К апрелю 2019 года должны быть выполнены все мероприятия Дорожной карты Федеральной антимонопольной службы по развитию конкуренции в сфере ИТ – и теперь это не просто планы чиновников, а указ президента.
Когда наша ИТ-отрасль вставала с колен, премьер-министр Владимир Путин подписал легендарное Распоряжение правительства №2299 от 17 декабря 2010 года. Согласно нему, все бюджетные организации, включая исполнительную власть, должны были мигрировать на свободный софт за пять лет. Резиденты было воспряли духом – наконец-то свое закупать начнут, пусть даже под оберткой все тот же Linux. Да только зависимость от импорта оказалась посильнее нефтяной иглы.
Новая надежда вспыхнула два года назад, когда приняли Постановление правительства №1236, и с 1 января 2016 года были жестко ограничены поставки иностранного программного обеспечения и прав на него для государственных и муниципальных нужд. По замыслам отраслевых ассоциаций, лоббировавших законопроект, это точно должно было заставить госструктуры перейти на отечественный ИТ-продукт. На пороге 2019 года очевидно, что воз и ныне там.
Несовершенства законотворчества
Из действующих норм следует, что приоритет при осуществлении госзакупок софта должен быть на стороне отечественной продукции. Явно не указано, но предполагается, что софт однозначно признается российским, если включен в так называемый Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Иначе происхождение нужно доказывать. Приоритет сохраняется даже в том случае, если после заключения госконтракта заказчик и поставщик решили воспользоваться п. 7 ст. 95 44-го ФЗ и договориться о поставке софта, характеристики которого лучше указанных в контракте.
Тем не менее, участие в реестре добровольное, по заявке от правообладателя, и нормативно-правовые акты не запрещают органам власти закупать не включенные в него российские программы и базы данных. По закону главное, чтобы они отвечали требованиям, перечисленным в 188-м ФЗ. Иными словами, запись в реестре – формальная справка, заверяющая в том, что некий софт имеет отечественное происхождение, для участия в соответствующих госторгах достаточная, но пока не обязательная.
Более того, сейчас любому госзаказчику достаточно прописать в условиях конкурса такие требования, которым не удовлетворит ни один доступный российский аналог импортного продукта. А если сведения о такой закупке являются гостайной, как, например, у военных и спецслужб, или зарубежные лицензии закуплены еще до 2016 года, и теперь нужны только обновления – никакие ограничения на импорт вообще не действуют.
В результате вместо эффективных трат бюджета и развития собственных ИТ получаем саботаж и коррупцию. Так, Счетная палата РФ сообщила, что Федеральная таможенная служба назло импортозамещению объявила конкурс по техподдержке Oracle на основании коммерческих предложений, несопоставимых с условиями закупки, что привело к завышению цены контракта на 124 млн рублей. Другой курьез связан с Росводресурсами – Счетная палата установила, что агентство заказало программный комплекс на платформе «1С:Предприятие 8», но документы продолжает делать в Excel, в итоге почти 100 млн рублей как в воду канули.
А в конце прошлого года правительство подарило иностранцам еще одну лазейку – Постановление №1594 разрешило программному обеспечению из государств Евразийского экономического союза участвовать в госзакупках на равных правах с российским. Это открывает наш рынок компаниям-резидентам Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии, аффилированным с зарубежными инвесторами, и создает еще больше возможностей обойти формальные запреты.
Во имя конкуренции
Тем временем, цифровизация не терпит профанации. На днях Управление регулирования связи и информационных технологий ФАС обнародовало «План развития конкуренции в сфере информационных технологий». Крайний срок мероприятий – апрель 2019 года, и они являются частью «Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы», утвержденного указом президента.
Главная цель национального плана в части ИТ – повышение доли российских продуктов, в том числе, в социально значимых отраслях (энергетика, ЖКХ, здравоохранение, образование, транспорт, безопасность), не менее чем на 10% ежегодно. По словам бывшего главы Минкомсвязи Николая Никифорова, закупки отечественного софта для государства составляют порядка 60-70%. Иными словами, в ближайшие три года чиновникам предстоит сократить траты на импортные программные лицензии до 10% от бюджета. ФАС разъяснила, как.
До конца года должен быть, наконец, утвержден общий для всех необходимый и достаточный признак российского происхождения программного обеспечения – соответствующая запись о регистрации в Едином реестре. Также в декабре планируют запретить контракты о продлении сервисного обслуживания импортных продуктов при наличии отечественных аналогов – так ведомства и учреждения окажутся вынуждены мигрировать на продукцию российских вендоров, ведь никто не сможет предоставить обновление MS Office, кроме самой Microsoft.
Среди значимых мер также поддержка разработчиков для мобильных устройств и ноутбуков – не позднее апреля 2019 года вступит в силу федеральный закон, который сделает обязательной предустановку российских аналогов зарубежных утилит. Отдельный закон заставит поставщиков обеспечить пользователям возможность удалять любые предустановленные приложения, кроме системных. Тем самым, будут «созданы условия для развития конкуренции на рынке приложений для пользовательского оборудования».
И здесь кроется главный парадокс происходящего – государство безапелляционно действует во имя того, чего, в сущности, нет. Для создания конкурентной среды на рынке необходимо иметь продукты, достойные соперников, а не просто запретить импорт в нарушение международных обязательств по ВТО. Однако, по мнению тех же вендоров, участников АРПП «Отечественный софт», качество российских ИТ часто оставляет желать лучшего – многие решения требуют кастомизации и сложной интеграции в инфраструктуру заказчика. В этом эксперты видят основную причину провала господдержки.
Об этом косвенно свидетельствует и поручение премьера Дмитрия Медведева Минфину и Минкомсвязи о разработке плана централизованной покупки российских продуктов для госорганов, но лишь трех категорий – бухгалтерского, офисного и антивирусного софта. Вероятно, в правительстве считают, что здесь мы хоть как-то, да преуспели. Разумеется, все хорошее требует времени, потому остается снова только верить в «особенную стать» и помнить, что рынок программного обеспечения, прежде всего, в руках самих программистов.