1. Опоздание.
Результат: отсутствие доверия клиента
Решение:
а) назначать встречу на 1ю или 2ю половину дня или, например: с 10 до 12;
б) планировать маршрут, учитывать пробки, часы пик.
2. Работа "со слов" клиента (без ТЗ).
Результат: увеличение сроков работ и суммы, по прошествии времени клиенты могут предъявить претензии,
которые нельзя будет опровергнуть.
Решение: составить ТЗ (или хотя бы ТТ - технические требования) и работать строго по нему;
3. Оценка "на глазок".
Результат: занижение или завышение цен и сроков. Первое приводит к уменьшению доходов,
второе к поиску других программистов.
Решение:
а) Составить ТЗ (ТТ) (хотя бы краткое), посоветоваться с коллегами и только тогда назвать цену и срок исполнения;
б) Оценивать отдельно этап разработки и отдельно этап внедрения.
4. Отсутствие документов, подтверждающих работы (договора, актов, табеля).
Результат: клиент не оплачивает работы.
Решение: подписывать табель, акты работ;
5. Улучшение программ без согласования с клиентом.
Результат:
а) возможно нарушение работоспособности программы;
б) потеря собственного времени (в итоге денег), а клиент этого не оценит;
Решение:
сообщить клиенту о возможности улучшения и клиент может заказать доработку.
6. Установка программ без системного администратора клиента (если у клиента есть сисадмин).
Результат: не получится установить программу или ключи защиты, настроить доступ к базе.
Решение: работать при наличии сисадмина.
7. Обновление базы без создания резервной копии.
Результат (вероятный): потеря базы, а возможно и клиента.
Решение: перед обновлением делать копию обновляемых баз.
8. Клиент предлагает свою схему работы, не соглашайтесь, если у Вас своя, выработанная и проверенная схема работы.
Результат: потеря времени.
Решение: работать по своей схеме.
9. Крупный проект не разбивается на этапы (оплата будет за всю работу после приёмки).
Результат (возможный): клиент не оплатит работу, начнет "динамить", занижать сумму и придираться к мелочам. Или придёт новое руководство, которому ему ваша работа будет не нужна.
Решение: брать предоплату, заранее договориться об оплате каждого этапа;
защищать исходные тексты до полной оплаты (пароли, КЗК и т.п.).
10. Как сказать, чтобы клиент проверил работу.
Никогда не говорите клиенту "Я сделал отчет Х, проверяйте"! Лучше "Проверьте отчет Х и сообщите результат".
Удачи, коллеги!
P.S. Советую работать только с лицензионными клиентами.
P.P.S. Набирайтесь опыта на небольших клиентах, потом переходите на крупных (там задачи больше и шире, да и денег больше заплатят).
При первом посещении потенциального клиента постарайтесь тут же решить хоть одну его проблему. Тогда клиент оценит Ваш уровень и желание помочь. (Никто из клиентов, которым я сходу не помог, потом уже не звонил).