В сегодняшней статье мы постараемся охватить оставшиеся подсистемы комплексных решений, а также поговорим о тех подсистемах, которые есть только в новом решении 1C:ERP.
Учета затрат.
Переходим к рассмотрению учета затрат.
В 1С:УПП затраты классифицируются в момент передачи в производство. В документах передачи мы указываем статью затрат, и объект отнесения затрат – номенклатурную группу. Все это приводит к тому, что процесс изменения аналитики затраты очень трудоемкий и выполняется документами Корректировка.
В конфигурации 1С:ERP все затраты классифицируются применительно к конкретному оформленному выпуску. При передаче в подразделение для переработки номенклатурные ресурсы не классифицируются, как затраты. Классификация использования ресурсов дается только после их непосредственной переработки, т.е. в привязке к конкретному выпуску. Под выпуском можно понимать исполненный этап и выполненный передел. Себестоимость изделия складывается из себестоимости этапов.
Подходы в 1С:ERP отличаются, причем значительно, от подходов, которые применяются в 1С:УПП. Это важно для экономистов.
Статьи затрат в 1С:УПП создаются на любые виды расходов: производственные, общепроизводственные, материальные, нематериальны и т.д. В 1С:ERP Управление предприятием все возможные затраты разделены на два разных справочника: Статьи калькуляции и статьи расходов. Статьи калькуляции – это непосредственно прямые производственные расходы. Т.е. в УПП у таких затрат, характер затрат – производственный. Статьи расходов – это различные косвенные расходы, которые распределяются на расходы основного производства, либо вообще не включаются в себестоимость. В УПП - это статьи затрат с любым характером затрат, кроме производственного. Конечно, в 1С:ERP Управление предприятием настраиваются правила, по которым статьи расходов превращаются в статьи калькуляции.
В 1С:ERP Управление предприятием нет как таковых понятий РАУЗ и Партионный учет, при этом в константах можно включить использование партионного учета, можно не включать. Используются элементы обоих способов.
Отражение хозяйственных операций в регламентированном учете.
Блок Отражение хозяйственных операций в регламентированном учете также претерпел серьезные изменения.
В 1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием (1С:УПП) происходит непосредственное отражение хозяйственных операций. Указание счетов учета в документах носит определяющий характер.
А в инструментах конфигурации 1С:ERP Управление предприятием 2 (1С:ERP) используется метод отложенного проведения. Что это дает?
В 1С:ERP, чтобы данные оперативного учета отражались на счетах бухгалтерского учета, необходимо на этапе внедрения установить настройки корреспонденций для каждого вида хозяйственной операции. Делается это в пользовательском режиме. Ни в одном документе не предусмотрена возможность проставления счетов бухгалтерского учета. Возможно, кому-то это покажется странным, неестественным, неудобным и непонятным. Но такой подход оправдан и имеет больше плюсов, чем минусов. В программе 1С:УПП и других программных продуктах нередко происходят искажения информации по данным бухгалтерского учета. И в большинстве случаев причиной этому является невнимательность, а порой даже некомпетентность сотрудников, отвечающих за ввод информации в систему. Функционал, реализованный в 1С:ERP полностью исключает такую возможность. Документ будет отражен в бухгалтерском учете только, если для данного вида операции установлены настройки. А этим, как правило, занимается компетентное лицо, например главный бухгалтер. Если в течение периода возникнут операции, для которых еще не предусмотрена настройка, то программа сообщит об этом при закрытии месяца. Это позволит проверить адекватность операции и при необходимости добавить новую настройку и провести документ в бухгалтерском учете. Документы можно проводить по бухгалтерскому учету как в момент создания, так и периодически с помощью специальной обработки без перепроведения документов в фоновом режиме. Т.е. это некий технологический момент, тем не менее, он очень удобен, т.к. не блокирует работу пользователей с первичными документами, делается быстрее, т.к. осуществляется в режиме допроведения только в случае изменения информации.
В 1С:ERP единый план счетов для бухгалтерского и налогового учета. Это позволяет получать информацию в бухгалтерских отчетах в наиболее удобном виде. В настройках любого отчета можно выводить нужную информацию. В УПП для получения данных по бухгалтерскому и налоговому учету необходимо сформировать два разных отчета. А если нужно сравнить их между собой, то это вызывает некоторые сложности.
Бюджетирование
Данная система в 1С:ERP Управление предприятием 2 (1С:ERP) вообще не имеет ничего общего с одноименной системой в 1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием (1С:УПП). Поскольку реализован абсолютно другой подход к созданию бюджетов. Совершенно отсутствует терминология, применяемая в 1С:УПП.
В 1С:ERP предусмотрены более гибки и удобные возможности для получения фактических данных. В 1С:УПП, чтобы получить фактические данные, нужно создать «Источники данных для расчетов бюджетирования» для каждой статьи оборотов по бюджетам. Настроить такие правила под силу не каждому пользователю. Кроме того, возникают ситуации, когда типовыми средствами вообще невозможно настроить правила и необходимо писать запрос (т.е. требуется работа программиста). В 1C:ERP дело с настройками правил обстоит гораздо легче и удобнее для обычного пользователя. Правило получения фактических данных создается непосредственно в статье бюджета.
Пользователю, знающему бизнес-процессы на своем предприятии, не составит труда это заполнить.
В 1С:ERP dведено понятие «Экземпляр бюджета». Если проводить аналогию в 1С:УПП это «Отчет по бюджету». Отличие опять же в том, что в 1С:ERP реализованы более гибкие возможности по построению структуры, системы и расчета показателей в экземпляре бюджета. Можно сказать даже, что возможности в этом плане в 1С:ERP ничем не ограничены и все делается и настраивается на уровне пользователя, т.е. не требуется работа программиста. Можно разработать абсолютно любую структуру отчета для любых целей и реализовать ее. Жестких рамок и стандартов нет. Конечно, пользователю придется потрудиться, т.к. потребуется тщательное изучение данной возможности. Но результат того стоит.
Закупки
Блок «Управление закупками» в 1С:ERP объединяет возможности нескольких разделов в 1С:УПП:
- Управление закупками
- Управление продажами (взаиморасчеты с принципалом)
- Управление производством (в части работы с давальческим сырьем)
Реализовано хранение и отслеживание графиков оплаты. В отличии от 1С:УПП просроченную задолженность можно получить не только по срокам, но и в ведомости о задолженности на определенную дату. При этом задолженность учитывается от даты возникновения – от даты документа закупки, если предполагается оплата после приобретения.
В 1С:ERP предусмотрена возможность контроля цен закупки. Это удобно, если, например, по долгосрочному договору закупки зафиксированы соглашением цены поставки и необходимо контролировать, что поступление производится именно по этим ценам. В 1С:УПП был похожий механизм через Условия поставки. Однако контроль был мягкий, т.е. только на уровне отчета отклонения от условий закупок. В 1С:ERP кладовщик или приемщик не сможет зарегистрировать поступление, если цена закупки отличается от той, которая определена соглашением.
Также в 1С: ERP добавлен контроль отклонения цен, зафиксированных заказом, от цен, указанных в конкретном поступлении от поставщика в пределах этого заказа. Контроль не жесткий в виде цветового индикатора.
Цены закупки можно регистрировать не только документом Поступления товаров, так же как и в 1С:УПП, но и на уровне заказа поставщику.
В 1С:ERP добавлены механизмы планирования транспорта для доставки товаров от поставщику или клиенту.
Управление персоналом и расчета заработной платы
В 1С:ERP, как и в 1С:УПП для сотрудника используются три варианта занятости: основное место работы, внутреннее или внешнее совместительство. Однако, в 1С:УПП вариант определялся для сотрудника, заводимого в справочник. Т.е. один сотрудник мог иметь только один вид занятости, и изменить его в процессе приемки было нельзя. Поэтому, если сотрудник переходил с внутреннего совместительства на внешнее приходилось увольнять его и затем принять на работу с новым видом занятости, создавая новую запись в справочнике Сотрудники. В 1С:ERP вид занятости определяется и фиксируется не в момент оформления приемки на работу и может быть изменен документом «Кадровый перевод».
В отличие от 1С:УПП в 1С:ERP пользователям всегда доступны только основные документы расчета зарплаты: «Начисление зарплаты», «Отпуска», «Больничные». Использование остальных документов включается опционально, что достаточно удобно при использовании системы, если какие-то виды начислений или расчетов не используются на предприятии.
Расчет страховых взносов 1С:ERP перенесен в документ «Начисление зарплаты». В 1С:УПП – это отдельный документ «Начисление страховых взносов». Теперь, все начисления отражаются в одном документе, что достаточно удобно.
В 1C:УПП для отражения выполнения подрядных работ был один документ «Договор на выполнение работ с физ.лицом», в 1С:ERP разделили подрядные договора на «Договор (работы, услуги»), и «Договор авторского заказа». Также добавилась возможность выделения правил оплаты по договору-подряда: Однократно в конце срока или По актам выполнения работ. Если используется вариант по актам, то закрытие производится отдельным документом «Акт приемки выполненных работ». В 1С:УПП была возможность ежемесячной выплаты по договору подряда, но только равными суммами. Выплаты же по актам – это более широкий вариант работы по договорам-подряда.
Облегчилась процедура отражения при регистрации и расчете увольнения. В 1С:УПП для этого необходимо было оформить три документа: кадровый документ «Увольнение», далее произвести расчет «Расчет при увольнении сотрудника» и для учета всех отчислений, удержаний сформировать документ «Начисление зарплаты». В 1С:ERP это упрощено – для отражения всех этих действий используется один объект – документ «Увольнение».
Организация ремонтной деятельности.
Если говорить про 1С:УПП, то как такового функционала для управления ремонтами оборудования не было. Возможности решения позволяли учитывать выработку основного средства, сформировать заказ на обслуживание, а также собирать по данному заказу затраты.
В 1С:ERP, конечно, полноценно не входит функционал решения 1С:ТОИР. Тем не менее, есть достаточный набор возможностей, необходимых для отражения деятельности ремонтных подразделений.
Поддерживается сопровождение жизненного цикла оборудование (приобретение, монтаж, ввод в эксплуатацию, модернизация, ликвидация).
Отклонения, простои, отказы фиксируются документом Регистрация дефектов. Состояние оборудования контролируется и по нему можно получить и проанализировать информацию о наработке, остаточном ресурсе и последних произведенных ремонтах.
В 1С:ERP есть выделенное рабочее место Планирование ремонтных работ, которое позволяет отслеживать необходимости проведения тех. обслуживания.
Можно получить данные о стоимости владения. Планирование ремонтов учитывается при планировании производства.
Подсистемы Организация ремонтов и Производство в 1С:ERP тесно связаны. Что позволяет при построении производственных планов учитывать плановые ремонты оборудования.