Направления деятельности – это дополнительный разрез в управленческом учете, который позволяет получать финансовый результат, а также и другие показатели, такие как: запасы, расчеты с контрагентами, денежные средства, нематериальные активы обособленно по каждому виду деятельности компании. Например: розничные продажи, доставка, услуги по установки.
Еще одной причиной использования направлений деятельности может быть потребность в исключении продаж между собственными организациями из общего финансового результата. Другой возможности убрать эти продажи из финансовых результатов, кроме создания отдельного направления, к сожалению нет.
В конфигурации УТ 11.4 данный механизм присутствует в ограниченном режиме. Ниже будут указаны различия и особенности.
Настройки учета по направлениям деятельности
Использование направлений деятельности в учете включается в разделе «НСИ и Администрирование >> Финансовый результат и контроллинг >> финансовый результат >> Финансовый результат по направлениям деятельности»:
Учет по направлениям деятельности возможен только в случае включения опции «Учитывать прочие доходы и расходы».
При включении учета по направлениям деятельности, появляются дополнительный функционал в разделе «Финансовый результат и контроллинг >> См. также»:
- Направления деятельности – данные по всем направлениям деятельности компании и их настройки,
- Способы распределения доходов и расходов по направлениям деятельности – настройки для распределения прочих доходов и расходов,
- Настройки распределения продаж по направлениям деятельности – настройки для распределения доходов от продаж и себестоимости.
Дополнительные настройки «Обособление товаров», доступны только в конфигурациях КА 2.4 и ЕРП 2.4:
- В разделе настроек «Оптовые продажи» – определяет вид назначения в документах закупки товаров: заказы покупателя или направления деятельности в целом.
- В разделе настроек «Перемещение товаров» - определяет вид назначения при обособленном обеспечении в документах «Перемещение товаров».
- В разделе настроек «Сборка / разборка товаров» - определяет вид назначения при обособленном обеспечении комплектующими или комплектами в документах «Сборка / разборка товаров».
Справочник «Направления деятельности», возможности учета
Обратите внимание, что доступные реквизиты справочника как и возможности подсистемы отличаются для конфигураций УТ 11.4 и КА 2.4 (ЕРП 2.4):
Для конфигурации УТ 11.4
Несмотря на то, что справочник содержит большое количество реквизитов, для просмотра и редактирования доступен только комментарий и статус использования:
Подразумевается, что все направления деятельности используются только для учета доходов и расходов в момент их списания на финансовый результат. Прочие доходы и расходы также можно распределять на финансовый результат. Для анализа данных по направлениям деятельности доступен только один отчет «Финансовые результаты.
Соответственно, в УТ 11.4 нельзя вести учет запасов, расчетов с контрагентами, денежных средств и нематериальных активов по направлениям деятельности.
Не доступно указание направлений деятельности непосредственно в первичных документах поступления и отгрузки товаров и услуг. Привязка продаж и себестоимости к направлениям деятельности выполняется только по настройкам распределения при проведении регламентных документов по закрытию месяца.
Для конфигураций КА 2.4 и ЕРП 2.4
Возможности для настройки направлений деятельности значительно шире:
Так же как и для конфигурации УТ 11.4, можно вести учет доходов и расходов в разрезе направлений деятельности.
Для этого необходимо указать флаг «Учет доходов». В дополнение к возможностям УТ 11.4, в КА и ЕРП можно указывать направление деятельности непосредственно в документе отгрузки товаров. В этом случае весь доход от продажи и себестоимость будут отнесены на указанное направление:
Можно вести учет запасов в разрезе направлений деятельности.
Это реализовано следующим образом:
- Для направления должен быть указан флаг «Учет затрат»,
- Чтобы товар числился за определенным направлением, в документе «Поступление товаров и услуг» необходимо указать это направление в качестве назначения для товара. В зависимости от настройки «Обособление товаров» можно указать либо все направление в целом либо конкретные заказы.
Для товара, который отнесен к определенному направлению будут действовать все условия обособления товаров:
- Отгрузить товар можно будет только с указанием соответствующего направления или заказа,
- Товар будет числиться зарезервированным в отчете «Остатки и доступность товаров», так как он пришел обособленно,
- Можно принять столько товаров, сколько было заказано по направлению деятельности или заказу.
Отдельная настройка направления деятельности «Допускается обособление товаров и работ сверх потребности» позволяет при поступлении закреплять за определенным направлением больше товара, чем было заказано покупателями.
Если товар поступил и числится на складе на определенным направлением деятельности, поступившие дополнительные затраты по этому товару (ТЗР и прочие) необходимо также относить к соответствующему направлению. В противном случае затраты не будут распределены на себестоимость этих товаров. Направление деятельности дополнительных затрат необходимо указать в табличной части «Расходы и прочие активы» документа «Приобретение услуг и прочих активов»:
Можно вести учет расчетов с контрагентами в разрезе направлений деятельности.
Для этого у направления должен быть указан один из флагов:
- «Учет доходов» - для расчетов с клиентами,
- «Учет затрат» - для расчетов с поставщиками.
В первичных документах поступления или отгрузки товаров направление деятельности должно быть указано на закладке «Дополнительно». В этом случае в аналитику учета по партнерам добавиться дополнительный разрез по направлениям деятельности:
Можно вести учет денежных средств в разрезе направлений деятельности.
Для этого необходимо установить флаг «Учет денежных средств» и выбрать один из двух вариантов:
- Под направления выделяются отдельные кассы и банковские счета - в этом случае у справочников: банковские счета и кассы появляется реквизит «Направление деятельности». Соответственно, все движения по этим кассам или банковским счетам будут отнесены на указанное направление.
- Остатки денежных средств определяются по корреспонденции приходов и расходов этого направления - в этом случае у справочников: банковские счета и кассы дополнительного реквизита нет. Я так понимаю, что направление должно быть указано в платежном документе. Но этого не происходит. При формировании движений, так же как и в первом варианте, используется направление указанное в счете или в кассе. По всей видимости, в моем релизе КА 2.4.7.141 – этот функционал не доработан.
Можно вести учет внеоборотных активов в разрезе направлений деятельности.
Для этого необходимо установить флаг «Учет внеоборотных активов». Если в системе присутствуют направления деятельности с такими флагами, в документах принятия к учету внеоборотных средств, а также у самих внеоборотных активов появиться дополнительный реквизит «Направление деятельности»:
Настройки распределения доходов и расходов по направлениям деятельности
Как было указано выше, существует две настройки распределения.
Способы распределения доходов и расходов по направлениям деятельности
Настройка позволяет указать правило распределения. Доступно одно из следующих значений:
- Пропорционально выручке,
- Пропорционально себестоимости,
- Пропорционально валовой прибыли,
- Пропорционально указанным коэффициентам
А также перечислить направления, которые будут участвовать в распределении.
Для последнего варианта можно указать коэффициенты распределения по указанным направлениям деятельности:
Данная настройка используется в основном в статьях доходов и расходов, для указания варианта распределения на финансовый результат. Эти варианты распределения можно позже скорректировать непосредственно в регламентном документе «Распределение доходов и расходов».
Следует иметь в виду, распределение всегда выполняется в рамках определенной организации, а не про всему предприятию в целом.
Также способ распределения с правилом «Пропорционально указанным коэффициентам», можно указать в настройке распределения продаж для отнесения дохода от продаж и себестоимости не на одно, а на разные направления.
Настройки распределения продаж по направлениям деятельности
Настройка позволяет указать параметры по которым будут распределены продажи. Распределяться будут только те документы, в которых не указано явно направление деятельности (в УТ 11.4 будут распределяться все продажи). Если параметр отсутствует, считается, что настройка подходит для всех возможных значений. Приоритет параметров возрастает сверху – вниз. То-есть настройка, в которой указан только клиент, будет в приоритете перед настройками, в которых указаны только значения организации, склада или подразделения.
В настройке можно указать конкретное направление деятельности на которое необходимо выполнять распределение или описанный выше способ распределения (доступны только способы с правилом «Пропорционально указанным коэффициентам»):
Важно понимать следующее. Настройки распределения продаж по НД влияют на формирование только одного регистра «Финансовые результаты». Соответственно эти распределения доступны только в отчете «Финансовые результаты». Для всех остальных разделов учета (управленческий баланс, регистр бухгалтерии) эти настройки не учитываются.
Изначально данный механизм был создан для конфигурации УТ 11. Есть сведения, что его дальнейшая поддержка не планируется. Подробнее смотрите в комментариях к статье.
Анализ данных в разрезе направлений деятельности
Для анализа данных в разрезе направлений деятельности применяются следующие управленческие отчеты:
- Финансовые результаты
- Доходы и расходы
- Управленческий баланс
Все эти отчеты находятся в разделе «Отчеты по финансовому результату».
Отчет «Финансовые результаты»
Это основной отчет для анализа доходов и расходов в разрезе направлений деятельности. Для конфигурации УТ 11.4 он является единственным.
Отчет имеет смысл формировать только после того, как будут сформированы регламентированные документы по закрытию месяца. Так как отчет строится по данным регистра накопления: «Финансовые результаты». Данные в регистре формируются регламентными документами: «Расчет себестоимости товаров» и «Распределение доходов и расходов».
В документе «Расчет себестоимости товаров» (для КА и ЕРП) данные по документам продаж, в которых было явно указано направление деятельности, относятся непосредственно на эти направления. Если направление не было указано в документах продажи, оно определяется согласно настройкам распределения продаж по направлениям деятельности.
В документе «Распределение доходов и расходов» используются способы распределения доходов и расходов по направлениям, которые были указаны для соответствующих статей доходов и расходов.
Есть один нюанс. Сумма НДС по поступившим внеоборотным активам списывается в расходы при принятии актива к учету. Эта сумма никак не распределяется на финансовые результаты.
Отчет «Доходы и расходы»
Отчет строится по данным регистров накопления: «Выручка и себестоимость продаж», «Прочие доходы», «Прочие расходы». Данные в регистрах формируются первичными документами и дополнятся регламентным документом «Расчет себестоимости товаров» (в части себестоимости товаров). То-есть, если сформировать отчет до закрытия месяца, можно увидеть все данные, отнесенные на конкретные направления в первичных документах кроме себестоимости товаров.
Для продаж используются направления деятельности, указанные в документах реализации товаров, услуг или прочих активов (закладка «Дополнительно»). Для прочих доходов и расходов – указанные в документах приобретения услуг и прочих активов или в платежных документах. Соответственно, если в первичных документах не заполнены направления деятельности, в отчете они отображаться не будет.
Есть два варианта формирования отчета: по всему предприятию в целом и по отдельной организации. При использовании варианта «Доходы и расходы предприятия» есть возможность исключить внутрифирменные продажи.
Здесь есть один важный момент. Чтобы какой-либо дополнительный доход или расход был отнесен в отчете «Доходы и расходы» на определенное направление деятельности, это направление должно быть указано в первичных документах. Но в этом случае, этот расход уже нельзя будет распределить по способам распределения для отчета «Финансовые результаты». В финансовых результатах он также будет отнесен целиком на указанное в первичных документах направление.
Как было указано выше, отчет «Доходы и расходы» с группировкой по направлениям деятельности можно получить только в конфигурациях КА 2.4 и ЕРП 2.4.
Отчет «Управленческий баланс»
Управленческий баланс также можно формировать в разрезе направлений деятельности. Как и отчет по доходам и расходам, это имеет смысл делать только в конфигурациях КА 2.4 и ЕРП 2.4.
Управленческий баланс строится по данным регистра накопления «Активы и пассивы». Регистр этот частично заполняется при проведении первичных документов, и до заполняется регламентными документами. Так что, если в первичных документах направление деятельности было указано, оно будет выведено в отчете.
В части доходов и расходов управленческий баланс должен сходиться с отчетом «Финансовые результаты», если исключить внутрифирменные продажи. В балансе совокупный результат (доходы – расходы) от продаж между собственными организациями равен нулю.
Управленческий баланс, это единственный отчет, в котором можно увидеть вместе распределенные по направлениям деятельности товарные запасы (если товары поступили под определенное направление), расчеты с контрагентами, денежные средства и внеоборотные активы.
Есть один нюанс. Если направления деятельности не были указаны в документах продажи товаров явно (продажи были распределены по настройкам распределения), в балансе эти продажи не будут распределены по направлениям деятельности. Регламентный документ «Расчет себестоимости товаров» корректирующих проводок по регистру «Активы и пассивы» не выполняет.
Другие отчеты
Для конфигураций КА 2.4 и ЕРП 2.4 существует еще ряд отчетов, в которых можно увидеть активы, распределенные по направлениям деятельности. Они не настолько удобны для анализа, как три отчета указанные выше, но информацию из них получить можно:
- Себестоимость товаров организаций – можно выполнять отбор или группировку отчета по направлениям деятельности (только для тех товаров, которые поступили на склад под назначения в которых указаны направления деятельности).
- Ведомости по расчетам с поставщиками и покупателями – можно выполнять отбор или группировку отчета по направлениям деятельности указанным в ключах аналитики учета по партнерам.
- Ведомость по денежным средствам - можно выполнять отбор или группировку отчета по направлениям деятельности указанным для касс или расчетных счетов.
- Ведомость по ОС и НМА – можно выполнить отбор или группировку по необходимому направлению деятельности указанному для ОС или НМА.
На этом все, спасибо за внимание!
Если у кого-то появились идеи, какие еще темы по работе с конфигурациями семейства ЕРП было бы интересно рассмотреть, пишите в комментариях.
Другие мои статьи по теме «Механизмы учета в типовых конфигурациях УТ 11, КА 2, ЕРП 2»
-
Расчеты с поставщиками и покупателями
-
Сложные схемы поступления ТМЦ
-
Партионный учет товаров в конфигурациях УТ, КА, ЕРП
-
Интеркампани, новая методика учета
-
Учет товаров по сериям
-
Контроль отрицательных остатков