Куда и как расти

16.05.19

Саморазвитие

Даже если сейчас у вас стабильная работа, это не означает, что завтра ситуация не изменится, вы не окажетесь на рынке труда в поисках новой должности. Какие специалисты сейчас требуются, и какие тренды превалируют на рынке IT и в сфере 1С, на конференции рассказал директор по развитию внедренческого центра «Раздолье» Андрей Мироненко. Он работает в качестве руководителя IT-направления свыше 15 лет, а в должности директора IT – 10 лет. Является автором различных обзоров, курсов и иных полезных материалов. Занимался подбором и мотивацией персонала, разработкой стандартов качества IT-сервисов, руководством проектами автоматизации (ERP, WMS и пр), имеет опыт организации розничных сетей, call-центров, запуска и сопровождения интернет-магазинов.

 

Вместо предисловия

Мне хотелось бы сказать о том, какие пути карьерного и профессионального роста есть у специалистов 1С. Доклад в определенном смысле субъективен, потому что я представляю свою точку зрения, и она связана с деятельностью фирмы «Раздолье», с теми клиентами, с которыми мы пересекаемся, с партнерами, с которыми мы работаем. Но так как их достаточно много, моя позиция имеет определенную представительность, и, наверное, будет интересна широкой публике.

 

Общая классификация компаний или где может найти работу 1С-ник

Мы сталкиваемся с четырьмя видами предприятий:

1. Мелкие и средние коммерческие предприятия – это предприятия, которые находятся территориально в одном месте, например, небольшой завод или большой завод, у которого один собственник, какое-то торговое предприятие. Скажем так, мелко-средний бизнес.

2. Большие коммерческие предприятия – некая федеральная система, территориально распределенная структура, со своими особенностями.

3. Отдельно выделена группа крупных промышленных предприятий, которые

имеют определенное отношение к оборонно-промышленному комплексу. Почему они выделены?  У них есть определенная интересная специфика, о которой тоже хотелось бы поговорить.

4. Еще один тип компаний – фирмы, которые занимаются автоматизацией. И наша компания такая же. Рассказать о себе тоже имеет смысл с точки зрения того, что мы сейчас делаем и что собой представляет рынок франчайзи в целом.

 

https://lh3.googleusercontent.com/1dj9gH6qYzmnJHb9ZhTYqH1Tklzdlme4on8I5e_nT4IXpLzUMwQCbv6tSb7nilQdFLswhwhusyr68k37_AKrbH_4THCLsQ3oYOFigMAcF14783vvc0suLZNFLq7kV8tBg28RzfPK

 

Что ждет 1С-специалиста в мелких и средних коммерческих предприятиях

Зачастую, когда мы с сталкиваемся с мелко-средними предприятиями и общаемся с их айтишниками, мы видим, что там есть некое условное деление на системных администраторов и 1С-ников. Причем, 1С-ники – это «многорукие» специалисты, и у них нет разных специализаций. В лучшем случае у них есть менеджеры проектов и специалисты, может быть, какой-то начальник отдела.

Специализация по видам каких-то продуктов у них тоже редко присутствует, и 1 человек совмещает сразу несколько видов, например, занимается и бухгалтерией, и зарплатой, и бюджетированием.

Если мы автоматизируем что-то в таких компаниях, то нас просят найти универсального хорошего 1С-ника. А дальше они его «затачивают» под какую-то конкретную специфику, под какую-то задачу.

Что на этих предприятиях можно получить, на что можно там рассчитывать? Наверное, там можно получить некую специализацию. Если вам интересны, например, торговля, производство или что-то еще, вы можете зацепиться за этот кусок функциональности и начать его прорабатывать для того, чтобы потом себя на рынке «продать» более крупной фирме как готового специалиста с узкой специализацией.  

Также можно получить должность, потому что зачастую вы там находитесь недалеко от руководства. Это не какое-то акционерное общество, где руководитель непонятно, где находится. Здесь собственник бизнеса в пределах досягаемости, топ-менеджеры и директора – тоже. И при успешной деятельности, при каком-то результате, которой вы покажете, вы сможете получить должность, например, стать руководителем проекта из программистов, стать каким-то начальником отдела, дослужиться при желании до директора по IT.

Понятно, что эти должности будут во многом фиктивными: директор по IT на каком-нибудь локальном заводе – это не та должность, которая собой представляет директор по IT, если говорить об этой должности в реальности. Но эта должность в принципе вам потом по жизни пригодится и может сыграть определенную роль в вашей дальнейшей карьере. В таких средне-мелких предприятиях это можно сделать. Если есть такая возможность, ею надо пользоваться.

https://lh3.googleusercontent.com/IDEVeYEwqpF4FnDOfzY37zBW-uFjVwwmge427slWsQS9RDYT3xu3pilqFN12TeUGLkN4Xy1RViOgao6FPEvbOUgnl0IhVp6W4YoQGTO77r3t_z7b4K2P9r47U-oGHddz0QVgT3Pv

 

Чего можно добиться в крупных коммерческих предприятиях

Следующий сегмент – это крупные коммерческие предприятия. В таких организациях уже есть свой отдел IT, он проработан, зачастую централизован. Это некая структура в центральном офисе, которая занимается автоматизацией всей группы компаний, а в филиалах находятся «руки», которые имеют минимальные навыки, достаточные для того, чтобы что-то сделать. У них есть уже специализации, и если им кто-то нужен, то они четко говорят об этом, например, дайте нам консультантов с опытом по системе бюджетирования, или помогите найти специалиста по производству. Т.е. там универсальные 1С-ники не нужны, там нужны люди со специализацией. Этих людей на рынке ищут, их берут, и, как могут, обучают.  В своей практике я почти не встречал компанию,  где готовы вкладывать большие деньги и растить людей, поэтому специалистов в основном ищут.

Что можно получить в таких компаниях 1С-нику? Можно заработать денег, поскольку предприятия крупные, и платят там несколько выше, чем в среднем по рынку.  Но в отличие от мелко-среднего бизнеса там тяжело перейти на другие должности, вырасти по карьерной лестнице. Даже если какая-то вакансия освобождается, то ищут людей со стороны, тех, кто с точки зрения бизнеса, придет с рынка, принесет какие-то новые идеи, новый опыт или что-то еще, что они  потом смогут у себя применить.

Отчасти это особенность российского рынка, что «пророка нет в своем отечестве», а лучше пророка искать в другом отечестве, взять со стороны. Редко когда происходит какой-то карьерный рост в таких крупных предприятиях, когда человек пришел программистом, потом стал начальником программистов, потом стал директором по IT. Но заработать денег можно.

https://lh4.googleusercontent.com/WO6y37bTSmTKMB_b0JjV8dI1JaGJtw-p1Wox7yKBaOH_iw1wlHmNwjRYXjm4F4ldCzWBe8lcLxOvDXh0-ejzBY_0U1hmhCTR_JtrKfy_jG9rEYNmeTtSKGmQFv40R9qmie3Xaszq

 

Чего ждать от работы в промышленных предприятиях, работающих в оборонно-промышленной сфере

По сути, такие промышленные предприятия – это остатки тех больших советских заводов, которые составляли оборонно-промышленный комплекс СССР. Я их выделил в отдельную группу по ряду причин.

В принципе это предприятия, которые в силу текущей политической и мировой обстановки получает от государства финансирование на автоматизацию. И это неплохой шанс для молодого специалиста получить значительный опыт по автоматизации. В силу определенных внутренних причин они не могут увеличить зарплату какому-то специалисту и не могут взять себе 1С-ника с большим опытом. Поэтому они много денег не предлагают, но с другой стороны, если вы молодой специалист, и вы приходите на это предприятие, то вы получаете в свое управление достаточно большой проект по автоматизации реального промышленного предприятия со всеми особенностями и сложностями. И во многом только от вас зависит,  насколько этот проект будет хорошо сделан. То есть у вас есть бюджет, вы можете подобрать хорошего подрядчика, и вы можете «изображать бога» в размере достаточно большого предприятия. Этот опыт вам потом пригодится, если вы молодой специалист, и если у вас есть желание вырасти, при этом не получая какое-то время много денег, а инвестируя в свои профессиональные навыки, в свое будущее. Например, вы можете потратить год-два, выполнить такой проект и потом «продаться» уже за 200-300 тысяч. Это вполне хороший вариант, чтобы идти работать в такой бизнес.

 https://lh5.googleusercontent.com/zH4kMmx7zrBRq-i-M50iArN_-w-DV012HfhuW2sCnRlAa7ae-0a6gl9cUjGAe4IykZ6aWGwrdbPlgK0aWCx-zclTQtoshxtPwgMJd7UCt7J1AtSXXcwajJQ02OSR5CY17iBUi_v0

 

Что могут дать специалисту фирмы по автоматизации

Компания, где я сейчас работаю, одна из таких организаций. Они разные есть. На рынке представлены и те фирмы, которые работают по классической франшизе и получают 30% от оборота, а занимаются всем, чем угодно.

С другой стороны уже давным-давно существуют фирмы-партнеры, которые, по сути своей, являются проектными офисами, где у людей фиксированная достаточно большая зарплата, у них 1-2 заказчика, с которыми они постоянно работают,  проекты длятся от года до двух. От работы в штате это мало чем отличается: вы меняете, условно говоря, работодателя с периодичностью раз в полтора года.

Минус такой работы – командировки. Потому что в основном проекты региональные, и приходится выезжать на места. Но есть и плюс: за 2-3 года вы сможете так прокачать свой уровень мастерства, что тому, кто сидит в штате, будет очень тяжело с вами тягаться.

Что вы можете здесь получить? Понятно, опыт. Также вы можете заработать деньги.

Еще один момент, это тот вариант, через который я сам прошел. Когда начался кризис 2013 года, я был директором по IT, но так получилось, что я вышел на рынок, а вакансий нет, рынок схлопнулся на тот момент. Что делать? Я не стал долго ждать, устроился работать в «Раздолье» и не пожалел.  После того, как я устроился, мне поступило несколько предложений начать работать директором по IT. То есть я искал себе работу, но меня не брали, причем не брали те же люди, которые потом, когда я приходил к ним с каким-то проектом, приглашали к себе на работу. И это тоже связано с тем, что приглашают людей со стороны.

То есть еще одна возможность, когда ты работаешь партнером, – найти себе новую работу по тому же профилю, по которому вы работаете.

 https://lh4.googleusercontent.com/jfCaDiKv3t8G9-RoOGeXRcSfow2bsBf7I6YAT4U_Hn_uJDBJ20oPYLJNR8D4UTRCDAE7sNbeD3qWL8hwiOZDl1lGjWppvANS01igffFs6x-ipTEbiJ819OstcfLV2gWVNnLZUJXR

Какие специалисты сейчас востребованы на рынке

Программисты сейчас требуется все меньше и меньше, по крайне мере, в той части, в которой мы занимаемся, – в автоматизации готовых решений. Больше требуются бизнес-аналитики, архитекторы, консультанты – те, кто умеют работать с бизнесом. Т.е. программировать там немного надо. В большом проекте программирование составляет какие-нибудь 10-15%, а остальное – обучение, настройка, опытно-промышленная эксплуатация и все прочее. И если внутри штата внедряется такой продукт, то, скорее всего, доработки будут относительно небольшие. Основной акцент ставится именно на то, что нужны люди, которые умеют работать с людьми, общаться с ними.

В начале конференции показали, что на Инфостарте основная тусовка – это программисты, и их превалирующее количество. Для меня это печально. Потому что на рынке востребованы сейчас в большей части консультанты, аналитики. И хорошо было бы, чтобы на Инфостарте появилось больше этих людей, с которыми можно было бы общаться и делиться опытом.

Какие конкретно специализации востребованы? Требуются, в первую очередь, практики. Если говорить о производстве, то тут нужны не специалисты, которые сдали на профессионала или 1С-специалиста, и знают, что такое рабочие центры, маршрутные карты и прочие специализации. Этих людей в принципе на рынке достаточно. А нужны люди, которые понимают, например, что такое литейка, что в ней происходит, что такое гальваника, что такое ПДУ и прочее. То есть нужны те люди, которые понимают, как работает бизнес, которые с бизнесом разговаривать на языке бизнеса. Такие люди востребованы вне зависимости от того, какая специализации у них есть. Но больше сейчас уклон идет в оперативный учет, в производство, в логистику, в продажи, в бюджетирование.

https://lh6.googleusercontent.com/udPWo0VELVpv1eIhldBlcBAGSZBL_vni5YTU0BPKcUakAYWKeOS9CfN1btP2Gg6JjaeiS9YJPtwm6IpKcTT03jBVA37DHZfXyEabWS1v1iS4VlCCrXzsFi-D5KdMOiZDway20xMh

 

Кстати, в бюджетировании сейчас тоже огромная ниша, но там люди не знают, как вообще бюджетирование делать на предприятиях. В большинстве случаев на предприятиях бюджетирование – это бюджет и движение денежных средств. И когда заходит речь о том, что есть бюджет балансового листа, бюджетные проводки или что-то еще, для них это все чудеса. Но они хотят это. Поэтому нужны специалисты, которые умеют ставить бюджетное управление, внедрять его. И тут айтишная составляющая больше инструментальная, то есть вы даете людям некую модель, концепцию, а какой-то конкретный продукт – это тот инструмент, на котором эта концепции взлетает.

 

https://lh6.googleusercontent.com/NOF9mXaKNEhI0WTLsjEm1yEVWoeQRvZU5hVGTv-_MXrtrvyfrdY6Yj6xkqSkXHWXxa5TDSxQ1LSCBC-0PxvaKtlB3BrZJCWKE32M3fOb3nezVUMM3WeUyipD16n9N4PAqwG_TTaf

 

Тренды на рынке труда

В первую очередь, хочу упомянуть тренд на централизацию и укрупнение. Как рассказывал Доржи Цыденов, значительное количество запросов на Инфостарт идет со стороны Москвы. Это не стечение обстоятельств, связанное с деятельностью Инфостарта, это реальность. Как давным-давно торговые сети выдавили мелкую розничную торговлю, такое же выдавливание происходит по всем остальным отраслям бизнеса. Если взять заводы, то раньше мы говорили о каких-то управляющих компаниях, холдингах. Но они в принципе не лезли в бизнес, а занимались вопросами, которые касались собирания денег: условно говоря, их функция  была сведена к тому, чтобы контролировать, кто куда какие деньги тратит. Они не лезли на уровень управления бизнесом, на уровень управления производством и всем прочим. А сейчас ситуация меняется: эти управляющие компании начинают выстраивать вертикально интегрированные системы управления, потому что они понимают, что управлять деньгами, не зная деталей, как все происходит на нижнем уровне, невозможно. И они начинают в это лезть.

Есть уже успешные примеры, где группа заводов (80 штук) работает на типовом решении, которое разрабатывается в Москве в управляющей компании, а потом тиражируется по всем рабочим местам. А на рабочих местах просто есть люди, которые все это ставят. Таких предприятий уже не одно, есть и коммерческие, есть и  группы компаний – полугосударственные, государственные. Так что эта тенденция присутствует, она никуда не денется, и все будет стягиваться в центр.

Поэтому если вы хотите карьеру, хотите расти и развиваться, то, к сожалению, у вас нет вариантов, кроме как перебраться в столицы – Москву, Санкт-Петербург, может, какие-нибудь региональные крупные города.

Я сам переехал в Москву в 2013 году. Хотя у меня была устоявшаяся жизнь в Волгограде, я сорвался, поехал, устроился. И в принципе не жалею.

Еще один тренд, связанный с этим, – не работают эволюционные пути развития. То есть не получится устроиться сначала где-то в Урюпинске в группу компаний, а потом уже потихоньку перебраться в Москву через эту компанию путем карьерного роста. Проще уволиться в Урюпинске, приехать в Москву устроиться и перейти на другую должность, чем пытаться эволюционно вырасти.

Тут еще есть проблема, которая была у меня в связи с переездом. О ней тоже стоит упомянуть – это разные подходы к автоматизации, и вообще к жизни в  регионах и в Москве. Первая фирма, куда меня взяли, когда я переехал в Москву, это был достаточно большой региональный холдинг, занимавшийся торговлей сантехникой, обоями  и прочими материалами. Я проработал год, но все у меня не ладилось: и шеф недоволен, и я сам собой недоволен, и ничего не происходит. Потом был отпуск, во время которого я устроил себе ретроспективу, проанализировал, что и почему у меня не ладится. Думал-думал и понял, что не ладится у меня потому, что я очень экономно живу. У меня была привычка региональная – экономить бюджет: все мои проекты были выстроены исходя из того, чтобы все сделать с наименьшими затратами: экономно, аккуратненько, бедненько и скромненько. И я пытался ту же самую политику работы пропагандировать в этом холдинге. В итоге я выстраивал какие-то экономные схемы автоматизации, которые по чуть-чуть росли, но того прорыва, который ожидали и который я обещал, когда меня брали на работу, не было. Это для меня было критичной ошибкой, которая привела к тому, что через полгода я оттуда уволился.

Поэтому надо понимать, что все-таки это немножко другая сфера, немножко другие требования. Это не говорит о том, что надо деньгами швыряться направо и налево или вести себя по-хамски, но надо осознавать масштаб, осознавать, за что вас берут, какой результат от вас хотят.

 

https://lh5.googleusercontent.com/rytRYqm0tRly7F4aoGS3bcqv7-8Gk9_mfw6PZF9g4Jwfzk62KporPuyfSDNDEUe-AZpuu95-1gZaPcgRZ3M5RPSkAtRWbOCgju0KcgvFsjPF8RZU1XqebD14qrStP2Luztj0qKKV

 

Следующий тренд – это то, что магия IT, как какого-то инструмента, когда мы вложим в него 100 миллионов, а через какое-то время получим 200 миллионов, уже рассеялась.  Сейчас айтишники превращаются в обычных инженеров. Люди не хотят каких-то супервзрывных вещей, они хотят средний хороший уровень существования, гарантированно работающий, без каких-то суперпрорывов. Тем более, сейчас кризис, денег тоже немного. Поэтому роль айтишника сейчас сводится к роли обычного инженера. Это надо понимать и сильно заигрываться в айтишные игры не стоит, потому что бизнес это зачастую не оценивает. А хороший средний быстрый результат всегда все оценят.

 

https://lh6.googleusercontent.com/OJeKP-y2K70auCWd8C33w6LboUoSYE8_UdyqeFqFMYCBF8heWH2UQ4Zk2FM-lU64SAT4iRWhFhraGA8ZveNYfQNhDhxoOfnTnTfBbmQU3HUpbEB7UCxKuXeHF4d0mm_m3D_DIGbT

 

Следующий тренд, с которым мы сталкиваемся регулярно, наверное, последний год, – бизнес не хочет каких-то кастомизированных решений. То есть мы приходим в организацию, начинаем спрашивать, что вы хотите и как вы хотите, а нам говорят в лоб одну и ту же фразу: мы не хотим ваш конструктор, дайте нам готовые решения, дайте нам лучшие практики, которые мы у себя внедрим и будем по ним работать. Понятно,  что в определенном смысле это некое заблуждение, но все-таки бизнес сейчас ожидает от айтишника некого визионерства: вас (как специалиста или подрядную организацию) приглашают как лицо, которое знает, как это должно работать. Не вы придете у бизнеса, спросите, и он вам расскажет, а вы придете бизнесу и скажете из своего опыта, как это должно быть сделано: так заработает, так не заработает, это заработает при таких условиях и с такими-то рисками, или вообще проект не стоит запускать.

И поэтому вместо простого айтишника нужен некий бизнес-консультант, может, даже партнер бизнеса, который знает, как использовать IT для решения задач бизнеса.

 https://lh5.googleusercontent.com/wi89AdrMNff30tdYaHQPJ1rdI8cyNU9He031_1GYCN3PN_1R7SGEj7AMJtNjpL49WEHAVQQJKG6KD0n_0ozPKTUbsKD-pCeA33e-saPyFuRt-qIFX3IAcipy-3iELjfN0Q3W2dsg

Я дальше расскажу о каких-то технических моментах, которые по большому счету не являются какими-то глобальными, но с точки зрения ниши возможны, и они присутствуют. Сейчас очень много продали коробок 1С:ERP, но они не внедряются так, как хотелось. Вроде, система для управления производством, но как-то с производством не все хорошо. Выясняется, что производство не умеет работать без нормативов, без технологий, без спецификации, без всего прочего. И появляется ниша людей, которые умеют работать с САПРом. Бизнес понял, что нужна система автоматизированного проектирования (САПР), всякие системы, которые должны интегрироваться с ERP, которые должны выгружать в ERP те самые нормативы, на основании которых будет происходить управление производством. И вот появилась ниша этих специалистов, которые одновременно понимают, что за системы нужны, и как их подружить с ERP. Так что если есть время и желание в чем-то разбираться, то это хорошая ниша, если вы хотите в производстве дальше расти.

https://lh4.googleusercontent.com/5DcCV80UYRqJKzSuR867EJjuQLqUpIzvQgxThEr8e3BEauhM9Z9KpGjMmwwJSWLA0GGhI7V21ytcNbyK7Acwg4tbZtZv6Miph-eZ4pizGmnw9ak3DTDQO3yQNJzziXssZBYJXRcu

 

Следующий тренд – индустриализация. Я в силу определенных причин достаточно часто последнее время слышу про Индустриализацию 4.0, цифровизацию и все прочее. Вроде, это совсем абстрактные вещи, которые очень далеки от 1С. Но как показывает практика, проекты и 1С тоже сейчас захватывает это самая индустрии 4.0 и цифровизация. Есть примеры проектов, где из 1С:ERP управляют оборудованием, то есть из программы выгружается в оборудование производственная программа, станки запускаются, отрабатывают, потом 1С: ERP засасывает информацию о выполненной работе. Это не наши проекты, это проект, например, той же самой фирмы 1С. А еще есть примеры, когда чуть ли не трактора управляются из 1С, и происходит автоматический контроль всех процессов. И поскольку такие проекты есть, потребность в специалистах, которые умеют делать такую интеграцию, понимают, что это такое и как это работает, растет. А если тренд на индустриализацию в России и дальше продлится, то таких специалистов надо будет все больше и больше.

То же самое касается больших данных. Но здесь вроде все хорошо, потому  что в 1С на данный момент накопились достаточно большие объемы данных у всех предприятий, и базы измеряются годами, если десятилетиями. И в принципе не у многих собственников появляется вопрос, а нельзя ли поковыряться в этих данных и найти какую-то информацию, как прогнозировать продажи и закупки, минимизировать остатки, сделать что-то еще. У нас был заказчик, который пришел именно с такой просьбой: у него была информация, и он хотел ее как-то обрабатывать. К сожалению, мы искали людей из 1С по рынку, которые это понимают, но не нашли. В принципе, может быть, это единичный случай, но в целом как ниша для стартапа или чего-то еще, мне кажется, это вещь перспективная. Потому что данные в 1С есть, но ни одного отраслевого решения, из тех, которые я знаю, ни одного инструмента для работы с этими данными нет. Я знаю решение, которое умеет интегрироваться с 1С, но это не 1С-решение. Возможно, это не ниша для специалиста, но точно ниша для стартапа.

Что касается блокчейна и дополненной реальности, это все-таки далеко до 1С, хотя там тоже есть определенные успехи. То есть вроде бы тренд далекий от нас, как пальма в средней полосе, но он имеет место быть.

 https://lh5.googleusercontent.com/eljvuOi-hQ7ColiAYYSHwOTdMjGNuvNbwmBNglZktgJDIHEYTI2YEvphZKGwPjwxpzspSoJXCrwVesWd7bjAyZkMQF0t-8t77iE5682Zlb2urJXdju_BTXT9fPsRR0OkxVwiV6qp

 

Личные рекомендации

Немножко расскажу о личном опыте построения карьеры, о том, что меня и других людей двигает вперед, а что мешает. По большому счету, нас двигает вперед две вещи: это наши знание и опыт, а также наши связи, которые нам помогают трудоустроиться.

 

https://lh6.googleusercontent.com/M2bWKATSt59W2Pu5zOMyudM36uDqmbTjpXJR2ON2ioDcFleq3zm9JnoUMiLs9u68LR1EaKDmKO94P1p8C8oFQB_HMZl5nHGtlvBSIkDfvvYWXgzFd1sEcQbkqhl1khXnqDf0o9Fq

Как всё это выглядит на практике? Сначала объясню в отношении знаний и опыта. Я говорил уже о том, что был вынужден в 2013 году перебраться из Волгограда в Москву. В отношении знаний ситуация была такая: я отработал 7 лет на заводе директором по IT. У меня были значительные достижения, как мне казалось на тот момент. А потом по независящим от меня обстоятельствам я оказался на рынке труда. Но все мои достижения с точки зрения текущей ситуации на рынке ничего собой не представляли, рынок ушел вперед. Да, тому предприятию, на котором я работал, вполне хватало того, что я делал, но сам рынок автоматизации ушел настолько далеко вперед, что я оказался аутсайдером. Мне пришлось потом очень долго нагонять, узнавать что-то. И была очень некомфортная ситуация: я понимал, что 50% из того, о чем я говорил кадровикам, я на самом деле не знал. Я просто что-то прочитал, чтобы хоть как-то кого-то заинтересовать своими навыками.

Поэтому если вы работаете в штате, даже если у вас все хорошо, старайтесь все равно как-то развиваться. Потому что ваша устойчивая ситуация только кажущаяся. Сейчас кризис на дворе, могут быть всякие изменения, и нужно стараться развиваться, стараться куда-то идти, стараться двигаться, ставить для себя какие-то цели,  чтобы не оказаться в моей ситуации, когда я сидел 7 лет на одном месте и вдруг оказался полуинвалидом.

 

https://lh3.googleusercontent.com/nTAaDli2cg5UWmdhkw_X6ydjoFxJow37pID96wJG-5UKnhn2cpGzhwdef8NveLJ0PmPDEWFZsjRdk_wldU5g8FMnqK3FqcRkRwzOjg7aP4HbHa-Nevsx_scaE_SkrcdMaXBaZSok

 

Наши связи. Когда я начал искать работу, оказалось, что у меня есть какой-то круг общения. Это специалисты моего же уровня, какие-то мои подчиненные, люди, с которыми я общаюсь, но они никоим образом не способствует моему дальнейшему трудоустройству, не говоря про карьерный рост. И найти работу они мне не помогут.

И я начал заниматься публичной деятельностью, в том числе, писал всякие видеокурсы по ERP, пытался как-то показать, что я умный, что я есть на рынке, что меня можно «купить». И это действительно сработало, это помогло. То есть если вы специалист, и вы не хотите в какой-то момент оказаться перед кадровиками, для которых вы один из тысячи кандидатов, старайтесь как-то показать себя.

С моей точки зрения, чего не хватает Инфостарту, это раздела, где специалисты, не программисты, а именно специалисты – те же консультанты, директора по IT и руководители отделов – будут рассказывать какие-то кейсы о том, как у них все устроено, делиться какими-то идеями. Это нужно с одной стороны, чтобы вас видели, с другой – чтобы вы сами видели, насколько то, что вы предлагаете, соответствует текущим тенденциям. Вы будете в рынке, и люди, которые вокруг вас, вас будут знать.

Это в принципе большая проблема, потому что в России сейчас нет вертикально-горизонтальных интегрированных сообществ, связанных с IT. Есть директора по IT, клубы директоров по IT, где люди встречаются, общаются, спонсоры им устраивают какие-то мероприятия. Но так, чтобы это были некие страты, где, допустим, консультанты или программисты общаются в рамках одного проекта, такого нет. Каждый в своем круге.

Я, например, как руководитель проекта, понимаю, что мне нужен на проект какой-то грамотный консультант, я бы хотел зайти в группу, увидеть людей, которые там общаются, посмотреть, что они пишут, и предложить работу одному из специалистов. Но такого, к сожалению, мало, и это проблема.

И, например, если говорить о клубах директоров, то это чисто тусовочное место. По крайней мере, те, которые я видел. Может быть, другие есть, но я их не видел. И в этом тусовочном месте люди просто собираются, хорошо проводят время. А хотелось бы, чтобы эти клубы были неким сообществом специалистов, которые, в том числе помогают друг другу решать какие-то профессиональные вопросы, оказывают какую-то протекцию специалистам нижнего уровня. Если, допустим, директор видит, что есть грамотные люди, он их может порекомендовать другому работодателю, который в этот момент ищет специалистов. То есть хочется, чтобы такие клубы превратились в инструмент, в том числе, карьерного роста и карьерного продвижения. Но с этим пока есть определенные проблемы.

https://lh3.googleusercontent.com/XNv1sFZ3q92-EPzIFgMZz2PilMsrhiXabTiq-k07sFvGSbBtn0Tw7MZTi0ZjjTH8RcD5uIQhkGXWsWPfsbs-0HwoADIr-CnjkNWk6D0dtZ650AKDjBDLBFUXpnaYlIWABeYS2YPe

 

Рекомендации, как пройти собеседование

Если все-таки вы оказались на рынке труда, и у вас нет никаких «волосатых рук», чтобы вас продвинули, как же устроиться на работу?

Самое первое, что надо понимать, – найти рабочее место достаточно сложно. Иногда бывает, что за 8 часов на одну вакансию приходит 500 резюме, такое было, когда я искал работу директора по IT. И по каждому откликнувшемуся специалисту кадровик видит немного информации (пример на картинке).

 

https://lh6.googleusercontent.com/scLvFEDcyoTnJWTvSg47mzIC2j9hf5sla9paaFJogbf4nM-oH7q80CKJbGdbgR73wt04i7a63-fQFFY3OAKbxdXJWH9t_lEfYG_rkUXRKffIEaeLZL9joIe0aAL_a8Bn_N4K4DxZ

Исходя из этого, кадровик должен отобрать кого-то из кандидатов. Поэтому готовя свое резюме, сделайте несколько разных вариантов. Если, например, ищут специалиста по зарплате, и вы хотите на эту вакансию устроиться, сделайте так, чтобы у вас в первых строках этого резюме была такая информация, чтобы ее увидел кадровик. Потому что он не разбирается глубже, он это увидел, у него паттерн совпал, он вас отобрал. Паттерн не совпал, он вас не отобрал.

Если вы прошли отбор, у вас пригласил кадровик на собеседовании, надо понимать, что он не специалист по технической информации. Поэтому ваша задача – показаться ему наиболее симпатичным с точки зрения простого человеческого общения. Не надо его грузить какими-то техническими деталями, старайтесь с ним просто по-человечески поговорить, чтобы он вас оценил как хорошего специалиста.

Когда вы проходите вторую линию собеседования, с каким-то, например, айтишником. то еще на первой линии желательно узнать, какие у них есть технические проблемы, и попытаться им предложить какое-то готовое решение. Если у вас есть проект такой, на нем сконцентрируйтесь, если у вас нет такого проекта, придумаете его, подсмотрите у кого-то, поищите на Инфостарте, скажите, что это вы сами делали, все равно проверять не будут. В общем, просто заинтересуйте, попадите в ожидания, чтобы вас заметили и отобрали.

Иногда приходится проходить собеседование с бизнесом. И здесь самая главная ошибка – лезть в технические детали. Собственник или генеральный директор вас отбирает не по техническим знаниям, он вас отбирает по доверию, то есть может он доверить вам управление частью своего бизнеса или нет. Поэтому здесь нужно показать себя достойным человеком, которому можно доверить кусочек бизнеса в управлении. Так что нужно разговаривать о бизнесе, задавать вопросы, которые касаются бизнеса, а IT там должно фигурировать как некий инструмент, который поможет улучшить что-то в бизнесе, решить какие-то проблемы в бизнесе.

https://lh3.googleusercontent.com/2yY46ahTMrIyb6mIem6ydEb7l88wIoHpnURwF3-aQzwucrsWgSIKKuVt_taigEZKdFDSRG4VU4_FSSn4lH6kDyzeBcOAA_6W-gYzkZfieYEkyn2MDdpD-XBc7WUf1DX9lWfBhVU4

 

Данная статья написана по итогам доклада, прочитанного на конференции INFOSTART EVENT 2018 EDUCATION.

См. также

Личная эффективность Бесплатно (free)

Я Костя, разработчик 1С и руководитель образовательного направления в компании. Живу в Казахстане, работаю удалённо. Прошёл путь от стажёра до руководителя отдела разработки, меняю позиции и роли, потому что всегда хочется задач посложнее. Расскажу о карьере и тех условиях, которые сыграли важную роль для роста.

25.11.2024    4476    0    PROSTO-1C    7    

11

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Опыт компании DNS показывает, что вместо стандартных практик набора лучше взять людей с непрофильных специальностей, не знакомых с программированием, и выучить их за 3 месяца самостоятельно. О том, как решить проблему дефицита кадров и выстроить процесс роста от джуна до сеньора внутри компании, пойдет речь в статье.

12.11.2024    595    0    AlexSvoykin    9    

4

Личная эффективность Бесплатно (free)

«Я знаю одно – во мне есть нечто, и я это скрываю. Я не говорю об этом. Но оно там всегда. Мой Темный попутчик. Когда он просыпается, я чувствую себя живым.» (сериал «Декстер»). «Жажда разработки» – это психологические проявление внутреннего «я», вызывающее острую необходимость программировать. Все, кто любит программировать, неоднократно испытывали такую жажду, и я не исключение. Расскажем о том, как утолить свою жажду и найти баланс между хобби, работой и другими аспектами жизни.

07.11.2024    3200    0    BlizD    71    

42

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Когда начинающий разработчик приходит в новую для себя сферу 1С, ему нужно пройти множество этапов, прежде чем стать специалистом приемлемого рабочего уровня middle. Расскажем о том, какие способы помогут разработчику быстрее научиться эффективно решать задачи.

09.10.2024    2334    0    Akcium    1    

5

Личная эффективность Бесплатно (free)

В этом выпуске мы поговорили с ведущими подкаста "Аналитики у микрофона" Татьяной Рыловниковой и Анной Войкиной про цели и ценности создания, прослушивания и участия в подкастах.

09.09.2024    389    0    Radio_Analyst    1    

2

Личная эффективность Бесплатно (free)

Концепция бережливого производства Lean ориентирована на устранение в процессах неизбежно возникающих потерь – всего того, что мешает повысить ценность своей работы. Но эта методика применима не только для производства – при работе аналитика тоже могут возникать потери из-за ошибок, ожидания, лишних движений, перепроизводства, излишней обработки и т.д. Об оптимизации деятельности аналитика через призму Lean пойдет речь в статье.

23.08.2024    1090    0    user1947860    3    

5

Удаленная команда Личная эффективность Бесплатно (free)

Я Егор, 1С-разработчик, который уже год работает дистанционно. В конце рабочего дня часто чувствовал себя выжатым лимоном, поэтому нашёл принципы сохранения ресурсности — делюсь рецептом.

20.08.2024    4458    0    PROSTO-1C    14    

23

Коммуникации Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Последние полгода систематизировала для себя тему онбординга и решила поделиться тем, к чему пришла на данный момент. Буду рада дополнениям в комментариях, так как тема крайне широкая. Часть наблюдений про организацию онбординга со стороны работодателя раскрою в отдельной статье. А в этой статье рассмотрим онбординг глазами приходящего в компанию сотрудника.

23.07.2024    1870    0    SerjoginaMaria    6    

13
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. d.zhukov 1475 16.05.19 14:41 Сейчас в теме
Ну что ж. Автор, вы сами виноваты, что решил выбрать данную тему для написания статьи)

Первое, что мне не понравилось (и пожалуй с этого начнем): специалист после получения должности руководителя программистов должен стать "Директором по IT".. Зачем? Вот зачем мне становиться Директором по IT, если у него совсем другие головняки, совершенно ничего общего с дебрями программирования не имеющими. Престижно? Приятно сказать знакомому однокласснику при встрече, что ты ДИРЕКТОР, а не какой-нибудь там ежкин кот? Знание языка программирования равно, что знание иностранного языка. Что происходит если вы, допустим, знали английский язык в совершенстве, жили в англоязычной стране, а потом вернулись в Россию (:-)) и в течение нескольких лет не разговариваете на английском и не закрепляете знания? Правильно. вы его забудите, а это знание ваше ключевое преимущество перед теми множествами кто безуспешно пытается найти работу.
Тоже самое касатеся пути в сторону партнерства по бизнесу и консультирования по внедрению.

Далее. Не согласен с автором, что нужно переезжать в МСК/СПБ. Уже сейчас в них слишком много специалистов и слишком много рабочих мест, что в итоге извращает и работодателя, и специалиста. Первый постоянно думает, что в любой момент можно найти другого, второй думает, что в любой момент может найти новую работу. В итоге собрать устоявшийся штат очень сложно, если твои вакансии не имеют эксклюзивных плюшек.
Второй момент чисто личного характера. Я например хочу иметь такие же жилищные условия как в регионе. Жить за городом, дышать свежим воздухом, до работы 15-20 минут. В офисе свой личный кабинет. В мск/спб среди простых смертных много подобных историй, где кругом 30-ти этажные человейники и "трендовые опен-офисы"?

Далее. Автор сам себе противоречит, призывая прыгать с места на место и при этом быть осторожным, в виду существующего кризиса. Я считаю, что можно неплохо зарабатывать в регионе. Разумеется нужно иметь хорошую репутацию у работодателя и доверие. Ни первое, ни второе к "прыгающим с место на место" это не относится.

Далее. Программисты уже не востребованы как раньше. Это я слышу еще с 2009 года. Еще тогда майкрософт предлагал мощные системы для автоматизации бизнеса и некоторым "экспертам" казалось, что программировать больше нечего) но основная проблема данного софта - это отсутствие гибкости, разумеется потому что это тиражные решения. Тоже самое касается и решений от 1С. Даже в моей компании 90% задач программисты получают, потому что сотрудники и руководство не хотят работать по схеме предложенной разработчиками 1С в своих решениях. Условно они хотят "нажимать одну зеленую кнопку", чтоб все работало. Возможно будет уместным говорить о спаде востребованности программистов, когда тот же директор сможет сам сделать запрос в консоле для получения дебиторской задолженности, но до этого прорыва еще далеко.

... Это все, что вспомнил из того с чем не согласен. Единственно пожалуй с чем соглашусь, что нужно смотреть на годы вперед. Программирование - работа для молодого специалиста и о своем будущем нужно позаботиться заранее.
2PRV; s0u1; pvlunegov; mifort; jk107; Mnemonik; mib7; Romakon92; Niveus; vakham; wolfsoft; Stitchi; salbey; tiniji; FreeArcher; vladimir-89; Waanneek; CSiER; victorree; Lazio; zqzq; Светлый ум; master555; Deslime; Kalam; Ignatov_mu; Лис Р; Summer_13; zuxelzz; nbeliaev; accounting_cons; Kingpin81; PSKMOL; manuel; cargobird; mitia.mackarevich; tolyan_ekb; CyberCerber; Yakud3a; bbbsss; recon; tulakin_s; user1113115; it_tungus; BurlakovIvan; Ганс; +46 1 Ответить
3. TODD22 19 17.05.19 12:35 Сейчас в теме
По поводу востребованности "бюджетирования" и "производства".. как то не очень востребовано.
По крайней мере у меня не получилось окупить затраченные усилия на получения знаний в этих областях.
Вакансии где требуется именно знание бюджетирования и производства единичные. С ЗП средней по рынку, на ЗУПе и торговле можно те же деньги заработать и куда более востребованные направления.
Gureev; whitedi; Yakud3a; moreZ; +4 Ответить
25. Gureev 13.09.19 14:50 Сейчас в теме
(3) Аналогично, когда то хотел закрепиться в бюджетировании и МСФО, но понял что нет спроса и зп средние, и просто за программирование на хорошем уровне платят сильно больше.
pvlunegov; +1 Ответить
26. Mnemonik 18.09.19 11:09 Сейчас в теме
Даже в моей компании 90% задач программисты получают, потому что сотрудники и руководство не хотят работать по схеме предложенной разработчиками 1С в своих решениях.
И у нас тоже самое и так с 2010 года, боже сколько я уже работаю в своей организации, какой же я преданный или нерешительный :). Я согласен насчёт текучки кадров, как можно говорить о качестве разработки.
2. gudun_ku 62 17.05.19 12:09 Сейчас в теме
Что делать, если ничего не можешь глубоко изучить, не можешь заставить себя копать вглубь строго в одном направлении, так никогда не заработать денег?
4. 27272 17.05.19 12:59 Сейчас в теме
(2) Не получается копать в глубь - копайте в ширь! Берите разносторонностью. У ИТишников, таких большинство. У меня, наоборот, люблю бюджетный учёт, но спрос не очень.
17. Астиг 19 03.06.19 16:11 Сейчас в теме
(2) Может быть дело в том, что ваша работа не дает вам возможности "копать глубоко" в каком-то одном направлении? Не на каждом же предприятии существует такая возможность. Если так, тогда дело может перейти в плоскость поиска соответствующего работодателя?
5. user_2010 954 17.05.19 15:29 Сейчас в теме
так куда и как расти? :)
D_e_X_T_e_R; Gureev; dimazzz84; akimych; Лис Р; manuel; +6 Ответить
6. acanta 17.05.19 21:20 Сейчас в теме
У этого вопроса обратная сторона - куда и как падать?
Комплект увольнения vs комплект бизнесмена.
Помните вопрос, почему Земля и другие планеты не падают на Солнце?
Ответ- они падают, но постоянно промахиваются..
7. Summer_13 18.05.19 11:10 Сейчас в теме
Очень противоречивая статья.Она не заслуживает ни плюс, ни минус. Проходняк,кратко.
И нет такой отдельной ветки в 1С как "Специалист",Специалист - это уровень .В других языках это junior,middle,senior - в 1С стажер,программист,специалист (старший программист,ведущий и т.д.).Но есть ветка "Внедренец",именно про неё я думаю и идёт речь.
Внедренцы действительно сильно востребованы,но востребованы по вине бизнеса,поскольку хотят взять готового сразу Внедренца,хотя специфик учета огромное количество.
В итоге вместо того,чтобы взять более-менее толкового программиста 1С,который хорошо знает платформу,дать ему пару-тройку месяцев вникнуть в суть учета.Да, это денежный риск,но когда ты берёшь человека на работу - это всегда риск.И тем самым взрастить "Внедренца",вряд ли он после огромного потраченного времени,которое ушло на разбор специфики учета,сразу побежит новую работу искать.Минимум 1.5 года- 2 года отпашет как надо,если не больше.Ушел, повторить в цикле.Но только не у нас,у нас будет висеть вакансия 2-3 года,и HR будут говорить всем,что нет на Руси хороших специалистов.
8. TODD22 19 18.05.19 11:15 Сейчас в теме
(7)
В итоге вместо того,чтобы взять более-менее толкового программиста 1С,который хорошо знает платформу,дать ему пару-тройку месяцев вникнуть в суть учета

Не всякий программист может быть хорошим "внедренцем", даже после того как пару месяцев вникал в учёт.

К тому же когда ищут "внедренца" ищут человека с опытом от которого ждут что он что то принесёт с собой, какой то опыт полученный на прошлых работах.

Одно дело если взяли программиста и он за пару месяцев вник в учёт и совсем другое когда взяли человека с десятком внедрений на различных предприятиях в багаже.
9. Summer_13 18.05.19 11:20 Сейчас в теме
(8) Но вариант всё равно только такой,какой я предложил,другого пути у бизнеса всё равно нету.Вакансия нашего местного банка висела 3 года. "Программист-специалист 1С" - знания банковского учета обязательны(а у них там свой план счетов,свой УУ и свои проводки).WTF? Откуда такой специалист родится сам по себе? Только по стечению обстоятельств,пусть ищут дальше,авось из капусты вылезет такой.
10. accounting_cons 857 18.05.19 11:29 Сейчас в теме
(9)Возьмут из франча подходящей направленности. Так это обычно и происходит.
11. Summer_13 18.05.19 11:35 Сейчас в теме
(10) Скорее всего они от безысходности заключит с франчом договор и по часовой ставке будут башлять 600к.в месяц за этого чудо-внедренца,задача которого будет только растягивать проект,а не сдавать. Поскольку не каждый раз такие проекты по такой узкой специфике,в которой он "хорошо" разбирается, попадаются.
14. accounting_cons 857 18.05.19 12:18 Сейчас в теме
(11)Так и кастинг проведет. Будет требовать от франча новых кадров. Как найдет подходящего - сделает ему предложение, от которого сложно отказаться.
Светлый ум; +1 Ответить
12. acanta 18.05.19 11:49 Сейчас в теме
Задача растянуть проект и в целом при сравнительно небольших платежах за спринт получить хорошие результаты с нормальной оценкой риска - это вполне адекватная задача, почему нет?
Не надо ее путать с проблемой, когда франчайзи/специалист не хочет и не может делать эту работу, вследствие чего называет неадекватную стоимость, в надежде что это отпугнёт заказчика и заставит его внимательнее посмотреть на постановку задач.
Например, ситуация, когда один из партнёров нацелен на длительное и плодотворное сотрудничество, а другой стремится к кратковременным отношениям с быстрым результатом.
13. Summer_13 18.05.19 12:05 Сейчас в теме
(12) Обидеть я никого не хочу ,сам работаю на франч,как наверное и 50-60% программистов 1С в нашей стране. Но факт,просто факт,намного выгоднее брать и выращивать у себя специалиста,чем ждать и в конце концов взять просто первого попавшегося от безысходности.Я не спорю,можно вывесить вакансию со всеми требованиями и подождать пару месяцев,авось и попадётся именно тот,кто нужен.
Но если полгода тишина,год,два.А ищешь ведь потому,что у тебя есть учетные проблемы в бизнесе,ты каждый день теряешь большие деньги,которые могли бы пойти в более правильное русло, чем просто в пустоту.
Может уж попробовать всё таки внедренца взрастить? Не?
Я просто хочу объяснить,что профессиональные внедренцы не могут взяться из воздуха.Всё равно кому-то придётся их изначально взрастить.Не хочешь?Ну жди тогда,теряй деньги,смотри за остальными.
23. bugagashenka 203 13.09.19 10:41 Сейчас в теме
(13) Вы забываете про стоимость ошибок для бизнеса. Ошибка стоимостью в миллионы, да даже в сотни тысяч отпугнет кого угодно. А учить молодого специалиста тоже штука затратная. Зарплату платить молодому специалисту, зарплату платить опытному специалисту, который его обучает. И даже после всех этих вложений не факт, что молодой специалист не скажет аривидерчи.
Даже опытного специалиста пару месяцев требуется обучать и вводить в курс дела, что говорить про совсем зеленых
24. Hatson 536 13.09.19 11:55 Сейчас в теме
(13) Взратить легче, чем найти? Хм... Есть 100 человек - мечтателей чему-то научиться. Сколько из них реально оторвут свою жопу от стула и начнут что-то делать в этом направлении? - наверное 1, если повезет. А остальные будут орать: да я сейчас как возьму! как возьму! как чему-нибудь научусь! как закончу какие-нибудь оч крутые курсы! да это же так просто! Вы только мне ЗП сейчас побольше дайте и я прям завтра и начну! - видел такое много раз.

Это ж сколько надо денег и времени угробить на этих клоунов, пока ты найдешь того, кого можно взрастить и кто от тебя тут же не срулит???

Так что всегда проще найти - он уже оторвал свою жопу, уже начал делать...
15. shipovnik 20.05.19 11:47 Сейчас в теме
Да, почему то у нас не хотят своих выращивать. Проще видимо взять с улицы, но это только так кажется, что проще. Тут пыхтишь, сдаешь экзамены, развиваешься и напрямую говоришь работодателю, что дайте мне новую должность, новую работу, ну и соответственно немного увеличьте ЗП в связи с переходом на новое. Не миллионы просишь, а небольшую прибавку, которую они же отражают в вакансии. В итоге, тебе фиг, а с улицы набирают. Вот это и обидно.
3762515; s0u1; e-tixom; coloboc; Hatson; Waanneek; Астиг; evgd02; +8 Ответить
16. user596529_a-ivashenko60 28.05.19 16:20 Сейчас в теме
(15) не надо плакать. Проблема взять "своих или с улицы" - надуманная. Она не стоит обсуждения так как на вопрос чем отличаются "свои" от якобы "чужих" внятного ответа нет. Это те же граждане большой России и они не с Луны спустились. И возможно у них больше стойкости, смелости так как они выросли не в "тепличных условиях" постоянной зарплаты, работы, опеки со стороны старших - а сталкивались с суровой рыночной действительностью. Где не каждый еще и выживет. Когда-то давно стоя перед выбором или остаться в большой и уютной компании крупного завода, но с мизерными зарплатами или искать - найти и не сдаваться выбрал второе. Тем более, что к тому времени мизерная з/п обрекала на полуголодное существование семью с двумя детьми.
Но если у вас есть возможность не испытывать подобные трудности бытия, то можно и подождать. А то что вы сейчас "пыхтите" - это зачтется.
22. Hatson 536 13.09.19 09:58 Сейчас в теме
(15) Если работодатель, как волк всё время смотрит в лес - просто уходи от него срочно! он тебя промурыжит N лет и ничего ты не получишь.
18. valerycho 10.06.19 02:35 Сейчас в теме
Войти в айти легко, вы попробуйте выйти из него.
19. DAV 21.08.19 12:51 Сейчас в теме
(18)
Войти в айти легко, вы попробуйте выйти из него.

А зачем?
20. aparinp 52 12.09.19 16:01 Сейчас в теме
Насколько мне известно, невозможно устроиться в компанию, если ты когда-то ее обслуживал, работая с франчем.
Обычно франчи себя подстраховывают от увода специалистов, предусматривая миллионные неустойки в договорах обслуживания.
21. Boundless 19 12.09.19 17:41 Сейчас в теме
(20) Сказки франчей это, не имеющие ничего общего с российским законодательством
3762515; mib7; AlenaR; wolfsoft; MikhailDr; Hatson; neuromancer_aza; +7 Ответить
Оставьте свое сообщение