Введение.
В этой статье расскажу о начале работы с конфигурацией 1С:ERP Управление предприятием 2 для Казахстана, о плюсах и минусах перехода. Работать в продуктиве начал недавно в этой конфигурации. До этого изучал для себя. Месяца 3 назад завершил проект по переходу на Комплексную автоматизацию в другой компании в части оперативного-торгового учета.
Мое основное предназначение автоматизация оперативного-производственного блока. Но так получилось, что на 1С ERP организация перешла не до конца. Перейти должны были в начале 2018 года, но по факту (я пришел в конце апреля) до сих не перешли. Работали параллельно в УПП. Тех, кто на половине пути оставили проект по переходу уже не работают. Реальный переход начался после того, как решили заблокировать старую базу с конца апреля. Заблокировать не смогли дали месяц. И в конце концов перешли в конце мая. УПП заблокировали.
Где-то неделю адаптировался, что и как. После объявления о блокировке старой базы все начали активно работать в новой 1C ERP. Сразу пошел шквал вопросов и задач. У консультанта были тяжелые времена. Хорошо, что он вообще есть. Каждый день разбор типовой конфигурации и как результат допиливание. Поддержка 1с отвечала плохо или не отвечала вообще. Многие вещи вообще не продуманы и не протестированы.
Давайте сразу перейдем, сперва к плюсам:
1. Все в одной базе. Как раньше нет необходимости иметь разные базы для бухгалтерии, ЗУП, торговли, настраивать обмены. Соответственно нужны подходящие аппаратные мощности и грамотная настройка программной части сервера базы данных, кластера 1с.
2. Наличие помощников работы. В каждом из блоков учета есть свои помощники работы. Помощник продаж, доставки, диспетчирования производства.
3. Производительность. Архитектура ориентирована на большой объем информации. Аналитики учета номенклатуры, партнеров и т.д.
4. Метод сторнирования при корректировках. При корректировках документов продаж, закупок, производства есть отдельные документы, которые садят проводки минусом. Нет необходимости редактировать первый документ. Когда период закрыт это невозможно.
5. Наличие большого списка интегрированных отраслевых модулей. Каждое предприятие работает в определенных отраслях экономики (строительство, сельское хозяйство, металлургический завод и т.д.). Авторами этих модулей в основном являются крупные "игроки" секторов экономики и соответственно пишут для себя. Затем уже выходят на общий рынок и получают стандарт "1С: Совместимо".
6. Модуль управления доставкой. Понадобилось уже в 2 проектах. Система умеет рассчитывать необходимое количество транспортных средств для доставки. При этом используются вес, объем как номенклатуры так и вместимость и грузоподъемность транспортных средств.
7. Расширенные настройки счетов отражения расходов и приходов. Есть обработка для детальной настройки отражения операций. Важно для бухгалтеров.
8. Гибкая настройка прав доступа. В ERP для отражения одной операции аналогичной в УПП иногда нужно оформить несколько документов. С одной стороны это хорошо с другой плохо. Но это дает больше возможностей по настройке прав.
Теперь давайте обсудим минусы:
- Слабая поддержка. Через 3 недели работы с конфигурацией собрал список багов и отправил на поддержку. Ответа нет. Собрал еще и отправил снова. Реакция нулевая. Отписал в Москву. Зашевелились. Сразу обработали ранее отправленные вопросы. Половину признали ошибкой. Часть потребовали детализации. Часть проконсультировали. Даже лично позвонили мне. Началась активная переписка, которая реальной помощи не дала. Лишняя нервотрепка.
- Неготовность системы для сдачи регламентированной отчетности. По каждой форме рег. отчетности приходилось разбираться, допиливать конфу. Не работали выгрузки в СОНО (прога для сдачи налоговой отчетности).
- Неработающие стандартные механизмы. Прогеры в курсе, что большая часть новых конфигураций разрабатываются с помощью БСП. Так вот в казахстанских версиях конфигураций работают плохо. Например, механизм управления датой запрета редактирования. Когда выбирается вариант конец прошлого года записывается в регистр сведений странная дата «02020002». Отписал в поддержку, ответа нет. Исправил сам.
- Уязвимость к редактированию документов задним числом. При перепроведении документа в ERP лучше сперва отменить проведение и потом проводить. Понятно, что это сделано для оптимизации производительности и для быстрой работы закрытия месяца. Идея хорошая, но реализация ужасная. Также можно встреть такие вещи как необновление системных реквизитов документов по новому состоянию. Например, документ поступление услуг и прочих активов изначально был с НДС. Потом исправили на без НДС, а данные в рег. отчетности не появляются. Начал разбираться и нашел что если реквизит уже заполнен, то остальные скрытые реквизиты не обновлять. А эти скрытые недоступные пользователям реквизиты влияют на состав движений.
- Отсутствие тестов типовой конфигурации. Я не знаю как другие компании внедряют с нуля 1C ERP, но даже просто открытие типовой конфы в режиме конфигуратора уже вываливаются ошибки. Отправил в поддержку ответа нет. Пробовал на разных версиях платформы, результат один.
- Логическая недоработка переходов на систему. Например, до перехода в остатках были импортные товары без ГТД. ГТД оформили физически в феврале. Так вот в системе не предусмотрено. Допилил.
- Плохая адаптация конфигураций не только ERP, но и остальных КА2, УТ. Бухгалтерия и УНФ вроде пашут нормально. Последние пять лет работаю 95% времени работаю с конфигурациями для Казахстана на управляемых формах. Казахстанские версии конфигураций отстают от российских. В России УТ уже 11.4, а в Казахстане 3.1. И дело не в номерах версий, а то, что уже по многим блокам учета отстает. Казахстанская версия ERP 2.1, российская уже 2.4. И непонятно как местные адаптологи сработают. Надеюсь, кто-то из 1с прочитает эту статью и подумает над повышением качества своих продуктов.
- Фантомный механизм разнесения дополнительных расходов на себестоимость товаров. Метод оценки запасов – по средней. Но есть до сих пор нерешенная проблема. Когда в ГТД разносишь таможенный сбор на разные поступления происходит распределение таможенного сбор на основе данных табличной части поступлений, а не списка товаров ГТД. Потратил неделю, минимизировал проблему и пока решил костыльно. Отписал в поддержку. Ответа нет.
- Проблема с правами доступа. Элементарно у кадровых ролей нет доступов к редактированию элементарных справочников.
- Неадаптированные модули ERP для Казахстана. Как вы знаете ERP умеет расширяться бесшовно. Так вот они не адаптированы под Казахстан. Они в той или иной мере связаны с бухучетом. Приходится вдвойне прилагать усилия при интеграции с этими модулями.
Рекомендации:
- Запускать в 1C ERP пока только оперативный учет (продажи, закупки, ЗУП, кадры, производство не скажу до конца в реале не тестировал) и настроить обмен бухгалтерией. Система не готова еще для полного ведения бухучета и как следствие для сдачи регламентированной отчетности. Для Казахстана надо подождать еще минимум год, затем оценить ситуацию и принять решение.
- Прежде чем запускать что, то в 1С ERP отправить на обучение сперва как минимум прогеров. А затем при необходимости ключевых пользователей. Это в точности определит нужно ли оно или нет. Если нет региональных, то в Москву. Поверьте, это стоит потраченного времени, денег.
- Если все-таки решились, то берите в расчет, что консультантов нужно будет пропорционально 1 к 20 юзеров (минимум). Зависит, конечно, какие блоки запускаете, специфичных требований, сроков, уровня компетенции пользователей.
- Прогеры должны иметь опыт работы с конфигурациями на БСП как минимум 3 года. Сейчас все конфигурации в основном строятся на БСП. Понимание принципов сильно поможет в разработке и разбирательствах.
- Нужен хороший прожект менеджер 1С или архитектор 1С. Бывает, что все хочется все и сразу. Обычный программист не всегда может дать приближенный расклад по срокам. Прожект менеджер 1с сможет хотя бы приблизительно сделать это. Зависит, конечно, от квалификации.
- Запускать надо по блокам, последовательно. В любой крупной организации есть как минимум либо торговля, либо производство, бухгалтерия, ЗУП. Как я ранее говорил пока лучше начинать с оперативного учета.
- Тщательно изучить концепцию ведения взаиморасчетов с клиентами/поставщиками. Как вы знаете есть два отдельных справочника партнеры и контрагенты. Сделано для гибкого ведения отношении с клиентами/поставщиками.
Сейчас на данный момент 1С-Казахстан вроде обратили внимание и работают в этом направлении активно. Думаю, год-два все должно стать все нормально. Остается вопрос с отдельными модулями для 1C ERP.