От разработчика-мидла к сеньору-архитектору: путевые заметки для идущих вверх

07.07.25

Саморазвитие - Личная эффективность

Мидлы часто сталкиваются с «невидимым потолком»: задачи решаются, а до сеньора не вырасти. Секрет часто не в знаниях, а в неготовности брать ответственность за проект и команду, неумении декомпозировать проблемы и страхе выйти из зоны комфорта. Автор статьи, который прошел этот непростой, но увлекательный этап профессионального роста, делится своими «путевыми заметками». Разбираемся, как страх вопросов ведет к «качелям вместо качели», зачем браться за «неблагодарные» задачи и почему отдых – инвестиция в продуктивность.

Бесплатные

ВНИМАНИЕ: Файлы из Базы знаний - это исходный код разработки. Это примеры решения задач, шаблоны, заготовки, "строительные материалы" для учетной системы. Файлы ориентированы на специалистов 1С, которые могут разобраться в коде и оптимизировать программу для запуска в базе данных. Гарантии работоспособности нет. Возврата нет. Технической поддержки нет.

Наименование Скачано Бесплатно
Карта компетенции
.xlsx 12,70Kb
17 Скачать бесплатно

 

Меня зовут Малыгин Павел, я работаю разработчиком более 5 лет. Прошел путь от стажера до опытного бойца.

Моя статья направлена на тех, кто планирует стать сеньором. Надеюсь, что она поможет вам избежать некоторых граблей и достичь своей цели намного быстрее.

 

Кто такие джун, мидл и сеньор

 

Для начала определимся с терминами, потому что у всех могут быть разные трактовки.

Джун — разработчик, изучивший основы программирования и имеющий несколько месяцев практики. Он только учится решать задачи, которые другие делают «на раз-два», и часто нуждается в правках кода.

Мидл — специалист, способный самостоятельно решить почти любую задачу, составить простое ТЗ. Мидл начинает искать решение с мыслью: «Как сделать так, чтобы не пришлось переделывать?». Ищет точки вариации, задает вопросы сеньорам и архитекторам, анализирует их логику.

Сеньор — специалист, который:

  • Помимо разработки может выступать в роли архитектора на проекте;

  • Знает большинство ответов на технические вопросы за счет полученного ранее опыта;

  • Видит проблему целиком и может предложить варианты ее решения.

Специалист становится сеньором тогда, когда это признают другие сеньоры.

Если кратко, то:

  • Джун учится решать задачи;

  • Мидл умеет самостоятельно решать задачи и берет ответственность за их решение;

  • Сеньор делит проблему на задачи и отдает их на разработку мидлам и джунам;

  • От джуна и мидла ждут решения задач;

  • От сеньора ждут готовый продукт.

Мидл решает задачи, сеньор решает системные проблемы. Главная причина, по которой мидл-разработчики перестают расти — неготовность брать ответственность за проект, команду. Быть мидлом — не плохо. Плохо, когда вы хотите расти, но не знаете как.

 

Путевые заметки

 

1. Не бойтесь задавать вопросы

 

 

Мы часто стесняемся переспросить, так как боимся показаться некомпетентными. В результате ничего хорошего из этого не получается. Как на этой картинке про «качели вместо качели»: заказчик хотел одно, исполнитель додумал детали сам — получилось нерабочее решение.

Специфика нашей профессии заключается в том, что мы должны задавать много вопросов. Вопросы помогают нам понять, что мы хотим сделать и какую проблему надо решить в итоге.

Если вы чувствуете, что вам не хватает информации, лучше переспросить. Не нужно стесняться задавать вопросы типа: «Какую проблему мы решаем?». У каждой задачи есть множество вариантов решения. При этом выбор варианта зависит не только от того, какую задачу, но и от того, какую проблему мы решаем.

Например, есть две базы, в каждой из них есть справочник «Товары», нужно сделать обмен. Раньше я бы предложил провести конвертацию, написать правила. Но ведь непонятно, какую проблему мы решаем. Если проблема в переносе остатков, то зачем разворачивать конвертацию? Можно, например, напрямую подключиться к COM, если небольшой объект, или написать выгрузку через табличный документ.

Перед тем, как решать задачу, задумайтесь, какую проблему вы решаете и какой подход необходимо применить. При этом вам никто не запрещает обсудить этот подход с коллегами. Ведь именно при общении с более опытными специалистами нам передаются знания. В дальнейшем свой опыт мы будем передавать неопытным коллегам. Делиться знаниями — это круто и полезно. Не только для себя, но и для развития сообщества.

 

2. Учитесь оценивать задачи

 

Почему это важно:

  • Вы поймете, когда необходимо декомпозировать задачу (поделить на мелкие задачи);

  • Вы начнете видеть, какой информации вам не хватает для лучшего решения проблемы;

  • Вы сможете заранее обосновать сроки разработки: «Тут много неопределенностей, необходимо заложить больше времени».

 

3. Беритесь за «неудобные» задачи

 

Никто не любит разбираться в чужих ошибках, рефакторить чужой код, искать причины тормозов на проде, решать сложные и непонятные задачи. Но именно такие задачи прокачивают ваши навыки, учат задавать вопросы и показывают точки роста.

Беритесь за сложные задачи. Может быть, не получится их решить, но вы значительно прокачаете свои навыки.

 

4. Отдыхайте

Если утром вы выпили кофе, но все равно чувствуете, что устали и не хотите на работу — это сигнал, что вы вымотались и вам нужно время на отдых. Многие им пренебрегают, и зря. Наш мозг — главный рабочий инструмент. Выгорание снижает продуктивность в разы.

Если вы устали, то ваша работоспособность падает и вы начинаете делать задачи в разы медленнее. Когда к вам приходит осознание, что на печатную форму, на которую раньше уходило 4 часа, теперь уходит 6 часов, то ваша продуктивность начинает падать еще сильнее . Получается порочный круг, из-за которого специалисты приходят к выгоранию.

Бывают ситуации, когда приходится перерабатывать, но это не должно входить в привычку. Могут быть краткосрочные периоды, когда, например, происходит закрытие месяца, и никто, кроме вас, не сможет решить эту задачу.

Как говорят сисадмины: «Семь бед — один reset». Перезапустите себя и отдохните. Восстановиться можно с помощью любой физической активности или общения.

 

5. Волшебный пендель

 

Попросите помощи у комьюнити, коллег, наставника. Никто не запрещает вам подойти и попросить помочь. Помните — нет нерешаемых проблем. Главное — верить в себя и не бояться просить о помощи.

Если подводить итог, то:

  1. Будьте дотошными;

  2. Обдумывайте решения;

  3. Учитесь оценивать задачи;

  4. Решайте задачи, за которые никто не хочет браться;

  5. Отдыхайте.

Зачем нужен наставник. Наставник обладает опытом. Он уже знает про большинство граблей, благодаря чему поможет быстрее дойти до цели.

О карте компетенций. Если вы решили развиваться, то, по моему мнению, вам не нужен индивидуальный план развития. Достаточно карты компетенций. Как правило, индивидуальный план строится на основе потребностей компании, а карта компетенций помогает определить точки роста. По ней вы поймете — где вы находитесь и куда вам двигаться дальше.

Где брать задачи для прокачки?

  1. В текущей работе: возьмите задачу соседней команды.

  2. Pet-проект: например, «Личный бюджет» на 1С. В нем необходимо посчитать свой бюджет, использовав справочники, регистры, отчеты.

  3. Общение с коллегами. Опыт передается через истории из практики и обсуждений задач.

  4. Курсы, видео и статьи в открытом доступе.

Став мидлом, я долгое время не понимал, куда мне идти дальше, и осознал, что хочу быть архитектором, когда начал изучать различные ресурсы (книги, телеграм-каналы). Самое главное — пробовать новые знания на практике. Без этого они не закрепятся в вашей голове. Я рекомендую прочитать:

  • «Чистый код» и «Чистая архитектура» Р. Мартина. «Чистый код» поможет разработчикам лучше понять, как строить структуру кода. Долгое время я думал, что не знаю, как пользоваться паттернами. Благодаря этой книге я стал писать как по паттернам.

  • «Профессиональная разработка в системе «С:Предприятие 8. Издание 2». Я ее читал, когда был джуном и готовился к тестированию 1С:Специалист. Это лучшая книга, которая расскажет о том, как работает платформа.

 

Каждый шаг вперед — это маленький подвиг

 

Каждая ваша строчка кода — маленький шедевр. Каждый проект — победа. Каждый вопрос, который вы задали, — шаг вперед. Ваши амбиции приведут вас туда, куда вы хотите.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART TECH EVENT.

См. также

Личная эффективность Бесплатно (free)

Синдром самозванца — частый, но малообсуждаемый спутник 1С-специалистов. Он подтачивает уверенность, мешает делиться опытом, заставляет обесценивать собственные знания и достижения. Почему именно в мире 1С он проявляется особенно остро? Как отличить здоровую самокритику от внутреннего самобичевания? И что делать, чтобы не жить с ощущением, что «просто повезло»? В этой статье — типичные симптомы и практичные способы, как вернуть себе ощущение профессиональной ценности. Подходит для тех, кто работает в одиночку, чувствует, что «все вокруг умнее», или просто устал чувствовать себя «не тем самым специалистом».

25.06.2025    8080    0    Sherbakov_Alexandr    38    

31

Коммуникации Личная эффективность Бесплатно (free)

Работа 1С-специалиста часто ассоциируется с конкретными техническими заданиями, строгими регламентами и минимальной необходимостью в общении. Но в современном IT-мире одних технических навыков становится недостаточно – всё большее значение приобретают soft skills, или «мягкие навыки»: коммуникация, критическое мышление, гибкость, умение работать с людьми. В этой статье рассказывается, как прокачивать «мягкие навыки» прямо в рамках типовой 1С-рутины, на обычных задачах и в общении с заказчиком.

23.06.2025    565    0    user2151211    1    

3

Личная эффективность Бесплатно (free)

Ограниченный набор решаемых задач и консерватизм мышления часто мешают 1С-программистам выйти за рамки базового функционала и расти как техническим специалистам. Одним из ключевых решений этой проблемы может стать целенаправленное развитие фундаментальных IT-знаний: алгоритмов, паттернов проектирования, смежных технологий и практик. На реальных кейсах рассмотрим, как это расширяет возможности и повышает эффективность, а также определим, для кого такой путь развития критически важен, а кому достаточно стандартных навыков поддержки типовых конфигураций.

18.06.2025    3550    0    AntonChausov    65    

18

Личная эффективность Бесплатно (free)

Один из ведущих мировых специалистов по Канбан в IT-индустрии, Доминика Деграндис, считает, что продуктивность работы можно увеличить с помощью техник визуализации. Автор решил разобраться, применимы ли советы из ее книги «Визуализируйте работу. Как выявить расхитителей времени и оптимизировать процессы» к нашей IT-рутине.

05.06.2025    655    0    BiboMiho    1    

3

Мотивация Личная эффективность Бесплатно (free)

Разрабатывая открытые решения, мы внимательнее относимся к коду, интерфейсу, документации и оформлению. А изучение чужого кода вдохновляет и открывает новые подходы. Расскажем об опыте создания открытых решений для 1С, ценности open-source и роли сообщества.

05.06.2025    2461    0    vandalsvq    18    

44

Личная эффективность Обучение и наставничество 1С v8.3 ИТ-компания Россия Бесплатно (free)

Здесь я рассказал, как я со временем сформировал свой взгляд, кем хочу стать и как вижу себя в будущем.

02.06.2025    684    0    user2148151    4    

2

Личная эффективность Компетенции и навыки РП Бесплатно (free)

Харизма помогает руководителю вдохновлять команду, влиять без давления и выстраивать доверие. Это не врожденное качество, а ресурс, который нужно подпитывать и развивать. Те, кто сможет развить в себе харизму, станут не только уверенными руководителями, но и свободными, по-настоящему счастливыми личностями. Расскажем о том, как харизма руководителя влияет на успешность проекта.

28.05.2025    606    0    user596192_shiiisha    0    

0

Личная эффективность Россия Бесплатно (free)

Изучая различные инструменты, методики и техники коммуникации, погружаясь с головой в дебри профайлинга и тестируя анализаторы голоса на созвонах, внезапно бросил всё и понял, что главное оружие в руках коммуникатора вовсе у него не в руках. А во рту. И это улыбка. В итоге переписал очередную серьезную статью с улыбкой на лице и в тексте, и, знаете, так гораздо лучше.

20.05.2025    440    0    FrolovAN    0    

3
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. DmitryKSL 175 07.07.25 13:08 Сейчас в теме
становится сеньором тогда, когда это признают другие сеньоры

Коронуют?
DanilaGorilla; +1 Ответить
2. coollerinc 198 07.07.25 14:25 Сейчас в теме
Мне кажется тут вы путаете значение Сеньор и Тимлид(ответственность за команду), менеджер/владелец продукта(выдать готовый продукт) .

Сеньор это как раз уровень знаний/опыта в рамках одного человека. Четких регламентированных требований к Джуну, Мидлу, Сеньору нет. Для меня лично сеньор это просто более опытный разраб, чем в среднем по больнице/компании/команде/моим представлениям.

1с предлагает свою градацию: Профессионал, Специалист и Эксперт. Но эти сертификаты, подтверждают только наличие знаний. И часто встречается ситуация, человек с новыми знаниями, но без нужного опыта, применяет их там, где это не нужно.
Оставьте свое сообщение