Ошибка первая
Первая и, наверное, самая частая ошибка - это то, что программисты забывают использовать регистры накопления. Заключается это в том, что, написав новый документ или доработав старый и произведя довольно сложные обсчеты, результат не пишется в регистр накопления, а остается храниться в документе. За такое на сертификационных экзаменах бьют по шапке. И вот почему: для того, чтобы потом сформировать отчет по необходимой информации, приходится лезть в документ пускать заново все механизмы обсчета, чтобы получить результат, который по замыслу разработчика можно увидеть только зайдя в документ. То есть запросом такую информацию нельзя получить никаким образом. А информация требуется самая разнообразная: это и сумма товаров со скидками, и зарплата сотрудников, и различные итоги. Решается это довольно просто: берем, записываем результаты обсчета в регистр накопления, или регистр сведений, смотря по типу информации, и потом легко достаем ее запросом.
Ошибка вторая
Вторая ошибка: курочить типовые механизмы. Или я программист и все могу запрограммировать. Бывает, что даже лень искать, проще написать. Но ошибка заключается в том, что дорабатывают то, что дорабатывать не надо. Философский анекдот в тему. Сын приходит к отцу программисту и спрашивает
Сын - Папа, а почему солнце каждое утро встает на востоке и заходит на западе?
Папа - Ты уверен?
Сын - Да.
Папа - Ты проверял?
Сын - Да.
Папа - И каждое утро встает на востоке и заходит на западе и никогда не бывает по-другому?
Сын - Да.
Папа - Сынок ничего не трогай, работает и ладно.
Наиболее щадящим способом внесения изменений является добавление новых объектов в виде обработок или документов, которые в автоматическом режиме формируют типовые документы и справочники. Например, необходимо разработать удобную форму для работы менеджера для заказов на натяжной потолок, необходимо учесть и комнаты, и варианты, и выписку счетов на разные комнаты отдельно, и на разные варианты и заказ материалов. Неправильно будет раскурочить документ "Заказ покупателя" и, вывернув его наизнанку, таки добиться результата. Последствия будут в виде трудностей при обновлении и непредсказуемых последствий, когда надо будет учесть все обращения к документу "Заказ покупателя" по всей конфигурации. Правильнее создать отдельный документ «Заявка на потолок», в который будет вводиться информация по комнатам и вариантам с расчетом сумм, а из него формировать типовые документы "Заказ покупателя". Кстати смотри выше ошибку №1: результат обсчета документа «Заявка на потолок» надо сохранить в регистр накопления, например «Заявки на потолок». Измерения будут Заявка, Комната, Номенклатура. Ресурсы: Количество, Сумма. То, что заявлено новым документом, плюсуется, а документом "Заказ покупателя" списывается как ушедшее в работу. При этом всегда можно будет легко добыть информацию о том, что мы уже сделали по заявке на потолок, а что еще нет. Подобные задачи могут быть и при продаже кухонных гарнитуров, и сантехники, и при работе на производстве. И, возвращаясь к ошибке №2, не надо курочить конфигурацию, думая, что все можно запрограммировать. Верный признак того, что вам требуется пересадка рук на плечи, это то, что в конфигурации перестали работать типовые отчеты.
Ошибка третья
Третья ошибка: попытка автоматизировать бардак. Догма программиста: Бардак не автоматизируется. Результатом будет автоматизированный бардак. Если раскрыть философский смысл, то если вас просят автоматизировать склад, то надо настоять на том, чтобы там навели порядок. Зачастую ленивые сотрудники обманывают свое начальство, заявляя, что они не могут быстро найти что надо, потому что нет автоматизации, и поэтому инвентаризацию толком выполнить невозможно. Все это связанно со сложными отношениями между работниками и работодателями: нет четких договоренностей о том, как взыскиваются пропажи с материально ответственных лиц. Поэтому работники боятся, что на них повесят все, в чем они виновны и не виновны, и саботируют любую попытку провести инвентаризацию. И вот вы стоите, и обстановка такая:
1. Заказчик, который хочет автоматизацию, потому что думает, что она поможет устранить бардак,
2. Сотрудники, которые не хотят порядка, потому что не знают, как им аукнется, и сколько с их зарплаты будут снимать.
3. Вы, понимающий, что сама по себе автоматизация им не поможет, потому что сотрудники ее будут саботировать и говорить, что программа плохо работает.
Выход в такой ситуации это варить кашу из топора. Напомню содержание сказки: солдат пришел в избу на ночь и хотел бы поесть, а хозяйка кормить его не хочет и делает вид, что ничего у нее нет. Солдат предлагает ей сварить кашу из топора и потихоньку начинает просить ингредиенты: сначала соль, потом маслица чуть, потом молока, ну и крупы надо добавить. Вынул солдат из каши топор и поужинал. Как это реализуется на практике: вы говорите, что нужно вносить первоначальные данные и, чтобы не перетрудиться, надо все товары расставить аккуратно по полкам (сотрудники, слыша, как им говорят о том, как меньше работать, с радостью соглашаются). Далее нужно внести структуру по группам, а как ее вносить? Нужно выбрать способ систематизации: это либо по поставщикам (актуально для одежды и обуви), либо по типам товаров (соки, крупы, консервы). Что же это значит? Опять же для удобства надо расставить товары по полкам, так, чтобы они были так же, как в справочнике. Тут надо напирать на то, что это для того, чтобы меньше делать, и не давать всплывать мысли о том, что это для наведения порядка. Далее надо осторожно, потому что работники могут пронюхать, что вы затеяли. Лучше дать им провести этот первоначальный внос данных и даже дать им поработать, но с условием, что они должны провести инвентаризацию через месяц. Как это сделать? Надо поговорить с заказчиком, вскрыть ему все карты и сказать, что так и так, через месяц инвентаризация. Это экзамен по тому, как ведется учет, потому что можно поставить компьютер, а бардак останется. И это чревато тем, что вы будете продолжать терять товары. На это фразе заказчики становятся очень серьезны и, если надо, они стену головой пробьют, но инвентаризацию сделают. Потом можно позвонить ему и спросить, как дела и порекомендовать ему, чтобы он заставил работников вынуть из пыльных углов все, что там запрятано. И тогда можете считать, что заказчик будет вам благодарен, потому что он получит и порядок, и автоматизацию, и порекомендует своим знакомым. Это требует затрат нервов и времени, но это куда честнее и правильнее, нежели денег срубить и убежать, а вы сами решайте, как с этим жить.
Ошибка четвертая
Четвертая ошибка - неконтролируемый доступ к складу для лиц, не несущих материальную ответственность. Это чаще актуально для производства. Например, это любой общепит, рекламное агентство (они делают вывески и световые короба и много чего всего), торговля мебелью под заказ. Серьезные проблемы ожидают того, кто позволит работникам таскать со склада все, что им заблагорассудится, потому что они заранее не могут сказать, что им понадобится: они там не учли, что им надо, сям не учли. Найти потом, что куда пропало, дело невозможное, люди будут хлопать честными глазами и делать вид, что все ушло в производство. Поэтому для производства организуется отдельный склад, для общих остатков отдельный склад. И по мере надобности со склада общих остатков на склад производства делается перемещение. Причем нужен отдельный кладовщик для склада общих остатков. А на складе производства проводить еженедельные инвентаризации. Пример реальный из жизни: в супермаркете жарили курицы гриль, и из-за неверных данных в технологической карте шло неверное списание остатков тушек курицы. За 3-4 недели накопили на остатках 105 кг курицы, провели инвентаризацию и не обнаружили эти 105 кг. Со всего персонала списали ровным слоем. Я их спросил, вы хоть одну курицу съели? Ну, раз уж высчитывают. Отношения были доверительными, они сказали, что не прикоснулись. Я им склонен верить. Так что инвентаризации надо делать каждую неделю и не пренебрегать, а то потом никакое расследование правды не найдет. Так как склад производства небольшой, то и бардак там за неделю большой образоваться не может, все быстро подсчитывается и горы товаров переворачивать не нужно. Если есть возможность внедрить учет заказов, надо это делать. В рекламе и мебели это возможно через организацию штрих-кодирования документа "Заказ", кладовщик отпускает материалы только на заказ, считывая штрих-код с документа, и всегда видно, что куда употребили. В «общепите» нет возможности подсчитать, сколько мяса ушло на пирожок, который купил покупатель. Расчет ведется на заказ в производство на, например, 200 пирожков, и на этот заказ выписываются ингредиенты. Учтите, не все так радужно: масло, приправы и прочее всегда есть на кухне и идут скопом, поэтому сложности в учете все равно будут.
Итого: а как с этим бороться? А бороться просто: надо идти и сдавать сертификационные экзамены, там и будет понятно, кто из чего сделан. Там будет сторонняя оценка качества по стандарту, а не просто свое мнение о том, что я крутой программист, давайте мне королевские почести. Обычно после экзамена человек перестает творить уж совсем несусветные вещи и делает качественную работу.