Современная медицинская лаборатория – это сложный комплекс различных приборов, позволяющих анализировать физические показатели состояния человека. Для того, чтобы быстро собрать все необходимые результаты вместе и передать заказчикам исследований, нужна специальная программа – лабораторная информационная система (ЛИС).
Это программа должна уметь:
-
посылать задания приборам
-
получать от них результаты
-
обрабатывать результаты
-
выдавать результаты в удобной для заказчика и врачей лаборатории форме
-
помогать врачам лаборатории вести журналы исследований
-
проводить контроль качества оборудования и хранить результаты проведенного контроля
ЛИС может получать задания на исследования из различных источников, и должна уметь объяснить приборам смысл этих заданий, а также возвращать результаты исследований в терминах полученных заданий. Причем самыми разными способами:
-
на бумаге
-
в виде писем электронной почты
-
в xml форматах для обмена через веб-сервисы
-
в специальном электронном формате для медиков HL7
Чтобы иметь возможность формировать отчеты лаборатории для страховых компаний, ЛИС должна хранить большой объем демографических данных пациентов, а также уметь соотносить выполняемые лабораторией исследования с нормами и правилами предоставления в страховую компанию.
Чтобы обеспечивать свою производственную деятельность, лаборатория имеет запас расходных материалов (реагентов). ЛИС помогает ей вести складской учет, рассчитывать необходимое количество запасов для обеспечения производства.
В лаборатории работают врачи и лаборанты, они обслуживают приборы, проверяют и подтверждают полученные результаты. ЛИС контролирует качество их работы, помогает распределить нагрузку и формирует отчеты об их занятости. А рабочее время врачей и лаборантов учитывается не как у всех обычных сотрудников, а в специальных единицах измерения, называемых УЕТ.
В современной лаборатории автоматизирован не только процесс производства исследований, но и для коммерческих лабораторий автоматизирован, как правило, процесс получения заказов. Системы электронной очереди, кассовые аппараты – с этой техникой тоже должна уметь взаимодействовать ЛИС. А для коммерческой лаборатории ЛИС можно сравнить с программами по автоматизации розничной торговли.
Чтобы лучше понять специфику автоматизации медицинских лабораторий, рассмотрим несколько реальных часто внедряемых сегодня ЛИС.
Большинство таких программ написаны без использования платформы 1С. Это положение на рынке обусловлено тем, что основная и наиболее технически сложная часть такой программы – это взаимодействие с оборудованием. А платформа 1С не имеет никаких своих средств для разработки такого взаимодействия. Автоматизация же других потребностей на том уровне, который в среднем может поддержать лаборатория своими силами, кажется проще, чем взаимодействие с оборудованием. Это с технической точки зрения, а если за развитие автоматизации берутся медики или экономисты, то сложность задач обработки информации может значительно возрасти.
Тем не менее сегодня на рынке есть как минимум 3 крупные и развитые ЛИС, написанные с использованием платформы 1С.
Это:
«Алиса» фирмы Гален
АКЛ фирмы Акросс инжениринг
и «1С:Клиническая лаборатория», разработанная фирмой «Алтэй».
ЛИС «Алиса»
ЛИС «Алиса» разрабатывается и поддерживается около 10 лет на средства российского представительства немецкого производителя медицинских анализаторов и реагентов компании «Beckman Coulter, Inc.» как дополнительный сервис для своих клиентов. Начиналась «Алиса» с 1С:Предприятия 77, доросла до 1С:Предприятия 8.2, и даже до 1С:Предприятия 8.3 в режиме совместимости с 8.2. Удаленные рабочие места разрабатываются на управляемых формах. Внедрена на данный момент в 64 крупных лечебных учреждениях, расположенных в 21 городе. Максимально подключено анализаторов 53 в Тюмени. Самое крупное учреждение из них – детская медицинская лаборатория в Краснодаре – обслуживает в день около 20 тыс. пробирок, автоматизировано 45 рабочих мест.
Долгое время компания ориентировалась исключительно на крупные внедрения и целей этих вполне достигла.
Позиционирование этой системы как дополнительного сервиса делает ее внедрение в особенности качественным с точки зрения проработки медицинского функционала. Внедрение, как правило, осуществляется специально обученными медиками, которые заинтересованы в качестве настройки системы под нужды врачей лаборатории для организации дальнейшей регулярной поддержки и донастройки системы. Функционал программы хорошо поддерживает такое внедрение при помощи «консультантов». Для взаимодействия с оборудованием используется набор *.exe модулей отдельных для каждого прибора-анализатора, система не слишком устойчивая, но работает.
Зависимость от производителей оборудования несколько ограничивает развитие системы в целом и ее повсеместное распространение.
ЛИС АКЛ
АКЛ моложе «Алисы», но путь свой тоже начинала с 1С:Предприятия 77. Особенный взлет внедрений этой системы начался с заключения партнерского соглашения с российским представительством французской фармацевтической компании «Рош Диагностика Рус». АКЛ умеет взаимодействовать с модулем оборудования, написанным этой компанией и имеет в штате сертифицированных специалистов. Разработчики АКЛ уделяют много внимания качеству кода и качеству работы с оборудованием. Правда, система так и не выросла до управляемых форм и интерфейса Такси. Отличительная черта Акросс инжениринг – это агрессивная политика продаж, правильный заход в медицину сверху, жесткое подавление на торгах конкурентов. Самому внедрению внимания уделяется меньше, чем при внедрении «Алисы». Функционала, который бы поддерживал внедрение «консультантами» и помогал бы осуществлять технический контроль системы, мало. Но надо отдать должное, Акросс инжениринг не отказывается от мелких внедрений в отличие от Галена.
«1С:Клиническая лаборатория»
«1С:Клиническая лаборатория» – самая молодая из всех 1С ЛИС, но это выжимка из почти одиннадцатилетнего опыта внедрения одной из старейших российских не 1С-овских ЛИС «Алтэй». Правда, выжимка далеко не полная. Сколько всего существует реальных внедрений этой программы сказать сложно, так как компания отгрузила по каналам 1С много своих коробок, а были ли они внедрены или нет никто не знает, считают примерно, что около 150 учреждений. Самое крупное внедрение – в Москве, Диагностический центр на Красногвардейской: 15 тыс. пробирок в день, 50 рабочих мест. Не уверена, правда, что там стоит «1С:Клиническая лаборатория», а не старая программа Алтэя.
С точки зрения использования возможностей платформы 1С – это самая продвинутая ЛИС: поддержка 8.3 самых последних версий, интерфейс Такси. Модуль взаимодействия с оборудованием написан не на платформе 1С, эта собственная разработка компании «Алтэй», написанная на дельфи, с которой взаимодействует «1С:Клиническая лаборатория». Эта ЛИС хорошо интегрируется с продуктами медицинской линейки 1С.
Компания «Алтэй» считает себя разработчиками ПО, поэтому для партнеров, решивших внедрять ее продукт, не оказывает никакой помощи в продаже и продвижении, всецело полагаясь при этом на 1С. Также не считает нужным прорабатывать методику внедрения, учить специалистов, и делать программу внедряемой силами «консультантов».
Сравнительная таблица характеристик
Критерий сравнения | Алиса | АКЛ | Алтей |
Штрихкодирование биоматериала | + | + | + |
Контроль качества оборудования | + | + | + |
Автоматизация обработки результатов | Автоматический расчет значений вычисляемых тестов, настройка методик автоматического одобрения тестов, выбор заключений из конечного списка, фильтруемого по результату и тесту | - | - |
Специфические медицинские модули | Биохимия, иммунология, гематология и иммуногематология, общеклинические анализы, гормональные анализы, серология, микробиология, цитология и гистология, ДНК-исследования ИФА-исследования. Неонатальный скрининг |
бактериология, цитология, гистология | ИФА- исследования Бактериология, при помощи этой системы возможно автоматизировать и другие разделы исследований, но для того, чтобы это сделать, нужен специалист, который переложит математику программы на медицинскую специфику исследований. |
Учет услуг | Подключение кассы, расчет услуг не только по плану от полученного заказа, но и по факту реальной работы лаборатории, расчет стоимости заказа | Подключение кассы, услуги учитываются по плану от полученного заказа, расчет стоимости заказа | услуги учитываются по плану от полученного заказа, расчет стоимости заказа |
Автоматизация складского учета | + | + | Учет сроков годности реактивов |
Автоматизация производственного учета | + | + | |
Система отчетности |
Отчет по количеству тестов По количеству услуг Стоимость услуг Складские отчеты Отчеты по УЕТ Журналы по микробиологии и группам крови |
Отчет по количеству тестов По количеству услуг Стоимость услуг Складские отчеты |
Чем-то эти три ЛИС напоминают старых добрых лебедя, рака и щуку. Если продолжить описание других участников этого конкурентного рынка, то ситуация повторится: у каждого есть свои сильные и слабые стороны.
Но нам-то с вами, граждане, важно качество работы нашей медицины, а оно вряд ли наступит, если основными заинтересованными в автоматизации российской медицины будут немцы и французы. И мне кажется, наше государство рано или поздно это осознает. И тогда будущее за крупными централизованными облаками, в которых работают конфигурации, хорошо поддающиеся кастомизации, а то и просто внедряющиеся силами только консультантов-медиков. Хорошо интегрированные как с оборудованием на местах, так и с остальным современным информационным пространством. На сегодняшний день, увы, таких ЛИС на платформе 1С на рынке нет. Так что пока лечимся как получится…