Тема взаимодействия баз данных 1С и мобильных приложений, а также выбора конкретных решений не новая. В данной статье я хочу изложить суть конкретного решения (связки решений) используемого на производственном предприятии.
Ниже схематично представлена часть ERP системы предприятия, а именно схема взаимодействия центральной управленческой базы данных (1С УПП 1.3) с базами данных торговых представительств предприятия, которые расположены в регионах России, Украины и Белоруссии.
На схеме показано, что вся первичная нормативно-справочная информация (НСИ) ведется в центральной БД 1С УПП и передается в остальные распределенные БД через правила обмена.
Клиенты мобильных приложений связаны с базами данных периферийных узлов представительств и тем самым получают необходимые справочники из центральной БД 1С УПП.
В мобильных приложениях сотрудниками осуществляется ввод документов определённого вида, которые в последствии передаются в документы БД периферийного узла представительств и далее по цепочке в центральную БД 1С УПП.
Одним из таких документов является «Заказ покупателя». Несколько раз в год каждое представительство участвует в региональных выставках, где представляет изделия предприятия и осуществляет сбор заказов покупателей, на основании которых в дальнейшем формируются заказы в производство.
До определенных пор сбор заказов клиентов осуществлялся на специальный бумажный бланк, после чего вносился в базу данных 1C пользователем вручную. Руководством была поставлена задача заменить бумажный бланк неким девайсом и сбор заказов осуществлять при помощи штрихкодов. На тот момент в УПП использовалась система внутреннего штрихкодирования (связке «номенклатура, характеристика» присваивается внутренний штрихгод EAN-13). Т.е. задача IT специалисту сводится к следующему:
- Необходимо выбрать или разработать мобильное приложение, которое обладает базовым торговым функционалом. Такие приложения обычно поставляют с терминалами сбора данных (ТСД).
- Данное приложение должно синхронизироваться со справочником товаров из 1С с учетом характеристик. Это условие выполнимо не во всех подобных программах.
- Табличная часть «Товары» типового «Заказа покупателя» в 1С расширена текстовым реквизитом «Комментарий». В нашем случае строки заказа комментируются что в последующем анализируется (в том числе и при заказе в производство). Т.е. заказ в мобильном приложении так же должен: содержать поле «Комментарий», иметь возможность заполнять его после выбора товара и данные этого поля должны передаваться в заказ 1С.
- Мобильное приложение должно работать в режиме off-line с последующей передачей собранных данных в 1С.
Изучив предложения по подобным мобильным приложениям выбор был сделан в пользу Моби-С. Тестирование клиента Моби-С показало. Что данное приложение удовлетворяет всем нашим требованиям.
В итоге в качестве ТСД мы получили связку: современный 7-ми дюймовый планшет (около 150$), чехол с возможностью фиксации планшета на запястье (около 7$), удобный блютуз сканер штрихкодов (75$). Общая стоимость набора получилась до 250$ . Фото ниже:
Время затраченное Штатным программистом 1С на: установка мобильного приложения Моби-С, настройка обменов с БД 1С, добавление в документ «Заказ покупателя» на мобильном приложении недостающих реквизитов, подключение сканера штрихкодов, тестирование создания и передачи заказов в 1С, написание инструкций пользователям заняло 3 рабочих дня (без учета времени потраченной на покупку оборудования).
С учетом параметров современных планшетов и наличия на рынке компактных и недорогих блютуз сканеров штрихкодов, считаю данное решение выигрышной альтернативой использованию терминалов сбора данных при решении некоторых задач учета.