Если что, я тут в телеграме
Все нижесказанное есть продукт моего больного воображения, есть отражением моего представления о реальности и не претендует на истину. Так, мненьице.
Не далее как вчера я стал невольным участником столкновения двух, не побоюсь этого слова, цивилизаций.
Что произошло?
На партнерском форуме 1С один из партнеров разместил пост, в котором подверг критике реализацию продукта 1С:Управление холдингом в целом и команду разработки в частности.
В ответ на это, из всех орудий выпалили те партнеры 1С, которые занимаются внедрением той самой УХи. Точнее, представители одних из самых известных партнеров, которые имеют компетенции по УХ (Хомнет, Аксиома, НЕКСТ. Жду пополнения...). Разными словами они писали одно и то же - не все так плохо, продукт нормальный, трудности перодолимы и вообще, отстаньте. Вот сам пост (Публиковать пост не буду, это длинно, скучно и вообще, сверхсекретно)
Признаюсь, я был одним из тех, кто был там и палил в ответ. Но речь не об этом. Я считаю, что данное столкновение есть ничто иное, как столкновение культур автоматизации, о котором я говорил последние лет пять и что начинает наиболее ярко проявляться как раз на том самом рынке CPM.
Посему, постараюсь по возможности кратко провести небольшой анализ причин данного столкновения и попытаться спрогнозировать свои ожидания от будущего. Объективным быть по определению не могу, но буду стараться изо всех сил.
Цивилизация франчей
Испокон веков, а точнее со времен современной России, фирма 1С вела политику развития сети франчайзи и есть мнение, что именно это сделало 1С тем, чем он(оно/она/они/это?) является сегодня.
Задача фирмы франчайзи - быть проводником тех продуктов, которые вендор (это я про фирму 1С так выражаюсь, если что) отгружает заказчику в виде коробки. Так же нередко сотрудников франчей называли внедренцами (а еще - одинэсниками, одинэсовцами, особо талантливых - конфигурастами).
Что такое проводник - это когда есть тетенька бухгалтер, есть коробка 1С, а тебе в роли внедренца надобно подружить эти две сущности. Поставить коробку (иногда даже в файловом режиме), провести настройки, перенести остатки, попить чаю, обсудить детей, показать как работает система, найти почему сальдо не идет, обновить, добавить пару реквизитов на форму.
Иными словами, такой сотрудник должен уметь выполнять все операции на стадии от развертывания продукта до обучения сотрудников заказчика. Включая подписание актов (но чаще ЛУРВов).
Престиж профессии "внедренца 1С" был на уровне между "так себе" и "жить можно" по моим личным ощущениям в Москве.
Проектом в те времена называлось все, начиная от продажи коробки и отработки бесплатных часов. Компании публиковали успешные проекты один за одним. 28 успешных проектов за неделю продав 28 коробок сети кофеен было нормальным явлением для ребят с поставленным отделом продаж. (Враки все, тогда не было сетей кофеен. А вот 28 проектов за неделю было). Бурный рост фирмы БИТ пришелся примерно на это время.
Эпоха великих проектных свершений
Постепенно 1С захватывал рынок, сложность автоматизируемых задач росла, и появлялось все больше проектов, где один сотрудник уже не справлялся со всем сразу и численность проектных команд росла. Выделение проектных ролей стало нормальным явлением.
Можно говорить о том, что 1С начала выходить не только на малый, но и средний бизнесы как тренд.
Эпоха 2000-2010 была тем самым отрезком, когда любой франч, который научился программировать на языке программирования 1С и который научился обновлять нетиповую конфигурацию, выучил слово "Проект" и начал громко заявлять, что он занимается проектной деятельностью. Там же, в конце 200Х начала идти в массы 1С:V8.
Среди сотрудников заказчика зачастую отдел ИТ состоял из Сережи - админа и встроенного 1С-ника.
Примерно на эти времена пришлась моя личная история - я был молодым мальчиком, учился в институте и на втором курсе начал ковыряться в 1С, делать "проекты". И была у меня любовь, у которой родители работали на заводе и занимались внедрением SAP. И не то чтобы меня ставили перед выбором, но отношение к моей профессии было, мягко говоря, прохладным. Но я остался верен выбранному пути (просто в SAP меня как-то не взяли а русский язык был понятнее).
А году эдак в 2011 Росатом заявил, что тот самый завод может и на SAP, а пара соседних (штук эдак 43, не меньше) - будет на 1С. Это было приятно. Это было моей лично маленькой победкой.
Вот ссылочка про смысл 1С ERP в Росатоме.
В те времена самых опытных внедренцев начали называть Руководителями проектов. Руководитель проектов был одной из вершин карьеры внедренца. Если много и долго работать в 1С, то можно дорасти до РП.
Инфостарт становится постепенно главной тусовкой внедренцев. Там и статьи, и обработки и все, что нужно для автоматизации среднестатистического бизнеса в РФ и странах СНГ.
Эпоха ERP и CPM
Вообще, 1С периодически пыталась назвать 1С:УПП системой класса ERP. Но всамомделишное решение класса ERP родилось где-то в 2012 как Next generation 1С:УПП - 1С:ERP (Название рождалось в муках, скорее вего :)
Платформа повзрослела, фирма 1С начала обзаводиться на постоянной основе встроенными методологами с бэкграундом, именем и опытом работы в западных системах.
Холдинги разного масштаба (например, Трансмашхолдинг, ЧТПЗ), начали внедрять у себя в компаниях продукт 1С:Консолидация.
В штат средних и крупных компаний начали регулярно приходить люди из мира одинцэ.
Фирмы-франчайзи 1С полюбили называть себя Интеграторами и Партнерами. Многие выучили слово Устав, PMBoK, Agile.
Ведущим направлением в департаменте бизнес-приложений, например, КРОКА, стало направление 1С.
В штат "интеграторов" и "партнеров" начали приходить методологи из SAP и Oracle.
Работать в 1С стало более престижно и более, зачастую, денежно.
Требования к разработчикам усложнились, как и сама платформа.
Начали выполняться настоящие проекты. В стоимости проекта разработка начала занимать все меньшее место, а управление коммуникациями, стейкхолдерами и ожиданиями - все большее место в работе менеджеров проекта.
На HH.ru начали появляться вакансии тимлидов, методологов, менеджеров и администраторов проекта.
Фирма 1С как равный партнер начала сотрудничать с Big4 (и не только), которые активно помогают в разработке такого продукта как 1С:Управление холдингом (куда делся бренд-менеджер? Я ждал 1С:CPM, как с ЕРП).
Стоимость проекта в 100 млн. руб. total уже не является чем-то шокирующим. Внедряется проект CPM в Хруничева по слухам за пол-ярда. Оценка проектов все чаще строится не на ставке часа, а строится исходя из бюджета проекта, ФОТ, рисков, маржинальности и других слов для нормального бизнеса.
Фирма 1С по-прежнему использует бренд "1С" на всех рынках. Первая ассоциация обывателя на "я работаю в 1С" - "аааа.. бухгалтерия. Ясно.".
Но начинает продвигать 1С:Корпорация как бренд для больших и средних.
На партнерских семинарах по-прежнему доминируют разговоры про то, за сколько продавать настройку 1С:Линк - 100 рублей, или все же 350. Стоимость 1С:УХ > 1 млн. руб. большинством воспринимается как нечто космическое, особенно партнерами не из Мск и Спб. Средняя часовая ставка специалиста 1С в Москве при этом переваливает за 3000 рублей.
Битва
И вот случился тот пост, о котором я писал в самом начале. Не хочу вдаваться в подробности, а примерные позиции сторон выглядят на мой взгляд так:
Сторона А:
- Мы вынуждены были много работ провести, потому что какой-то заявленный функционал в 1С:УХ не работал.
- Поэтому команда разработки - так себе, а продукт в целом - еще так себее. Но вообще идея хорошая.
- В БП гораздо меньше ошибок и вообще они там молодцы
- 4 года продукту это значит что он уже не молодой
- Надо чтобы 1С быстрее реагировал на замечания, выпускал полностью работоспособное решение без ошибок и сделал его универсальным
- Писать про проблемы хорошо, потому что как еще узнают люди о проблемах
Сторона Б:
- Проблемы в локальных участках, которые можно устранить с помощью разработки это не страшно
- Надо смотреть на проект в целом, а там разработка только малая часть - есть еще методология, коммуникация, и вообще, куча заумных слов.
- При правильном планировании, ошибки с типовом функционале это не проблема, а задача и вообще, рабочий процесс.
- Хотя мы конечно не против если ошибок не будет
- БП выпускается дольше и больше пользователей, а Ух всего 250 коробок продано
- CPM не так регламентирован. Вряд ли CPM для Роскосмоса будет подходить на CPM Для Росатома
- Мы вообще не очень поняли предмет разговора. Зачем спорить про ошибки в продукте, если нужно решать проблемы конкуренции с SAP и остальными.
- Цикл внедрения это минимум год. 4 года это только поздороваться для стабилизации продукта
- Там столько еще развивать в функциональности, что стабилизацией в целом не пахнет
- Писать о проблемах хорошо, мы это делаем, но делаем это приватно, потому что у нас есть контакты для общения с командой разработки.
- Но если честно, мы не особо рассчитываем на фикс баговв коробке за короткий срок, поэтому как правло, исправляем ошибки сами, а в 1С пишем на будущее
- Если нет какой-то функциональности - мы ее делаем сами. Так быстрее и вообще, это наша работа.
Как видите (видите же, да? или я один?), позиции сторон обоснованы и каждая из них имеет право на существование. Почему же они так непримиримо бьтются на поле брани?
И ответ есть у меня. Который меня более-менее устраивает.
Все дело в культуре. Представьте, что подход стороны Б применяется на проекте с оценкой 1000 человеко-часов и командой из РП и Программиста. Нравится? Я думаю, что за 1000 часов ребята только устав сделают и согласуют.
А теперь представьте, что подход стороны А используется на проектах Интер РАО с бюджетом в несколько десятков миллионов рублей, сложной командой и сложными схемами согласования документации. Эти ребята отсеялись бы на этапе RFI. Но если бы по какой-то чудесной чудесности они оказались бы на таком проекте, они бы были в лучшем случае в роли мальчиков для битья, а в худшем - причиной провала проекта.
Разумеется, обе стороны мною представлены утрированно и таких сторон в чистом виде не бывает, но суть непонимания, надеюсь, примерно понятна. Идеи стороны А невозможно подружить с идеями стороны Б. И в этой истории нет плохих и хороших. на сегодняшний день для разных регионов страны и для разных бизнесов применимы подходы, в разной степени близкие как к стороне ,А, так и к стороне Б.
И если вернуться к прениям на форуме, стороны старались вести себя предельно корректно и отразить свою позицию. И каждая сторона имеет свою правду. И мотивы всех слов понятны и сертифицированный психолог-фрейдист легко выяснит мотивы каждого участника прений.
Что делать?
Надо ли что-то делать, и с чем именно? Ну.. наверное, надо. Надо делать что-то с тем, как партнеры фирмы 1С воспринимают себя, своих конкурентов, продукт, фирму 1С, клиентов, свои навыки и свои цели на будущее.
Тема Лебедев на этот вопрос дает простой и четкий ответ.
Возможно, Вы считаете меня не очень способным. Но все же, я бы рекомендовал сделать несколько выводов. Они ниже. Ответственных и сроки проставить самим.
- Не надо заниматься тем, для чего не подходит ваша методология выполнения работ. Продаете ИТС - продавайте. БИТ продает и хорошо живет. Делаете CPM - не лезьте в проекты за 2 ляма на 1С:КА. Внедряете УТ с чеком на 4 миллиона? Делайте, но не пытайтесь влезть в проект, который предусматривает написание бюджетной методологии и привлечением консалтинговых компаний в качестве подрядчика наравне с Вами.
- В идеале было бы неплохо разделить бренды. Способы продвижения. Требования для входа на рынок того или иного решения. 1С для не-корпоративных проектов и 2К, например, для корпоративных.
- Начать говорить про то, что на корп. рынке важны не только компетенции программирования и знания коробки, но и наличие методологов, компетенции в Project management, прокачивание Soft-skills у сотрудников.
- Выпустить наконец EDT и начать массово привлекать не только программистов 1С, но и разрабов с других языков. Они там четко понимают, где кончается программист и начинается консультант
- Не пытаться впихнуть невпихуемое и начать разъяснять партнерам, что нужно дружить друг с другом, не грызть друг друга, а консолидироваться против внешней угрозы - облаков и западных решений
- Перестать делать вид что корпоративный рынок и рынок 1С:Договорчики это одно и то же. Что программист УТ 10.3 это те же самые скилы, что разраб REST-сервисов для асинхронной интеграции
- Научить корпоративных подрядчиков работать с некорпоративными на субподряде
- Подумать над позиционированием коробки УХ на предмет того, как именно заявляется функционал и попытаться поуправлять ожиданиями партнеров по отношению к коробоке.
- Подумать над тем, чтобы давать с коробкой или отдельно методические материалы (описание БП, бизнес-модели шаблонные и т.д.)
- Поработать над оптимизацией организации тестирования и ведения разработки в команде развития УХи
Пока все. Тем кто дочитал до конца - медаль за отвагу и терпение. Любите друг друга!