С 1 января 2019 года вступил в силу закон об обязательной маркировке товаров. Решение затронет всех участников товарообмена – от производителей до потребителей.
Как будет работать система маркировки?
Обязательная маркировка вводится федеральным законом от 25 декабря 2018 № 488-ФЗ. Документ прописывает создание Государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Перечень товаров, которые нужно маркировать, определит правительство.
Концепция ГИСМ предполагает, что в ней будет храниться информация о жизненном цикле товара с момента его производства до выбытия из системы через продажу в розничных магазинах. Производители должны маркировать свою продукцию, а поставщики – фиксировать все движения товара ГИСМ, в розничных магазинах товар «выйдет» из системы через выдачу кассового чека.
Для ввода данных в ГИСМ производителям и поставщикам необходимо использовать систему электронного документооборота. Не исключено, что именно для поддержки этого процесса фирма «1С» накануне опубликовала бесплатный тариф ЭДО, рассчитывая на расширение числа пользователей данного сервиса, в том числе за счет ввода в действие закона о маркировке.
На данный момент опубликовано распоряжение, в котором зафиксированы товарные группы и сроки по их обязательной маркировке в 2019 году:
Наименование товаров |
Срок введения обязательной маркировки |
Табачная продукция |
1 марта 2019 |
Духи и туалетная вода |
1 декабря 2019 |
Шины и покрышки пневматические резиновые новые |
1 декабря 2019 |
Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи |
1 декабря 2019 |
Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек |
1 декабря 2019 |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков |
1 декабря 2019 |
Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек |
1 декабря 2019 |
Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное |
1 декабря 2019 |
Обувные товары |
1 июля 2019 |
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы- вспышки |
1 декабря 2019 |
Мировой опыт обязательной маркировки товаров
Существует несколько глобальных подходов к решению задачи по созданию национальных систем обязательной маркировки товаров. Не будем оценивать эффективность подходов, но расскажем о каждом из них.
В Евросоюзе решение об обязательной маркировке построено на жесткой централизации и главенстве государства в управлении процессом. Создатели полагают, что такой подход позволяет сохранять честную конкуренцию, поскольку основной регулятор, находясь «над схваткой», выступает в качестве гаранта чистоты рынка.
Альтернативное решение реализовано в США: на территории государства функционирует несколько систем маркировки одновременно, они конкурируют между собой.
Есть еще «китайский подход». В Китае не существует жестких правил, обязывающих участников товарооборота маркировать свой товар, однако маркировка считается хорошей практикой в бизнесе, и производители добровольно делают небольшие взносы на поддержание данной системы. Выглядит это вполне логично, поскольку именно производители являются основными бенефициарами данной системы контроля.
Само по себе направление «маркировки» является достаточно перспективным. Если сейчас на нем доминируют поставщики так называемых 2D-меток, то в ближайшем будущем возможности в этой области сильно расширятся. И за счет RFID, как только стоимость этого решения упадет, и за счет более экзотических подходов, например молекулярной или ДНК-маркировки.
Ключевая цель таких систем – вытеснение с рынка контрафактной продукции – достигается достаточно быстро. Это подтверждается и российским опытом, и мировой практикой. Следующим этапом в развитии технологии становится аналитическая составляющая, которая позволяет бизнесу качественно управлять товаропотоками.
Российская ГИСМ теоретически поддерживает мировые тенденции в области управления бизнес-информацией. Ее главной особенностью является сложность. Это единственная система маркировки, где отслеживается не только движение товара, но и его цена. Аналогичный подход используется в Южной Корее.