Первая часть кодекса опубликована почти год назад, и с тех пор не утратила актуальности. Но время идет, жизнь меняется, и кодекс пополнился новыми пунктами.
Напоминаю: это мой кодекс. Вы с ним не будете согласны, по крайней мере целиком. Но, возможно, что-то полезное найдете для себя. Так же, как я нахожу что-то полезное в чужих кодексах – и у реальных людей, и у вымышленных.
12. Читать фундаментальное
Ничего нового не скажу: раньше книги были лучше. Сейчас это, как ни крути, больше бизнес, чем творчество или наука.
Книги по бизнесу, в основном — либо описание некоего супер-метода, который много раз уже был описан ранее, либо набор success story, чтобы все вдохновились и куда-нибудь побежали, либо просто новый компот из старых методов, вроде скрама.
Фундаментальных, серьезных, глубоких книг уже не пишут. Это не выгодно. Писателю вообще на жизнь сложно заработать, а если он будет выдавать по одной книге в 10 лет, то помрет с голоду.
Поэтому надо, обязательно надо читать старые, фундаментальные книги. И обязательно — новые, неглубокие, чтобы увидеть, кто чего и у кого списал.
13. Разнообразить рацион
Раньше я думал, что разнообразить книжный рацион стоит для того, чтобы увидеть какие-то новые для себя области знаний или прикладной деятельности, проникнуться ими и, возможно, найти для себя что-то новое.
Потом понял, что проблемы, в сущности, во всех отраслях идентичны. И корня у них два — люди и системы. Это — два главных объекта, с которыми все что-то пытаются сделать.
Все пытаются, но успеха достигают разного. Например, программисты. Они — люди. Работают с системами — и информационными, и процессами, и бизнесом. Сколько лет? Ну, допустим, уже 70.
А есть та же педагогика. Она работает с людьми и системами уже сколько? Ну лет 100, не меньше.
А есть еще философия, той уже, наверное, за тысячу. И объекты те же — люди и системы.
Или мой любимый пример — книга «Кодекс самураев». Написана лет 500 назад, а знаний про людей и системы дает больше, чем любая современная книга-бестселлер по бизнесу. Хотя, формально, книга самураев — это не бизнес-литература. Поэтому менеджеру на глаза не попадется.
Когда голова доходит, что корни проблем всех отраслей — одни и те же, то понимаешь, что читать надо все. А не только раздел «Программирование». Разумеется, если хочешь проблемы решить.
14. Установить и использовать мобильное приложение магазина книг
Никого рекламировать не буду, я какое-то приложение установил, и книги покупаю там, и бумажные, и электронные. Если вы уже пользуетесь мобильным приложением, пропустите этот раздел.
Во-первых, там дают накопительную скидку и всякие там купоны. Книги стоят дорого, и экономия не помешает.
Во-вторых, надо учитывать специфику книжного бизнеса — тиражи. Вышло из типографии 5 000 экземпляров книги — все, успевай купить. Не успел — жди следующего тиража. Состоится он, или нет — черт его знает.
В-третьих, там все-таки автоматизация, в приложении. Например, нашел книжку, а ее нет в наличии — не проблема, там есть функция «отложить», и при появлении приложение уведомит.
В-четвертых, учитывая пункт про разнообразие рациона, выбор книг — это процесс, и достаточно длительный. Когда выдалась пауза, а читать ничего неохота, можно потратить время на выбор новой книги. Не знаю, как вам, а меня этот процесс здорово увлекает. Особенно, когда покупаешь что-то прям совсем-совсем новое для себя.
15. Не создавать ожиданий
Ожиданий от книги, разумеется. Ни негативных, ни позитивных. То же самое относится к любым материалам.
А то ведь как бывает — есть популярная книга, бестселлер, все взахлеб читают и нахваливают. Ну, думаю, не могут же все ошибаться? Покупаю, настраиваюсь, что там будет Нечто, а там… Следуя моему кодексу, я там ничего найти не смог.
И расстраиваюсь. Жалко потраченного времени, да и денег, чувствую себя обманутым. Причем, обманул ведь сам себя. Люди молодцы, они смогли чего-то найти в книге, а я — нет.
Успокаиваю себя тем, что, наверное, просто не пришло время этой книги. Первое прочтение было ознакомительным. Потом будет второе, контекстное. Тогда и пойму, в чем польза для меня.
Всех этих метаний можно избежать, если не создавать ожиданий. Любая книга может оказаться жутко полезной. Равно как и наоборот. Любая — и популярная, и из раздела «забирайте в довесок, а то только полки занимает на складе».
16. Туалетное чтиво
Я прошу прощения за бестактность, но это важный пункт. Кем бы кто себя не считал, и даже не являлся, в туалет ходят все. Как говорит старая шутка, при правильном подборе книг в туалете можно получить высшее образование.
Да, там чтение идет медленно, т.к. никто не засиживается по 2 часа. Но оно идет.
Лучше всего подходят те же книги, что и для чтения в перерывах — с несвязанным повествованием, где каждая глава, а еще лучше — каждая страница живет своей жизнью. Лучшие примеры из тех, что мне попадались — кодекс самураев и Конфуций (особенно Конфуций, там по половине страницы на каждую «умность»).
С помощью этого пункта я узнал про системное мышление, самураев, Конфуция, первую медицинскую помощь, военную державу Чингисхана, дальше уже не помню… Сейчас читаю толстую книжку, которая называется «Выживание всегда и везде». Очень интересно.
17. Не читать критику
Под критикой подразумевается и профессиональная, и обычные комментарии к статьям или книгам в интернете.
Критик — это человек, зарабатывающий на жизнь искусственно созданной собственной важностью. Кто-то, когда-то, почему-то и зачем-то решил, что мнение этого человека — важно. Все поверили, и с тех пор, критик критикует, и все к нему прислушиваются.
Раньше с этим особых проблем не было. Чтобы прочитать критику, нужно было постараться, потому что ее еще найти надо. Помните, как сочинения по литературе писали, когда интернета не было? Так и критика была соответствующая — ее в виде отдельных книг издавали. Помню, у меня была такая — Корнея Ивановича Чуковского. Никогда бы не подумал, что он критику писал.
А сейчас критика выставлена на первое место. Это комментарии плюс голосование. Главное, на большинстве площадок — система комментариев и голосования, т.е. управления контентом. Создается впечатление, что контент (фу, какое слово мерзкое, технократическое) — это некий материал, или полуфабрикат, который превращается в продукт, только пройдя через систему голосования и комментариев. Ну и через классификацию, разумеется, куда без нее.
Раньше и сами писатели критиков знали, наверное — даже лично. Критика была серьезным делом, требующим не сильно меньшего таланта, чем писательство. А сейчас, увы, критика настолько доступна, что потеряла всякую ценность. Как, знаете, шутка такая в интернете была — «извините, с начала сентября прогнозы развития макроэкономической ситуации в мире на нашем сайте больше публиковаться не будут, все эксперты пошли в школу».
Раз ценности в критике нет, то и читать ее не стоит. Напомню, этой мой кодекс. Если вам нравится читать критику, или вы в ней что-то полезное находите — ради Бога. Кстати, если приведете мне ссылку на любую полезную современную критику, буду признателен.
Это не только книг касается, но и фильмов, например, или музыки. Многочисленные, если не бесчисленные, рейтинги, обзоры, «двадцатки лучших», ТОПы, «Лучшее за год» и т.д. лично мне только мешают. Или скрывают от взгляда то, что стоит увидеть, по причине «низкого рейтинга», или выставляют в топ то, что мне… Ну вот, опять чуть не сорвался. То, в чем я не смогу найти пользу для себя. И все это — критика.
Это не старческое брюзжание, просто смотрю и поражаюсь. Миллионы человек, ежедневно, заняты критикой, во всех ее формах. Это ведь не секунда в день — я знаю, раньше тоже увлекался. Бывает, часов 5 в день может уйти на какой-нибудь бессмысленный холивар. Это настоящий процесс, со входом (контент), какими-то действиями внутри (лайки, дизлайки, комменты, лайки комментов, дизлайки профиля, и т.д.), и выходом… А что на выходе? Вроде, ничего.
Для себя давно решил: рейтинг не значит ничего. Хороший материал может иметь низкий рейтинг. Плохой материал может иметь высокий рейтинг. Хороший материал может быть вообще в стороне от системы рейтинга. Хороший материал может иметь больше плохих отзывов, чем плохой. Просто потому, что он — хороший. Буду думать и решать сам.
18. Читать и перечитывать классическую художественную литературу
Особенно – перечитывать. То, что задавали на уроках литературы. Я в школе очень не любил, например, Достоевского, читал по диагонали, стараясь найти моменты, в которых бы хоть что-то происходило, кроме странных диалогов и глубокомысленного самокопания главного героя.
Но прошло 20 лет, и вот я снова взял в руки Достоевского – то же самое, «Преступление и наказание». И что бы вы думали? Не мог оторваться! Так же, как в детстве запоем читал про Тарзана, Конана-Варвара, Черного Корсара или Фродо Бэггинса. Сам в шоке был.
Причем, основное внимание привлекали именно диалоги и самокопание главного героя – ровно то, что в детстве вызывало смертную тоску. Как ни банально звучит, но Фёдор Михайлович если не лучше всех, то в первом ряду, понимает и, главное, может изложить на бумаге душу человеческую.
А если вспомнить о приведенном выше тезисе, что главное – это люди и системы, то у Достоевского и других классиков писать о человеке получалось намного лучше, чем у современных авторов. Не знаю, в чем дело – то ли времена были такие, без информационной интоксикации, то ли у писателей было намного больше времени на раздумья, то ли таланты повывелись – пусть об этом рассуждают критики, я буду просто наслаждаться и учиться.
Да, разумеется, классика – это не только русские писатели. Например, я открыл для себя Джона Стейнбека, который и родился, и умер в 20 веке. Но душу человеческую излагал не хуже Достоевского, в чем-то даже интереснее. Если прочитаете обоих авторов, увидите разницу, не буду спойлерить.
Или взять, например, «приключения Гекльберри Финна» Марка Твена. Казалось бы, обычная, хоть и классическая, детская приключенческая книга. Но вы перечитайте, начиная с 35 главы, когда Том Сойер и Гек Финн придумывали и реализовывали план по освобождению негра Джима из заточения. Вы откроете для себя много нового о подходах к проектам, задачам и различным методикам.
Вот, например, одна из цитат Тома Сойера:
« — А ей-богу, все это до того легко и просто, что даже противно делается! Потому и трудно придумать какой-нибудь план поинтересней. Даже сторожа нет, некого поить дурманом, — а ведь сторож обязательно должен быть! Даже собаки нет, чтобы дать ей сонного зелья. Цепь у Джима длиной в десять футов, только на одной ноге, и надета на ножку кровати; всего и дела, что приподнять эту ножку да снять цепь. А дядя Сайлас всякому верит: отдал ключ какому-то безмозглому негру, и никто за этим негром не следит. Джим и раньше мог бы вылезть в окошко, только с десятифутовой цепью далеко не уйдешь. Просто досадно, Гек, ведь глупее ничего быть не может! Самому приходится выдумывать всякие трудности. Что ж, ничего не поделаешь! Придется как-нибудь изворачиваться с тем, что есть под руками. Во всяком случае, один плюс тут есть: для нас больше чести выручать его из разных затруднений и опасностей, когда никто этих опасностей для нас не приготовил и мы сами должны все придумывать из головы, хоть это вовсе не наша обязанность. Взять хотя бы фонарь. Если говорить прямо, приходится делать вид, будто с фонарем опасно. Да тут хоть целую процессию с факелами устраивай, никто и не почешется, я думаю. Кстати, вот что мне пришло в голову: первым долгом надо разыскать что-нибудь такое, из чего можно сделать пилу.»
А вот ответ Гека Финна:
«Когда мне вздумается украсть негра, или арбуз, или учебник из воскресной школы, я разбираться не стану, как там по правилам полагается делать, лишь бы было сделано. Что мне нужно — так это негр, или арбуз, или учебник; если мотыгой ловчее, так я мотыгой и откопаю этого негра, или там арбуз, или учебник; а твои авторитеты пускай думают что хотят, я за них и дохлой крысы не дам.»
Не правда ли, похоже на некоторые ветки комментариев? Под статьями о скраме, например.
19. Читать беллетристику
Как ни странно, но беллетристику читать тоже стоит. Если помнить о пункте 10 из предыдущей статьи – «любой материал полезен».
Например, этим летом я прочитал все книги Бориса Акунина из серии про Эраста Петровича Фандорина (это «Азазель», «Турецкий Гамбит», «Статский советник» и т.д.). Казалось бы, просто легкое чтиво, что там можно найти полезного?
Но я, для себя, нашел. В двух книгах, из последних, автор рассказывает некий алгоритм саморазвития, который придумал и использует главный герой. Он разделил свою жизнь на некие области, или потоки – ум, физическое развитие, еще что-то, точно не помню. И стал ставить для каждого потока цель на год – конкретную, понятную и развивающую.
Например, для «физики» поставил не аморфную цель «заниматься упражнениями», а вполне конкретную – освоить искусство ходьбы по канату. Развивает и выносливость, и силу, и координацию, и вестибулярный аппарат. Аналогично – для ума, решил выучить итальянский язык. На следующие два года поставил целью китайский. И так далее.
Не знаю, как вам, а мне такой подход запал в душу – в первую очередь, своей конкретикой. Я теперь тоже так делаю.
Понятно, что аналогичные подходы, наверняка, есть в других книгах – каком-нибудь нонфикшн про саморазвитие. Но тут-то интереснее – и читать увлекательно, и польза налицо.
Фишка, думается мне, в том, что надо разделять автора и книгу. Если книга написана в легком жанре, это вовсе не означает, что ее автор – поверхностный, скучный или даже глупый человек. Особенно – в наше время, когда книга – это продукт, со всеми вытекающими последствиями – пониманием законов рынка, сегмента читателей и т.д.
Судить об авторе по книге – все равно, что судить о программисте по обработке, которую он выложил. Можно написать целую большую конфигурацию, на которую без слез не взглянешь, а можно создать такую обработку заполнения ТЧ, что пацанам будет не стыдно показать.