем уже несем затраты из этого фонда, например на капитальный ремонт. Но как говорится: "от перестановки мест слогаемых сумма не меняется".
При учете Основных нам требуется учитывать и сумму основного (балансовая стоимость), и сумму перенесенной стоимости (амортизацию). В связи с этим используются счета "01"-Основные активный, накопление по Дт (ну естественно ведь ОС наши активы) и "02"-Амортизация пассивный накопление по Кт (т.к. мы накапливаем то, что уменьшает наши активы). Дт01 минус Кт02 - остаточная стоимость.
При переносе стоимости долгоиграющих активов, да и любых активов мы их добавляем их в Дебет 20-ых (двадцатых и не только) счетов. Этот процесс напоминает изготовление фигурок из гипса. Сначала мы замешиваем раствор, столько-то гипса из большой кучи, столько-то воды из бездонного крана, а затем разливаем по формочкам, или в нашем случае Кредитуем 20-е счета (количество этапов может быть разным и учитываются этапы либо по счетам, либо по их аналитическим разрезам (разрезам для учета по подразделениям, складам, видам затрат и т.п.) ).
Для ОС это может быть Дт20Кт02 на сумму балансовой стоимости разделенной на количество месяцев использования. Главное не номер счета, а что на конкретном предприятии подразумевается под ним. А схемы ведения учета прописаны в учетной политике и приложениям к ней или в голове у бухгалтеров.
Факт не должен расходиться с учетом. Если мы приобрели что-то ценное, то это еще не ОС пока оно не введено в эксплуатацию. Если "железяка" стоит без дела, то амортизация тоже не должна начисляться. А если амортизация начисляется, то должна точно туда, где она используется. Например: если здание используется для разных целей, то применяя здравый смысл требуется разбить сумму амортизации по счетам и аналитике назначения.
С МБП (долгоиграющими материалами) примерно тоже. Только там не нужно хранить отдельно балансовую, отдельно перенесенную сумму, поэтому там сразу кредитуется счет хранения материала и уменьшается его балансовая стоимость. А цифры для расчета сумм списания хранятся отдельно.
Похожая картина и с РБП(расходами будущих периодов). Мы сначала например оформили подписку и заплатили всю стоимость. А в затраты будем включать постепенно, по мере получения подписных материалов. Для хранения таких расходов есть счет 97, который ежемесячно будет отдавать часть накопленных активов, увеличивая себестоимость текущего месяца.
Схематично примерно таже картина с фондами. Ежемесячно мы начисляем их на Кт96 счет в разрезе целей создания дебетуя 20-е счета. Затем при необходимости изымаем. При использовании фондов важно понимать, что мы заранее увеличиваем себестоимость и когда наступят реальные затраты случайно не включить их повторно в себестоимость.
Вроде для знакомства с амортизацией все.