Много лет менеджеров учили принимать «оптимальное» решение. Однако при принятии многих решений такого рода никто не проверял, насколько частные цели соответствовали общим. Самое интересное, что данная проблема не ограничивается только стенами учебных заведений. Большая часть всех хронических проблем, с которыми сталкиваются производственные предприятия, принадлежат именно к этой категории. Они возникают из-за попыток достичь частных целей, не совпадающих с общей целью. Иногда суммарное вложение (с учетом эффекта оказанного на другие подразделения) от достижения локальных целей не только не приносит пользы, а приносит явный вред предприятию в целом. Нужно смотреть на ситуацию глобально! Решения актуальных задач подразделений могут лежать за пределами полномочий их руководителей. Возможно, проблема лежит не в конкретных людях или информационных системах, а в самой системе управления предприятием? Так каким же образом внедрение корпоративной информационной системы может повысить эффективность бизнеса и принести экономический эффект? И как можно измерить такой эффект? Ведь установить прямую зависимость эффективности проекта от снижения издержек и увеличения доли рынка за счет более качественного обслуживания клиентов практически не возможно. Но выход есть всегда.
Ограничения – это факторы или элементы, определяющие предел результатов деятельности компании. Ценность корпоративной информационной системы (КИС) заключается в том, чтобы снять ограничения. Главное сделать так, чтобы нужная информация была в нужное время доступна тем, кто принимает решения. Это является гарантией достижения экономических результатов. Внедрение информационных систем снимает существенное ограничение по оперативному доступу к информации. Но почему же на многих предприятиях автоматизация не приносит заметного улучшения экономических показателей? Важно понимать: для того, чтобы получить выгоду, технология необходима, но не достаточна.
На экономический результат в результате внедрения информационной системы мы можем выйти через устранение ограничений с ее помощью. При этом меняется роль и основная задача внедренца – создавать выгоду от внедрения. С точки зрения внедренца: «создавать выгоду значит быть всегда крайним». Заказчик часто бывает не прав, но он не перестает быть заказчиком. Раньше было проще: есть техническое задание - есть функционал. Пожали руки и разошлись. Все довольны. Теперь ситуация изменилась: «Оправдать ожидания заказчика и принести положительный экономический эффект, а не удовлетворить его требования – основной критерий эффективности проекта».
Изменения нужно вносить не в компьютеры, сети и программы, а в первую очередь в головы людей: их систему мышления, подходы к решению текущих задач, добиваться стремления к повышению эффективности. Ведь при внедрении информационной системы меняются бизнес-процессы, которые происходят на предприятии. И если не уделить должного внимания организационным изменениям, то информационная система неизбежно вступит в конфликт со старыми правилами работы. И мы можем усугубить проблему, если снимем ограничение, но не поменяем правила работы. Примером может служить смещение фокуса внимания от трудозатрат по формированию отчетов и сводных таблиц (которые система теперь формирует автоматически) к обеспечению качества исходных данных.
И пару слов о приоритетах: оптимизировать нужно ТОЛЬКО ограничения. Оптимизировать функции, по которым нет ограничений, не только бесполезно, но и во многих случаях может быть вредно. Ведь это распыляет ресурсы и не приносит даже гипотетического экономического эффекта. Так что теперь у внедренцев есть замечательный инструмент, чтобы бороться с неадекватными требованиями заказчиков. Достаточно просто попросить обоснование их экономической эффективности.