Применение цикла Деминга (PDCA)

27.05.25

Бизнес-процессы - Оптимизация бизнес-процессов

Цикл PDCA или цикл Деминга (см. множество статей по этому поводу), говорит нам, как нужно работать... Ну-ну... Все это теория, а практика-то где? Что делать?

А давайте начнем с начала. Как мы обычно работаем?

А примерно вот так:

 

 

Один работник (Do) и кучу народа, которые делают вид, что работают (контролируют - Check). А почему?

Потому что работать (контролировать) удобно. И не страшно. И привычно.

Схематично, эта деятельность (Do-Check) будет выглядеть как, вот такая симпатичная коляска с карапузом:

 

 

 

Иногда, появляется к-то умный, и решает, хорошо бы ввести к-нить KPI, или сразу OKR. И наш процесс получает вот такой вид - (Do-Check-Analysis):

 

 

Правда, как показывает практика, всякие KPI, OKR, не направлены на процесс, а как правило, только на результат. Хотя казалось бы, какая разница?

И мы подходим к тому, что такое PDCA. 

 

 

PDCA - Это алгоритм, который направлен на улучшение.

И тут возникает вопрос, а без этого самого PDCA нельзя улучшать? Да можно конечно. Но запуская процесс управления и\или улучшения, вы рано или поздно, в большинстве случаев придете к PDCA.

Итак, по шагам:

1. P - Планируем

2. D - Выполняем план

3. С - Проверяем реализацию

4. Аct (не Analysis) - Воздействуй, внедряй, Действуй

Все просто? Уверены? Вопрос: А где будет наш землекоп в таком цикле? А где будут окружающие его рабочие? А их руководитель? 

 

Землекоп выполняет план. Так? Значит он в секторе Do.

А руководитель? Он же должен проверить его работу? Значит Check? А вот и нет. Ловушка тут простая. копать яму и смотреть как ее копают - легко, просто и понятно. Именно поэтому, большая часть руководителей этим и занимаются.

Вот так:

 

 

 

Тут сплошные плюсы. Во первых, виден результат. Яма. Во вторых, понятный процесс. В третьих, очень просто руководить "на месте".

Ну или так:

 

 

Правда Analysis (не Act) обычно сводится к тому, что измеряется глубина ямы, скорость выкапывания и прочие KPI.

А если задать простой вопрос: Способен ли рабочий сам измерить глубину ямы и скорость выемки грунта? Скорее всего да. Правда он может хитрить. Значит нужно...

Вот так начинается работа руководителя в цикле PDCA. Нам нужен план (P), который включает:

  • Цели (цифры);
  • Технология (процессы);
  • Ресурсы (Ответственные, Бюджеты, и т.д.);
  • Сроки;
  • Риски;
  • План (мероприятий, по качеству и т.д.);
  • Показатели по процессу;
  • Показатели по результату;

Т.е. нам нужно не только дать задание на выемку грунта, но и придумать, как будет контролироваться результат. Забегая вперед, нужно так же придумать, как нам контролировать процесс, что бы понимать, где нас могут обмануть.

Вроде все просто? Обычно мы всегда же так делаем? А нет. Мы, за редким исключением планируем работу находясь в Do. Ровно потому, что нам там удобнее быть.

 

Далее, мы подготовили и задание, и то, как проверить и результат и процесс. Переходим на следующий этап Do.

Это самый неинтересный этап. Но и тут есть подводные камни. Допустим мы роем яму, и все?

Ну не совсем. Мы:

  • Следуем плану;
  • Документируем проблемы;
  • Отслеживаем точки контроля;
  • Собираем данные для статистики;

Мы же не просто поручили вырыть яму, но и проверить и результат и процесс. Допустим в процессе  наткнулись на трубу, кабель, артефакт 10 века... Что будет делать наш рабочий, если не дать ему четкие инструкции? Начиная от того, что перерубит кабель, заканчивая, тем, что прекратит работу и доложит о кабеле только в конце смены. Палитра решений конкретного рабочего обширна. И как же не присутствовать на мероприятии то? Но берем себя в руки и остаемся в кабинете. Думать.

Следующий этап - Check. Тут нам, как руководителю, делать нечего. Если очень хочется, то нужно себя заставить отпустить эту тему. С контролем параметров выемки земли справится и сам рабочий, в крайнем случае, сотрудник ОТК, например.

Задачи этого этапа:

  • Рассчитываем метрики
  • Рассчитываем Факт/План
  • Проводим контрольные мероприятия
  • Собираем аналитику по ошибкам и проблемам
  • Формируем статистику

Да, все это способен сделать рабочий. Наша цель, еще на этапе Plan продумать как он это будет делать.

Ну и самый интересный этап - Act.

Этап отвечает за анализ и внедрение в постоянную практику того, что эффективно (или нам понравилось). Но поступить мы можем следующим образом:

  • Отбросить то, что не нужно
  • Повторить то, что требует еще данных для анализа
  • Взять в практику то, что мы посчитали эффективным. 

Задачи этапа:

  • Работа над ошибками;
  • План улучшений;
  • Ответ на вопрос - Почему так?
  • Усвой, отбрось, повтори;
  • Знания = Теория(Данные);
  • Анализ опыта;

 

Итак:

1. Plan - это наша "Карта"

2. Do - это "Продукт"

3. Check - это "Данные" (или информация о продукте)

4. Act - это "Теория"  

 

Обратите внимание, что "Карта" каждый раз строится на основании "Знаний". Знания же получаются путем применения "Теории" к "Данным".  

Как видно из этой цепочки, "Продукт" для руководителя, не очень то и интересен. И действительно, руководителю гораздо более интересны "Данные" о продукте. Причем не просто данные, а в привязке к "Теории". 

К зоне интересов (ответственности) руководителя относятся сектора P и A. Оценка времени, которую руководитель тратит на эти сектора - не менее 80%. Сектора D и С - менее 20% (Очень сложно руководителя отвадить от микроменеджмента). 

К зоне интересов (ответственности) исполнителя относятся сектора D и С. Заставить (мотивировать) исполнителя зайти в сектора P и A не реально. Именно поэтому, проваливаются все благие идеи относительно "а давайте спросим что они хотят изменить или улучшить в процессе".

  

 

Простой практический пример

 

Проведение ежедневных Дейликов, сталкивается с проблемой "оглашения" планов. Причем планы ведутся в системе. Но они не всегда соответствуют действительности.

Т.е. проблемы 2. Первая, зачем зачитывать перед командой то, что и так все могут прочитать. И вторая, неактуальность планов в системе.

 

Итерация 1:

1. Plan.

Цель - сократить время на зачитывание планов.

Показатель - планы соответствуют текущей ситуации и не вызывают вопросов на дейликах.

Ответственный - аналитик; 

План мероприятий - Памятка на 5 пунктов, что необходимо сделать аналитику до дейлика;

2. Do

Что то там происходит

3. Check

Показатель <> 0. Вопросы были.

4. Act

Почему так? Аналитик сильно загружен, и относит вопрос регистрации изменений в задачах на "потом".

Теория - Аналитик обладает необходимыми знаниями. Затраты времени на обсуждение планов = кол-во в команде * 5 минут. 

План улучшений:

1. Подключить администратора, что бы перед дейликом, он и аналитик синхронизировали планы в системе. Затраты времени 2*5 минут.

2. Поручить администратору распечатать экземпляры планов для команды перед дейликом. Бесценно =)

3. Обновить памятку и выдать ее администратору

 

Итерация 2:

1. Plan.

Цель - сократить время на зачитывание планов.

Показатель - планы соответствуют текущей ситуации и не вызывают вопросов на дейликах.

Ответственный - администратор; 

План мероприятий - Памятка на 7 пунктов, что необходимо сделать администратору до дейлика;

2. Do

Что то там происходит

3. Check

Показатель <> 0. Вопросы были.

4. Act

Почему так? Администратор не разобрался в вопросе и напутал с планами и материалами.

Теория - Аналитик обладает необходимыми знаниями. Аналитик передал информацию Администратору вовремя. Администратор, не обладая опытом таких мероприятий, напутал с материалами.

План улучшений:

1. Дополнить памятку администратора на основании знаний.

 

Итерация 3:

...

 

Кажется все просто? Да, так и есть.  

PDCA Деминг

См. также

Анализ бизнес-процессов Оптимизация бизнес-процессов Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Автоматизация бизнес-процессов больше не является просто трендом — теперь это обязательное условие для компаний, желающих сохранить конкурентоспособность. Этот процесс помогает оптимизировать рутинные задачи, повысить точность информации, уменьшить затраты и улучшить управляемость бизнеса. Однако многие предприятия сталкиваются с проблемой выбора подходящего программного обеспечения (ПО). В этой статье мы разберём ключевые шаги для успешной автоматизации и расскажем, как программный продукт «Бюджетир» может стать решением для организаций в области автоматизации бюджетного и производственного планирования.

20.03.2025    515    0    user2092247    1    

0

Оптимизация бизнес-процессов Внедрение изменений Бесплатно (free)

В ИТ-проектах все чаще звучат требования, связанные с совершенствованием бизнес-процессов. И не всегда автоматизация «ручного труда» или применение типовых алгоритмов и подсистем решают эти вопросы. Расскажем о технологии и инструментах, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы, находить узкие места и качественно их устранять.

02.12.2024    1267    0    e_ivanova    0    

1

Оптимизация бизнес-процессов Взгляд со стороны Заказчика Внедрение изменений Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Проекты перехода с SAP на 1С неизбежно связаны с различиями в терминологии, изменением привычных подходов, перестройке и унификации бизнес-процессов. О том, как найти ключи к успеху реализации такого проекта на реальном примере перехода с SAP на 1С, пойдет речь в статье.

13.08.2024    1656    0    avermakov1986    5    

6

Оптимизация бизнес-процессов Бесплатно (free)

Порассуждаем о связи организационной структуры и ИТ-архитектуры, разберемся, в чем ценность роли технического директора, и почему ИТ-департаменту не стоит навязывать свои решения пользователям.

14.03.2024    1191    0    Andrey_Putin    8    

6
Оставьте свое сообщение