Алексей Нестеров
Intelligent Enterprise: Компании отечественного машиностроения очень разные, они отличаются друг от друга по масштабу, решаемым задачам, экономическим условиям. Каким образом стратегия информатизации зависит от типа предприятия?
К сожалению, мне придется назвать не самые оптимистичные цифры по отрасли. По данным Росстата, индекс производства машин и оборудования в январе - августе нынешнего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего составил всего 92,6%. Правда, если говорить о близких к чистому машиностроению отраслях, то, скажем, в производстве электрооборудования и транспортных средств индекс достиг 103,5%. Есть подотрасли, которые развиваются и нормально себя чувствуют, а есть такие, которые находятся в тяжелом состоянии. Рассматривая тенденции в смысле внедрения ИТ, то я бы не стал выделять экспорт, а разделил бы все предприятия на три группы. В первую я отнесу те подотрасли машиностроения, которые получают госзаказы, - например, транспортное машиностроение. Во вторую группу войдут подотрасли, где рост наблюдается за счет роста смежных отраслей. Это, в частности, производители оборудования для строительных компаний и пищевой промышленности. И в третьей категории находятся предприятия, не получающие прямой или косвенной поддержки.
Исходя из этого разные предприятия по-разному смотрят и на выбор информационных систем управления. У тех, кого поддерживает государство, как правило, длительный, вялый и спокойный подход к выбору информационной системы. Они могут годами выбирать между несопоставимыми по стоимости и сложности внедрения системами как отечественных, так и зарубежных разработчиков, у них на это достаточно времени. Конечно, и среди них есть те, кто понимает, что господдержка будет не всегда, что все равно придется внедрять программы, которые позволят управлять себестоимостью и эффективностью производства, и чем раньше это начнешь, тем больший эффект получишь. Основными же покупателями ERP-систем являются компании, относящиеся ко второй категории. У них есть и деньги, и здоровая конкуренция, они проводят полноценные тендеры и вообще разумно подходят к проблеме выбора ИСУП. Для них очень важно в сжатые сроки получить первые результаты. Они смотрят на автоматизацию как на инвестиции.
Мы уже затронули классы ИТ-продуктов, которые интересны машиностроителям. Какие конкретные проблемы они решают? Какие еще технологии и инструменты интересуют их сегодня исходя из названных тенденций?
Есть клиенты, которые обращаются к нам без глубокого понимания стоящих перед ними задач. Они называют это "внедрением ERP", хотя фактически большинство из них испытывают потребность в организации единого информационного пространства с помощью общей системы, решающей в первую очередь самые актуальные для них задачи, а затем и остальные. Известна практика крупных машиностроительных заводов, где лоскутная автоматизация осуществлена на базе десятков и сотен разрозненных информационных систем. Они могут функционировать и в таких условиях, но оценить себестоимость своей продукции и отследить прохождение заказа через производство без единой информационной системы практически нереально. Главное для таких предприятий - срочно организовать контроль за материальными потоками на складах и в производстве, так как они составляют существенную часть себестоимости продукции.
Но при этом мы и про маленькие компании не забываем - им тоже нужно эффективно управлять бизнесом. Еще важно отметить, что наше типовое решение по управлению производственным предприятием во многом ориентировано именно на машиностроительное производство. Существуют и такие задачи, которые мы стараемся реализовывать вместе с партнерами в виде встраиваемых специализированных систем, чтобы не утяжелять типовое решение. У нас есть модуль управления данными о продукте, который в стыковке с типовым решением позволяет управлять элементами жизненного цикла изделия с учетом требований ЕСКД. Есть конфигуратор продукции, позволяющий быстро вычислять себестоимость будущего производства. Есть модули BSC, управления транспортом и другие. Многие модули у нас находятся в стадии проработки - они подходят для решения задач небольших групп машиностроительных предприятий и по мере расширения клиентской базы становятся все более востребованными, так что в будущем не исключено их тиражирование. Например, модуль планирования раскроя металла в цехе с оборудованием Amada, который взаимодействует с подсистемой планирования типового решения и специализированной АСУТП.
Важно учитывать потребность заказчиков в сокращении сроков запуска программного продукта в эксплуатацию. На машиностроительных предприятиях это, как правило, длительный процесс, и мы особое внимание уделяем развитию методик внедрения продукта для сокращения сроков запуска.
С какими проблемами машиностроительные предприятия сталкиваются при автоматизации и с чем они связаны?
Согласен, в машиностроении остро стоит проблема подготовки нормативной базы для дальнейшего планирования производства. Предприятию в принципе сложно собрать и систематизировать все внутренние данные. И от этого проистекают многие другие сложности автоматизации, характерные для машиностроения. Основываясь на своей практике могу сказать, что еще одной большой проблемой является сопротивление персонала по отношению к автоматизации производственного учета. Такое часто встречается именно в машиностроении, так как в силу сложности производства там зачастую имеет место устоявшаяся годами непрозрачность учета, которая многих устраивает. Ну и, конечно, нелёгкой задачей для клиента является выбор компетентного партнера-консультанта для внедрения.
Эти же вопросы были заданы другим представителям ИТ-компаний:
Евгений Калмыков - начальник отдела информационных систем ЗАО "Остров"
Вадим Корепин - менеджер по продвижению Microsoft Dynamics AX
Алексей Насакин - архитектор отраслевых бизнес-решений SAP
Вадим Никитин - директор по региональному развитию "Фронстеп СНГ"
Андрей Рогожин - директор по продажам компании "Стерлинг Интеграция"
Игорь Успенский - руководитель направления "Машиностроение" фирмы "АНД Проджект"
Подробнее http://iemag.ru/?ID=617224