Холодный расчет: Почему рынок 1С больше не верит в резюме и как ИИ изменил правила игры

12.01.26

Сообщество - О жизни

Эра "богов конфигуратора" в 1С безвозвратно ушла. Рынок переживает тихую революцию: ИИ и особенно встроенный в EDT 1С:Напарник, радикально меняют ценность специалиста. Простое умение кодить стремительно дешевеет, а способность решать комплексные бизнес-задачи и нести ответственность, наоборот, взлетает в цене. В статье - честный разбор новой иерархии: кого ИИ заменит, кого усилит и почему компаниям выгоднее платить 400 000 руб. одному эксперту, чем по 100 000 руб. четверым джунам. Разберем, как выжить и преуспеть в эпоху "холодного рынка".

Эра "богов конфигуратора" прошла: Почему рынок 1С больше не верит резюме и при чем здесь ИИ?

Последние пару лет рынок 1С в России переживает самую тихую, но, возможно, самую важную трансформацию за всю свою историю. Если раньше правила игры были прозрачными: есть джун, есть мидл, есть синьор, а есть "бог конфигуратора", который делает ERP одной рукой, а кофе другой, то сегодня границы окончательно размылись. Деньги перестали платить за стаж и красивые аббревиатуры в профиле. Мы вошли в эпоху жестокого фильтра, который пропускает только тех, кто способен решать бизнес-задачи в условиях реальной промышленной эксплуатации. "Просто кодить" стало дешевым товаром. "Уметь внедрять и брать на себя ответственность" - бесценным активом.
 

Анатомия "холодного рынка" или почему резюме больше не работает?

Многие отказываются это признавать, но мы официально живем в условиях рынка работодателя. Характер спроса на 1с специалистов изменился кардинально.

  • Цунами входного шума
    Армии выпускников различных курсов создали колоссальный шум на входе. HR-отделы просто завалены однотипными резюме, где за фразой, что человек знает 1с, не стоит ничего, кроме пары решенных задач из учебника. Рынок напоминает переполненный бассейн, куда безостановочно льют воду, а сливное отверстие осталось прежним. Рекрутеры тратят 90% времени не на поиск алмаза, а на отсев песка.

  • Эрозия дефицита
    Кадровый голод сохранился только на вершине - среди архитекторов и экспертов. В основании пирамиды предложение давно превысило осмысленный спрос. Дефицит качественных кадров сменился избытком доступных и ни кому не нужных "специалистов"

  • Фактор ИИ, как точка невозврата

    Нейросети перестали быть игрушкой. ИИ свободно пишут типовые запросы и процедуры быстрее и чище, чем средний стажер. Это выбило почву из-под ног у тех, кто привык продавать свои человеко-часы за рутинный код. Но главный удар - это не абстрактные чат-боты, а 1С:Напарник, встроенный прямо в EDT.

    Здесь нужно остановиться отдельно. 1С:Напарник - это не просто "еще один ИИ". Это системный сдвиг. Это значит, что сама среда разработки теперь обладает "интеллектом", который знает контекст вашего проекта, понимает структуру БСП и типовых конфигураций. Он не просто генерирует код по запросу, он предлагает архитектурно верные решения, соответствующие стандартам платформы. Для работодателя это приговор: зачем платить человеку за три часа написания типового модуля, если Напарник делает это за 30 секунд? ИИ стал новым "ситом" на техническом собеседовании. Если вы не умеете с ним эффективно взаимодействовать (промпт-инжиниринг) - вы уже проиграли в скорости и качестве.

 

Три лика современного специалиста: от расходного материала до стратегического актива

Уровень 1. Кодер на доверии

  • Цена вопроса: 50-90 тыс. руб. (Москва), 40-65 тыс. (регионы).

  • Суть: Выпускник курсов или специалист с опытом до года. Знает, чем СправочникОбъект отличается от СправочникСсылка, может создать форму. Технический маркер - пишет запросы в цикле, не думает об индексах.

  • Кейс из жизни: Джун добавляет в документ новый реквизит через ПриПолученииДанных с циклом и запросом для каждой строки. Итог: список из 1000 позиций грузится 2 минуты, работа отдела продаж встает.

  • Влияние ИИ (и Напарника): Самая уязвимая категория. Их ценность - в написании простого кода по ТЗ. Именно эту функцию теперь дешевле, быстрее и надежнее выполняет ИИ. Вывод для работодателя: растить такого специалиста 2 года стало экономически нецелесообразно. Проще нанять одного сильного мидла и дать ему в помощь Напарника.

Уровень 2. Фундамент и мозг системы.

  • Цена вопроса: 180-300 тыс. руб. (Москва), 120-210 тыс. (регионы).

  • Суть: Это уже не программист, а бизнес-аналитик с навыками кодинга. Его ценность - в понимании что делать и зачем. Он переводит слова бухгалтера или кладовщика на язык метаданных и бизнес-логики.

  • Технический стек: Глубокое владение СКД (Система компоновки данных) - умение делать сложные отчеты с вычисляемыми полями и собственными макетами без изменения структуры конфигурации. Понимание работы блокировок: умение разделять транзакции и использовать управляемые блокировки. Умение строить интеграции: знание форматов JSON, XML, понимание разницы между REST и SOAP, умение отлаживать HTTP-соединения. Знание БСП (Библиотека стандартных подсистем) - он не изобретает велосипед, а использует типовые механизмы для работы с файлами, почтой или журналом регистрации.

  • Фактура ответственности: Специалист этого уровня понимает, что 1С -это не про код, а про учет. Если бухгалтер просит "просто разрешить отрицательные остатки", он не делает это молча, а объясняет последствия для себестоимости и налоговой отчетности. Его код - это не просто рабочий набор команд, это "живучий" код с корректной обработкой исключений, подробным логированием в Журнал Регистрации и понятными комментариями для тех, кто будет сопровождать систему после него.

  • Влияние ИИ (и Напарника): Для этого уровня ИИ - мощнейший мультипликатор. Напарник в EDT берёт на себя рутину: написание кода, шаблонов запросов. Это освобождает 30-50% времени, которое мидл может потратить на анализ бизнес-процессов, проектирование и коммуникацию с заказчиком. ИИ не заменяет линейного спеца - он сделает его в разы эффективнее.

Уровень 3. Человек, который думает ландшафтами.

  • Цена вопроса: 350-550+ тыс. руб. (Москва), 250-400 тыс. (регионы).

  • Суть: Этот человек проектирует среду, в которой будут работать другие. Он отвечает за то, чтобы при 500 одновременных сессиях система не падала, а обновление конфигурации не останавливало бизнес на сутки.

  • Технический маркер (Expert 1C): Анализ техжурнала (ТЖ) и логов SQL-сервера для выявления неоптимальных запросов. Тонкая настройка СУБД (индексы, планы запросов, статистика, дефрагментация). Свободное владение промышленным стеком: Git (Gitsync/EDT) для версионного контроля, CI/CD для автоматизации релизного цикла, автотесты (Vanessa Automation) для минимизации регрессионных ошибок.

  • Фактура принятия решений: Он решает, внедрять ли новую ERP или остаться на старой, как развернуть отказоустойчивый кластер, как легаси-код превратить в поддерживаемую систему.

  • Влияние ИИ (и Напарника): Для архитектора ИИ - это продвинутый исследовательский инструмент. С его помощью можно быстрее проанализировать код, сгенерировать прототипы сложных алгоритмов или получить варианты решения узкой технической проблемы. Но итоговое решение, оценку рисков и ответственность за них несет только человек. Напарник для его умный ассистент, но не заместитель.

  • Кейс из жизни: Крупный ритейлер страдает от того, что расчет себестоимости в конце месяца длится 20 часов. Он анализирует структуру метаданных, находит "узкое место" в распределении затрат (например, избыточные обращения к итогам в цикле или неявные преобразования типов в запросах SQL), переписывает алгоритм на использование временных таблиц и прямых запросов через менеджер временных таблиц, сокращая время расчета до полутора часов. Экономия для бизнеса - колоссальная, так как отчетность теперь сдается вовремя, а сервер не "лежит" сутками.
     

Инструментарий 2024-2025: "Тревожный чемоданчик" без компромиссов

Если вы хотите расти в цене, забудьте про один только Конфигуратор. Современный стек - это знак принадлежности к профессиональной лиге:

  1. EDT + 1С:Напарник: Среда на Eclipse - это новый стандарт промышленной разработки. Встроенный напарник - это ваше основное оружие. Умение составлять для него точные промпты (например: "«создай метод с учетом управляемых блокировок для асинхронного получения остатков по складу") - ключевой скилл.

  2. Git (не "знаком", а "владею"): git push, pull, merge, rebase, разрешение конфликтов в XML-файлах - без этого вас не пустят ни в один серьезный командный проект. Ваш код должен быть версионным и прозрачным.

  3. Автотесты (Vanessa Automation): Написание скриптов для проверки бизнес-логики. Писать код без тестов - значит постоянно "тушить пожары" за свои же деньги. Рынок готов платить больше тем, кто гарантирует отсутствие регрессионных ошибок при каждом обновлении.

  4. Docker и контейнеризация (бонусный уровень): Понимание, как упаковать сервер 1С или тестовую базу в контейнер для быстрой развертки сред разработки, становится мощным конкурентным преимуществом в Enterprise-сегменте.

  5. Soft Skills (Человеческий интерфейс): В эпоху ИИ умение внятно говорить, слушать заказчика и договариваться становится дефицитным товаром. Код напишет машина, а понять, что на самом деле нужно бизнесу, может только человек.
     

Жесткая экономика: почему 400к одному выгоднее, чем по 100к четверым

Работодатели стали прагматичными до цинизма. Они считают не зарплаты, а полную стоимость владения (TCO) специалистом.

  • Стоимость ошибки: История джуна, чей код остановил склад на 4 часа и принес убыток в 2 млн рублей - это не страшилка, а обычный четверг. Ошибка эксперта будет стоить дорого, но вероятность ее кратно ниже.

  • Стоимость управления и TCO: Работодатели стали считать TCO (Total Cost of Ownership) - полную стоимость владения специалистом. Вести одного эксперта в 10 раз проще, чем возиться с командой из четырех новичков, которых нужно менторить, контролировать их рабочее время, обеспечивать лицензиями и постоянно переделывать за ними архитектурные "ляпы". Менеджмент - это тоже дорогой ресурс, и эксперт экономит время руководителя.

  • Технический долг: Код джунов - это как кредит под грабительские проценты. Его придется переписывать и это будет стоить в 3-5 раз дороже изначальной "экономии".

  • Скорость реакции: В условиях санкций и меняющегося законодательства бизнесу нужно решение "вчера". Эксперт даст его за день. Команда новичков будет неделю "изучать вопрос".
     

Прогноз на 2026–2027: что останется за бортом?

  1. Трансформация "одинокого волка" в системного игрока: 1С-ник, который "сам себе режиссер, архитектор и тестировщик", становится исчезающим видом. В серьезном бизнесе разработка - это командный спорт, где побеждает не тот, кто быстрее на коленке поправил код, а тот, кто умеет работать по правилам (Git, автотесты и т.д.). "Одиночки" либо становятся элитными консультантами-фрилансерами с чеком за уникальные знания, либо превращаются в "обслуживающий персонал" для ларьков и парикмахерских. Разница лишь в том, что в первом случае вы продаете уникальный опыт, а во втором - просто тратите свое время, конкурируя с армией вчерашних выпускников курсов.

  2. ИИ как фильтр адекватности: Вопрос "Как вы используете 1С:Напарник в EDT?" станет обязательным на собеседовании. Если не используете - вы медленный. Если слепо копируете его код - вы опасный.

  3. Рост спроса на "гибридов": Нужны не "чистые" 1С-ники, а "1С-архитекторы с навыками DevOps", "1С-разработчики с пониманием data-инжиниринга".

  4. Облака и low-code - не угроза, а фильтр: Простые задачи уйдут в конструкторы. Это очистит рынок и сместит 1С-разработку в сторону сложного, высокомаржинального энтерпрайза, где и живут настоящие деньги.
     

Итог: Честный взгляд в зеркало

Рынок 1С повзрослел и поумнел. Он больше не прощает инфантильности. Он стал рынком пользы.

  • Для специалиста: Если вы умеете решать задачи, понимаете бизнес и видите в ИИ (особенно в 1С:Напарнике) союзника - ближайшие годы будут вашей "золотой лихорадкой". Если нет - начинайте учиться. Прямо сейчас.

  • Для работодателя: Гонка за низкой ставкой - путь в тупик. Инвестируйте в качество. Платите одному эксперту 400к, а не четырем джунам по 100к. Экономика говорит сама за себя.

  • Для "богов конфигурации" прошлого: Ваше знание платформы - сокровище. Но его нужно положить в новый сундук - EDT, Git и промпт-инжиниринга. Иначе вы рискуете стать дорогим и никому не нужным артефактом.
     

А что вы думаете?

Реально ли сейчас вырастить сильного специалиста "с нуля" внутри компании или единственная рабочая модель - это перекупка готовых кадров на рынке, где цена на мидлов и синьоров уже заоблачная? И главное - как в этой гонке правильно использовать 1С:Напарника: как костыль для слабых или как реактивный двигатель для сильных?

Жду вашего мнения в комментариях
 

Другие статьи автора:

Древняя УТ 10.3 (10.3.6.8) и маркировка товара: как обойтись без перехода на УТ 11.5
Как подключить маркировку в древней УТ 10.3 без перехода на УТ 11.5 - все необходимые объекты, модули и доработки
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С - готовое решение для УТ, КА, ERP, УНФ, Розницы и Бухгалтерии, которое избавляет от ручных обновлений и остановки процессов.
Дубликатор кодов маркировки (КИЗ) DataMatrix: Расширение 1С с проверкой в Честном Знаке (копирует ЛЮБЫЕ КИЗы!)
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С - готовое решение для УТ, КА, ERP, УНФ, Розницы и Бухгалтерии, которое избавляет от ручных обновлений и остановки процессов.
Маркировка остатков товаров на складе: Как сделать все быстро и без ошибок (мой практический опыт)
Маркировка остатков 10 000+ товаров без ошибок — готовое решение, которое исключает человеческий фактор, автоматизирует процесс и работает напрямую с 1С. Пошаговый опыт и готовое расширение внутри.
Маркировка остатков в распределенной рознице: Как промаркировать более 100 тыс. товаров в нескольких десятках магазинов без хаоса и ошибок
Маркировка остатков 100 000+ товаров в рознице без хаоса и ошибок — клиент-серверное решение, где сканируешь ШК в магазине и сразу получаешь КМ на принтере, независимо от кассового ПО. Практический опыт, регламент и готовый комплект кода внутри.

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

См. также

О жизни Бесплатно (free)

Про текущую ситуацию на рынке

02.10.2025    13260    1c-intelligence    241    

48

О жизни Россия Бесплатно (free)

Личная история смены профессии — честно и с юмором. Как решиться на первый шаг, что помогло на старте и почему даже отчёты в 1С могут приносить радость.

17.07.2025    4333    user2154904    13    

58

О жизни Бесплатно (free)

В данной статье я хочу поделиться своим видением обеих направлений разработки, сравнить их и дать свою субъективную оценку, а также рассказать историю ИТ в общих чертах за последние 5 лет, как ИТ пузырь начал раздуваться и как он в конце концов лопнул.

11.07.2025    6600    hexhoc    27    

62

О жизни Россия Бесплатно (free)

Для гениального программиста 1С Аркадия Скворцова это должно было стать рутинной отладкой. Но база данных НИИ, занимающегося «стабильностью пространственно-временного континуума», оказалась не так проста. Что скрывается за строками кода, где вместо «ПриходТовара» значится «ПеремещениеМатерии», а в регистрах накапливается «ЭнтропияВселенной»?

19.05.2025    4182    vet7777    11    

42

О жизни Россия Бесплатно (free)

Данная статья сугубо для раздела «О жизни», но может оказаться полезна многим членам сообщества. Все описанное ниже соответствует актуальному российскому законодательству на момент публикации статьи. У вас нет и в ближайшее время не предвидится детей возрастом до 1.5 лет? Вспомните о родственниках / друзьях / коллегах / знакомых, у которых они есть, и отправьте ссылку на эту статью — она может быть им чрезвычайно полезна. Распространите среди жильцов вашего ЖЭКа, как говорилось в одном классическом произведении. Помните, что, ставя плюсы к статье, вы поддерживаете её автора!

01.07.2024    10740    madonov    50    

58

О жизни Linux Системный администратор Программист 1С:Предприятие 8 Россия Бесплатно (free)

Использование Linux в качестве основной ОС для программиста 1С, возможно ли это? Решил поделиться личным опытом работы перехода на эту систему. В статье моя история без технических деталей максимально простым языком. И, спойлер, да, жизнь на Линуксе для разработчика 1С возможна и с каждым годом становится всё комфортней. Статья рассчитана на людей, с Линуксом не знакомых, специалистов прошу не кидаться помидорами.

16.05.2024    11934    soulner    36    

53

О жизни Россия Бесплатно (free)

Подводим итоги работы в 1С за 2023 год. Все о вас: 4 подробных раздела с цифрами, графиками и ужасными цветами диаграмм (должна же где-то быть стабильность).

08.02.2024    35545    Neti    87    

124
Отзывы
46. GarriSoft 337 21.01.26 09:44 Сейчас в теме
(45)
Коллега, современные ИИ-инструменты действительно использовались, но как помощник для структурирования и стилистики текста.

Давайте разберемся в сути вопроса, а не будем сразу навешивать ярлык «нейрослоп».

Если бы это был просто тупой сгенерированный текст без мысли и моего личного 25-летнего опыта, он бы не вызвал такой живой и содержательной дискуссии, в которую вовлеклись даже такой профи, как вы. Сам факт, что вы удивились, узнав, что при написании статьи использовался ИИ, говорит о том, что содержание, анализ и тезисы - это авторские, из личного опыта автора. Инструмент лишь помог облечь их в ясную форму, сэкономив время на технической работе с текстом.

Кстати, если присмотреться к другим статьям на Инфостарте, то очень многие, если не половина имеют косвенные признаки того, что они написаны не "ИИ", а "с помощью ИИ". Тут нужно понимать, что разница принципиальна.

Несколько слов, про эволюцию инструментов
Смотрите, когда-то программы писали машинными кодами, набивая их по байтам или выбивая на перфокартах, затем появился ассемблер, потом языки высокого уровня вроде Бейсика и Паскаля, а сегодня объектно-ориентированные языки и фреймворки. Каждый раз смена инструмента вызывала споры: "Это не настоящее программирование!", но прогресс не остановить. Сегодня мы живем в мире, где уже больше половины контента тексты, новости, картинки, видео, пишутся и исполняются песни, оживляют старые фото, все это так или иначе создается или обрабатывается с помощью ИИ. Это уже не будущее, а реальность и ни кого это не удивляет.

Хочу четко обозначить свою позицию: я сам против тупой генерации текста ИИ ради текста. Но я "ЗА" то, когда ИИ выступает интеллектуальным помощником, который помогает автору сформулировать мысль, выстроить логику и избавиться от воды, именно это я имею в виду под "новым уровнем абстракции". ИИ не заменяет автора или разработчика, но меняет процесс и берет на себя рутинную часть.

Теперь о ценности моей статьи.
Над статьей я работал несколько часов, в том числе на НГ каникулах и это не просто набор букв, а анализ трендов, отбор кейсов, шлифовка аргументов и активная работа в комментариях. ИИ здесь как умный текстовый редактор или продвинутое автодополнение в EDT.

Уверен, администрация будет оценивать контент по тем же критериям, что и рынок из статьи, есть ли польза для сообщества, какова глубина материала и вовлечение аудитории. А судя по количеству комментариев и накалу обсуждения, статья свою задачу выполнила, на сейчас 1309 просмотров.
47. GarriSoft 337 21.01.26 10:01 Сейчас в теме
(45)
Коллеги, раз уж зашла речь о методах работы, поделюсь цифрами.
За эти новогодние каникулы, используя ИИ как интеллектуального помощника (по описанной выше методологии), я подготовил и опубликовал четыре статьи, текущую и еще три:

Как разговаривать с бизнесом о рисках, сроках и стоимости так, чтобы вам стали доверять (на примере одного проекта внедрения)

Архитектор vs сантехник: как я меняю отношение бизнеса к ИТ-специалистам

Почему УТ 11.5 как "отдельная система для маркировки" - это нормально: итоги 2 лет эксплуатации (2024–2026)

Предлагаю простой критерий вместо ярлыков, ознакомьтесь с ними.
Есть ли в них практическая польза для специалиста, который столкнулся с такой же проблемой?
Отражают ли они реальный, а не выдуманный опыт?

Если ответ "да" - значит, метод работает. Инструмент помог донести мысль, а не подменил ее.
Цель - передача опыта и решение задач, а не процесс ради процесса.

"Нейрослоп" - это когда за текстом ничего нет. А когда за текстом стоит 25 лет в 1С, знание контекста и желание поделиться решением - это просто современный способ ведения профессиональной документации.

Суть не в том, с помощью чего написана, а в том, что написано в этой статье.

PS
Отдельное спасибо за ваш "минусик" - это подтверждает, что статья задела за живое и заставила задуматься.
Остальные комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. dhurricane 12.01.26 11:00 Сейчас в теме
ИИ и особенно встроенный в EDT 1С:Напарник, радикально меняют ценность специалиста
Это очень смешно. :)
pkorneenko; boutinol; Award; CyberCerber; Artem-B; JohnyDeath; sulfur17; kharuz; ardn; Evg-Lylyk; v8_088; +11 Ответить
2. GarriSoft 337 12.01.26 11:06 Сейчас в теме
(1)
Согласен, очень смешно!
Но ирония в том, что пока одни смеются, другие уже используют это и делают проекты в разы быстрее.
4. dhurricane 12.01.26 11:22 Сейчас в теме
(2) Прям целые проект через Напарника, да еще и в разы? Извините, не верю. Пресловутый ChatGPT умеет на 1С проектировать и писать лучше, чем Напарник.
pkorneenko; +1 Ответить
6. GarriSoft 337 12.01.26 11:29 Сейчас в теме
(4) Верю, что не верите :)
Но в этом и ключ: целые проекты - нет. А вот взять на него рутину (типовые модули, запросы, обработки событий), чтобы освободить 30-40% времени на архитектуру и диалог с бизнесом - легко.
ChatGPT и другие ИИ - универсал, а Напарник знает контекст платформы.
Идеально? Нет, но как помощник для специалиста? Да.
И ведь не стоит зацикливаться именно на Напарнике. Если вдуматься, речь в статье идёт в принципе об ИИ-инструментах в разработке. А Напарник - это лишь первый, но уже встроенный в среду шаг. За этим - будущее 1С-разработки.
10. dhurricane 12.01.26 11:51 Сейчас в теме
(6) Ну вот, уже не такие радикальные формулировки. И мой опыт использования Напарника обратный:
- контекст платформы он знает плохо, регулярно галлюцинирует несуществующими платформенными методами;
- 2/3 его контекстных подсказок я не применяю, оказываются неподходящими;
- ревью часто сопровождается советами буквально "надо сделать лучше".

И ведь не стоит зацикливаться именно на Напарнике.
Собственно, я на том и сделал акцент. Нейросети безусловно меняют процесс разработки, но уж точно не
особенно встроенный в EDT 1С:Напарник
pkorneenko; Award; CyberCerber; Artem-B; JohnyDeath; kharuz; ardn; +7 Ответить
13. GarriSoft 337 12.01.26 12:02 Сейчас в теме
(10)
Скорее всего, будущее всё же не за одним инструментом, а за умением выбирать, затачивать под себя лучший из доступных и уметь пользоваться, чтобы увеличить свою производительность. ИИ-процесс уже запущен, а "Напарник" - лишь первая встроенная в 1с ласточка.
36. Ndochp 104 19.01.26 22:45 Сейчас в теме
(6) в УТ 10,3 напарник 22% быстро добавит?
37. GarriSoft 337 19.01.26 23:13 Сейчас в теме
(36)
В УТ 10.3 Напарник разве что сочувственно вздохнет. :)
Пытаться внедрить ИИ в систему 20-летней давности - это как предлагать автопилот Тесла, владельцу телеги.

А если серьезно, то ошибка в том, что вы ждете от него "цифровую копию" программиста 1С, которая сама закроет ТЗ, пока вы пьете кофе.
На самом деле сейчас это просто умный молоток: в умелых руках он забивает гвозди-запросы в 10 раз быстрее, а в неумелых - только пальцы отбивает.
Программистов он пока не заменит, их заменят люди, которые научились не тратить время на рутину.
Но в будущем все возможно.
15. Sindbad_M 136 12.01.26 12:07 Сейчас в теме
(2) Ирония в том, что ни Напарник, ни какой другой ИИ не могут даже решить стандартную задачу на спеца по платформе. За пределами 1С, и даже за пределами программирования, то же самое - как только начался ажиотаж вокруг "генеративных ИИ на базе языковых моделей" все сразу же забыли о тесте Тьюринга, прямо как корова языком из информационного поля. Наверное потому, что современные ИИ его легко проходят? Или как с задачами на спеца?

Их ценность - в написании простого кода по ТЗ. Именно эту функцию теперь дешевле, быстрее и надежнее выполняет ИИ.

Очень сильное заявление. А подтвердить его хоть чем-то можете? В сети можно легко найти стримы на которых люди пытаются решать задачи 1С через ИИ. Результаты однообразны - ИИ не может решить задачу. Причем лажает он весьма непредсказуемо, что красноречиво говорит о его "надежности". У вас есть примеры хотя бы разового, демонстрационного успешного решения искусственным интеллектом задач приближенных к реальным? Так покажите их сообществу. А если нет, то на каком основании делаются такие заявления?
pkorneenko; v8_088; +2 Ответить
17. GarriSoft 337 12.01.26 12:21 Сейчас в теме
(15)
Заявление строится на опыте: когда специалист ставит задачу чётко, итеративно и с контекстом.

Я не буду тут публиковать примеры кода, но своим подходом могу поделится:
Точный промпт с указанием контекста ("в модуле документа Реализация, в процедуре ОбработкаПроведения").

Итеративный диалог: "Сначала спроси, что тебе не ясно для решения". Это отсекает 90% галлюцинаций.

Использование MCP-сервера (Model Context Protocol), который передаёт ИИ актуальную структуру метаданных моей конфигурации. Это ключевое отличие от, когда ИИ работает вслепую.

В таких условиях ИИ действительно генерирует рабочие, часто идеальные типовые фрагменты: обработчики событий, запросы для отчётов, методы обмена. Быстрее меня? Да, в 3-5 раз на рутине. Надёжнее джуна? Да.

ИИ не решает задачу за нас. Он делает рутину - предсказуемо. А неудачи доказывают лишь то, что без специалиста, умеющего ставить задачу и давать контекст, ИИ беспомощен. Что, собственно, и подтверждает тезис статьи - ценность смещается от писателя кода к его архитектору и контролёру.
18. Sindbad_M 136 12.01.26 12:49 Сейчас в теме
(17)
Заявление строится на опыте
В переводе с русского на русский, заявление является голословным.
(17)
Я не буду тут публиковать примеры кода
Так примеры кода ничего не скажут о возможностях ИИ. Проведите мастер-класс. Возьмите каркасную конфигурацию, переведите какую-нибудь задачу на спеца в термины промта-ТЗ, которые позволят ИИ решить её правильно. Возьмите чистую ERP, возьмите достаточно типовую рутинную задачу, покажите как ИИ её решает.


(17)
Быстрее меня? Да, в 3-5 раз на рутине. Надёжнее джуна? Да.

Знаете анекдот про пенсионера на приеме у сексопатолога? Вот именно так это и выглядит.
Artem-B; solomaxadmitry; windsurf; +3 Ответить
19. GarriSoft 337 12.01.26 13:02 Сейчас в теме
(18)
Дружище, я никому ничего не обязан доказывать, показывать, что-то там проводить.
Я поделился свои мыслями. Не согласны - ваше право.
Истина всегда где-то посередине.

По поводу анекдота, кто-то верит только личному опыту, кто-то - чужим стримам, а кто-то уже работает в тишине с ИИ и MCP и доволен скоростью.
21. Sindbad_M 136 12.01.26 13:26 Сейчас в теме
(19)
Истина всегда где-то посередине

Истина штука конкретная. В теореме Пифагора есть какая-нибудь середина? Нет. Квадрат гипотенузы всегда равен сумме квадратов катетов, кто с этим не согласен - идет лесом категорично и без вариантов.


(19)
Я поделился свои мыслями.

Но оформили их очень категорично. А подтверждать не стали, действительно, ваше право.
pkorneenko; Award; Artem-B; user2110764; ixijixi; omgtube; +6 Ответить
22. GarriSoft 337 12.01.26 13:31 Сейчас в теме
(21)
Вы правы, истина одна, но у всех она разная )
Теорема Пифагора едина, а наш опыт - разный.
Дискуссия зашла в тупик взаимного недоверия.
Давайте поставим точку - пусть каждый останется при своём.
3. aximo 2573 12.01.26 11:18 Сейчас в теме
Я вижу, что на параллельном ресурсе, контингент, сидящий по 14-17 лет начал активно задавать элементарнейшие вопросы….

Так что сейчас «специалист 1с» в настоящее время?
14. GarriSoft 337 12.01.26 12:05 Сейчас в теме
(3)
Думаю, что Специалист 1С сейчас - это связующее звено между бизнесом и ИИ.
Одни задают элементарные вопросы, другие - правильные промпты. Разница в цене - на порядок.
5. starik-2005 3211 12.01.26 11:28 Сейчас в теме
А что вы думаете?
Я думаю, что эту статью 1С:Напарник написал.

Но это не говорит о том, что я тут с чем-то не согласен в корне. Все уйдет в ИИ, и системы, которые не смогут разрабатываться с его помощью, будут проигрывать другим системам. Проблема 1С в том, что "публичные" ИИ не могут отличить 1С разных версий друг от друга и 1С от ванскрипта, исполнителя и элемента - для них все это "что-то типа 1С". И сама фирма 1С очень много сделала для того, чтобы публичные сети в этой чехарде документированного инфошума запутались. Почему? "Ну тупы-ы-ы-ы-е-е-е-е" (с) Задорнов. Ну ладно, не тупые - как никак с хорошим инженерным образованием, но вот гуманитарного образования им для осознания того бардака, который до сих пор наблюдается с документацией и свободным к ней доступом, явно не хватает.
pkorneenko; DimaTyumenskiy; Cmapnep; user1964854; TbIKBA; omgtube; ardn; +7 Ответить
7. GarriSoft 337 12.01.26 11:39 Сейчас в теме
(5)
>Я думаю, что эту статью 1С:Напарник написал.
В следующий раз обязательно попробую ))

Именно этот "документированный инфошум" и делает встроенного в EDT Напарника таким ценным (и выгодным для 1С).

С точки зрения 1С всё логично: да, в публичном поле - путаница версий и диалектов. Но зато вот вам, ребята, наш Напарник! Он обучен как надо, знает все типовые конфигурации и БСП изнутри, и он прямо в вашей среде. Пока - бесплатно (это гениальный ход). А когда вы привыкнете, что он "всё знает и понимает" в этом хаосе... вот тогда, скорее всего, за эту навигацию в их же собственном океане информации и спросят отдельно.
9. starik-2005 3211 12.01.26 11:50 Сейчас в теме
(7)
Но зато вот вам, ребята, наш Напарник!
У него другая проблема - низкий уровень владения алгоритмами, например. Ведь программирование - это информатика, а она - раздел математики. И если задачу СС решают с помощью СЛУ, которые тут больше как пушка по воробьям, хотя задачи учета сводятся к тому, чтобы размазать одни суммы по другим суммам и дать возможность по итогу получить все части, из которых этот итог состоит, то это примерно говорит об уровне владения простым математическим аппаратом у архитекторов 1С.

Кстати, вот упомянуто про "Понимание работы блокировок: умение разделять транзакции и использовать управляемые блокировки." В последнем обновлении 1С есть такая штука, как заполнение заголовков счета при отложенном обновлении. У людей миллионы счетов. И вот там сделано так, что все эти блокировки используются при записи уже полученного набора. Т.е. читается набор из 1к счетов, дальше на каждый счет в цикле устанавливается блокировка и он записывается функцией общего модуля с отдельными "флагами". Ну и как бы предполагается, что все тут зебест. Но фишка в том, что, допустим, не успел ты все счета еще из предыдущей выборки записать, а уже новое фоновое запустилось и новую партию выбрало. И что? Правильно, все счета, которые еще не записаны первой обработкой попадут во вторую, т.к. блокировка-то на один счет. Предположу, что напарник писал.
16. GarriSoft 337 12.01.26 12:10 Сейчас в теме
(9)
Согласен.
Это уже не вопрос к ИИ, а к архитекторам, которые заложили такие алгоритмы в платформу. Напарник лишь отражает этот уровень - он хорош в шаблонах, но иногда слеп в логике и математике. Сейчас - это инструмент, который усиливает специалиста, но не заменяет его мышление. Без понимания "почему" - мы просто быстрее будем генерить костыли.
8. war41k 481 12.01.26 11:49 Сейчас в теме
perlexity пишет без ошибок, в среде 1С, и да скорость кодирования в разы выше, количество ошибок меньше, итог количество работы делается в разы больше. Пора уже признать что "программист" это уже не человек кто делаёт "всё" сам. Мы теперь следящие за генерацией, ну были разработчики, будем промт инженерами. Кому то это всё равно придётся делать
pkorneenko; +1 Ответить
12. GarriSoft 337 12.01.26 11:54 Сейчас в теме
(8)
Мы теперь следящие за генерацией, ну были разработчики, будем промт инженерами. Кому это всё равно придётся делать

Согласен на все 100%. Вы описываете не будущее, а уже настоящий переходный этап: от "разработчика" к "промпт-инженеру" или "контролёру генерации". Именно об этом и статья - ценность смещается от написания кода к умению ставить задачи, фильтровать и нести ответственность.

Но если прикинуть, то и этот этап ненадолго. Уже сейчас ИИ обучают другие ИИ. Скоро мы увидим, как одни ИИ ставят задачи другим ИИ, контролируют качество и ведут диалог от лица бизнеса. По сути, человек поднимется на следующий уровень - станет архитектором этих цифровых процессов.

Я уже писал об этом в одной из своих публикаций: Цифровые отделы и цифровой директор: как будет выглядеть компания 2030 года. Мы движемся к миру, где код - это просто "сырьё", а главной ценностью станет понимание бизнеса, умение задавать стратегические вопросы и принимать решения в условиях, когда 90% операционки замкнуто между ИИ.

Так что да - пора признать. Но не паниковать, а готовиться. Ведь в этой новой игре победят те, кто уже сейчас учится не кодить, а думать как этот самый "цифровой директор"
20. windsurf 55 12.01.26 13:14 Сейчас в теме
(8)
perlexity
Ошибки там тоже есть, но, код намного реальнее, чем у того же GPT - прям в разы. Был приятно удивлен.
24. ixijixi 2100 13.01.26 09:10 Сейчас в теме
(8) Так вот откуда столько твоих публикаций на главной)
pkorneenko; +1 Ответить
34. 0x00 13.01.26 12:00 Сейчас в теме
(8) Можете привести примеры промптов, например для создания печатной формы?
11. war41k 481 12.01.26 11:52 Сейчас в теме
Модераторы, адмнимы, лингвисты, менеджеры на трубе, юристы это всё уходит в прошлое так что промт инженерам ещё повезло :) не всё так печально
23. GarriSoft 337 12.01.26 13:34 Сейчас в теме
(11)
Точно!
Промпт-инженер - это пока ещё "элита" среди "прощающихся с рутиной".
Главное - успеть переквалифицироваться из "того, кого заменят", в "того, кто управляет заменой". )))
25. PetroD 1 13.01.26 09:34 Сейчас в теме
Красиво было на бумаге, да нарвались на овраги!
Человек, который думает ландшафтами товар штучный, и если все вдруг решат, что им джуны не нужны и готовить из них Человека, который думает ландшафтами необязательно, то вы где возьмете Человека, который думает ландшафтами? друг у друга переманивать будете? через 10 лет они уйдут на пенсию.
а помимо ландшафтов есть текучка, доработки, баги, и прочая возня, эту работу кто будет делать у вас?
Award; v8_088; ixijixi; +3 Ответить
28. GarriSoft 337 13.01.26 09:46 Сейчас в теме
(25)
Согласен, овраг серьёзный.
План такой: ландшафты думают ветераны, а "текучку" - ИИ под контролем Джунов и Мидлов.
Джун теперь не "кодер", а ученик-контролёр. Теперь не учим как писать циклы, а учим как ставить задачи ИИ и ловить его глюки.
Через 10 лет не пенсия, а передача опыта новому гибриду: наполовину архитектор, наполовину тренер ИИ.

А баги… баги, как и смерть с налогами, всегда с нами.
Просто чинить их будут быстрее.
30. PetroD 1 13.01.26 10:28 Сейчас в теме
(28) Простой пример, вчера подходит бухгалтер, показывает УПД, там в подвале должность не соответствует должности в подписи, так уж сложилось, что по должности зам гл. бухгалтера, а в подписи старший бухгалтер. Ппц, говорит до обновления было правильно. пришлось лезть в код, искать что произошло, а оказалось, что теперь должность берется из должности сотрудника физлица и исправить это можно только внешней печатной или расширением. Чем тут ИИ поможет?
И такие вещи каждый день лезут, как бы я решил задачу за минуты, если бы не прошел все этапы от слесаря, токаря и далее 25 лет в 1с.
Опыт решает все.
user1415910; ixijixi; +2 Ответить
31. GarriSoft 337 13.01.26 10:46 Сейчас в теме
(30)
Солидарен, коллега.
С моими 25 годами тоже самое - я уже "по запаху" понимаю, где искать "сломавшуюся должность"
Опыт не пропьешь )))
32. PetroD 1 13.01.26 11:17 Сейчас в теме
(31) +100500
а где бизнесу взять того самого с опытом, если его брать на работу не хотят и платить те самые 70-130тыс. руб.? каждому джуну, что бы из четырех в итоге получить архитектора)))
не прокатит так, так не работает.
33. GarriSoft 337 13.01.26 11:39 Сейчас в теме
(32)
Согласен, это я и озвучил в статье, это главный парадокс рынка: хотят архитектора за 100к.
Бизнес пытается сэкономить на выращивании, но забывает, что джуны без менторов не станут мидлами, а тем более - архитекторами.
Получается ловушка: платить не хотят, а растить - не умеют.
Выход? Или перестать экономить на менторстве, или смириться, что через 5 лет архитекторов не останется вовсе. ИИ тут не поможет - он опыт не заменит.

Помню одну компанию, тоже хотела мастера на все руки "не дорого", долго искала, многих перепробовала, намучилась со всякими джунами и недомидлами, по полной, и приняла единственный правильный вариант.

Думаю тут компания либо сама до этого дойдет, либо будет продолжать "есть кактус"
35. JohnyDeath 302 19.01.26 22:15 Сейчас в теме
(30)
Чем тут ИИ поможет?

Достаточно простая задача для ИИ на самом деле. Откройте в каком-нибудь курсоре\кире исходники своей конфы и задайте агенту свой вопрос. Он найдет ответ скорее всего быстрей, чем это сделали вы. Только используйте нормальные модели вроде Опуса 4.5, а не напарника )
26. e9504100606 94 13.01.26 09:37 Сейчас в теме
Проходил ознакомительный курс по Напарнику и пробовал в разработке и изучении бизнес-процесов ЕРП:
Код пишет отвратительно: много путаницы у него, особенно между регистрами сведений и накоплений. Придумывает не существующие методы к объектам метаданных, потом начинает исправляться и добавлять в модуль менеджера эти методы, создавая непонятные велосипеды.
Функционал ЕРП не знает, путается, помочь с поиском проблемы не удалось.

В итоге, я бросил Напарника, т.к. тратишь времени больше, перепроверяя его код - это огромная когнитивная нагрузка перечитывать код.

Это только мое мнение и мой личный опыт с инструментом. Возможно, у кого-то был другой опыт, интересно узнать.
Мне больше нравится писать ТЗ дипсику, чтобы он сделал нужный мне скрипт на питоне. Благо, 1С может питон вызывать (условно) одной строчкой кода.
pkorneenko; JohnyDeath; +2 Ответить
27. e9504100606 94 13.01.26 09:39 Сейчас в теме
(26) единственное с чем хорошо справился Напарник (с этим справляется любая нейросеть) - это описать документацию к существующему коду и добавить комментарии к методам (но задачу давать нужно аккуратно, иначе начнет код исправлять)
pkorneenko; +1 Ответить
29. GarriSoft 337 13.01.26 10:05 Сейчас в теме
(27)
Спасибо за честный разбор. Вы описали не недостаток, а точный диагноз: да, Напарник сегодня - это "первая ласточка" с кучей детских болезней.
Путает регистры, галлюцинирует методами, не знает бизнес-логики.

Действительно он пока слаб. Но процесс уже не остановить.
Через год будет лучше, через два - ещё.
А мы с вами будем вспоминать, как ругались на первую версию, которая путала регистры сведений и накоплений )))
38. jf2000 139 20.01.26 10:08 Сейчас в теме
В целом, на мой взгляд, данный материал служит хорошей иллюстрацией, что бывает, когда передоверяешься ИИ:
- терминологические ошибки (Expert на латинице)
- фактические ошибки (МВТ уже давно есть в закрытии сс ERP)
- характерный стиль (помимо заглавной буквы после двоеточий еще структура абзацев очень ИИшная)
- галлюцинации (ТCO применительно к людям)
pkorneenko; boutinol; adamx; kuzyara; roman72; Award; +6 Ответить
39. GarriSoft 337 20.01.26 11:18 Сейчас в теме
(38)
Дружище, спасибо за такой скрупулезный аудит!

Вы сейчас наглядно продемонстрировали главную проблему "старой школы", пока ИИ помогает генерировать контент, охваты и живые дискуссии, эксперты продолжают тратить свое дорогое время на проверку орфографии и выискивание латыни.

Знаете, в чем фокус?
Эта статья взлетела несмотря на ваш "-", комменты есть, охваты моих других публикаций, в том числе и за стартмани растут - и всё это сделано с помощью того самого ИИ, который вы так старательно "разоблачали".
Для меня и есть профит: пока вы искали заглавные буквы после двоеточий, инструмент сработал на 100% и вовлек вас в обсуждение.

Вы потратили 10 минут свой жизни, чтобы доказать, что ИИ - это ИИ? Поздравляю!
Напарник победил: он заставил профессионала работать на мой охват совершенно бесплатно. :)

А про МВТ и термины - это отличные фильтры "на своих". Кто заметил, тот молодец, добро пожаловать в клуб тех, кто еще может отличить код от галлюцинации.
Самое главное теперь, не застрять на этапе "правки текста", когда пора учиться этим самым текстом управлять.

Удачи в проверке следующих статей, мой ИИ клятвенно обещал стараться еще лучше! :)

PS
Попробуйте как-нибудь на досуге написать свою статью, хотя бы с помощью ИИ, это гораздо интереснее и полезнее для сообщества, чем работать корректором в чужих комментариях.
42. roman72 403 20.01.26 13:00 Сейчас в теме
(39) Это правда что вы оппонента ( jf2000) забанили?
43. GarriSoft 337 20.01.26 13:05 Сейчас в теме
(42)
Да, так проще сосредоточиться на сути дискуссии, а не на личных перепалках.
Обычно очищаю черный список через некоторое время.
44. пользователь 20.01.26 13:25
Сообщение было скрыто модератором.
...
45. kuzyara 2230 21.01.26 08:52 Сейчас в теме
(42) вот так да, оказывается это нейрослоп, не отличил пока не прокрутил до комментов. Интересно как администрация сайта будет реагировать на ИИ-контент?
Прикрепленные файлы:
46. GarriSoft 337 21.01.26 09:44 Сейчас в теме
(45)
Коллега, современные ИИ-инструменты действительно использовались, но как помощник для структурирования и стилистики текста.

Давайте разберемся в сути вопроса, а не будем сразу навешивать ярлык «нейрослоп».

Если бы это был просто тупой сгенерированный текст без мысли и моего личного 25-летнего опыта, он бы не вызвал такой живой и содержательной дискуссии, в которую вовлеклись даже такой профи, как вы. Сам факт, что вы удивились, узнав, что при написании статьи использовался ИИ, говорит о том, что содержание, анализ и тезисы - это авторские, из личного опыта автора. Инструмент лишь помог облечь их в ясную форму, сэкономив время на технической работе с текстом.

Кстати, если присмотреться к другим статьям на Инфостарте, то очень многие, если не половина имеют косвенные признаки того, что они написаны не "ИИ", а "с помощью ИИ". Тут нужно понимать, что разница принципиальна.

Несколько слов, про эволюцию инструментов
Смотрите, когда-то программы писали машинными кодами, набивая их по байтам или выбивая на перфокартах, затем появился ассемблер, потом языки высокого уровня вроде Бейсика и Паскаля, а сегодня объектно-ориентированные языки и фреймворки. Каждый раз смена инструмента вызывала споры: "Это не настоящее программирование!", но прогресс не остановить. Сегодня мы живем в мире, где уже больше половины контента тексты, новости, картинки, видео, пишутся и исполняются песни, оживляют старые фото, все это так или иначе создается или обрабатывается с помощью ИИ. Это уже не будущее, а реальность и ни кого это не удивляет.

Хочу четко обозначить свою позицию: я сам против тупой генерации текста ИИ ради текста. Но я "ЗА" то, когда ИИ выступает интеллектуальным помощником, который помогает автору сформулировать мысль, выстроить логику и избавиться от воды, именно это я имею в виду под "новым уровнем абстракции". ИИ не заменяет автора или разработчика, но меняет процесс и берет на себя рутинную часть.

Теперь о ценности моей статьи.
Над статьей я работал несколько часов, в том числе на НГ каникулах и это не просто набор букв, а анализ трендов, отбор кейсов, шлифовка аргументов и активная работа в комментариях. ИИ здесь как умный текстовый редактор или продвинутое автодополнение в EDT.

Уверен, администрация будет оценивать контент по тем же критериям, что и рынок из статьи, есть ли польза для сообщества, какова глубина материала и вовлечение аудитории. А судя по количеству комментариев и накалу обсуждения, статья свою задачу выполнила, на сейчас 1309 просмотров.
47. GarriSoft 337 21.01.26 10:01 Сейчас в теме
(45)
Коллеги, раз уж зашла речь о методах работы, поделюсь цифрами.
За эти новогодние каникулы, используя ИИ как интеллектуального помощника (по описанной выше методологии), я подготовил и опубликовал четыре статьи, текущую и еще три:

Как разговаривать с бизнесом о рисках, сроках и стоимости так, чтобы вам стали доверять (на примере одного проекта внедрения)

Архитектор vs сантехник: как я меняю отношение бизнеса к ИТ-специалистам

Почему УТ 11.5 как "отдельная система для маркировки" - это нормально: итоги 2 лет эксплуатации (2024–2026)

Предлагаю простой критерий вместо ярлыков, ознакомьтесь с ними.
Есть ли в них практическая польза для специалиста, который столкнулся с такой же проблемой?
Отражают ли они реальный, а не выдуманный опыт?

Если ответ "да" - значит, метод работает. Инструмент помог донести мысль, а не подменил ее.
Цель - передача опыта и решение задач, а не процесс ради процесса.

"Нейрослоп" - это когда за текстом ничего нет. А когда за текстом стоит 25 лет в 1С, знание контекста и желание поделиться решением - это просто современный способ ведения профессиональной документации.

Суть не в том, с помощью чего написана, а в том, что написано в этой статье.

PS
Отдельное спасибо за ваш "минусик" - это подтверждает, что статья задела за живое и заставила задуматься.
40. Yria-spirit 20.01.26 11:34 Сейчас в теме
Попробуйте написать, как автора комментария, целую книгу)
Только обязательно с помощью ИИ! Слоп нужен для обучения следующих моделей!
41. GarriSoft 337 20.01.26 11:40 Сейчас в теме
(40)
Насчет книги - почет и уважение автору, если она есть, я просто не в курсе за свои 25 лет в автоматизации, но ирония в том, что в основном все книги по 1С пылятся на полках, а мой "слоп" (как вы его называете) побуждает сообщество обсуждать и генерировать охваты прямо сейчас.
48. kuzyara 2230 21.01.26 11:43 Сейчас в теме
@DmitryKlimushkin вы не могли бы оставить комментарий в 1000 символов к этой статье?
49. GarriSoft 337 21.01.26 13:17 Сейчас в теме
(48)
Ого, сразу тяжелая артиллерия! )))

Но вообще, коллега, странно видеть у профессионала с вашим опытом запрос на "помощь зала". При таком опыте уже стоит иметь свой веский голос в дискуссии, а не полагаться на чужое мнение.
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация