Часто сталкиваюсь с проблемой, когда заказчик требует для завершения работ и оплаты гонорара инструкцию для своих сотрудников, где было бы подробно и доходчиво описано, как надо работать с новым модулем. Еще несколько лет назад я всячески пытался "спрыгнуть" с этой темы, мол "все и так понятно", "я всем все объяснил" и т.д., но когда заказчика это не устраивало, я открывал ноутбук и тренировал клавишу "PrtSc" - делал снимок экрана, вставлял его в инструкцию, стрелочками с комментариями объяснял что надо делать, и как реагировать на поведение форм 1С. Процесс отнимал кучу времени и убивал желание работать с этим клиентом в дальнейшем.
Но однажды я открыл для себя технологию, которая все перевернула - и вот, на протяжении последних нескольких лет ВСЕ свои разработки снабжаю подробными и понятными инструкциями, это занимает несколько минут (т.е. для меня практически ничего не стоит), а заказчик получает дополнительный сервис, который выгодно отличает меня от конкурентов.
Кратко идея такая: надо сделать видео-инструкцию по работе с новым функционалом, выложить ее так, чтобы пользователь мог ее просмотреть по ссылке.
Замечания по реализации:
- принцип "одного окна" - инструкция должна открываться непосредственно из 1С
- канал youtube не подходит - сотрудники клиента "Пупкин и Ко" будут видеть инструкции сотрудников "Ромашка ООО", что не просто "не хорошо", но даже опасно для моего здоровья.
- для большого проекта надо сделать много коротких видео-инструкций (до 3мин) и как-то их упорядочить для быстрого поиска пользователем
- надо сделать так, чтобы доступность каждой инструкции определялась ролями данного сотрудника
- нужна возможность обновления инструкций, когда в процессе эксплуатации модуля что-то пришлось переделать и изменилась методика работы пользователя
- у крупных заказчиков зачастую есть свой отдел обучения сотрудников - было бы очень круто, если бы они самостоятельно могли генерировать новые инструкции и "заряжать" их в систему.
Исходя их этих тех.требований, которые я сам для себя сформулировал, я разработал две методики: одна подходит, если заказчику нужна внешняя или встроенная обработка/отчет (т.е. микро-проект) и вторая - если речь идет о более-менее большом модуле, вплоть до внедрения самописной конфигурации "с 0".
Для реализации нам понадобится программа для записи захвата видео с экрана компьютера. Я использую Bandicam. Скачать можно по ссылке: https://www.bandicam.com. Программа условно бесплатна, т.е. ролики продолжительностью до 5мин можно писать в бесплатной версии и на экране будет лого программы. Для меня это приемлемо, но Вы можете выбрать что-то другое по своему вкусу.
Процесс записи инструкции тривиален - запускаю Bandicam, настраиваю окно захвата, чтобы была видна только 1С, включаю запись, показываю на экране как должен работать пользователь (клики мышки подсвечиваются) и голосом объясняю что и как надо делать. После остановки записи Bandicam сохраняет avi-файл в каталоге "Documents\Bandicam\". Далее я даю файлу удобное для меня имя и копирую файл на свой гугл-диск. В настройках доступа ставлю "доступен пользователям, у которых есть ссылка". Инструкция готова. Осталось вставить ее в форму 1С.
Для микро-проекта вставляю ссылку на саму форму отчета/обработки. Для пользователя это выгладит так:
"Просмотр инструкции" - это кнопка, у которой "Вид" = "Гиперссылка". Команда, которая выполняется на кнопке:
&НаКлиенте
Процедура ПросмотрИнструкции(Команда)
ЗапуститьПриложение("https://drive.google.com/file/d/ХХХХХХХХХХХХХХХХХ/view?usp=sharing");
КонецПроцедуры
Ссылка ""https://dri....." скопирована с гугл-диска.
Все... Итого на создание 3-минутной инструкции я потратил 4 минуты.
Для большого проекта все немного сложнее:
1. Надо создать иерархический справочник "ВидеоСправка". Кроме стандартных полей "Код", "Наименование" добавляю реквизит "СсылкаНаВидео" (тип - строка неограниченной длины)
2. На форме элемента справочника располагаю эти элементы так:
Здесь реквизит "СсылкаНаВидео" выведен на форму два раза: один как строка (туда я буду вставлять ссылки на видео) и как поле html-документа (тут автоматически будет стартовать просмотр видео)
3. Что бы оградить любопытных пользователей от соблазна заменить мои уроки на видео с ресурса pornohab, делаю строковое поле видимым только администраторам.
4. Настраиваем права на справочник: у администратора полные права, у всех остальных - только просмотр
Это минимально необходимый функционал для старта. Дальше можно добавлять разные фичи, о которых ниже:
- Добавьте на форму элемента маркированный список с ролями и администратор сможет отмечать кому можно смотреть данное видео, а кому нельзя. Техника реализации - самая различная и зависит от того самописная конфигурация или типовая, используется БСП или не используется и т.д.
- Для некоторые проектов добавляю еще реквизит "Дата внедрения".
- Однажды рядовой сотрудник одного моего клиента предложил оригинальный способ сортировки входящей почты и перенаправления ее менеджерам. Когда я его реализовал и записал инструкцию, то решил добавить на форму справочника еще один реквизит - "Автор идеи". Этот парень стал звездой на ближайшую неделю. И, как мне кажется, это отличный пример геймификации. Теперь на скрижали этой информационной системы навсегда вписываются имена тех, кто своим интеллектом двигает ее вперед.
- Делайте короткие инструкции. оптимальный размер - 3 минуты. Дальше пользователь теряется. Луче сделать много коротких инструкций и правильно расположить их в дереве справочника
- Т.к. справочник сортируется по наименованию, то называйте инструкции так: "01. ХХХХХХ", "02. ХХХХХХХХХХ" и порядок следования будет соответствовать логике обучения
- Файлы хранятся на МОЕМ гугл-диске... это для клиента не критично, но как бы увеличивает стоимость его ухода к другому вендору... и клиент это в какой-то момент начинает понимать
- Для тех клиентов, которые у меня не на "внедрении 1С", а на "поддержке текущей ИБ" вместо блока "Видео-справка" делаю аналогичный блок "Что изменилось" с обязательным полем "Дата внедрения". Туда в хронологическом порядке вношу изменения в 1С и прошу пользователей каждый день туда заглядывать. Это серьезно экономит мое и их время.