Для начала немного теории, прежде, чем строить выводы:-)
«Одним из наиболее важных компонентов поведения любого животного является поддержание энергетического баланса организма. В самом простом виде эта поведенческая аксиома сводится к стремлению постоянно уменьшать энергетические затраты… Исключение составляют формы поведения, связанные с размножением. У высших приматов и человека реализация этого простого поведенческого принципа крайне осложнена крупным мозгом, играющим существенную роль в общих энергетических затратах организма.»
Не вдаваясь в подробности, «попробуем оценить реальную долю энергии, потребляемой мозгом приматов. Для высших приматов и человека она составляет примерно 8-10% от потребностей всего организма. Когда организм неактивен, эта величина более или менее постоянна, хотя может существенно колебаться у крупных и мелких приматов. Однако даже эта величина непропорционально велика. Мозг высших приматов и человека составляет 1/50-1/100 массы тела, а потребляет 1/10-1/20 всей энергии – в 5 раз больше, чем любой другой орган. Это несколько заниженные цифры, поскольку только потребление кислорода составляет 18%. Прибавим расходы на содержание спинного мозга и периферической системы и получим примерно 1/7-1/10. Следовательно, в неактивном состоянии нервная система высших приматов потребляет от 10 до 15% энергии всего организма.
Теперь рассмотрим ситуацию с активно работающими мозгом и периферической нервной системой. По самым скромным оценкам, энергетические затраты только одного головного мозга возрастают более чем в 2 раза. Учитывая генерализованное повышение активности всей нервной системы, можно уверенно предположить, что около 25-30% всех расходов организма приматов приходится на ее содержание. Активное состояние нервной системы крайне невыгодно приматам. Затраты на поддержание активной работы мозга становятся сопоставимы с расходами на двигательную активность. Это противоречит основным принципам экономии энергии и может вызвать гибель животного. У людей чрезмерная активность мозга на протяжении 2-3 недель приводит к известному неврологическому синдрому, условно называемому «нервным истощением». Подобные причины гибели приматов в небольших социальных группах многократно описывались как в условиях дикой природы, так и при искусственном содержании. Животные погибали без видимой физической причины. Они вначале проявляли гиперактивность, затем контакты с членами группы уменьшались и особь оказывалась в социальной изоляции. Формальной причиной гибели животных становилось отчуждение от группы или хронический конфликт с доминирующими особями. Реальная причина коренится в том же «нервном истощении», которое характерно и для человека. Животное пытается решить всеми доступными способами нерешаемую биосоциальную задачу, что приводит к длительной активизации как головного мозга, так и всей периферической нервной системы. В этой ситуации обезьяна использует как инстинкты, так и накопленные формы индивидуального поведения. Иногда получается создать настолько необычную ситуацию, что животное возвращается в сообщество и даже меняет уровень доминантности. Однако – это исключение из правил. Обычно среди шимпанзе и горилл результат отчуждения одной особи довольно предсказуем. Тратя 30% всей энергии, мозг такого изгоя быстро истощает организм, что резко снижает шансы животного выжить. Для приматов последствием такого напряжения неизбежно становится гибель, а для человека длительное, но часто безуспешное, лечение.
Следовательно, активная работа ассоциативных центров головного мозга для приматов и человека выглядит довольно сомнительным поведенческим выбором. Гигантские расходы на работу мозга ставят особь на грань гибели и блокируются всеми возможными физиологическими способами. Иначе говоря, «думать», в обиходном смысле этого слова, крайне энергетически не выгодно. Поэтому организм всеми способами пытается избежать этого процесса. В ход идут все отработанные в ходе эволюции приемы: от химической стимуляции эндорфинами бездеятельности мозга до глубоких вегетативных расстройств желудочно-кишечного тракта при излишней задумчивости.
Таким образом, у высших приматов и человека сложилась парадоксальная ситуация в физиологии центральной нервной системы. С одной стороны, крупные приматы обладают большим мозгом с развитыми анализаторами и ассоциативными центрами. Вес головного мозга шимпанзе может достигать 450 г, оранга – 480 г, а гориллы – 550 г. Казалось бы, мозг такого размера способен решать крайне сложные задачи. Однако этого не происходит даже у большинства людей со средней массой мозга в 1320 г. Существует первое физиологической препятствие делающее двойственным поведение всех высших приматов и человека. Оно состоит в энергетических ограничениях продолжительной работы мозга. Большой энергозависимый мозг не может интенсивно работать столько, сколько хочется его обладателю. Если возбужденный примат заставит свой головной мозг долго и интенсивно работать, то организм просто погибнет. Поэтому бездеятельность называемая «ленью» или праздностью является не результатом социальной эволюции, а элементарным условием выживания организма с крупным энергозависимым мозгом. По той же причине заставить активно работать ассоциативные центры головного мозга человека крайне сложно. Даже при условии социального изобилия пищи, репродуктивном успехе и гарантированной доминантности невозможно убедить мозг начать активно тратить бесценные ресурсы организма. На стороне «ленивого» мозга оказываются миллионы лет успешной эволюции, а на стороне рассудочной деятельности – запас еще не съеденной пищи в холодильнике. Это неравноценная борьба мотиваций обычно заканчивается в пользу древних аргументов, а творческое мышление остается редким явлением.»
Зачем я заставил Вас все это прочитать? Чтобы Вы более спокойно приняли следующие мои наблюдения:
1. Директора отделов, IT-директора, TOP-менеджмент, высокооплачиваемые консультанты, все эти представительные дяди и тети, в шикарных дорогих костюмах, ездящие на хороших тачках, добившиеся высокого социального статуса в обществе и в коллективе фирмы – это «сытые и сонные обезьяны», которые не будут затрачивать лишнюю энергию на творческое мышление, пока им ничего не угрожает (увольнение, понижение, снижение уровня доминантности в коллективе, банкротство фирмы и т.п.). Это бесполезный балласт на пути прогресса и прорыва. Более того, если в этом статусе они находятся уже достаточно долго, то их возможности творчески мыслить ослабли, атрофировались, превратились в хитрость, «жизненный опыт», «умение общаться с людьми»:-) Они могут в лучшем случае поддерживать и сохранять, но творить и создавать им уже не дано:-)
2. Рядовые пользователи – глупы и недалеки? Господа программисты и разработчики, они заложники своей природы, куда им деться, бедным приматам, от «древних аргументов» природы?:-) «… все приматы предпочитают что-то быстро сделать физически, но избежать даже начала любой мыслительной деятельности.»
3. А вот нам следуем лучше знать особенности нашей природы, понимать, что мы счастливое исключение из правил, некоторые из нас, во всяком случае, и понимать, что «мозг можно эффективно использовать от случая к случаю, но не перегружать постоянно. Он эффективен для решения любых сложных проблем, но время его использования ограничено энергетическими запасами организма». Именно поэтому бывает так, что мы можем большую часть рабочего дня «валять дурака», а за час-два под конец дня проделать всю работу, которую собирались делать весь день:-)
«Примерно так и работает головной мозг приматов. Он включается только для решения сложных задач…» и на короткое время, «…а в повседневной жизни работает не лучше мозга бурозубки.»
Конечно, из всех правил, есть исключения, как бы редки они не были:-)
Все еще не верите, более детально ознакомиться с теорией Вы можете тут:
С.В. Савельев «Двойственность поведения приматов»
http://www.ethology.ru/library/?id=262