Отраслевые чудеса

03.06.20

Управление проектом

Про отраслевые конфигурации

Если хотите как следует поразвлечься, то вписывайтесь в проект по внедрению отраслевой конфигурации. Оговорка: если вы никогда не работали с типовыми, то отраслевые вас не удивят, потому что сравнить не с чем.

Чудеса

Чудеса там на каждом шагу. Первое – они местами могут тупо не работать. Не так, как в типовых, когда для воспроизведения ошибки надо проделать какие-то хитрые действия, нет. Документ может падать с ошибкой при создании, отчет требовать установки скрытых от пользователя параметров, а элемент справочника при записи портить другие элементы того же справочника.

Сейчас, наверное, не так всё дико, а лет 10 назад просто жуть была. Внедрял отраслевое решение для свинокомплекса, так вся суть внедрения заключалась в том, чтобы оно просто заработало. Неделя плотной работы в разгар закрытия года ушла на то, чтобы основные документы получилось заполнить руками и просто записать. Проведение этим документам не требовалось. Регистры? Не, не слышали. Можно же по документам отчеты строить.

Второе, что следует учитывать – в отраслевых далеко не всегда использованы привычные паттерны типовых. Например, печать может скрываться в форме документа, а то и списка. Ладно бы еще в модуле объекта, как это в староверских конфигурациях было.

Или, к примеру, перед записью документ вполне может менять свои реквизиты. Причем именно те, которые вы пытаетесь установить, потому что грузите документ обработкой. И никакого вам ОбменДанными.Загрузка = Истина. Формально проверка этого условия в процедуре присутствует, но кто-то ее закомментировал. Кто-то из разработчиков, судя по комментарию и сравнению с конфигурацией поставщика.

Третье, что лежит в основе всего: отраслевая конфигурация – это почти всегда выхлоп какого-то Проекта и делавшего его Перца. Внедряли какую-нибудь УПП на птицефабрике, или Бухгалтерию в страховой, или КА в ЖЭКе, или УТ в медицинском центре, денег у заказчика было много, и реализовали всю «специфику» его бизнеса. А потом решили – не пропадать же добру?

Проект и Перец

Ну и сделали отраслевую конфигурацию. Кто-то просто сделал и продает, как есть, кто-то сертифицировал на 1С:Совместимо, кто-то даже дошел до 1С:Совместно. Но шлейф Проекта остался, и Перец на месте.

Проект в отраслевой лезет из всех щелей. Странные названия метаданных, оставшиеся местами комментарии, чуть ли не с фамилиями людей с Проекта, отчеты непонятного даже представителям схожего бизнеса назначения.

И Перец, всё это рьяно охраняющий. Пока сидит в конторе-разработчике Перец, конфигурация будет такой, как в первом релизе, по крайней мере принципиально. Потому что она Работала. Конечно, под давлением общественности, молодых внедренцев и новых неудачных проектов конфигурация начнет меняться, даже может Перца выгонят и всё заново перепишут.

Если повезет, конфигурация попадет в 1С и будет продаваться от ее имени (не знаю, как эта схема правильно называется). Тогда конфигурация станет вполне приличной.

Пока же сидит Перец, ядро меняться не будет. Собственно, как и в типовых конфигурациях 1С. Но у тех есть деньги, разрабы и голова на плечах – они сделают или новый продукт, или новый номер (типа УТ 11 вместо УТ 10). У франча, который сделал отраслевую силами Перца, на деньги клиента во время Проекта, нет ни сил, ни умений, ни компетенций для разработки нормального продукта с нуля. Опыт Перца и Проекта будет только мешать.

Некоторые пытаются, я видел такие примеры – сидел в соседнем кабинете. Был Проект, Перец, и разработка нового продукта под те же задачи. Что думаете получилось в итоге? Н-И-Ч-Е-Г-О. Старая поделка хоть как-то продавалась, потому что вышла в нужный момент, на пустой рынок, и была подкреплена чьим-то опытом (того Проекта), а новая оказалась никому не нужна. Даже тем, кто старую купил, и им предложили апгрейд.

Особенности внедрения

Вообще, я не осуждаю разработчиков отраслевых конфигураций – вдруг вам так показалось. Просто у них есть специфика, которую стоит учитывать. В первую очередь – при оценке работ и, соответственно, стоимости проекта.

Если опыта внедрения какой-то конкретной отраслевой конфигурации у вас нет, и все ее пасхалки вам не известны, то стоит заложить риски. Например, того, что она местами не будет работать. Или не будет соответствовать описанию функциональности.

Второе – ее доработки обойдутся дороже, иногда в разы. Это примерно как вникать, расковыривать и дорабатывать код, написанный упоротым заводским программистом, который никогда не видел ничего, кроме «нашей системы, которая, главное – работает!». Код, архитектура вполне могут оказаться не масштабируемыми, не соответствующими паттернам типовых.

Например, попросит заказчик доработать отчет. Вы при оценке думаете – ну, наверное, там запрос надо поправить. Возможно, сделано не на СКД, а по-староверски, с текстом запроса в модуле объекта. А фиг там – 20 запросов, с кучей кода, их обрабатывающего, повсюду поиск по коду и наименованию. И вообще это не отчет, а печатная форма – по сути своей. И данные хранит в табличной части, и рисуется по макету. Такому, в котором количество строк нельзя увеличивать. Как дала когда-то тётя Клава Перцу на Проекте форму в экселе, так и нарисовано.

С точки зрения поразвлекаться – это забавно. С точки зрения зарабатывания денег на проектах внедрения – так себе удовольствие.

Если вы программист на внедрении незнакомой отраслевой конфигурации, то просто помните: всё не то, чем кажется. Забудьте всё, что вы знали о конфигурациях 1С, расслабьте головной мозг и думайте спинным, или даже костным. Считайте, что конфигурацию писал школьник.

Видя в пользовательском режиме «Документ Реализация товаров», не стесняйтесь убедиться, что это именно объект метаданных типа «Документ» – найдите его в конфигураторе. Это может оказаться справочник или регистр сведений. Или обработка. Он даже мог искусственно приделать к форме этой обработки картинку документа в качестве пиктограммы, чтобы выглядело, как документ.

То, что с виду кажется бизнес-процессом, вполне может оказаться регистром сведений или справочником с иерархией элементов. А чё, удобно же – создаешь элемент верхнего уровня, это, значит, бизнес-процесс, а все его подчиненные – этапы, там еще и тип этапа будет в качестве реквизита (действие, условие, начало, конец и т.д.).

Там обязательно будет изменение движений одного документа силами другого. Ну вот так вот. А что, нельзя? Кто хоть раз не думал об использовании такой схемы?

Еще стоит отметить проблемы с обновлениями, особенно для отраслевых, скрещенных с типовыми. В последние месяцы, на самоизоляции, когда серьезные обновления выходят по два раза в неделю из-за постоянных продлений и нововведений, и типовые едва успевают выпускать обновления (привет, сегодняшнее обновление УПП по кодам в платежках), скрещенные отраслевые просто уходят в аут.

Уютные тупички

Ну и напоследок отмечу значительное количество тупо недоделанных кусков и веток разработки в отраслевых. Вообще, такое и в типовых встречается, но там стараются придать более или менее законченный вид даже никому не нужному куску, а в отраслевых не парятся. Причем, в весьма странных местах.

Недавно в одной известной отраслевой, при настройке интеграции со спутниковыми системами столкнулся со странностью. Написан шикарный обвес для подключения любых операторов спутникового мониторинга, прям закачаешься. Я за пару часов написал http-запрос, который возвращал все нужные данные о пробеге, моточасах и т.д. И регламентное задание есть, которое умеет массово эти данные получать за несколько смен и автомобилей. И поля все нужные есть, куда эти данные вставить. Но… Регламентное задание не умеет эти данные подставлять куда надо. Оно их просто вычисляет. Пишу в тех.поддержку – они радостно сообщают «Ага, так и есть! Удачи!».

Или вот другое известное отраслевое решение, написанное с нуля. В нем есть складской учет, с замахом на партионный. Сделано примерно как в УТ 10.3, в старом добром партионном учете, только без вариантов оценки стоимости при списании – только ФИФО. Ну и ладно, партии приходуются, при списании списываются. Но чего-то не хватает… Клиент говорит – поменял приход в начале месяца, теперь стоимость списания неправильная. Ну я говорю – должна быть обработка восстановления последовательности. А ее нет. Как и последовательности. Как и обработки группового перепроведения документов.

Частенько в отраслевых встречаются недоделанные универсальные механизмы. Что-нибудь вроде формирования печатных форм Word по шаблонам, автоматическое составление наименований по формуле, универсальные алгоритмы обработки почтовых сообщений, миллион вариантов «конструкторов бизнес-процессов», настраиваемые механизмы планирования и т.д. Глядя на всё это, понимаешь, почему 1С так не любит делать универсальные механизмы – настолько мудрёной получается «удобная визуальная настройка», и столько скрытых ограничений, что бюджет «быстрого конструирования через универсальный механизм» начинает в разы превышать доработку по месту.

Что дальше?

С другой стороны, в последнее время много слышу о том, что скоро останутся только отраслевые. И 1С вроде как рьяно взялась за их разработку и продвижение. Мысль понятная и логичная, и упаковать можно хорошо, в плане маркетинга. Какой смысл сотням и тысячам предприятий со схожими бизнес-процессами платить дикий бюджет за адаптацию типовой конфигурации? Особенно, если это небольшой, но специфичный бизнес. Сейчас эти деньги тупо потеряны для рынка партнеров 1С. Особенно с учетом безумных денег, которые требуются на доработку современных типовых конфигураций, словно специально сделанных недорабатываемыми.

Для нас, программистов, это, пожалуй, хороший тренд. Мы же с вами служители зоопарка, и чем он разнообразнее, тем сильнее мы нужны. Только опять делиться придется. Лет 15 назад не было консультантов, аналитиков, тестировщиков, были только программисты 1С. А через 15 лет, наверное, останутся только консультанты по ведению учета разной специфики, ну и полный набор специальностей, характерный для контор, разрабатывающих софт.

Раньше мы над такими ребятами посмеивались – ну, например, над теми, кто решил упереться только в ЗУП. И жизнь показывала, что они не правы – если в ЗУПе 2.5 было где напильником поработать, то к ЗУП 3 лучше не подходить. И парням пришлось срочно изучать то, в чем другие уже успели набить руку.

Грустно, конечно, но что ж теперь. Вы что думаете?

См. также

Компетенции и навыки РП Руководитель проекта

Есть занятный психологический эффект, когда мы игнорируем проблемы, с которыми мы не понимаем что делать. В своей книге “Вальсируя с медведями” авторы назвали этот эффект “А, вы имеете в виду этот приближающийся поезд…”

05.11.2024    1053    0    MariaTemchina    1    

27

Компетенции и навыки РП Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного РП и тимлида. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все особенности работы руководителей проектов.

02.05.2024    3617    0    biimmap    39    

39

Канбан и поставка ценности Программист Платформа 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:Бухгалтерия 3.0 Бесплатно (free)

При разработке 1С:Бухгалтерии 8 используются унифицированные процессы обработки задач, построенные на методике Kanban. О том, как выглядит доска задач, в чем пишут код команды – в конфигураторе или в EDT, и что делается для повышения качества и понятности кода самого многопользовательского проекта фирмы «1С», пойдет речь в статье.

26.04.2024    4970    0    mrXoxot    5    

29

Канбан и поставка ценности Платформа 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:Бухгалтерия 3.0 Бухгалтерский учет Бесплатно (free)

Применение Agile в отделе разработки 1С:Бухгалтерии не сразу оправдало возложенные на него ожидания. Но только благодаря гибким методикам удалось стабилизировать выпуск релизов и перестроить разработку так, чтобы она всегда начиналась с анализа задачи и с общения с пользователями. Расскажем об квинтэссенции опыта разработки самого многопользовательского проекта фирмы «1С».

23.04.2024    3820    0    user1853337    8    

29

Инструменты управления проектом Руководитель проекта Бесплатно (free)

Мы собрали здесь самые распространенные ошибки в проектном управлении, которые обходятся очень дорого... Если вы не уверены, что сможете завалить проект самостоятельно, то ниже мы собрали несколько советов, как гарантированно добиться результата.

01.04.2024    3146    0    MariaTemchina    6    

22

Кейсы проектов Руководитель проекта Бесплатно (free)

Как определить, что риск проекта высок настолько, что взяться за него – в 99% случаев значит потерять драгоценное время, деньги и другие ресурсы? Как еще до старта определить, что проект в лучшем случае на выходе станет пародией на задуманное, а в худшем – будет сорван? Сформулируем список типовых рисков срывов проекта и постараемся уберечь от ошибок внедренцев и заказчиков.

20.12.2023    4639    0    1СERP    21    

31

Кейсы проектов Программист Бизнес-аналитик Пользователь Руководитель проекта Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия Бесплатно (free)

В 2021 году начали проект в дистрибьюторской компании. Имели большой опыт внедрения УПП, но периодически возникали вопросы. Зачем что-то придумали в ERP, что стало менее удобнее, чем было в УПП? Почему нельзя было взять лучшие идеи из УПП и ERP и скрестить их? А идея, что обеспечение нужно выносить из заказов, с каждым новым проектом находила все большее подтверждение. В итоге на этом проекте удалось применить лучшие (на мой взгляд) методические решения, которые мне довелось внедрять в конфигурациях УПП и ERP, в т.ч. подход, что реагировать нужно только на важное (то, как на заре появления ERP Фирма 1С ее позиционировала).

05.07.2023    15675    0    ASchekachev    37    

55

Канбан и поставка ценности Бесплатно (free)

Когда ИТ-отдел разрывается между разнотипными задачами от внутренних заказчиков, стоит посмотреть в сторону гибких подходов. О том, как, используя три практики Канбана – WiP-лимит, визуализация и распределение по сервисам – улучшить отношения с заказчиками, не бояться давать обещания по срокам и укладываться в них, на конференции Infostart Event 2021 Moscow Premiere рассказал руководитель направления 1С в компании UTG Станислав Алексенко.

28.06.2023    6522    0    stnslv    5    

25
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. muskul 03.06.20 04:24 Сейчас в теме
2. par_62 03.06.20 06:12 Сейчас в теме
Абсолютно правы. Вот только причины этого цирка не раскрыты. А причина только одна - низкая планка входа в профессию 1С. Схема деяний по отраслевым конфигурациям всегда одна и та же: постановки задачи нет ( некому ее поставить),разработки ТЗ - тоже нет ( ни денег у заказчика, ни специалистов по подготовке ТЗ у подрядчика), ну и конечно , специалисты у франчей по отраслевой специфике отсутствуют напрочь. И на все это накладывается безграмотность самих программистов,не изучающих механизмы платформы,типовые конфигурации,ту же БСП. Но рынок отраслевых конфигураций велик.
A1WEB; mrsmrv; +2 Ответить
11. spyryty-santyum 15 03.06.20 15:24 Сейчас в теме
(2) франчу не выгодно держать спеца, который может решить вопрос буквально ответом в письме, выгоднее отдать задачу без описания прогеру который потратить чертову кучу времени на разбор кода, сделает в лучшем случае дописку 2-3 строк, в худшем если модули решения закрыты напишет тучу костылей чтобы работало день два и начало глючить, чтобы подсадить на подписку по офигитительной цене за отраслевое решение.
24. &rew 52 04.06.20 20:29 Сейчас в теме
(2)
низкая планка входа в профессию 1С

Так и хочется сказать : "...выйди и зайди нормально!"
Вы за или против низкой планки?
33. par_62 05.06.20 06:03 Сейчас в теме
(24)конечно именно так. Я против попыток представить дешевую поделку ,написанную по заказу ,как сказал автор статьи " тети Клавы",как отраслевую конфигурацию. Подобные спецы по моему и есть людт,попавшие в профессию либо случайно,либо не обладающие опытом и знаниями. Не хочу обидеть сообщество программистов 1с,к коим принадлежу и сам, но подавляющее большинство из нас не только не представляет себе конкретные отраслевые задачи,но и не хочет изучать.Поэтому и получаем такие конфигурации
35. &rew 52 05.06.20 06:15 Сейчас в теме
(33)Это разумно. Теперь нужно ответить себе на вопрос -по какой планке в профессию зашли? "По чеснаку", я по низкой. Конечно был опыт Delphi и прочий Паскаль с Бэйсиком. Но на уровне ВУЗа. Т.е. нужно понять, как поднять эту планку так, чтобы в нее можно было "зайти нормально". Вопрос не праздный. Хочется понять, что должен уметь человек входящий претендующий на высокое звание 1С-ника в будущем.
36. tindir 05.06.20 06:20 Сейчас в теме
(24) низкая планка входа это самое крутое,что может быть в ремесле. Проблема в том, что (как-то сча будет по бизнесстренерски) выйдя на первое финансовое плато, люди перестают развиваться. Вы не представляете как я вчера ругался на то, что человек вместо использования расширений захреначил свои поделки в конфу, сняв ее с поддержки (ЗУП3 БЛДАЖ, кторый обновлять каждую неделю ближайшие полгода). На вопрос - "заШто?" был получен ответ - "а чо. так же работает, а расширения эти ваши я не знаю". И тут был дикий ступор. Расширениям уже больше 2 лет (вроде), а он не понимает зачем ему это. И тут щелкнуло - почему на всяких хабрах 1с не коториуется - потому что сами разработчики на этом языке эту самую 1ц не котируют. Что асинхронность в 18-21 платформе? ПФФФ. Пусть пользователь сидит и ждет пока я циклом буду выполнять запрос в 8 временными талицами без отборов и индесов...

Низкий порог входа это всегда хорошо. Плохо, что у некоторых настолько узкие лбы, что они даже не могу увидеть отсутствие потолка за этим порогом.
Ta_Da; AXoxol; Sei Souma; TerveRus; base_1c; +5 Ответить
37. &rew 52 05.06.20 06:44 Сейчас в теме
(36)На самом деле расширения - это тоже такое себе "удовольствие". Давича обновлял я расширенную конфу, с добавленными в расширение объектами метаданных, так меня нафиг послали со словами, "не знаю я таких таблиц, которые ты мне подсовываешь", и пришлось не то что отключать, удалять расширение, с потерей всех объектов из него. Так что теперь это вот всё живет в отдельной подсистеме.
alex-l19041; nomad_irk; acanta; +3 Ответить
42. tindir 05.06.20 08:39 Сейчас в теме
(37) А вот тут появляет порог входа =) разработка под УФ? Обновление через EDT? Да тоже ловлю иногда проблемы с расширениями вида - "не обнаружен объект...", когда метаданные удаляются или меняются из конфы. И есть подозрение, что Вы изначально накодили расширение без учета, того что основная конфа может меняться. Впринцыпе я как понимаю вы не сделаи "проксирование" данных между функционалом расширения и конфы? =)
44. nomad_irk 76 05.06.20 08:47 Сейчас в теме
(42)
И есть подозрение, что Вы изначально накодили расширение без учета, того что основная конфа может меняться. Впринцыпе я как понимаю вы не сделаи "проксирование" данных между функционалом расширения и конфы? =)


Это как? :)
45. &rew 52 05.06.20 09:55 Сейчас в теме
(42)Ну кодил не я. Я обновлял. А вот это вот непонятное слово - это что? Я вот Добавил в расширение Документ - Кляуза, добавил регистр сведений Кляузники в расширение. Где что "прокрастинировать" (или как там)?
46. &rew 52 05.06.20 10:15 Сейчас в теме
(42)Кстати не ...Необнаружен объект..., а "Структура таблицы несовместима с текущими расширениями конфигурации". Решение вроде отключить, а после обновления - включить, не помогло, т.к. выскакивало что-то типа ""Ошибка при выполнении операции с информационной базой. Запись не найдена в менеджере имен базы данных".
75. MikhailDr 09.07.20 08:25 Сейчас в теме
(42)
вы не сделаи "проксирование" данных между функционалом расширения и конфы?

А можно статью на эту тему?
76. tindir 09.07.20 09:31 Сейчас в теме
(75) тут нет достаточного мяса для статьи. Под проксированием я имею ввиду подход как делают в том же ЗУП/ЕРП, когда у тебя вызов метода пробрасывается через несколько процедур с параметрами структурами. Возможно я лишнее кончено разгоняю, но расширение отлично умеет "дергать" таблицы вне расширения, да правда с конфигуратора конструкторы работать могу не захотеть.
77. MikhailDr 09.07.20 09:47 Сейчас в теме
(76) Расширения тема популярная. У меня все доработки идут через расширения, я бы с удовольствием посмотрел пример подобной реализации.

А вы данные храните в расширениях?
78. tindir 10.07.20 08:25 Сейчас в теме
(77) Если прально вас понял, то такой решительный поступок возможен в случае когда расширение описывает законченную подсистему. Как пример - стояла задача получения данных со СКУД. Забрал/загрузили данные с серверов, завернул в документ, провел в регистр, показал отчет "время вход/выход". Тут же подготовил программный интерфейс для того, что бы внешняя обработка(!) заполнения заполнила табеля в ЗУП. По моему разумению такой подход дает мне возможность пользоваться "общими" данными о кадрах, но изолирует "типовик" от моих криворуких разработок.

То о чем вы писали выше (либо не вы) - проблема когда после обновления расширение превращается в тыкву - зачастую связано с тем что расширение трогает какой-то типовой документ за нежные места.
79. MikhailDr 10.07.20 08:50 Сейчас в теме
(78) ясно, спасибо. У нас бюджетирование со своими регистрами, думаю как лучше сделать
80. tindir 10.07.20 10:56 Сейчас в теме
(79) всякие БДСМ практики можно вполне в расширение выталкивать. ИМХО. А вот заполнение ЗРДС и контроль ППВ/И уже подписками допинывать. Подписки же теперь есть в расширениях! =)
81. MikhailDr 10.07.20 11:13 Сейчас в теме
(80) Туда бы еще регламентные добавить и вообще супер было бы)
82. tindir 10.07.20 12:57 Сейчас в теме
(81) А вот тут не согласен...хотя, чего не согласен...согласен! =) Очень уже хочется увидеть "композитные" конфигурации. Где ты за 2К покупаешь БСП, за 4К покупаешь "Бух.Учет", за 3,5К "Зарплата", за 600К интегратора Х))) который подружит все эти модуля между собой (как в галактике/Сапе). Крч. как в добрые старые семёршные времена =)
43. nomad_irk 76 05.06.20 08:46 Сейчас в теме
(36)Расширения ОЧЕНЬ с оглядкой нужно использовать. Я уже тоже сталкивался с проблемой при обновлении типовой, пришлось перетаскивать много чего из расширения в основную конфигурацию.
serega_sun; +1 Ответить
3. ktb 629 03.06.20 08:42 Сейчас в теме
Угу: суббота, запуск, глюки, пароль на модуле :-)
4. acanta 03.06.20 11:20 Сейчас в теме
Все точно. Приходишь в такую организацию, а на тебя смотрят как на человека, который сказал что Чайковский как то те так понял Пушкина, вообще не такая музыка должна быть и Ленский должен быть бас, а Онегин тенор. И все это надо переписать еще вчера. И переобучить в процессе исполнения обязанностей.
Только что камнями не побьют, но главное это сохранять обратную совместимость при любых преобразованиях, потому что предприятие работает
Зато какие возможности открываются, когда кто-то увольняется, такого количества высокопоставленных визитеров при жизни не увидишь.
Один рядовой работник уходит - три транснациональные корпорации тендер устраивают буквально на следующий день. Очень смешно выглядит.
5. amd1986 03.06.20 11:48 Сейчас в теме
Например, попросит заказчик доработать отчет. Вы при оценке думаете – ну, наверное, там запрос надо поправить. Возможно, сделано не на СКД, а по-староверски, с текстом запроса в модуле объекта. А фиг там – 20 запросов, с кучей кода, их обрабатывающего, повсюду поиск по коду и наименованию. И вообще это не отчет, а печатная форма – по сути своей. И данные хранит в табличной части, и рисуется по макету. Такому, в котором количество строк нельзя увеличивать. Как дала когда-то тётя Клава Перцу на Проекте форму в экселе, так и нарисовано.

А в типовых, особенно в ЗУП, разве не так? Прошли те времена, когда отчеты за пару тройку минут правились.
alex-l19041; Strange Device; chg; darkultro37; amoarok; +5 Ответить
14. nomad_irk 76 03.06.20 15:39 Сейчас в теме
(5)Ну тут при определенном уровне квалификации ты все же сможешь поправить что-то и может даже быстро, но в отраслевых как правило модули запаролены, все, что может быть перенесено в такие модули, ессно перенесено.

И если алгоритм отчета/расчета какого-то показателя/еще что-то глючит или вываливается в ошибку, то приходится "рядом" реализовывать свой велосипед и перенаправлять вызовы на него.
32. D_astana 110 05.06.20 05:25 Сейчас в теме
(14)а разве проблема этот код открыть.?))
39. nomad_irk 76 05.06.20 08:31 Сейчас в теме
(32)Проблемы открыть нет, но его придется открывать после каждого обновления, где-то вести лог того, что на что было изменено, каждый раз возвращать эти изменения обратно.
54. balanceprof 2 08.06.20 12:11 Сейчас в теме
(39) (32) работающих декомпиляторов обфусцированного кода 1С сейчас не существует. Буду очень рад, если я ошибаюсь и Вы меня поправите конкретным решением
34. tindir 05.06.20 06:06 Сейчас в теме
(5)Если в про ЗУП2, то вы ее не поняли, она проста как лапоть. Если вы про ЗУП3, то вы ее не поняли, она живет в новой парадигме континуума временных таблиц. И данный абзац абсолютно легитимный. Это "жиза" нетиповика, который писал человек с должностью программист1С, где-нибудь дальше мкад.
50. amd1986 05.06.20 17:02 Сейчас в теме
(34)Конечно я про ЗУП 3. ЗУП 2 была хороша.
56. acanta 08.06.20 20:15 Сейчас в теме
(50) так не бывает, что зуп 2.5 была хорошая, а ЗУП 3 стала плоха. Вопрос был - почему вместо модернизации платформы и железа при совместимости с архитектурой зуп 2.5 вообще понадобилась модернизация железа и конфигурации, если конфигурация "была хорошая"?
57. amd1986 09.06.20 12:06 Сейчас в теме
(56) Потребовался функционал ЗУП 3, вот и перешли на него. ЗУП 3 плоха архитектурой. "Представления" явно неудачное решение(чень усложняют поддержку, большой порог входа в конфигурацию), особенно когда такое количество багов в ЗУП 3.
Типовые конфигурации должны быть простые как автомат Калашникова. В этом плане мне нравится УНФ.
72. krollzlat 25.06.20 16:26 Сейчас в теме
(57) особенно ставки НДС в справочнике?)
73. amd1986 25.06.20 17:42 Сейчас в теме
(72)
(57) особенно ставки НДС в справочнике?)

В том числе) Архитектура УНФ очень проработана, много что унифицировано. Для нее очень удобно писать различные модули.
teyana; aiovlev; +2 Ответить
64. TerveRus 17.06.20 13:08 Сейчас в теме
(34) ага, ну да, внутри МКАДа же одни гении собрались.
66. tindir 17.06.20 14:02 Сейчас в теме
(64) ЦЕ Масква не рассия =) Могу говорить только за Кузбассы, тут хромоножек много =)
6. igor-gtc 03.06.20 12:18 Сейчас в теме
Написано так, что даже у меня паленым завоняло.
Автор молодец- на мат так и не сорвался.
А по существу статьи- да, многие пишут как им вздумается и тут дело действительно в том, что нет никакого базового минимума знаний и умений, чтобы стать 1С-ком.
НО!
Пока такие конфигурации присутствуют на рынке очень многие частники и френчи, занимающиеся внедрением будут жить безбедно. Так что ничего особо грустного в этом нет, просто констатация факта и все.
alex-l19041; chg; shard; +3 Ответить
7. Serega-artem 17 03.06.20 12:22 Сейчас в теме
Хорошая статья, в свое время немного занимался отраслевыми (и разработкой и внедрением). Автор всё правильно сказал про низкий порог входа в профессию, но это проблема не только 1с, это вообще глобальная проблема всех отраслей - страшный кадровый голод, приводящий к тому, что везде сидят "специалисты", которые смутно понимают чего вообще от них хотят. Все и везде делается по принципу "лишь бы с завода уехало". Нигде толком нет правил, стандартов. Все живет фактически одним днем - сейчас работает и ладно. Никто не заинтересован в развитии, в освоении нового. А зачем? Никто толком не понимает, что будет завтра.
native-api; chg; +2 Ответить
8. portalUg 75 03.06.20 14:27 Сейчас в теме
Аж всплакнул
Cat43r; chg; nomad_irk; +3 Ответить
9. nomad_irk 76 03.06.20 14:42 Сейчас в теме
При вспоминании о УАТ/"Альфа-авто 4" лично у меня до сих пор рука к коньяку тянется.......
teyana; Лис Р; &rew; Aleskey_K; chg; mrsmrv; +6 Ответить
22. barat 04.06.20 17:16 Сейчас в теме
(9) Это что, мне вот довелось с "Астор.Торговый дом" поработать......
shkipa91; +1 Ответить
23. nomad_irk 76 04.06.20 17:19 Сейчас в теме
(22)Бог миловал, как говорится :)
31. RSConsulting 168 05.06.20 04:53 Сейчас в теме
(9)Альфа 4 и 5 это нечто, не говоря об ошибках кода, методология заставляет краснеть перед заказчиком с регулярной стабильностью
TerveRus; +1 Ответить
10. rusmil 262 03.06.20 15:03 Сейчас в теме
Если хотите как следует поразвлечься, то вписывайтесь в проект по внедрению отраслевой конфигурации.
Ох уж эти отраслевые конфигурации, столкнулся с одной, больше не хочется, даже не ожидал что будет много таких сюрпризов:

1. Конфигурация постоянно обновляется, при этом никакой справки к объектам конфигурации толком нет, а документация "Руководство пользователя" давно устарела и не соответствует текущей последней конфигурации. Попробуй догадайся что, для чего и какая правильная должна быть методика с точки зрения разработчика отраслевой конфигурации?

2. Конфигурация использует БСП однако бывает, что некоторые формы не открываются или вываливаются с ошибками, а разбираться с большим количество вложенных процедур конфигурации плюс еще куча вложенных процедур БСП и как их вместе скрестить, то еще удовольствие, куча времени на это улетала.

3. Оценку того, подходит отраслевая конфигурация для организации или нет делали одни специалисты Менеджеры из состава руководства и сказали им нужна именно эта программа. Когда конфигурацию установили для персонала и они начали в ней вести учет, выяснилось, что программа не подходит для работы, некоторых необходимых отчетов нет, некоторые операции должны отражаться по-другому. Хорошо, что Платформа 1С позволяет модифицировать и анализировать программный код, однако плохо когда программный код отраслевой закрыт или вообще защищен компонентами. Появились незапланированные дополнительные работы, чтобы удовлетворить заказчика. Персонал не доволен все на нервах.

4. Заявленный функционал по обмену синхронизации с типовыми конфигурациями не работает. Проверить это заранее невозможно, так как для этого нужно развернуть отраслевую конфигурацию, что-то в ней заполнить и уже потом попробовать настроить обмен с типовой бухгалтерией. По итогу имеем еще один плюс в риски и дополнительный гемморой.

5. Поддержка подключаемого оборудования заявлена в функционале конфигурации, а по факту толком не работает, выясняется это уже у заказчика, когда отступать уже некуда. Приходится тратить кучу времени, чтобы выйти на разработчиков оборудования за границей и тут бинго разработчик оборудования техническую документацию по тонкостям своего оборудования не предоставит.

Вывод у меня получился такой: если оценочную стоимость и длительность внедрения для типовой конфигурации нужно умножать на 2, то для отраслевой конфигурации можно умножать на 4! Перед внедрением отраслевых конфигураций нужно делать предпроектное обследование, чтобы потом не работать бесплатно.
native-api; alex-l19041; TerveRus; popenko; chg; +5 Ответить
12. spyryty-santyum 15 03.06.20 15:30 Сейчас в теме
(10)умножайте на 10, и будет счастье. Потому что даже после обследования вывернется один факт о котором "забыли" упомянуть и все летит к черту, так как весь разработанный алгоритм внедрения неверен - не учли, что тетя Валя, где то там у себя в подсобке на счетах считает и потом говорит как нужно было рассчитывать..
13. nomad_irk 76 03.06.20 15:36 Сейчас в теме
(10)Ладно бы, если бы модули не запароливались, но нет же......обязательно все запоролить, чтобы никто не смог просто так доработать/подправить глючную поделку.
dgetag; chg; +2 Ответить
52. popenko 06.06.20 00:34 Сейчас в теме
да еще, очень согласен с (10) и (15) и такое ощущение что разработчик часто даже не знаком с походом как в статье https://infostart.ru/public/1242418/ . Я просто не давно наступил на эти грабли, но зарабатывать ведь надо, вот и вычищаешь чужой код.
15. ogoneksergei 3 03.06.20 17:30 Сейчас в теме
Согласен с автором и всеми комментариями. Однако часто даже нормальные конторы и программисты пишут такие отраслевые. В лоб. Не универсально. Без стандартов. И т.д. А все потому, что как говорилось выше низкий порог входа в профессию и высокая конкуренция. Допустим предприятие решило внедрить себе 1С с правкой напильником под свои нужды. Начинается поиск исполнителя. Приходит 5 франчей. Пара серьезных, пара средних и совсем слабый для балансу. Вкратце им описывается что нужно. И выслушиваются предложения. И тут наступает время конкуренции. Франчи которые серьезные могут сделать хорошо и правильно, но очень выйдет дорого. Средние сделают дешевле но и доработки будут уже без БСП и т.д. А самый слабый выкатывает низкую цену, так как у него прогеры дешевле всех и цена часа. И делать он будет в лоб без универсальных механизмов и оптимизации. Не говоря уже за БСП. В результат как правило самого слабого не берут, если заказчик серьезный бизнес. И начинают выбирать между оставшимися. Но оглядываясь на цену самого младшего. И остальные начинают думать как снизить цену внедрения, что бы на этом еще и заработать. В результате кто бы не взялся за реализацию отраслевой, он делает ее за минимально возможный бюджет не прибегая к серьезным механизмам. Так же нет предела совершенству. И то что программист написал месяц назад, он придумал как оптимизировать, но ему ни кто этого не даст сделать так как денег нет. А тот механизм работает. Да медленнее но не критично.
Сама 1С в этом плане работает по другому. Они выпускают собственный релиз. Ни кто их не гонит. Это видно по выпуску релизов с опозданием к законодательству. И они так же при срочных доработках делают в лоб. А потом через пару релизов делают норм так как сроки.
На мой взгляд предприятиям выгодно делать заказ отраслевой у франча. Большая команда делает конфу в нормальный срок. А после внедрения нанять себе программиста и он уже потихоньку данные механизмы допилит, оптимизирует и внедрит. После внедрения франчем пока будут сотрудники вникать в конфигурацию. Все будет потихоньку приходить в норму. Если просто нанять программиста и он один будет все писать растянется срок. Без штатного программиста с такими конфигурациями тоже не кайф. Все время сидеть на подсосе у франча дорого. На мой взгляд.
mvxyz; tindir; evgd02; alk; chg; +5 Ответить
18. DAV 04.06.20 10:30 Сейчас в теме
(15)
На мой взгляд предприятиям выгодно делать заказ отраслевой у франча. Большая команда делает конфу в нормальный срок. А после внедрения нанять себе программиста и он уже потихоньку данные механизмы допилит, оптимизирует и внедрит.

А после внедрения схантить себе команду из этого же франча, так как они уже знают свои же грабли и допилят быстрее )))
16. chg 04.06.20 01:44 Сейчас в теме
Вы что думаете?

Классная статья, всё так и есть)
17. MikhailDr 04.06.20 08:08 Сейчас в теме
А разве это исключительно особенность 1С? Во всем мире есть киты, которые могут в стандарты и поддержку и те кто делает на коленке, лишь бы продать.
19. Fril 04.06.20 13:21 Сейчас в теме
Думаю не всегда внедренцы виноваты, т.к. заказчик или его назначенный может сказать хочу как в 7-ке... и делаешь формы и механизмы как в 7-ке :-( А когда смотришь чужой код / формы и думаешь что за "одарённый" это наваял
20. gendal 10 04.06.20 15:07 Сейчас в теме
Принципиально не работаю с отраслевыми конфигурациями
Ta_Da; dgetag; +2 Ответить
21. Астиг 19 04.06.20 16:00 Сейчас в теме
Вот сидят сейчас мои коллеги и обсуждают КомбинатПитания от Рарус. Особенностей там много и всего не перечислить. Но самое на мой взгляд занятное - это запрет на использование запросов во внешних обработках. С какой целью они это сделали? Сколько же седых волос появилось на головах моих коллег пока они это поняли.
65. TerveRus 17.06.20 13:12 Сейчас в теме
(21) а как это можно запретить?
25. gavks 9 04.06.20 21:23 Сейчас в теме
Чёт про Первый Бит никто не вспомнил ))
26. Sergynia 4 04.06.20 22:01 Сейчас в теме
Полностью согласен с автором.
Не понимаю почему Рарус в своих конфигурациях в справочниках делать длину кода равной 0. Сталкивался с конфигурациями 1С-Рарус: АЗК+Нефтебаза, редакция 2.0 и 1С:Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM). Делаю они так только своих справочниках. Но не смотря на это нашел в УТиВСКе интересные моменты.
27. nomad_irk 76 04.06.20 22:07 Сейчас в теме
(26)В типовых тоже часто не используют код
28. Sergynia 4 04.06.20 22:29 Сейчас в теме
(27) честно не встречал, но ради интереса чекну. Мне интересно зачем это делать?
29. acanta 04.06.20 23:28 Сейчас в теме
(28) вероятно потому что коду слишком часто не хватает длины, тем более на типовой префикс фирма+ РИБ. И увеличение его длины когда ресурс будет исчерпан та еще задача. Интересно, если все базы 1с выставить во фреш, ip адресов на всех хватит, или там тоже гуиды будут приделывать?
30. Sergynia 4 05.06.20 00:08 Сейчас в теме
(29) Отличное предположение. Хотя есть справочники у которых длины кода хватит, как мне кажется.
40. nomad_irk 76 05.06.20 08:32 Сейчас в теме
(29)Уже давно появился IPv6 у которого адресов хватит, даже если все чайники подключить к интернету :)
41. nomad_irk 76 05.06.20 08:34 Сейчас в теме
(28)Причина проста, ИМХО: поле кода не нужно, т.к. никакой функциональности оно не несет.
47. AlX0id 05.06.20 10:30 Сейчас в теме
(28)
Скорее всего, чтобы лишние индексы не генерились и не поддерживались.
38. acanta 05.06.20 07:08 Сейчас в теме
Ну да, нефиг портить воздух своим опытом, тем более входящим через низкий порог с высокими потолками (бабу Клаву спросили - она ответила). Пусть молодежь развлекается чудесами.
Sergynia; +1 Ответить
48. starik-2005 3087 05.06.20 10:34 Сейчас в теме
Сейчас большинство отраслевых разрабатывыаются на базе типовых. Да, иногда кто-то забывает форму переопределенную прописать, в итоге бухгалтер рыщет по элементу справочника сотрудников, пытаясь найти, куда впендюрить трактор, а, оказывается, в новом релизе забыли переопределенную форму прописать в функции модуля переопределений, вызываемого из модуля менеджера справочника. Ну какой школьник найдет, где тут концы? Да и не школьник, как практика показала, тоже не найдет и будет ныть.

В общем сейчас все стало лучше и отраслевых, написанных на коленке школьниками, стало совсем мало - если только в деревнях иселах.
Sergynia; +1 Ответить
51. popenko 06.06.20 00:26 Сейчас в теме
"Сейчас, наверное, не так всё дико, а лет 10 назад просто жуть была." - взято из статьи. Реально это сейчас и продолжается и думаю будет продолжаться. Я с этим сталкиваюсь на каждом проекте, и меня это волнует. Потому что заказчики после такого "сильно ругаются". Молодежь может и хочет развлекаться, только отношение у заказчиков становиться "отрицательным" к программистам и приходится много времени тратить на "уговоры" и исправление ошибок , а на развитие проекта меньше. Одним словом страдает и репутация программ под брендом 1с . (48) "стало совсем мало - если только в деревнях иселах." - с чем я сталкиваюсь НЕУВЕРЕН.
49. пользователь 05.06.20 11:31
Сообщение было скрыто модератором.
...
53. serega_sun 06.06.20 08:20 Сейчас в теме
Автор исходит из предположения, что это только проблемы 1С. И можно просто захотеть и сделать "всем хорошо".
Меня они тоже изрядно замучили и я начал интересоваться джавой. Послушал, почитал и понял, что проблемы те же. Спагетти, легаси, специфические решения. Всё то же самое.
Я прихожу к мысли, что эти проблемы - фундаментальные. Хотелки заказчиков постоянно растут. С ними происходит усложнение продуктов. А человек, даже программист, физически ограничен. Сколько объектов человек может держать в уме одновременно? А если количество интеграционных связей каждого объекта, предположим, раз в пять лет удваивается?
Бизнес кормит программистов и требует чтобы было быстро, дешево и качественно. Приходится искать компромисс. При каждой доработке.
Жалуетесь на низкий порог вхождения? А если он будет выше сколько новых программистов придет в профессию? Наверное меньше? А если бизнесмен не найдет программиста на продукт 1С, он начнет искать его на другой продукт, на котором работает достаточное количество специалистов. И превратится 1С в мертвый язык, как латынь. Конкуренция.
55. Strange Device 307 08.06.20 18:45 Сейчас в теме
На самом деле часто дело даже не просто в низком пороге входа программистов, гораздо чаще все дело упирается в именно в клиента. Год потратил на переписывание отраслевки на одном из средней руки заводиков. При этом у клиента изначально был подход к проекту: должно быть точно также как в уже работающей самопальной нетиповой на семерке. Эту самопальную нетиповую писали двадцать лет сто разных человек, внутрь заглянуть иногда просто страшно. Но при этом какое тут обследование бизнес процессов, какое руководство проектом: вы нам продали эту конфигурацию, вот и пусть она работает не так как должна работать, а так как мы хотим. Вот так оно и создается. И поделать в реальности ничего невозможно - "клиент всегда прав", хочет клиент так, значит будет так... А уж то, что потом кто-то догадается распространить единичный проект на отраслевую, это не беда того, кто писал, это скорее "заслуга" менеджеров, которые готовы продать что угодно, кому угодно... Не особо думая, а что там внутри...
TerveRus; oldcopy; +2 Ответить
59. oldcopy 174 12.06.20 17:32 Сейчас в теме
(55)Это не только в отраслевых, это сплошь и рядом. От некоторых проектов приходилось даже отказываться, когда заказчик хотел чтобы ему сделали вот так, хотя это неправильно и чревато серьезными ошибками в учете. Обычно все доводы разбиваются о "у нас так принято" или "мы вас пригласили не думать, а делать".

Ну и отдельная категория, это клиенты хотящие доработок, чтобы бить чеки на левой кассе, бухло мимо ЕГАИС и т.д. и т.п. Такие сразу идут лесом. От них же потом проблем не оберешься.
TerveRus; +1 Ответить
58. CheBurator 2712 11.06.20 21:39 Сейчас в теме
"В нем есть складской учет, с замахом на партионный. Сделано примерно как в УТ 10.3, в старом добром партионном учете, только без вариантов оценки стоимости при списании – только ФИФО. Ну и ладно, партии приходуются, при списании списываются. Но чего-то не хватает… Клиент говорит – поменял приход в начале месяца, теперь стоимость списания неправильная. Ну я говорю – должна быть обработка восстановления последовательности. А ее нет. Как и последовательности. Как и обработки группового перепроведения документов."
- если это СКЛАДСКОЙ учет. именно СКЛАД. то там в принципе не может быть заднего числа. Это противоречит концепции складского учета как отражения физических действий с физическими обьектами. все проблемы исправляются в "сейчас". Поэтому и нет заднего числа.
.
конечно, если здесь главное слово 2складской УЧЕТ" - то есть учет воздушных сущностей (никак не идентифицируемых на складе) типа "партия прихода" 9которую даже глядя на коробку с товаром нельзя вычислить. и учет таких партий не ведется поячеечно - ну тогда да.. восстановление ГП должно быть.. это ж главное в ...складском ... учете
;-)
60. oldcopy 174 12.06.20 17:59 Сейчас в теме
(58) Учет он бывает разный. Я знаю несколько ИП не ЕНВД которые используют для внутреннего учета программу 1С:Деньги и довольны как слоны. А что им еще надо? Приход есть, расходы видно. Долги тоже вести можно. И сразу виден итог деятельности - сколько денег он заработал за день, неделю, месяц. Многим большего и не надо.
61. CheBurator 2712 12.06.20 20:23 Сейчас в теме
(60) и я таких знаю. и согласен с с замечанием.
62. CheBurator 2712 12.06.20 20:24 Сейчас в теме
63. nonofusafree 16.06.20 17:18 Сейчас в теме
(0) какой спрос, такие и отраслевые конфигурации. К сожалению :(
67. Vlan 36 17.06.20 14:25 Сейчас в теме
Где-то тут встречал уже тезис: "Каждый последующий программист хает предыдущего и обещает идеальный код".
Я присутствовал при разработке отраслевого решения, и мне даже жалко было ребят, пишущих конфигурацию. Такое обилие вводных "по ходу пьесы", зачастую противоречивых у разных источников, могут любого привести в бешенство. А они выслушивали и брели переделывать в сотый раз уже законченный, казалось, модуль.
Конечно, плохо делать продукт из сырых заготовок, но спрос рождает предложение. Сделайте лучше, и посмотрим, что выберет рынок: "дырявую Windows или крутую OS/2". :-)
Darklight; TerveRus; +2 Ответить
68. TerveRus 17.06.20 14:33 Сейчас в теме
Приходилось разбираться в механизмах и дорабатывать 1С:Медицина больница.
Вот это жесть там творится, даже с точки зрения пользователя.

Документы в принципе не умеют распроводиться, точнее кнопка не доступна, их действие можно отменить только проведением документа отмены, который может лезть в движения первоначальной продажи и менять там реквизит "документ продажи", вот чуть ли не регистратор подменять как описано в статье, короче с точки зрения программиста, который привык к типовым, дичь полнейшая, но блин как-то работает. Еще удивляла сама структура справочников.

Но самая жесть в коде конечно творится в обработках интеграции со сторонними сервисами, особенно с ЭДО.
Обработку СБИС кто-нибудь видел изнутри?) Надмозги какие-то писали)
69. nomad_irk 76 17.06.20 14:40 Сейчас в теме
(68)Видел, видел. Открыл, увидел, репу почесал и закрыл, чтобы сохранить душевное спокойствие :)
TerveRus; +1 Ответить
70. Vlan 36 17.06.20 14:45 Сейчас в теме
(69) Это где отдельная форма на каждый выгружаемый документ?
71. nomad_irk 76 17.06.20 14:46 Сейчас в теме
(70)Да, что-то вроде :)
Сначала, если не ошибаюсь, обработина была универсальная для ОФ и УФ, потом вроде разделили.
74. oafan 27 08.07.20 08:12 Сейчас в теме
Как говорится: доработать напильником...
Оставьте свое сообщение