В июле финансовые организации начали осваивать возможность отправления электронных закладных в «Росреестр». Первый такой документ уже успешно обработали в ведомстве.
Новый закон – новые возможности
1 июля внесли изменения в ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Основным нововведением стало юридическое признание закладных, отправленных в «Росреестр» в электронном виде. От бумажных документов дополнение к правовому акту не избавляет полностью, однако теперь клиент может сам выбрать, в каком виде он желает получить важную бумагу. Права по закладной закрепят в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заемщика и банка. Документы в цифровом виде разместят в специальном хранилище.
Бумажная волокита
Финансовые учреждения проявили большой интерес к новой возможности. Банкиры много раз негативно высказывались о работе с бумажными закладными. По их словам, в таком формате документы крайне неудобны. Основной проблемой специалисты называют частые потери: экземпляр банка может случайно забрать заемщик, есть риск потерять бумаги при переезде или после проверок регулятором, во время которых изучается большой массив закладных. Кроме частых потерь, можно упомянуть и ряд других недостатков вроде медленной обработки, неудобства транспортировки и непрозрачности статусов.
Эти проблемы не новы для классического документоведения.
Кто первый
Первым банком, который оформил и направил в «Росреестр» электронную закладную, стал Сбербанк, воспользовавшийся новой возможностью уже через день после вступления в силу обновленной редакции ФЗ.
«Возможность оформления электронной закладной позволяет ускорить регистрацию залога при жилищном кредитовании без дополнительных действий со стороны клиента», – уверен директор дивизиона «ДомКлик» Сбербанка Николай Васев.
Для проведения операции финансовое учреждение применило собственную платформу «Электронная регистрация», интегрированную с сервисами «Росреестра», что и позволило так быстро начать использование электронных закладных.
Другие банки тоже планируют предоставлять своим клиентам новые услуги по оформлению ипотечного кредитования. «Райффайзенбанк» внедрил возможность составить электронную закладную с помощью сторонней площадки SmartDeal, предназначенной для онлайн-регистрации недвижимости.
Приложение позволяет сотрудникам банка и застройщика отслеживать статусы регистрации, а клиент получает уведомления о статусе на электронную почту. 10 июля через этот сервис отправили первый документ в «Росреестр».
О наличии технических возможностей по работе с электронными закладными сообщили банки ВТБ, «ДельтаКредит», «Абсолют Банк».
Да здравствует «цифра»
Как видно, финансовые учреждения очень заинтересованы в предоставлении услуг, связанных с электронными закладными. И это не удивительно, ведь многие из банков уже используют системы цифрового документооборота. Возможность отправлять бумаги в онлайн-режиме в «Росреестр» упростит и ускорит их работу.
Кроме того, электронные закладные решают и проблему сложности транспортировки. Сохраненные в цифровом виде, документы больше не нужно перемещать физически. Эта же особенность позволяет реализовать ряд дополнительных возможностей, увеличивающих прозрачность статусов ипотеки: получение уведомлений на электронную почту или смартфон, отслеживание проведенных операций, интеграция с мобильными приложениями.
А вот с проблемой частых потерь закладных все не так однозначно. С одной стороны, физическая утрата документа для цифровой копии не страшна. Но хранение в электронном виде приводит к появлению новых рисков: утере из-за программных сбоев или повреждения носителей. Закладную по-прежнему могут потерять, только уже опосредованно – через пропажу или кражу устройств с цифровыми документами.
Немаловажный фактор – интерес к электронным закладным со стороны клиентов. Уже на следующий день после вступления в силу обновленного закона многие банки отметили рост спроса на новую услугу.
Обновленная редакция ФЗ «Об ипотеке», конечно, решает часть существующих вопросов. Стоит ожидать, что в будущем работу с закладными подобно бухгалтерской отчетности полностью перенесут в цифровую среду.