Лена очень спешила. Бежала по коридорам, едва удерживая в руках сумку, пакеты с раздаточными материалами и реквизитом. Незнакомая гостиница, незнакомый город и бестолковый таксист с убогим навигатором, из-за которого она опоздала.
Тренинг должен начаться вовремя, осталось несколько минут. Не сказать, что Лена сильно переживала – просто не любила опаздывать. Все-таки, за плечами колоссальный опыт и репутация одного из лучших бизнес-тренеров страны. Подождут, конечно, куда им деваться. Но репутацию могут подмочить – начнут в соц.сетях писать, что тренинг отличный, только вот тренер опоздал.
Наконец, двери с обычными гостиничными номерами закончились – Лена добежала до крыла с конференц-залами. Дернула одну дверь – закрыто, вторая – тоже. Черт, надо будет вставить местным организаторам – не встретили, не позвонили, не проводили. Ладно, некогда.
Третья дверь оказалась открытой. Лена неуверенно заглянула внутрь – как студент, опоздавший на лекцию – и поняла, что нашла. В большом зале сидели человек десять, одни мужчины, в костюмах. У большой белой доски стоял мужик в шарфе.
— Йес, успела! – выкрикнула Лена и вбежала в зал.
Люди недоуменно уставились на нее, потом дружно, как по команде, перевели взгляд на мужика в шарфе. Он один был не в костюме – джинсы, темно-синяя водолазка, немного небрежная прическа. Ну и шарф, обмотанный вокруг шеи на европейский манер. Артист, что ли?
Похоже, публика скучноватая. Вообще, Лена любила проводить тренинги для бизнесменов. Лучше, конечно, именно собственники, но и директоры – тоже ничего. С ними почти всегда весело, интересно и не надо тратить много времени на раскачку – эти люди знают, зачем пришли, и не тратят время попусту. К тому же, платят за тренинг из своего кармана.
Правда, смущало обилие деловых костюмов. Обычно, если бизнесмен пришел на тренинг в повседневной одежде, то можно сказать с уверенностью – настроился работать. Пришедший в костюме именно на тренинг, а не на семинар, где надо сидеть и слушать, вызывает недоверие – нафига вырядился? Кого тут удивлять твоим костюмом? Вокруг такие же бизнесмены, как и ты.
— Спасибо за досочку! – обратилась Лена к мужику в шарфе, до сих пор державшему в руках тряпку – видимо, протирал. – Давайте, прошу, занимайте свое место.
Мужик в шарфе загадочно улыбнулся и не спеша проследовал к одному из стульев.
— Итак! – начала Лена, сложив все свои сумки и мешки в угол. – Начинаем!
Все, кроме мужика в шарфе, как по команде, достали блокноты и ручки – видимо, приготовились что-то записывать. Плохой знак.
— Да бросьте вы свои блокноты! – улыбнулась Лена. – У нас не лекция, экзамена не будет!
Неуверенно, сначала один, потом второй убрали блокноты. Остальные тоже последовали примеру.
— Наша тема – развитие бизнеса. Идеи, подходы, реализация. – торжественно сказала Лена. – Поработаем, поиграем, повеселимся!
Энтузиазма ее речь не вызвала. Пара человек все-таки сорвались, взяли блокноты и что-то записали. Тему, что ли?
— Так, вижу, команда у нас сегодня вдумчивая и консервативная. – улыбнулась Лена. – Давайте сразу к делу тогда. Устроим мозговой штурм!
Это упражнение всегда раскачивало бизнесменов. Оно и понятно – где еще говорить об идеях, если не на тренинге? При личном общении многие рассказывали, что в своих компаниях об идеях говорить особо не с кем – публика не та. Наемным работникам идеи не нужны, как и, собственно, развитие бизнеса. Поэтому встречи с единомышленниками, в уютной обстановке, для бизнесменов – как отдушина.
Лена сходила в угол, взяла флипчарт и вытащила его на середину импровизированной сцены.
— Итак, давайте обсудим формат. – начала Лена расхаживать туда-сюда вдоль флипчарта. – Компании разные, развитие не одинаково, поэтому давайте выведем некое среднее. Давайте, каждый назовет отрасль своей компании.
— Производство. – сказал один. Несколько человек кивнули – видимо, у них то же самое.
— Оптовая торговля. – ответил другой.
— Услуги, B2B. – поднял руку третий.
Больше вариантов не было. Мужик в шарфе только улыбался, руку не поднял. Лена несколько секунд подумала, устраивать ли публичную порку, но решила, что еще рано. Будем считать, что у него тоже производство.
— Отлично! – сказала Лена. – Производство, торговля, услуги. Все и сразу. Давайте считать, что у нас – производственно-торговая компания, которая делает… Ну не знаю… Оборудование! Какое-нибудь большое железное оборудование, продает его и оказывает услуги по установке, настройке, и ремонту. Согласны?
Головы над костюмами послушно кивнули.
— Замечательно! – Лена подошла к флипчарту, и написала на чистом листе заголовок «Идеи». – Нам нужны идеи по развитию этого бизнеса! У нас тут не совещание с подчиненными, ограничений нет, давайте любые предложения! Представьте, что вы – собственник этого бизнеса, и никто, кроме вас, о будущем компании не заботится. В общем, ваша обычная ситуация!
Повисла тишина. Это нормально, даже для бизнесменов, Лена знала. Кто-то должен начать. Способы «сковырнуть» есть разные, и, несколько секунд подумав, Лена выбрала самый простой.
— Так, мужчина. – показала она на первого попавшегося бизнесмена. – Вам предоставляется право начать. Давайте, смелее, любая идея!
Мужчина, зачем-то, встал со стула. Мда, все-таки публика странная. На лице отобразилась бешеная работа мысли, но результата все не было.
— Ну? – попыталась помочь Лена.
— Не знаю… Может, СРМ внедрить?
— Отлично! – радостно воскликнула Лена и нацарапала на флипчарте первую идею.
Мужчина облегченно вздохнул и сел на место. На его лице расплылась блаженная улыбка.
— Так, кто следующий?
— Может, пару серверов купить? – тихо сказал кто-то с места.
— Чего купить? – недоуменно переспросила Лена.
— Ну сервера. – человек тоже встал со стула. – Для информационных систем, повышения быстродействия и так далее.
— Хм, ладно… Сервера, так сервера… — пожала плечами Лена и записала пункт. – Еще идеи?
— Я предлагаю повысить компетенции менеджмента. – сказал третий.
— Отличная идея, только надо конкретизировать. – ответила Лена. – Какого менеджмента, и как именно повысить?
— Ну, не знаю… Может, на МБА всех обучить?
— Прям всех? И мастеров цеховых?
— Нет, конечно. – засмущался оратор. – Высший менеджмент, топов.
— Ладно. – энтузиазм Лены угасал с каждой минутой.
Она подошла к флипчарту, записала пункт про МБА и задумалась. Нет, как-то не так все идет…
— Друзья. – обернулась Лена к публике. – Я предлагаю остановиться и обсудить идеи. Не возражаете?
Никто, разумеется, не возражал.
— Такое ощущение, что вы не поняли цели упражнения, хотя это, конечно, странно. Напомню – нам нужны идеи по развитию бизнеса. Первый пункт, туда-сюда, если натянуть сову на глобус, может сойти за попытку развить бизнес. Но серверы?
Мужчины явно почувствовали себя неловко. Начали ерзать на стульях, кто-то опять взялся за блокноты.
— Так, чья была идея про СРМ? Ваша, правильно? – Лена указала на первого. Тот опять встал. – Почему думаете, что СРМ поможет бизнес развить?
— Ну, внедрение СРМ повышает продажи на 10 %. – неуверенно ответил мужик.
— Это на буклетах какого-нибудь битрикса написано? Или амо, как его там…
— Ну это практика мировая…
— Стоп-стоп, зачем нам эти стереотипы. – подняла ладони Лена. – Вот, друзья, у кого уже есть СРМ, поднимите руки.
Руки подняли почти все, даже мужик в шарфе.
— А теперь поднимите руки те, у кого СРМ поднял продажи на 10 %.
Тут случилось то, что в школе называлось «лес рук».
— Что и требовалось доказать, разве нет? – улыбнулась Лена.
— Так может это… — продолжил мяться стоявший человек. – Мы его внедрили неправильно?
— Может, конечно… Нет, не может. Я не первый год замужем, и знаю, о чем говорю. Вы ведь знаете, у меня девять собственных бизнесов, успешно существующих. Опыт общения с сотнями и тысячами бизнесменов на тренингах, семинарах и выставках говорит однозначно – херня этот СРМ, простите за мой французский.
Мужик начал краснеть – то ли от стыда, то ли от нарастающего гнева. Скорее, первое. Остальные как-то смущенно насупились. Лена поняла, что перегнула палку, и попыталась сгладить ситуацию.
— Разумеется, нельзя всех под одну гребенку чесать. Кому-то СРМ действительно помогает, но не в наших ситуациях – напомню: производство, оптовая торговля, услуги B2B. Дружище, присаживайтесь!
Мужик поспешно сел на свое место. Смягчение подействовало – некоторые даже улыбнулись.
— Мы в ведь с вами не на выставке по продаже СРМ, чтобы патоку из пустого в порожнее переливать. И вы, и я знаем, откуда берутся проблемы с продажами. Или продукт, простите, говно, по качеству или стоимости, или не нужен никому, или доставка кривая, или обслуживать не умеем, или запчастей не достать, или продавцы – ленивые валенки. И СРМ тут ничем не поможет.
Случайное и редкое употребление слов «говно» или «жопа» в культурной речи действовало, обычно, магически – люди начинали улыбаться и расслаблялись. Спасибо камеди клабу – за то, что много лет будят во взрослых людях детский сад с его шутками про письки-попки.
— Как по мне, так СРМ – это фикция, хайповая дурилка. Сами вдумайтесь – управление отношениями с клиентом. Ну разве не ересь, в нормальном бизнесе? В ритейле там, или еще где, из категории B2C, надо, конечно, с клиентом работать разными хитрыми методами, но это будет, скорее, маркетинг, или даже социальная инженерия, но никак не СРМ.
Мужики послушно кивали.
— СРМ – это как социальный аспирин для плохой семьи, что ли. Вот есть муж и жена, и у них – отношения. Если никто не выполняет своих обязанностей – муж не зарабатывает денег, жена не следит за домом, ни любви тебе, ни ласки, дети заброшены и пущены на самотёк – то что делать-то надо? Ну, все же понимают. Голову из задницы достать, и делом заняться, правильно? А вместо этого люди начинают читать умные книжки о том, как наладить отношения в семье. Не говорить о проблемах, смотреть на мир позитивно, делать 10 комплиментов в день. Нахрен мне твои комплименты, ты лучше денег иди заработай! А ты – борщ приготовь, сколько можно эту баланду жрать! Поняли аналогию?
Мужики послушно закивали.
— Вот это про СРМ. Это методика управления тем, чего нет. Что в семье, что в бизнесе – надо создавать и поддерживать отношения, а не управлять ими. Создавать качественные продукты, по адекватной стоимости, а не проводить анкетирование – как вам наши услуги? Да никак! Ну а в семье… Сами знаете, что делать надо.
Лена решила остановиться – все-таки, надо тренинг проводить, а не публичное выступление. Вроде бы, судя по реакции публики, выпад сработал – немного расслабились, очухались, может не будут больше нести околесицу?
— Ладно, дальше идем. Серверы пропущу, это уж из ряда вон… — улыбнулась Лена. – Или кто-то серьезно считает, что покупкой сервера можно развить бизнес?
Люди смущенно заулыбались, но желающих поспорить не нашлось.
— Конечно, бывают на свете отмороженые ИТ-директоры, которые покупку сервера выдают за свой вклад в развитие бизнеса, да еще и премию за это требуют, но это, скорее, анекдоты.
На лицах заиграли смущенные улыбки.
— Отлично, я рада, что мы уже почти на одной волне. Так, про МБА поговорим?
Ответом была тишина. Ладно, молчание – признак согласия.
— Вообще, надеюсь, это шуточная идея была. Она ведь еще хуже, чем СРМ.
— Почему? – осмелился кто-то из зала.
— Вы серьезно? – подняла брови Лена. – Блин… Ладно, давайте по тому же алгоритму. У кого в компании есть менеджеры, обученные на МБА?
Руки подняли все.
— Отлично! А теперь внимание, вопрос: как изменилась компания с их приходом?
Опять тишина. Надо конкретизировать вопрос. Господи, что за день сегодня…
— Ок, спрошу по-другому. Прибыль выросла? Новые рынки освоили? Новые продукты выпустили? Количество клиентов выросло? Денег стало больше?
Мужики опять стали выглядеть смущенными. Что не так? Задела за живое?
— Подозреваю, что денег стало меньше. Особенно, если менеджеры – хитрожопые, и выучились на МБА за счет компании, чтобы обогатить свое резюме. Ну и зарплату потом попросили себе поднять – у них же степень есть теперь. Вот и ходят, со степенями. Еще вопрос: а корпоративная культура как изменилась, с появлением отМБАшенных?
Опять тишина. Да что такое, даже подискутировать не с кем. Только мужик в шарфе сидит, и улыбается.
— Думаю, не ошибусь, если скажу, что стало звучать больше умных слов. Может, даже начались внедрения каких-нибудь красивых методик. Толку никакого не принесли эти проекты, а мозги всем вынесли. Ну и в обиход прочно вошли анекдоты про эффективных менеджеров.
Произнося слово «эффективных», Лена показала пальцами кавычки. Почувствовала, что опять перегибает палку. Твою ж мать, какая сегодня нежная публика. Чуть что не так – замолкают, краснеют, смущаются, как гимназистки.
— Я и сама училась на МБА. Давно, правда. Знаете, к какому выводу постепенно пришла? МБА – это агонизирующий монстр. Раньше, в середине двадцатого века, это была реальная тема – только на МБА можно было получить качественные знания об управлении. Нигде толком этому не учили. Ты или сам, на своем опыте до всего доходишь, или на МБА учишься. Ну, или у станка стоишь, без вариантов. А сейчас что?
Легкий эмоциональный стриптиз и перевод внимания с публики на себя подействовали – мужики опять немного расслабились и стали с интересом слушать, а не отводить глаза, как школьники, которые боятся, что их сейчас спросят. Может, ну его, этот тренинг? Устроить им семинар с откровениями.
— А сейчас МБА перестал быть главным источником знаний о менеджменте. Если в двадцатом веке из литературы по управлению был только Макиавелли, то сейчас – пруд пруди. Кто только не пишет бизнес-литературу, даже программисты. Главная проблема – выбрать, а не найти. А МБА все никак не сдохнет, хотя давно растеряли свою привлекательность и ценность. Как фокусники, дыма напустят, тайну создадут, люди поведутся – и пшик! Заплатит компания полмиллиона, и человек узнает то, что за десять тысяч рублей можно прочитать в пятнадцати книгах. Ну, или на паре тренингов. Уж и не знают, чем привлечь публику. Приглашают каких-то бездарей, называют их опытными гуру менеджмента, и напирают на уникальность – только здесь, только у нас! Тьфу, блин.
Ага, заулыбались. Похоже, детский импринт работает – любят слушать, как кого-то или что-то гневно ругают. Это, конечно, здорово, но как тренинг продолжать? Может, ну его?
— В общем, вы поняли. – продолжала Лена. – Если кто-то из ваших менеджеров просится на МБА, то единственная цель – получить бумажку и прибавку. Кто хочет нормально руководить, тому сертификаты не нужны. Возьмет и сделает. Чего не знает – сам научится, информации пруд пруди. Ну и практика, практика и еще раз практика. Согласны?
Люди неуверенно кивнули головой. Господи, как же вы меня достали… Лена задумалась, и несколько минут молчала.
— Но, вообще, знаете что… — сказала она, наконец. – Я веду тренинги несколько лет. Обычно все проходит по плану – полезно, интересно, с правильной энергетикой. Но бывают и осечки. Ну вот не идет, и все, хоть ты тресни. Или публика мне не подошла, или я – публике. Ничего в этом страшного нет, насильно мил не будешь. У меня нет цели обязательно вам себя продать, и иногда я прекращаю тренинг, возвращаю деньги и предлагаю остаться друзьями. Похоже, сегодня – именно такой случай.
На лицах отразилась озабоченность. Заерзали, начали озираться друг на друга, потом все уставились на мужика в шарфе. Блин, так и не успела его раскачать. Кто он такой? Неформальный лидер, что ли? Местная звезда бизнеса? Потом узнаю.
— С вами свяжутся мои менеджеры, чтобы обговорить детали возврата стоимости тренинга. А я, с вашего позволения, откланяюсь.
Лена не спеша подошла к углу, где лежали ее вещи. Зал молчал – это была последняя капля. Стадо какое-то, надо ж, а… Может, регион какой-то депрессивный? Не поеду сюда больше.
Лена вышла из зала, закрыла за собой дверь, отошла на пару шагов и прислонилась к стене. Последний отмененный таким макаром тренинг случился два года назад, и ощущение неудачи как-то подзабылось. Надо будет все обдумать, не спеша, поискать свои ошибки, и учесть их в будущем. Репутационных потерь Лена не опасалась – честность превыше всего.
Внезапно дверь зала открылась, и вышел мужик в шарфе. Оглянулся по сторонам, заметил Лену, улыбнулся и зашагал к ней.
— Елена, во-первых, очень рад познакомиться! – улыбнулся он. – Я очень многому у вас научился, был на ваших семинарах, но на тренингах бывать не приходилось.
Лена натянула дежурную улыбку, кивнула. Сейчас он начнет петь, что тренинг был очень полезен, просто так бывает, бла-бла-бла. Но мужик в шарфе удивил.
— Это флешмоб был? Или розыгрыш? – спросил он.
— Чего? – удивилась Лена. – Вы думаете, что я тут изображаю обиженную жену, сейчас вы меня уговорить должны, чтобы я вернулась?
— Нет-нет-нет. – поспешно замотал головой мужик в шарфе. – Я про ваше участие в моем тренинге.
Лена подняла брови и уставилась на мужика. Дурак, что ли? Или разыгрывает? Местный юмор?
— Не поняла, извините. – медленно произнесла Лена.
— Ну это мой тренинг, для ИТ-директоров, называется «ИТ-директор: технарь или управленец?». Меня зовут Сергей, если что.
— Ваш тренинг?
— Ну да. Или что…
— Как… Погодите. Это гостиница «Нирвана»?
— Да.
— Ну, у меня тут тренинг по развитию бизнеса, для собственников. В девять утра.
— Так тут много конференц-залов, может ошибка вышла… Вы со Светой, организатором, общались?
— Я ее не видела сегодня.
— Так вас должны искать уже…
— У меня телефон отключен. – Лена стала рыться в сумке. Достала смартфон, отключила авиарежим. Двенадцать сообщений, двадцать пять пропущенных. Твою ж мать…
— Мда. – Лена улыбнулась. – Косяк. Тренинг для ИТ-директоров, говорите?
— Ну да.
— То есть все эти парни – ИТ-директоры?
— Все до единого.
— А я с ними про развитие бизнеса. – улыбнулась Лена. – Твою мать… Ёпрст… Теперь понятно, откуда СРМ, серверы и МБА. Прям анекдот, надеюсь никто не обиделся.
— Да нет, конечно. – улыбнулся в ответ мужик в шарфе. – ИТ-директоры – ребята с хорошим чувством юмора. Ну и тренинг, точнее – его кусок – был им полезен.
— Ну-ну. Не надо мне эту сладкую лапшу вешать, Сергей. Косяк явный, и лично мой. Хотя, этой Свете тоже вставить надо…
— Нет, какая лапша, Елена. Правда было интересно и познавательно.
— Чего познавательно? ИТ-директоры узнали, что есть на свете развитие бизнеса? В советское время тоже была такая практика – в деревню приезжал какой-нибудь профессор, и рассказывал мужикам о новых исследованиях в области космонавтики. Тут то же самое. Интересно, конечно, послушать что-нибудь совсем отвлеченное, никак не связанное с твоей работой, но это не мой жанр, извините.
— Зря вы так… — обиженно ответил мужик в шарфе.
— Ничего не зря. – пожала плечами Лена. – Каждому свое, как говорится. Развитие бизнеса – собственнику, а ИТ-директору – новые серверы и степень МБА.
— Да они… То есть мы… Не такие, короче.
— Да я не против. – улыбнулась Лена. – Ладно, Сергей, удачи. И мои искренние извинения за испорченный тренинг.
— Ничего, догоним, наверстаем…
— Если нужна компенсация…
— Нет, что вы, спасибо!
— Смотрите сами, я без проблем…
— Может, вернетесь?
— Куда?
— В зал, к нам. Проведем тренинг вместе. Я – о своем, о быте ИТ-директора, а вы – о своем, о развитии бизнеса. Теперь, когда все на свои места встало, может лучше пойдет?
— Почему нет. – пожала плечами Лена. – Сейчас только, Свете позвоню, узнаю, что там.
— Ну мы тут, если что.
— Отлично, договорились!
Очень странный тренинг
23.11.18
Бывает же такое...