Эта статья является продолжением цикла статей, посвященных переходу с 01.01.2018 производственных и торговых предприятий на работу с системой Меркурий:
Где проводится интеграция:
Компания с несколькими складами, которая оказывает логистические услуги десяткам Клиентов.
Конфигурация 1С:
Самописная конфигурация, которая состоит из модулей WMS (Управление складом), TMS (Управление автотранспортом), DMS (Управление документами).
Законодательные проблемы работы в Меркурии на 01.08.2017 (информация, которую услышал от ветврачей):
- Система Меркурий находится в частных руках, Государство не имеет к ней отношения. Чтобы законодательно утверждать какие-то правила действия, ГИС Меркурий должна быть приобретена Государством и должен быть подписан Акт о вводе в эксплуатацию. Эти аргументы приводят сейчас ветслужба в Москве.
- Работа в системе должна выполняться аттестованными специалистами. Документ о проведении аттестации МинЮст вернул на доработку.
Ход интеграции:
1. Синхронизация справочников.
1.1. В нашей конфигурации есть справочник Контрагенты, который соответствует Юридическому лицу. В Меркурии это справочник Хозяйствующие субъекты (далее ХС).
1.2. В нашей конфигурации есть справочник Адреса доставки, который соответствует грузоотправителям и грузополучателям: складам, магазинам и т.д.. В Меркурии это справочник Предприятия (далее ПР).
Можно выделить 2 глобальные проблемы с ХС и ПР:
- отсутствие записей;
- дублирование записей
В случае отсутствия указанных выше справочников становится невозможным оформить Ветеринарно-Сопроводительные Документы (далее ВСД). При дублировании справочников и оформлении ВСД с неправильными ХС или ПР также будет невозможно оформить ВСД.
Решение проблем:
- при отсутствии записей в Меркурии нужно самостоятельно заняться их регистрацией.
- при выявлении дублирования нужно выявлять записи, с которыми будут работать контрагенты и обменяться идентификаторами. В Меркурии для ХС и ПР заведены GUID.
Мой опыт.
У нас есть программа для выявления ПР, которые внесены в Меркурий несколько раз. Т.к. сведения о ПР состоят из Названия и Адреса, единственная возможность выявить дубли - проверить уникальность адресов нахождения предприятий, связанных с ХС. Адреса в Меркурии внесены по разным правилам. Чтобы их унифицировать использую сервис Яндекса geocode-maps.yandex.ru. Результат работы программы:
Права создания ХС и ПР в Меркурии:
- Права ХС, от имени которого работаем в Меркурии, позволяют создать ХС в любом регионе РФ
- Права ХС, от имени которого работаем в Меркурии, позволяют создать ПР в любом регионе РФ
- Если ХС и ПР были созданы от имени одного логина, то их можно связать между собой
- Если ХС и ПР были созданы от имени разных логинов, то их нельзя связать между собой. Связь можно установить только через систему Аргус:Ветеринарное Управление или пройдет автосвязывание при гашении ВСД.
- Права ГВЭ, позволяют создать ХС в любом регионе РФ
- Права ГВЭ, позволяют создать ПР в регионе, с которым связан логин ГВЭ
Создал программу, которая позволяет регистрировать ХС и ПР в Меркурии с такими правилам:
- по ИНН юрлица или ИП выясняем действующие реквизиты через сервис DaData.ru (можно задействовать сервис 1С:Контрагент) - нужно для регистрации ХС. Сначала выполняется поиск по ИНН и если не зарегистрирован ИНН, то создается ХС
- считываем связанные с ХС предприятия, выравниваем их адреса нахождения через сервис geocode-maps.yandex.ru. Если адресу доставки в нашей системе не соответствует адрес в Меркурии, то создается ПР в Меркурии. Если уже есть адрес, то сопоставляем наш адрес с Меркурием. Если в Меркурии зарегистрировано несколько дублей адреса, связываем с наиболее логичным вариантом. После получении от нашего контрагента GUID ПР, связываем наш адрес с предоставленным GUID.
1.3. В 1С есть справочник Номенклатура. В Меркурии можно условно выделить соответствующий 3-х уровневый справочник (хотя каждый уровень является отдельной таблицей): Тип продукции, Продукция, Вид продукции. Есть еще неявный 4-й уровень, который задается в виде текстового названия товара. В Ветис API 2.0 добавлен 4-й уровень, соответствующий конкретному товару.
Для меня не понятно решение почему Вид продукции оказался на 3 уровне, а не на 2, но тут уже видно особая логика ветврачей.
Проблемы с Видами продукции (ВИД):
- обобщенное описание товаров
- дублирование записей
- отсутствие записей
Решение проблем:
- Вид продукции соответствует группе Номенклатуры, причем у каждого участника цепочки поставок может быть своя классификация. Поэтому, нужно с контрагентами договариваться к какому ВИД нужно отнести Номенклатуру. Но источником информации является Производитель.
- одну и ту же Номенклатуру по описанию можно отнести к разным ВИД. Нужно согласовать со всеми участниками поставок какой товар к какой группе отнести.
- для добавления недостающего ВИД нужно обратиться в техподдержку Меркурия по адресу api@vetrf.ru.
Мой опыт.
Когда начали споставлять ВИД и наш справочник Номенклатура, оказалось, что 1 ВИД отсутствует. При обращении в поддержку Меркурия ответили, что нужно максимально использовать существующую классификацию. Но в нашем случае добавление нового ВИД было обоснованно. Поддержка Меркурия сказала, что собирают заявки от ХС несколько недель и отправляют из в РосСельХозНадзор (РСХН). Эти заявки рассматриваются в РСХН и, если оправдано добавление нового ВИД, классификатор дополняют. Когда прошло 2 недели ожидания, позволнил в РСХН. Ответили, что не занимаются согласованием и поддержка Меркурия сама должна добавить ВИД. Чиновник из РСХН даже сказал, что можно обратиться в поддержку Меркурия и назвать его ФИО, чтобы не было проволочек. В результате поддержка Меркурия добавила ВИД за 2 дня.
Иерархия продукции (Номенклатура показывается как 4-й уровень, но это виртуальное дерево, на 4-м уровне пока будет название товара, в Ветис API 2.0 будет товар из справочника Меркурия, а не текстовое название):
2. Остатки в 1С
В Меркурии есть остатки, которые называются записи складского журнала (ЗСЖ). В 1С ЗСЖ соответствует справочник Серия номенклатуры или Партия. В минус оформить ВСД невозможно.
Измерения остатков в Меркурии:
- Вид продукции
- Дата выработки
- Запись складского журнала
Ресурсы остатков в Меркурии:
- Объем (обычно в кг)
- Количество единиц упаковки (например, коробки)
Очень большая проблема:
Поставщики товаров могут оформлять ВСД с детализацией до групп товаров и с диапазоном дат выработки, а Торговые сети могут предъявлять другие требования к датам выработки. В моем случае, Получатели груза для охлажденной продукции требуют оформлять ВСД за конкретный день выработки, для замороженной продукции - за месяц выработки. А вот поставщики оформляют ВСД с датами выработки, соответствующие нескольким месяцам.
Решение проблемы:
Нужно опросить всех грузополучателей требования к оформленным ВСД. И оформлять ВСД с учетом самых строгих требований грузополучателя. В моем случае большая часть грузополучателей требует оформление дат выработки по замороженной продукции в разрезе месяца, но 2 грузополучателя потребовали оформление в разрезе дней выработки. Поэтому, учет должен быть в днях выработки.
Т.к. в Меркурии разрешен ввод ВСД с бумаги, то в 1С вносятся остатки в разрезе, подходящем грузополучателям.
Мой опыт.
Проблема ввода остатков по Меркурию состоит в том, что под все даты выработки (или сроки годности), хранящиеся на складе, нужно подобрать входящие ВСД:
- если ВСД оформлены в электронном виде, то можно использовать эти записи. С помощью инвентаризации нужно выровнять количество согласно фактическим остаткам на складе. Но если детализация товара во входящих ВСД не соответствует требованиям получателей груза, эти данные использовать невозможно. На 01.08.17 ни один электронный ВСД использовать для ввода остатков невозможно.
- если ВСД оформлены на бумаге, то их нужно ввести вручную. Опять же нужно вводить с детализацией, требуемой получателями грузов
Для ввода остатков по бумажным ВСД применяем документ 1С "Качественное удостоверение". В табличной части в колонке ВСД вводим сведения по всем входящим ВСД (серия, номер и дата ВСД, лабораторные исследования и разрешение не ввоз для импортного товара).
Затем с помощью программы сопоставляем остатки в разрезе дат выработки с данными в "Качественном удостоверении" по датам изготовления. Если количество товара на складе превышает количество в "Качественном удостоверении", то подбирается несколько "Качественных удостоверений" по методу LIFO.
Не очень большие Проблемы:
- Как обеспечить учет в 1С в разрезе указанных измерений
- Как обеспечить точность в разрезе дат выработки
- Как обеспечить учет в разрезе ЗСЖ
Решение проблем:
- Для учета в Меркурии создать свой регистр накопления.
- Объяснять сотрудникам склада важность отгрузки в разрезе дат выработки.
- Списание остатков, соответствующим ЗСЖ решается за счет регистра накопления
3. Оформление ВСД
3.1. Приход
В Меркурии понятию прихода соответствует гашение входящего ВСД. В случае, если будет выявлено расхождение между количеством в ВСД и фактическим количеством, нужно оформить возвратный ВСД. Законодательство накладывает строгие требования к сроку гашения входящего ВСД и оформления возвратного ВСД: в течение смены ветврача!
Мой опыт.
После факта приемки происходит сопоставление данных из документов:
- Качественное удостоверение (данные о товаре, бумажных ВСД и датах выработки).
- Приход (данные о факте приемке без детализации до дат выработки)
- Операция ТСД (данные о факте приемки с детализацией до товара, партии, даты выработки, количеству паллет и коробок)
3.2. Расход
В Меркурии понятию расхода соответствует оформление исходящего ВСД. В случае ошибочно оформленного ВСД, его можно отменить - аннулировать ВСД.
Чтобы оформить ВСД, сотруднику предприятия нужно указать в цели реализации "в пищу людям". Если указать цель "для свободной реализации", то ВСД оформить не получится. Вместо этого будет оформлена заявка на оформление ВСД, по которой сотрудник СББЖ должен уже оформить ВСД.
Как пример, требования сети Лента к оформлению ВСД (у Ленты будет реализована интеграция SAP с Ветис API 2.0):
- ВСД содержит ссылки на конкретный товар из справочника товаров Меркурия;
- в одном ВСД содержится информация только по 1 производственной партии (партия закодирована в штрихкоде этикетки на коробке);
- в одном ВСД содержится информация только по 1 дате выработки (дата выработки закодирована в штрихкоде этикетки на коробке);
- в ВСД в поле «Согласованный код продукции» должен быть GTIN код коробки.
- в ВСД должен указываться SSCC код паллеты
Требования по оформлению ВСД сети Тандер:
- Отправитель и его площадки должны быть зарегистрированы в системе ФГИС «Меркурий»;
- При оформлении ЭВСД в разделе сведениях о получателе должен указываться адрес соответствующего Распределительного Центра согласно приложению 1 к настоящему уведомлению;
- Партия поступающей продукции должна быть обеспечена оформленной ЭВСД в системе «Меркурий» на момент прибытия а/м в точку разгрузки;
- Оформление 1 ЭВСД на партию продукции равен 1 СКЮ, согласно Приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 No 589 и ст. 4 «ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза»;
- В пакет документов на поставку необходимо прикладывать сжатую с расширенной информацией распечатку ЭВСД (образец в приложении 1)
- Вид продукции при оформлении ЭВСД должен соответствовать трехуровневому классификатору ФГИС «Меркурий», который был предварительно предоставлен для формирования данных в разрезе СКЮ;
- Предприятие изготовитель продукции в ЭВСД должно соответствовать ГУИД изготовителя, который был предварительно предоставлен для формирования данных в разрезе СКЮ;
- Строка ветеринарно-санитарной экспертизы должна быть заполнена одним из имеющихся в системе значений, в оформленных ЭВСД должны быть указаны результаты ветеринарно-санитарной экспертизы (лабораторные исследования);
- Дата изготовления поставляемой Вами продукции в ветеринарных сопроводительных документах, как на бумажном носителе, так и в электронном ветеринарном свидетельстве, после вашего перехода в следующий формат: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, в случае указания дат изготовления диапазоном.
- Дата окончания срока годности поставляемой Вами продукции в электронных ветеринарных сопроводительных документах должна полностью совпадать с информацией на потребительской упаковке;
- Продукция со сроком годности 5 дней и менее должна быть указана как скоропортящаяся;
- Номер ТТН должен полностью соответствовать номеру по которому были выписаны ЭВСД (включая регистр, пробелы и символы);
- Дата ТТН должна соответствовать дате ТТН в ЭВСД;
- Вид транспорта и номер а/м в ЭВСД должны соответствовать транспортному средству, которым осуществляется перевозка товара;
- При оформлении ЭВСД не ставить отметку «Учет ВСД».
3.3. Инвентаризация
В Меркурии понятию инвентаризации соответствует оформление Акта несоответствия. В Акте указывается какого товара нет в наличии и какой товар вместо него должен быть оприходован. В случае, если невозможно подобрать входящее ВСД под обнаруженный товар, этот товар подлежит утилизации!
3.4. Объединение партий
В Меркурии понятие Объединения партий ввели для совмещения нескольких ЗСЖ в одну. Такие ситуации могут возникать, когда получен несколькими поставками на склад один товар с одними и теми же датами выработки.
4. Выводы
Рассматривайте внедрение Меркурия как большой проект внедрения 1С с нуля. Нельзя недооценивать сложность его реализации.
Если возникли вопросы, пишите в комментариях. Будем обмениваться информацией.