Как мы помним, с 1 июля 2016 года вступили в силу положения закона 182-ФЗ, потребовавшие подключения к ЕГАИС предприятий розничной торговли, осуществляющих продажу алкогольной продукции. Пока только в городских поселениях, но учитывая степень урбанизации нашей страны, можно считать, что основная часть ритейлеров уже подключилась.
Процесс ЕГАИСизации розничной торговли, конечно же, порадовал нас, простых автоматизаторов, и принес нам новых клиентов, которые в свою очередь принесли нам новый доход. Прибыло новых пользователей и у замечательной системы программ «1С:Предприятие 8», и в «Бухгалтерии предприятия», и в «Рознице», и в УНФ, и даже в УТ с КА.
А вот сейчас происходит нечто интересное, о чем я и хочу поведать общественности. Крайняя моя кампания контекстной рекламы была примерно наполовину «съедена» обращениями от мелких продовольственных магазинов с запросом о настройке ЕГАИС и/или сканера для ЕГАИС и/или целиком рабочего места в розничной торговле. Обращавшихся за помощью можно было условно разделить на две категории по настроению, с каким они это делали: буйно-агрессивные и измученные. Я был явно не первый, к кому они обратились, и явно не последний, кто им откажет. Итак, давайте я объясню, что происходит прямо сейчас.
Для начала давайте вернемся в первое полугодие 2016 года и вспомним, как запускался ЕГАИС. С начала года онлайн отчетность стала обязательной для оптовиков, а для ритейлеров назначили дату с 01.07.2016. Вроде бы всем дали время подготовиться к началу работы. Для ритейлеров даже предусмотрели «льготный» период, когда их не будут штрафовать за косяки с ЕГАИС – до октября 2017 – вот это очень важное обстоятельство, запомним его и читаем дальше.
Сетевая розница подготовилась к внедрению ЕГАИС без проблем. Федеральные ритейлеры, так те вообще были готовы с начала года. А вот независимая розница повела себя по-разному. Сознательная ее часть, использующая системы автоматизации учета еще в конце 2015 года начала выяснять у производителей и интеграторов своих информационных систем, появится ли в них поддержка ЕГАИС и в большинстве своем встретила 1 июля 2016 года с готовой и протестированной интеграцией. С сознательной частью все более-менее хорошо, но она в количественном выражении гораздо меньше бессознательной, которой никакая автоматизация в принципе не нужна, но в ЕГАИС как-то отчитываться надо. И вот тут произошел полнейший треш и угар, в прямом смысле этих слов.
Напомню, что мелкая независимая розница в большинстве своем прекрасно обходится без автоматизированных систем учета, она не нуждается ни в POS-терминалах, ни в сканерах, ни в «1С:Рознице», все прекрасно работает на АМС-100К, в голове продавщицы и тетрадке управляющего. Но ЕГАИС не интегрируется ни с АМС-100К, ни с головой продавщицы, ни даже с тетрадкой управляющего, значит надо что-то делать.
И тут включается Основное Правило ведения розничного бизнеса, звучит оно примерно так: «МИНИМИЗИРУЙ ЗАТРАТЫ !!!», именно так и звучит, заглавными буквами, толстым шрифтом и с восклицательными знаками. Применение этого правила практически безальтернативно приведет к покупке «1С:Розница 8. Базовая версия», ибо всего 3300 рублей.
Что дальше? Нужно на чем-то и как-то эту базовую «Розницу» запустить. Про треш помните? Trash – англ. мусор, хлам, дрянь, халтура, отбросы, отстой. Поскольку ценность автоматизации учета для данной категории пользователей (в период времени с июля по октябрь 2016) нулевая, то они принципиально не готовы инвестировать ни копейки в инфраструктуру этой самой автоматизации. А значит, берем самый дешевый системный блок, в идеале забираем у сына, т.к. он уже давно пользуется iPad’ом, и ставим его под прилавок. Что там еще нужно? Сканер? Есть отличное предложение. 2D сканер всего за 2000 рублей! Да, да, чудо китайской инженерии всего за $30, это в отпускных ценах, в закупке оно стоит $15-20 (можете представить какова его себестоимость, как и из каких комплектующих он собран). Далее нужен фискальный регистратор, тут увы не сэкономить, самый дешевый стоит 15-17 т.р. Приглашаем «мастера-компьютерщика», который с горем пополам все это настроит за пару рублей, и вуаля, система готова!
Кстати, «мастер-компьютерщик» повставляет везде где сможет паролей, опасается, что ему не заплатят за работу, а за работу ему действительно не заплатят (см. Основное Правило), соответственно спросить эти пароли потом будет не у кого.
Никакого консалтинга по ведению учета такие пользователи не заказывают в принципе. О самостоятельном изучении программного продукта речи тоже не идет, ибо оно им не надо, им надо… А что им надо? Что бы их не штрафовали за нарушение Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». До октября 2016 за косяки с ЕГАИС их никто штрафовать не будет, значит достаточно только подключиться и можно расслабиться.
Наступает октябрь 2016, штрафы уже не кажутся чем-то отдаленным, и тут случается в полном смысле этого слова угар, все горит. Горит системный блок. Он был предназначен для эксплуатации в уютном теплом офисе, а его взяли и поставили под прилавок магазина, где повышенная влажность, пыль, где перепады температуры, вибрация от холодильного оборудования и от него же перепады напряжения в сети (естественно ни о каком блоке бесперебойного питания и речи не было). Иногда в системнике умирает блок питания, иногда материнка, а иногда и жесткий диск с базой данных. С ноутбуками ситуация чуть лучше, но если это не защищенные по IP65 аппараты, то лучше ненамного, они тоже не предназначены для эксплуатации на кассе продовольственного магазина.
Резервное копирование? Не, не слышали, нас никто не предупреждал. А даже если база уцелела, то в ней полнейший треш, никак не относящийся к реальным данным учета. Интегрировать ее с ЕГАИС – это примерно, как слушать новости на таджикском языке, услышите много знакомых слов, но о чем речь не поймете. Учет то толком никто не ставил, да и пользователю он не нужен.
Разумеется, глядя на этот угар, любой, кто всерьез занимается автоматизацией розницы скажет, что на кассовое место нужно ставить специальный POS компьютер. Он конечно же не IP65, но в условиях торгового зала работать будет. В хорошем POS компьютере отсутствуют вращающиеся элементы, он работает в расширенном диапазоне температур, ему не страшна высокая влажность, его блок питания устойчив к перепадам напряжения. Цена около 50 т.р., а с учетом того, что его ценность для клиента равна нулю, мне обычно на подобные предложения отвечают матом. Обычно, когда мне говорят, что POS терминал — это дорого, я уточняю, дорого по сравнению с чем? Далее объясняю, как часто выходят из строя офисные системники на кассе, сколько стоит час простоя кассы, суммируем потери, сравниваем с предлагаемой ценой и приходим к выводу, что все-таки не так и дорого. А тут даже и возразить некогда.
Аналогичная ситуация и со сканерами, и с фискальниками. Они – треш и они горят. Объяснить, что сканер – это от 8 т.р., а фискальник – от 20 т.р. при нулевой ценности всего этого для клиента не представляется возможным. А ему еще надо как-то ведь учет наладить, НСИ в порядок привести, регистрировать поступления, проводить инвентаризации, контролировать платежи и все такое. Не то, что бы я свои услуги навязывал, но само оно не заработает.
В октябре 2017 года заканчивается мораторий на штрафы за предоставление неверной информации в ЕГАИС. Открываем КоАП и видим, что минимальный размер штрафа, за подобные нарушения – 150 т.р. И это в корне меняет ситуацию. Ценность автоматизации резко возрастает. Ведь за всего один штраф можно купить:
- POS терминал: 50 т.р.
- Хороший фискальник: 30 т.р.
- Хороший 2D сканер: 18 т.р.
- И еще останется на консалтинг по ведению учета: 52 т.р.
Жаль только, что не до всех и не сразу это дойдет. Вангую, что большая часть независимой розницы или будет разорена штрафами, или уйдет в тень.