Регулирующие документы в Отделе продаж 1С:Франчайзи

28.05.17

Управление ИТ - Стандарты и документация

Отдел продаж - структурное подразделение 1С:Франчайзи со своей спецификой. Какие регулирующие документы можно и нужно использовать в работе этой важной структурной единицы?

За время работы в 1С-Франчайзинге у меня накопилось много наблюдений. Часть своего опыта я изложил в книге "1С:Франчайзи. Опыт продвижения, развития и управления" (издана фирмой "1С" в 2015), часть будет публиковаться здесь, на Инфостарте (как новые, так и ранее опубликованные, но переработанные материалы). Уверен, что эта информация будет полезна тем, кто открыл и развивает собственный франчайзи.

В этом материале, созданном совместно с Юрием Корниловым, поговорим о нормативной документации, которую можно и нужно использовать, создавая и развивая отдел продаж в 1С-Франчайзи.

Материал адресован РОПам и руководителям.

----

Отдел продаж как боевая единица подчиняется общим организационным законам. В зависимости от типа структуры организации образ отдела варьируется от плоской, горизонтальной структуры сбыта, до иерархической пирамиды МЛМ. Я буду говорить о классическом варианте и некоторых факторах, влияющих на структуру документов.

Верхний уровень в традиционной иерархии документов занимают документы, определяющие жизнедеятельность компании:

- Устав;

- положение по Компании;

- правила трудового распорядка;

- положение о соблюдении коммерческой тайны;

- политика по качеству

- другие общефирменные документы.

В этих документах уже упоминается Отдел продаж и его место и роль в компании.

---

Следующий уровень – это организационно-распорядительные документы отдела:

Основополагающий документ – это Положение по отделу, которое включает:

  • Общие положения, разработанные в соответствии с Положением (более высокого уровня), с целью знакомства сотрудников с организационной структурой Отдела продаж, его статусом и основными принципами деятельности.
  • Задачи и принципы работы (продажи, продажи, продажи…)
  • Организационно-штатная структура (дает представление о составе отдела, его руководителе и правилах подчиненности)
  • Взаимодействие (правила и принципы взаимодействия с другими подразделениями компании - производство, логистика, бухгалтерия, реклама, маркетинг и прочие)

Как видите, в положении отсутствует раздел, подробно описывающий обязанности сотрудников. В большинстве случаев предпочтительно создание должностных инструкций сотрудников, в том числе руководителя отдела. Наиболее распространенные типы сотрудников:

- работа с холодными клиентами, поиск потенциальных клиентов (телемаркетинг)

- работа с теплыми клиентами, работа по заявкам, работа с входящими обращениями (входящие телефонные звонки, формы, лиды, заявки и т.п.)

- работа с постоянным клиентом, коммерческие предложения, счета, спецификации, контроль оплат.

Сюда же можно отнести и целеполагающие документы Отдела продаж. Это его ориентиры в пространстве бизнеса.

Один из универсальных приемов при их разработке – использование простых принципов планирования. После составления годового плана его делят на задачи. Задачи, поставленные перед отделом на год, следует разбить на кварталы и месяцы в корреляции с традиционными сезонными колебаниями. Нужно детализировать задачи вплоть до личных планов для каждого сотрудника. В этом здорово поможет накопленная статистика воронки продаж. Используйте ожидаемые пропорции в цепочке «звонки – контакты – коммерческие предложения – счета – оплаты». Подготовьте систему мотивации и стимулирования (пресловутые KPI), - и совершенно нет необходимости их так называть. Составьте систему отчетности по принципу сбора информации «снизу вверх». Частота отчетов, в зависимости от бизнеса, может дробиться до еженедельной и даже ежедневной. Обычным минимальным циклом является месяц.

Система контроля выполнения показателей позволяет сравнивать отчеты с планами, принимать управленческие решения по стимулированию сбыта и поощрению сотрудников.

---

Наконец, самый объемный раздел, требующий особенного внимания – это производственные документы: инструкции и регламенты по работе с клиентами, работе с инструментами продавца (телефон, почта, программное обеспечение). Варианты группировки:

  • CRM - не пренебрегайте системным подходом при формировании базы по работе с клиентами. В отсутствии полноценной CRM, используйте логично выстроенную систему хранения записей в блокнотах, карточках, экселевских или вордовских файлах. Обязательно наличие механизмов дублирования и архивации. Клиенты – ваше всё! Напишите простые шпаргалки-подсказки, где и в каком формате хранить информацию о клиентах. Это обеспечит элементы взаимозаменяемости в случае наступления форсмажора.
  • Протоколы совещаний, отчеты о посещении мероприятий. Группа записей (папка), ознакомление с которой поможет новичку войти в коллектив и освоить ваше терминологическое поле.
  • Акции и маркетинговые программы. Если у вас есть массовый рынок – нужна реклама, нужен маркетинг и соответствующая регламентация.
  • Хранилище коммерческих документов (предложения, счета, образцы писем, визитки). Электронные бланки и заготовки помогут сэкономить время и не «выпускать в свет» откровенные ляпы.
  • Мультимедиа, аудио и визуальные образцы. Иногда это история вашего отдела в картинках.
  • Описание правил и ограничений (в том числе логотипы, лозунги, фирменные стили и цвета, дресс-код).
  • Учебные программы, методические материалы.
  • Книга продаж, истории, байки, приколы, а также очень важные ритуалы, объединяющие всех «продажников» в отделе: праздники, корпоративы, награждения, речевки, колокола, феерверки, цветы, доски, медали, вымпелы, журналы, боевые листки.
  • Интернет-пространство, группы в соцсетях, дополнительные сервисы.

Продавцы чутко относятся к получению дохода, поэтому выкладываются на все 100 и быстро выгорают. Самая стройная система документов может облегчить их работу, но в момент ПРОДАЖИ, сотрудник обязательно окажется: «в поле», «один на один», «лицом к лицу», и будет продавать!

---

Подведем итог.

 Документы верхнего уровня формируют общая конструкцию как элемент корпоративной системы документооборота. Они пишутся лаконично и фундаментально.

На втором уровне, организационно-распорядительном, содержание документов актуализируется в связи изменением масштаба и подходов к системе продаж. Как правило, это связано со сменой ключевых лиц компании или руководства отдела сбыта.

Производственная документация отдела сбыта (третий уровень) - постоянно пополняемая, обязательно с сохранением преемственности, имеет регулярно обновляемые документы. Их требуется ревизовать ежегодно, обязательно при формировании целей и новых задач. Изменяемость 10-30% в год. При этом высокая динамика изменений может привести к разрыву преемственности, что негативно скажется на уверенности сотрудников в надежности компании. Отсутствие изменений, как правило, свидетельствует о косности системы и нежелании/неумении адаптироваться к изменениям конкурентной среды. Конечно же, мы говорим о изменениях в документах, отражающих реальные изменения в работе отдела продаж (не для галочки).

Как минимум раз в 12-20 месяцев нужно перерабатывать системы финансовой мотивации. Что важно? Подкрутка систем должна происходить в согласованные периоды. А значит, должна быть подготовлена накануне, а проведена сразу после (во время) презентации задач.

Производственные документы в реально действующем отделе продаж сыплются как из рога изобилия. Успевайте и собирать, группировать, выделять эффективные идеи, доводить до сведения продавцов и применять, применять, применять.

Продажа - это «производственный процесс». Опишите его, совершенствуйте, и помните, что продавцы находятся на острие удара, поэтому система документооборота в отделе продаж должна работать на продавца. Мы в одной лодке.

продажи отдел продаж документация

См. также

Стандарты и документация Оценка проекта Бесплатно (free)

Корректно формулировать предпосылки и цели проекта умеют немногие. Как показывает практика, с этим очень тяжело справляются функциональные заказчики. И даже для сотрудников, которые много лет занимаются проектами внедрения информационных систем, это не тривиальная задача. Расскажем о том, как проверить корректность целей, сформулировать предпосылки и правильно составить Устав проекта.

13.08.2025    285    0    INK2018    2    

6

Работа с требованиями Стандарты и документация Бесплатно (free)

Удивительно, но до сих пор большинство аналитиков не слышали о своде знаний по бизнес-анализу BABOK Guide и не знают, что фактически уже используют его техники в работе. Расскажем о том, как с помощью техник BABOK сделать ТЗ максимально «живым» – структурировать требования, визуализировать процессы, смоделировать данные и интерфейсы, чтобы ТЗ было понятно и заказчику, и разработчику.

31.07.2025    762    22    otkalo    8    

2

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Статья посвящена распространённой проблеме в разработке 1С – чрезмерному формализму технических заданий, превращающих гибкий процесс внедрения в бюрократический кошмар. Мы разбираем, почему объёмное ТЗ не гарантирует успех проекта, как оно может парализовать работу команды и что делать, чтобы перейти от «мертвых» документов к живому процессу разработки. На практических примерах из мира 1С показываем, какие форматы взаимодействия действительно работают и как сохранить баланс между ясностью требований и гибкостью решений.

29.07.2025    1231    0    Vasin86    19    

23

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Написание полноценного ТЗ при сопровождении готовой системы или небольших позаказных доработках – вопрос спорный. Но договоренности с заказчиком нужно обязательно где-то фиксировать. Расскажем о том, зачем писать ТЗ, как это делать, и какие программы удобно использовать для эффективной работы с постановкой задач.

04.03.2025    1028    0    3soft    0    

2

Проектирование Стандарты и документация Бесплатно (free)

СППР – удобный инструмент для работы с модификацией системы, в частности, упрощающий и автоматизирующий написание проектной документации. Расскажем о практическом опыте составления в СППР «Описания проектного решения».

18.12.2024    2662    0    user1959522    0    

4

Стандарты и документация Бизнес-аналитик Бесплатно (free)

Чтобы снизить нагрузку на техподдержку, к готовому продукту всегда должна прилагаться документация. Но как сделать, чтобы инструкция была понятной и полезной, а ее разработка и актуализация не затянулись на несколько месяцев? Разберем вопрос рациональности использования стандартов и наиболее доходчивые варианты стилистики, организации структуры, детализации при написании инструкций.

24.09.2024    5928    0    chavalah    19    

20

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Когда при внедрении систем 1С всплывает слово «ГОСТ» – практически всегда речь идёт о документе «Техническое задание». И у большинства внедренцев падает настроение, как только им говорят, что надо «написать ТЗ по ГОСТу». Но опытные кулинары знают, как готовить это блюдо так, чтобы оно оставило после себя приятное послевкусие, а не горькое разочарование. О собственных рецептах приготовления документации по ГОСТу пойдет речь в статье.

21.08.2024    4085    64    Laya    3    

24

Стандарты и документация Бесплатно (free)

Как гарантировать актуальную документацию и превратить ваши тесты в красивый фильм? Берём тесты, сценарии, Vanessa Automation, перемешиваем, но не встряхиваем – и рецепт готов. Расскажем о том, как добиться простой и невозможной цели – чтобы документация к вашему продукту соответствовала ему.

12.08.2024    8263    0    fenixnow    3    

25
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. IvanovAV 159 29.05.17 03:39 Сейчас в теме
Ничего не понял, причем тут франчайзи? Любой отдел продаж, да и вообще любой отдел любого предприятия так работает, согласно ДИ (должностных инструкций). Кому предназначена эта статья? Если директорам франчей, они и так все это знают. Программистам и внедренцам, эта инфа, нафиг не нужна. Статья называется "регулирующие документы", тогда где собственно "рыбы" этих документов?
Оставьте свое сообщение