ТЗ, за которое НЕ стыдно. Простые шаги к понятному техзаданию

19.05.25

Программная инженерия - Работа с требованиями

В данной статье делюсь своим опытом создания качественного технического задания (ТЗ) для разработчиков 1С. Расскажу, как создать такой документ, который будет понятен и удобен в работе каждому техническому специалисту.

Скачать файл

ВНИМАНИЕ: Файлы из Базы знаний - это исходный код разработки. Это примеры решения задач, шаблоны, заготовки, "строительные материалы" для учетной системы. Файлы ориентированы на специалистов 1С, которые могут разобраться в коде и оптимизировать программу для запуска в базе данных. Гарантии работоспособности нет. Возврата нет. Технической поддержки нет.

Наименование Бесплатно
Шаблон. Техническое задание на доработку
.docx 15,14Kb
23
23 Скачать бесплатно

  Меня зовут Татьяна, ресурсный менеджер компании Programming Store.

В мои прямые обязанности входит грамотное распределение ресурсов компании, а именно разработчиков 1С и аналитиков 1С в зависимости от их компетенций. В данной статье делюсь своим опытом создания качественного технического задания (ТЗ) для разработчиков 1С.  

Содержание:

1. Как родилась идея идеального ТЗ.

2. Структура ТЗ.

3. Резюме.

 

Как родилась идея идеального ТЗ

Свой первый трудовой опыт я получила в структурном подразделении Администрации Ижевска. Скажу вам честно: работа в бюджетной сфере накладывает определенный отпечаток на человека в целом и на его образ мыслей и поведение в частности. Ты становишься менее гибким, привыкаешь жить в рамках и не даешь себе свободу мыслей. Каждый твой день четко регламентирован, отступать влево, вправо нельзя.

В IT сферу я пришла в 2018 году. Моя одногруппница пригласила меня в фирму-франчайзи 1С. После собеседования мне предложили позицию руководителя отдела сопровождения. Подстроиться под ритм «айтишки» было непросто. Но меня захватила динамика: скорость принятия решений была максимальной. Каждый день я замечала, как рушатся рамки в моей голове, которые были сформированы за годы работы в бюджете.  Параллельно руководству отделом я развивалась как аналитик 1С:ЗУП. Получила свой первый ПРОФ, затем специалиста-консультанта. И понеслось… Проекты, клиенты, дедлайны. Меня часто привлекали к участию на проектах внедрения, иногда приходилось подхватывать руководство проектом на разных этапах и очень часто писать технические задания (ТЗ) на доработку 1С:ЗУП.

Сейчас я принимаю участие в финальных интервью с разработчиками 1С. Всё чаще в последнее время я слышу от них фразу: «Я никогда не видел качественное ТЗ».  В моей голове зрел вопрос: «Как так? Не видели? Давайте я вам покажу! Я пишу ТЗ, за которые не стыдно». В своей статье я опишу структуру технического задания, которое может взять любой человек и понять «что?», «для чего?» и «как?» было доработано. Ну что ж, давайте начнем.

 

Структура ТЗ

Важно помнить, что ТЗ — это в первую очередь документ. Любой документ должен иметь определенную структуру. Давайте разберем, из каких составных частей может состоять ТЗ, чтобы стать понятным и простым документом.

Название

Все мы знаем фразу: «Голова — всему начало».  Название ТЗ — это его «голова», без него будет непонятно, о чем этот документ. Название должно содержать информацию о том, какой объект будет дорабатываться. Приведем примеры названий:

  • Техническое задание на доработку отчета.
  • Техническое задание по запросу (№ запроса из учетной системы и его краткая суть).
  • Техническое задание на разработку инструмента для загрузки Табеля.

и т.д.

  1. Раздел «Общие сведения».

Это первый раздел «Технического задания», который содержит в себе несколько подразделов: используемые термины и сокращения, цели изменений системы, область применения, описание бизнес-процессов. Разберем, что включает каждый из них.

1.1 Используемые термины и сокращения.

Этот подраздел обычно содержит:

- определения ключевых терминов: пояснения специфических слов или фраз, используемых в документе, для единообразного понимания;

- список сокращений: перечень аббревиатур с расшифровкой (например, БД — база данных, РН- регистр накопления и т.д.).

Если расшифровать термины и сокращения, это поможет избежать путаницы и обеспечивает ясность для читателя.

    1. Цели изменений системы.

Этот подраздел обычно содержит:

- описание задач: конкретные цели, которые должны быть достигнуты в результате изменений (например, повышение производительности, оптимизация работы специалистов отдела);

- ожидаемые результаты: количественные или качественные показатели успеха (например, сокращение времени обработки данных на 20%).

Этот подраздел даёт чёткое понимание, зачем нужны изменения и какой эффект они принесут.

    1. Область применения.

Здесь необходимо перечислить, в каких информационных системах будет использоваться функционал. Например: 1С:ЗУП или 1C:ERP  и т.д.

  1. Раздел «Описание бизнес-процесса».

В данном разделе необходимо структурированно описать текущий бизнес-процесс и логику работы инструмента на данном этапе. Необходимо, чтобы зафиксированная информация отвечала на вопросы: «кто?», как?», «когда?», «в какой последовательности?». Важно отразить текущую логику работы инструмента и что в ней не устраивает, чтобы понять смысл и назначение доработки, которая будет реализована по нашему ТЗ. Также в данном разделе можно зафиксировать проблемы, решаемые изменениями: указать текущие недостатки или ограничения системы, которые устраняются.

  1. Раздел «Требование к функционалу. Описание способа реализации».

Этот раздел по праву занимает свое центральное место в ТЗ, потому что в нем будет содержаться максимальное количество важной и полезной информации для разработчика. Здесь необходимо структурировано описать изменяемый функционал системы как на уровне бизнес-логики, так и на уровне объектов метаданных. Если аналитик детально изучит бизнес требования и сможет дать разработчику грамотную информацию о том, из какого регистра необходимо взять данные для отражения в конкретной ячейке отчета. Это будет являться залогом грамотной оценки трудозатрат и упростит разработку.

Если в документ необходимо добавить новый реквизит, то для грамотных аналитиков не составит труда описать подробно, какого типа он должен быть и для чего он создается.

Приведу пример, как можно зафиксировать это в ТЗ:

«В документ «Прием на работу» необходимо добавить признак «Реферальная программа», тип «булево». Данный признак устанавливается, если сотрудник приглашен к трудоустройству в рамках реферальной программы. Также необходимо добавить реквизит «Реферер», с возможностью выбора значения реквизита из справочника «Сотрудники». Данный реквизит должен быть доступен к заполнению только если заполнен реквизит «Реферальная программа», выбирается сотрудник, который пригласил к трудоустройству своего знакомого.

Необходимо разработать Регистр сведений «Реферальная программа» (подробно описываем структуру регистра).

Необходимо разработать отчет «Реферальная программа». Отчет будет состоять из четырех столбцов (подробно описываем, какими значениями заполняется каждый столбец отчета):

  • № п/п,
  • Реферал,
  • Реферер,
  • Дата трудоустройства.
  1. Раздел «Отчетность».

Данный раздел необходимо заполнить в том случае, если изменяемый функционал виляет на регламентированную или управленческую отчетность. Здесь важно ответить на вопросы: «Что будет меняться в формировании отчетов?» Важно зафиксировать все риски влияния доработки на отчетность, чтобы потом не было для пользователей «неприятных сюрпризов».

  1. Раздел «Требования к ролям».

В данном разделе мы зафиксируем, есть ли потребность в создании новых ролей, а также в какой профиль и группу доступа их необходимо добавить. Грамотный аналитик может зафиксировать четкое наименование роли с префиксом, который будет идентифицировать его причастность к тому или иному проекту/доработке. Если же создание новых ролей не требуется, этот факт тоже можно отметить в данном разделе.

  1. Раздел «Требование к интерфейсу».

 Предлагаю фиксировать здесь подсистему, в которой будет располагаться новый инструмент. Если в рамках ТЗ дорабатывается существующий инструмент, то можно указать, что его оставим в прежней подсистеме, и поставить наименование последней. Если же мы создаем целую подсистему, то зафиксируем в этом разделе, как мы ее назовем и где она будет располагаться.

  1. Раздел «Порядок тестирования».

Если нет отдельного документа, такого, как ПиМИ (приёмы и методики испытаний), то в ТЗ будет очень правильно включить данный раздел. В данном разделе нужно разработать и описать сценарий тестирования:

  • указать путь к базе, на которой необходимо проводить тестирование;
  • указать пользователя с каким профилем/группой доступа, под которым мы будем испытывать нашу доработку;
  • поэтапно описать действия пользователя, которые необходимо выполнить, чтобы проверить новый функционал на работоспособность;
  • описать критерии успешности завершения тестирования (например, сформировался отчет, указать, какие данные он должен содержать).

 

Резюме

Чтобы ТЗ несло реальную ценность, аналитик должен подойти к его подготовке обстоятельно и развернуто заполнить каждый раздел. Если разделы будут заполнены «для галочки» одной-двумя стандартными фразами, практическую пользу оно не принесет.

И да, если написать ТЗ по такому шаблону, оно будет стоить дорого. Нужно понимать, для какого заказчика мы будем писать такой объемный документ, а кому и предлагать его не стоит. Обычно корпоративные заказчики приветствуют подготовку подробной документации. Несмотря на это, с любым клиентом можно и нужно работать в части продажи качественной проектной документации. Важно грамотно аргументировать плюсы написания подробного и четкого технического задания, донести до заказчика, что на некоторых вещах лучше не экономить. Все мы знаем, что «скупой платит дважды, тупой — трижды, дурак платит всегда». Считаю, что адекватный заказчик будет готов выслушать качественные доводы в пользу хорошего ТЗ и примет правильное решение по его подготовке на проекте.

Трудозатраты на написание подобного технического задания будут большими. Конечно же, и уровень аналитика должен быть соответствующий. Но зато это огромный вклад в будущее. Если у кого-то появится желание разобраться, для чего и как сделана та или иная доработка, такая структура и содержание документа дадут ответы на все возникшие вопросы. Этот формат ТЗ однозначно облегчит работу разработчику, потому что детальное, четкое описание текущей ситуации и требований к реализации  являются залогом качественной и быстрой разработки. Также в предлагаемом мной шаблоне есть раздел, помогающий протестировать успешность выполнения доработки. Этот раздел поможет не только пользователям, но и самому разработчику для первичного тестирования нового функционала.

Буду очень рада, если моя статься окажется полезной и шаблон ТЗ кто-то сможет применить на практике. 

 

ТЗ техническое задание аналитика разработчик 1С аналитик 1С структура ТЗ шаблон ТЗ

См. также

Работа с требованиями Анализ бизнес-процессов Работа с заинтересованными сторонами Бесплатно (free)

Грамотный старт проекта с учетом всех вопросов, которые могут возникнуть, определяет и его успешное завершение. Чтобы ИТ-проекты были полезны бизнесу и приносили конкретные результаты, при рассмотрении требований важно развивать мышление через бизнес-цели. Расскажем о «факторах влияния», которые нужно проанализировать для каждого бизнес-требования и о том, как мышление через бизнес-цели помогает удерживать рамки проекта от раздувания требований.

28.04.2025    531    0    chavalah    0    

5

Работа с требованиями Бесплатно (free)

Задача на разработку – точка пересечения мнений заказчика, аналитика, разработчика и владельца продукта. Это практически живой организм, который необходимо вырастить, оформить, обучить и отпустить на волю. Аналитику необходимо взаимодействовать со всеми, кто в этом участвует, договариваться с ними о компромиссах так, чтобы по итогу разочарованных было как можно меньше. Расскажем о том, из чего состоит процесс работы с задачей, кто участвует в работе над ней, как подходить к формулировкам и презентовать доработки заказчику.

21.03.2025    1663    63    Kern3000    1    

5

Работа с требованиями Анализ предметной области Бесплатно (free)

В этой части поделюсь своими наблюдениями и открытиями относительно работы с информацией. С задачи по сбору информации начинается почти каждая активность аналитика, и для её успешного решения может потребоваться целый набор мероприятий.

04.03.2025    660    0    SerjoginaMaria    0    

6

Работа с требованиями Надежность и безопасность Бесплатно (free)

В тринадцатом выпуске третьего сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что из себя представляют требования безопасности и как с ними работать.

24.02.2025    334    0    Radio_Analyst    1    

1

Работа с требованиями Анализ бизнес-процессов Анализ предметной области Бизнес-аналитик Бесплатно (free)

Искусственный интеллект (ИИ) уже достаточно сильно проникает во все области. Не исключена и область работы аналитиков 1С. В этой статье я порассуждала, как ИИ может положительно повлиять на его работу. Но начну я с сентиментального рассказа «Маленький Аналитик 1С и Планеты Софт-Скиллов».

07.02.2025    3320    0    ashtey    7    

18

Работа с требованиями Бесплатно (free)

Роль аналитика в проекте огромна – от полноты сбора требований и корректности постановки задачи зависит судьба будущей разработки. Расскажем о том, как избежать рисков, связанных с недопониманием требований, и выстроить с заказчиком и разработчиками эффективную коммуникацию.

13.01.2025    5225    0    Senator_I    1    

10

Работа с требованиями Работа с заинтересованными сторонами Анализ потребностей и поиск решений Бесплатно (free)

Requirements Modeling Language (RML) - язык, разработанный специально для визуального моделирования требований. При разработке RML существующие модели были модифицированы для упрощения восприятия информации заинтересованными сторонами. В RML используются только простые и интуитивно понятные символы.

12.12.2024    1319    0    SerjoginaMaria    5    

5

Работа с требованиями Бесплатно (free)

Требования – это основа проекта. Если научиться управлять требованиями, можно значительно сократить количество ошибок на последующих этапах. О том, как с помощью управления требованиями снизить риски неполного описания будущей системы и избежать ошибок проектирования, пойдет речь в статье.

29.07.2024    5646    0    user1145928    2    

7
Оставьте свое сообщение