Шерлок Холмс и Доктор Ватсон: идеальное взаимодействие разработчика и аналитика

15.07.25

Команда - Коммуникации

Взаимодействие аналитика и разработчика напоминает знаменитый дуэт Шерлока Холмса и доктора Ватсона: один видит детали, другой ищет решения. Но без слаженной работы даже гениальные идеи рискуют остаться нереализованными. В статье разберем, почему проблемы в общении аналитиков и разработчиков — две стороны одной медали. Узнаем, какие правила взаимодействия успешно работают в команде автора. А также подумаем, как настроить собственные процессы, чтобы коммуникация была эффективной и комфортной для всех.

Наверное, первый вопрос, который у вас возник: почему именно Шерлок Холмс и доктор Ватсон? Первая причина — их двое, и они работают в тандеме, в идеальном взаимодействии. На протяжении всех книг эти герои дополняли друг друга — точно так же, как аналитик дополняет разработчика. Каждый выполняет свою роль и помогает другому. А вторая причина — это поиск правильных ответов, дедукция. Потому что мы, аналитики и разработчики, тоже занимаемся поиском решений, разбираем ошибки и отвечаем на вопросы пользователей.

 

Взгляд с обеих сторон баррикад

 

Меня зовут Холодова Екатерина, я ведущий системный аналитик 1С. Мой общий стаж в IT — целых 17 лет. 10 лет я работала программистом 1С, а потом резко переквалифицировалась в системные аналитики и уже 7 лет работаю в этой роли.

Я побывала по обе стороны баррикад — и как разработчик, и как аналитик. И именно этот опыт позволяет мне отвечать на вопросы о том, как выстроить правильное взаимодействие между ними.

Моего соавтора зовут Пашкевич Герман, он главный разработчик 1С. Его стаж в IT — больше 12 лет. Получив классическое математическое образование, он на четвертом курсе познакомился с 1С-программированием и с тех пор занимается разработкой на платформе 1С, ни разу не пожалев об этом.

 

Типичные конфликты

 

У каждого из нас бывают моменты, когда любимая работа начинает раздражать, и хочется все бросить. И дело не в сложности задач, не в коде, не в функционале, а во внешних факторах. Представьте ситуацию: вы, разработчик, погружены в важную задачу, и вдруг к вам обращается аналитик с вопросом о какой-то обработке, которую вы писали год назад в другом проекте.

Вы уже и не помните, что это было, а аналитик считает вопрос простым и ждет быстрого ответа. Или другой пример: у аналитика ошибка в проде, SLA всего час, и он начинает бомбардировать разработчика сообщениями, письмами, звонками.

 

Почему так происходит?

 

Для разработчика важно полностью погрузиться в задачу, обдумать решение, а звонки и сообщения сбивают концентрацию. Переключение между задачами требует времени, и чем чаще это происходит, тем больше продуктивности теряется.

Один из американских институтов, изучающих многозадачность, провел исследования и выяснил: частое переключение между задачами отнимает до 40% рабочего времени и увеличивает количество ошибок. Кроме того, попытки делать несколько дел одновременно приводят к снижению мотивации, усталости, прокрастинации и даже выгоранию.

А вот для аналитика многозадачность — это норма. Он постоянно на встречах, общается с заказчиками, переключается между чатами, письмами и вопросами к разработчикам. Еще одна его роль — быть посредником между заказчиком и разработчиком. Он фильтрует запросы, но остаются 5–10% вопросов, которые без разработчика не решить.

Еще аналитики часто знают проект лучше, потому что взаимодействуют с заказчиком напрямую и видят картину целиком. А разработчик может быть подключен точечно и не понимать всех нюансов. Поэтому важно, чтобы аналитик и разработчик общались — иначе могут приниматься неверные архитектурные решения.

Но как же общаться так, чтобы разработчик не начал вас ненавидеть?

Мы хотим поделиться подходом, который помог нам наладить комфортный микроклимат в команде. Но сначала расскажем, что у нас не сработало.

 

Авторитаризм и копирование чужих методов не работают

 

Авторитарные решения. Казалось бы, все просто: руководитель устанавливает правила — например, аналитики пишут разработчику раз в три часа, а он отвечает в определенное время. Но на практике сам руководитель может нарушить эти правила в экстренном случае, и все возвращается на круги своя.

Копирование чужих методик. Мы пытались применять готовые решения, но не учитывали специфику нашей команды. У нас высоконагруженная система обработки документов, к нам в день поступает более 200 000 документов на проверку, и SLA у нас занимает не больше одного часа. А мы пытались перенять опыт у коллег, у которых SLA — более трех дней.

 

Наш подход: анализ проблем и поиск решений

 

В итоге мы не стали копировать чужой опыт, а разработали свой подход. Мы использовали диаграмму Исикавы, также известную как «рыбья кость». Ее суть в том, что в «голове» обозначается основная проблема, а на «ребрах» фиксируются факторы, которые к ней приводят.

 

 

 

Перед началом работы с диаграммой важно четко сформулировать ключевую проблему. В нашем случае такой проблемой стало недопонимание между аналитиками и разработчиками. В идеале проблема должна быть измеримой, но на тот момент у нас не было данных о снижении продуктивности. То есть мы начали решать проблему превентивно, до появления явных негативных последствий.

Далее мы применили классическую схему 6M, которая включает шесть основных факторов возникновения проблемы:

  • Люди — все участники команды, заказчики и сотрудники смежных подразделений.

  • Оборудование — тестовые стенды, доступы, установка новых платформ (например, новой версии EDT) и другие технические аспекты.

  • Измерения — метрики, особенно в тех областях, где их не хватает.

  • Материалы — документация, база знаний.

  • Методы — методологии и бизнес-процессы компании.

  • Окружающая среда — внешние факторы, неформальные процессы или исторические инструменты, которые нигде не задокументированы (например, когда решение зависит от конкретного человека, работавшего с ними в прошлом).

 

 

Это лишь один из вариантов построения диаграммы. Вы можете адаптировать ее под свою команду, выбирая другие факторы. Однако важно помнить: если «ребер» будет больше восьми, работать с диаграммой станет сложно.

После выбора структуры диаграммы нужно перейти к заполнению «косточек» — конкретных причин проблемы (в нашем случае — недопонимания).

Как известно, команды состоят из людей с разными характерами:

  • Молчуны редко высказываются, предпочитают оставаться в тени.

  • Лидеры активно продвигают свои идеи, но не всегда учитывают мнение остальных.

  • Середнячки колеблются между молчунами и лидерами.

Чтобы вовлечь всех, мы дали домашнее задание: подумать над факторами недопонимания. Затем провели совещание с использованием доски Miro, на которой участники анонимно размещали свои идеи на стикерах. Это позволило услышать даже молчунов.

 

 

 

Следующий шаг — группировка стикеров по смыслу. Например, «Мелкие вопросы» и «Отвлекающие вопросы» объединялись в одну категорию.

Количество стикеров в группе показывало, насколько проблема актуальна для команды. Если в группе был всего один стикер, значит, проблема волновала только одного участника.

У нас самыми раздражающими факторами оказались:

  1. Мелкие вопросы

  2. Срочные вопросы

  3. Старая задача

  4. Оценка сроков по задаче

  5. Подключение на встречи

  6. Нежелание читать документацию

  7. Непроверенные ошибки

Когда вы проводите такую работу, команда должна быть в полном составе и проговаривать вслух каждый этап. По сути, это своего рода сеанс групповой психотерапии. Когда человек озвучивает свои мысли, он делится переживаниями — и это снижает напряжение в команде. Вы же не просто так начали этот процесс: если есть проблема, ее нужно обсудить открыто.

Есть и другая психологическая причина — сопричастность. Человек гораздо лучше воспринимает идеи, в создании которых он сам участвовал. Если он чувствует свою вовлеченность в процесс, то и решение (даже сложное) примет легче, и выполнять его будет охотнее.

Мы уже говорили, что авторитарные решения не работают. Но если решение принято совместно, если ты сам его поддержал — ты будешь выполнять его гораздо активнее.

 


 

Итак, у вас есть список причин проблемы. Следующий шаг — разобрать каждую из этих причин и найти способы их устранить.

Мы выработали следующие решения:

  • Привести в порядок документацию, чтобы меньше вопросов требовало вмешательства разработчика.

  • Ввести ежедневные встречи в 10:30 — время, когда мозг наиболее продуктивен. Разработчики приходят подготовленными и отвечают на вопросы без стресса.

  • Настроить четкие маршруты для заказчиков, чтобы они не шли напрямую к аналитикам или разработчикам.

  • Определить критерии срочности задач, чтобы исключить хаотичные запросы.

И знаете что? Небо не рухнуло. Когда мы перестали постоянно дергать разработчиков, ничего страшного не случилось. Задачи не перестали решаться, но работать стало комфортнее.

У команды появились ресурсы. Снизилось ощущение паники и стресса. Благодаря ежедневным встречам разработчики заранее знают возможные вопросы и успевают изучить код и документацию. У них появилось больше времени на рефакторинг, поскольку стало меньше неожиданных прерываний. Они могут фокусироваться на таких задачах, как оптимизация запросов и улучшение кода.

Думаем, что нам удалось создать здоровый микроклимат в команде и выстроить идеальное взаимодействие между разработчиками и аналитиками.

 

*************

Статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART TECH EVENT.

См. также

Управление конфликтами Коммуникации Бесплатно (free)

Обычная жизнь человека в ИТ – это много-много общения. С заказчиками, коллегами и руководством. Но иногда происходят разговоры, после которых внутри вскипает океан эмоций. Поддавшись эмоциям, люди способны натворить много странных вещей, от которых не будет пользы ни самому «творцу», ни окружающим, ни делу. Расскажем о принципах конструктивного общения и алгоритме переговоров, позволяющем обсудить возможные решения проблемы и прийти к согласию.

14.07.2025    238    0    klimdw    0    

3

Коммуникации Бесплатно (free)

Подбор «идеального» 1С-разработчика часто упирается в шаблонные матрицы компетенций, которые плохо работают на практике. В этой статье рассмотрим метод интервью критических инцидентов, который помогает определить, какие качества сотрудников важны именно для вашей компании. Уделим внимание искусству задавать правильные вопросы: какие формулировки помогают раскрыть истинный уровень компетенций и на какие детали в ответах стоит обращать особое внимание. Наконец, разберемся, как структурировать полученные данные, чтобы создать четкий и объективный профиль компетенций.

03.07.2025    491    0    DuyunElena    0    

2

Сопровождение Коммуникации Бесплатно (free)

В статье пойдет речь о том, как в управлении оценивается зрелость команд разработки. Несмотря на распространенное мнение, что 1С-разработчики работают по своим особым правилам, подход к оценке их зрелости ничем не отличается от подхода в других командах. Единая модель зрелости, применяемая ко всем командам, включает шесть ключевых направлений: разработка, эксплуатация, качество, процессы, управление персоналом и вклад в профессиональное сообщество. Каждое из них оценивается по трем уровням — начальному, стандартному и экспертному, причем для подтверждения уровня необходимы конкретные артефакты. Автор рассказывает, как начался путь к повышению зрелости в его команде, какие практики внедрялись, как развивались ключевые направления и каких результатов удалось достичь.

30.06.2025    695    0    a_borodavko    2    

6

Коммуникации Руководитель проекта Бесплатно (free)

В статье рассматривается феномен «эксперта с руками» — уникального специалиста, на котором держится вся система, и от услуг которого невозможно отказаться без риска для компании. Как формируется такая зависимость, в чём её опасность, какие сигналы указывают на проблему, и главное — как спокойно и эффективно перестроить работу команды, чтобы знания и ответственность стали распределёнными, а не копились в голове одного человек? Если вы — руководитель проекта, бизнес-аналитик, архитектор, ИТ-директор или просто человек, у которого есть «тот самый эксперт», – эта статья для вас.

26.06.2025    1436    0    Boris_Pulin    13    

12

Коммуникации Личная эффективность Бесплатно (free)

Работа 1С-специалиста часто ассоциируется с конкретными техническими заданиями, строгими регламентами и минимальной необходимостью в общении. Но в современном IT-мире одних технических навыков становится недостаточно – всё большее значение приобретают soft skills, или «мягкие навыки»: коммуникация, критическое мышление, гибкость, умение работать с людьми. В этой статье рассказывается, как прокачивать «мягкие навыки» прямо в рамках типовой 1С-рутины, на обычных задачах и в общении с заказчиком.

23.06.2025    638    0    user2151211    1    

3

Коммуникации Бесплатно (free)

В любой компании есть два отдела, которые можно сравнить с двумя половинками одного целого, которые никак не могут соединиться. Это отдел снабжения и отдел продаж. Их противостояние порой напоминает сюжет древнегреческой трагедии, где герои обречены на вечное противостояние.

16.06.2025    441    0    Ликреонский    1    

1

Коммуникации Бесплатно (free)

В разработке программного обеспечения командное взаимодействие играет ключевую роль. Однако многие разработчики скептически относятся к регулярным встречам – дейли-митингам, ретроспективам и другим форматам, считая их пустой тратой времени. Почему же возникает это непонимание? Как сделать встречи действительно полезными для всех участников? И какую роль в этом играет модерация и позиция руководства? Разбираемся в статье.

03.06.2025    420    0    Subnak    0    

2

Коммуникации Бесплатно (free)

Как реагировать на ошибки сотрудников: наказывать или давать шанс? Стоит ли извиняться за свои ошибки руководителю и как это делать правильно? Как принять и проанализировать ошибки, чтобы двигаться дальше? В этой статье будет немного теории, практические рекомендации и размышления о том, как превратить ошибки из источника стресса в инструмент развития команды. После прочтения вы, возможно, посмотрите на свои и чужие промахи под другим углом – и даже измените подход к работе и управлению.

03.06.2025    524    0    klimdw    0    

4
Оставьте свое сообщение