Закупаемся по-новому
Новое постановление Правительства РФ определяет, каким образом должны производиться закупки программных решений для компаний государственного сектора. Законодательный акт устанавливает, какого именно ПО касаются новые правила и какое ведомство будет ответственным за обеспечение предприятий необходимыми продуктами.Централизованные закупки будут организовывать Минкомсвязи и Федеральное казначейство. Совместно с «Центром компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий» будет проводиться тестирование отечественных разработок на соответствие заявленному функционалу. Госпредприятия должны сообщать в ведомства о своих потребностях в софте. Ответственные структуры, в свою очередь, отберут программные решения в соответствии с требованиями заказчика и организуют их внедрение.
Закупка ПО предусматривает не только приобретение необходимого количества лицензий, но и всех сопутствующих услуг, связанных с интеграцией: установку, настройку, техническую поддержку. Допускается покупка как коробочных решений, так и облачных.
Кто ответит за ПО?
Зоны ответственности между Минкомсвязи и Казначейством разделены в зависимости от назначения приобретаемых решений. Министерство цифрового развития займется закупками офисных приложений: текстовых и табличных редакторов, почтовых служб, инструментов для создания презентаций, органайзеров, браузеров. Также ведомство ответственно за защитные продукты. Главное при покупке софта – присутствие в реестре отечественного ПО и соответствие требованиям к импортозамещающим решениям. Среди них:- способность программы работать без подключения к локальной сети;
- совместимость не менее чем с тремя браузерами, в том числе с одним отечественным;
- совместимость как минимум с двумя ОС из реестра отечественного ПО.
Централизация против коррупции
Организация централизованных закупок программных решений значительно ускорит процесс импортозамещения. Оно и понятно – на днях кабинет министров постановил, что к 2020 году все госпредприятия должны использовать отечественное ПО. Но только ли в этом причина?Глава Счетной палаты Алексей Кудрин после своего назначения на эту должность в мае 2018 года выразил серьезную обеспокоенность тем, что госзакупки часто используют как прикрытие для коррупции.
«Очень много имитационных процедур, когда уже заранее согласованы подходы. Очень много завышенных цен, даже несмотря на выполнение процедур. То есть результаты тоже имитируются, и завышенные цены часто являются результатом. Казалось бы, защитились процедурой, а по сути закупили у не самых эффективных и не самых дешевых компаний», – отметил Кудрин.
Стоит отметить, что ИТ-рынок – один из самых быстрорастущих и дорогостоящих. На конференции «Импортозамещение в ИТ» эксперты сошлись во мнении, что за последние несколько лет активного импортозамещения госзакупки иностранного ПО снизились с 320 млрд рублей до 115, при этом сокращения затрат на само приобретение программных продуктов не наблюдается. Соответственно, освободившиеся суммы идут на покупку отечественных решений.
По этим причинам госзакупки в сфере ИТ очень хорошо подходят для коррупционной деятельности. Поэтому, учитывая опасения Кудрина, становится понятно, почему было принято решение организовать централизованную систему для покупки ПО. К тому же, присутствует еще и дополнительный фактор в виде обязательного стопроцентного импортозамещения к 2020 году. Назначение контролирующих процесс ведомств становится практически необходимым в таких условиях.
С другой стороны, не стоит забывать, что Минкомсвязи и Казначейство выступают в роли посредников. Отсюда неизбежно возникнут проблемы:
- Заказчик может недостаточно четко сформулировать требования и получить не то ПО, которое необходимо.
- Ответственные ведомства могут не иметь в штате специалистов, хорошо знакомых с процессом внедрения и интеграции. Придется потратиться на их наем или обучение.
- При большом количестве одновременных заявок работа правительственных структур может быть парализована.
Готовы ли Минкомсвязи, Казначейство и госпредприятия к грядущим изменениям – не понятно.