Дело было во времена, когда семерка активно шагала по просторам нашей Родины. Шагать-то она шагала, да только больше по ямам да бурьянам. А как по-другому? Одни не умели в ней работать, другие не знали, как внедрять. Вот и учились друг на дружке. Они учились ставить нам задачи, мы понимать их и особенности бизнеса. Это было время "прожженных" бухгалтеров с советским опытом и время специалистов, которые только только начали изучать проектные технологии.
Вот и в этой компании со 100% государственной долей сложилась похожая ситуация. Они не знали, что нам пожелать, мы не знали, как внедрять. Главное было желание, т.к. новые законы вступали в силу и сильно отдавались в печёнках рядовых бухгалтеров, а уж их стоны доходили до ушей начальников и проект получал зелёный свет.
Это было прекрасное время. Мы сидели на работе по 12-15 часов. В дни начисления зарплаты мы с бухгалтерами уходили с работы в 5 утра, чтобы в 9 утра продолжить. Программный код писался с огромной скоростью. Иногда он даже работал. Ни о каких ТЗ речи даже не было. Зачем? Вот проблема, вот компьютер, вот программист - сиди решай. Не понимаешь сути, спроси. И всё рядом, в одном кабинете.
Сейчас это называется умным словом Agile-технология или технология экстремального программирования. Тогда никто таких названий даже не слышал. Программист был там, где и должен, рядом с бухгалтером. Если у него получалось, он получал заботу, ласку, чай и домашнюю выпечку. Если нет, то... Ну в общем у него был стимул работать.
Система внедрялась тяжело, массив данных был очень большой. Количество сотрудников около 2-х тысяч, у каждого зарплата состоит из нескольких десятков копеечных видов начислений получаемых им из трех источников: бюджет, омс, платные услуги. Само собой, все алгоритмы расчётов каждого вида начислений держатся в головах бухгалтеров. А системе подавай чёткие формулы. Чтобы начислить зарплату одному человеку, надо было нажать на десяток разных кнопочек, вот и приходилось упрощать интерфейс, десять нажатий сводить к одному, пересчитывать, пересчитывать и пересчитывать зарплату.
Все были на нервах, но в известный день у кассы собиралась толпа сотрудников и, не дай бог, если платежные ведомости не были готовы к этому дню. Тут же заводилось уголовное дело. Вот и сидели ночами, чтобы успеть. Молодые девчонки выматывались полностью. По тихоньку, полегоньку система стала работать. Можно было передохнуть. Тут-то всё напряжение за всё время начала работ накатывало на всех и.. приводило к тому, что бухгалтера уходили в декрет отдохнуть. К концу проекта, в отделах уходило в декрет до 2/3 первоначального состава.
Сперва я этому очень удивлялся. Затем, когда данная ситуация повторялась на других проектах, я стал к этому относится спокойно. Принял за факт, что в экстремальных ситуациях девушки совершают геройские поступки, а затем им нужен отдых. Вот и уходят в декрет. Позднее я обнаружил данный феномен в 2008-2009 годах, когда в компаниях стали сокращать сотрудников. Бегство в декрет было как защита от проблем на работе.
Теперь, данный фактор, в обязательном порядке учитываю при составлении плана проекта. В основном моя задача сводится к тому, чтобы успеть сделать проект с теми сотрудниками, на стороне заказчика, с кем стартовал проект. А затем можно и отдохнуть.