Давай, пока мама не видит?

31.08.22

Сообщество - О жизни

Разрабатываем, как умеем

Рынок разработки продуктов и сервисов в мире 1С – весьма странный. Как минимум потому, что, рискну предположить, 80% из вас не знали о его существовании. Но он есть.

Устроен просто. Почти всё, что не стыдно назвать «продукт» или «сервис», разрабатывает сама фирма 1С. Остальное – или партнёры (компании разного размера), или одиночки (не важно, какого юридического и налогового статуса).

Странностей, мешающих развитию рынка разработки 1С, много. Тут и лицензионная политика вендора («мамы»), и отсутствие нормальных маркетплейсов (все поделки – уже комнатной температуры), и масса бюрократии, и технические ограничения платформы, и наверняка что-то ещё – большая пахучая луковица, которую чистить и чистить.

Однако недавно… Нет, не повеяло свежим ветерком надежды. Появилась забавная дичь.

Кратенько расскажу.

Камни, песок, вода

Понять продуктовое наполнение рынка 1С можно с помощью детской загадки: как наполнить банку трижды, ни разу не опорожнив её? Ответ простой – навалить камней (это раз), насыпать песку (это два), ну и налить воды (это три).

Основные, большие, базовые продукты и сервисы создаёт сама 1С. Там сидит больше всего профессионалов разработки на платформе. Подавляющее большинство клиентов покупают такой «камень» - базовый продукт от фирмы 1С.

Но в нём всегда чего-то не хватает – не «вообще», а конкретному предприятию. Часть этих потребностей закрывается продуктами сильно меньшего размера, чем «камни» - тем самым «песком». Правда, их чаще называют не продуктами, а «надстройками», «расширениями», ну и «приблудами». Обычно это – небольшой, законченный продукт, закрывающий какой-то специфический контур учёта (автотранспорт, метрология, охрана труда, интеграция с чем-то конкретным и т.д.).

Ну а для потребностей, которые не закрываются «песком», всегда есть живительная «водичка» - программисты 1С со своим напильником. Как говорится, вода камень точит (может, девизом программистов 1С сделать?).

Откуда берётся «песок»?

Извечный вопрос: откуда берутся эти дырки между «камнями»? Почему в продуктах вендора всегда – всегда! – есть чего нет? В ходу много версий, я приведу три.

Первая – сознательные различия между продуктами, т.е. некий продуктовый маркетинг. Как и на любом другом рынке, продукты в линейке производителя должны друг от друга отличаться, причём – существенно. Иначе покупатель задолбается выбирать.

Вторая – в среде 1С встречается мнение, что вендор сознательно оставляет подобные неприоритетные для себя ниши для партнёров. Как ни старайся, всего в продукт не засунешь – есть же ещё масса работы по поддержке, оптимизации, развитию базовой функциональности. Возможно, сознательность позиции – это миф, но проверить нет никакой возможности.

Ну и третья, любимая среди программистов: «да они там просто тупые». Вроде как в 1С сидят разработчики, которые никогда не бывали на реальных предприятиях, и посему понятия не имеют, как устроена жизнь.

Я думаю, что реальная причина – микс из этих трёх, и ещё каких-то неучтённых версий.

Ошибки на рынке разработки

Как и на любом другом продуктовом рынке, тут тоже случаются ошибки. Фирму 1С наречём непогрешимой, и рассмотрим только ошибки песочных человеков.

Самая распространённая: обнаружили нишу, убедились что никем не занята, и планов у 1С на эту тему – нет. Ура-ура, побежали разрабатывать, продвигать, продавать. Дела пошли, одиночка собрал вокруг себя людей, организовал поддержку, развитие и… Фирма 1С включила аналогичную функциональность в свой продукт.

Она не со зла, просто очередь дошла. До относительно недавнего времени все планы 1С были строжайшей тайной, даже для партнёров. Сейчас с этим получше – есть и зазеркалье, и анонсы, и вебинары. Но какая-то секретная часть очереди всё равно существует, и из неё внезапно может вылезти конкурирующий продукт.

Конкурировать с 1С в этом плане сложно, поэтому ошибочные продукты быстро угасают. Какое-то время держатся на старых клиентах, но новые уже не появляются – та же функциональность есть в «камне», условно бесплатно.

И чё, как быть? Нашим «песчанкам»-то? Тут уж кто во что горазд.

Одни анализируют все публикуемые планы 1С, чтобы случайно не перейти дорогу (и не попасть под поезд). Другие, примерно зная повадки 1С, выбирают такие ниши, куда «мама» традиционно даже не смотрит. Третьи…

Ради них и статья.

Дичь

Нашлись, как всегда, ушлые. Сразу говорю – названий, имён и намёков не будет.

Сидят такие ребята, ничё не делают, внимательно смотрят за двумя зайцами. Первый – изменения рынка, нарождающийся спрос, тренды (даже наука есть на эту тему – «тренд-менеджмент»). Второй – планы разработки 1С. Что интересно, бывает взаимосвязь – например, план разработки 1С создаёт спрос. Но обычно, конечно, всё наоборот.

Итак, вот наши ребята заметили двойной экстремум – появился и устойчивый спрос на какой-то продукт/сервис, и 1С обмолвилась, что будет его делать. Ребята резко вскакивают и бегут по рынку – только теперь уже рынку разработчиков и старых продуктов. Ищут не идеально подходящий под спрос (их нет), а максимально похожий, хотя бы в своей методической или технической основе.

Ребята знают главную фишку разработки в самой фирме 1С: она ооооооооооочень медленная. От объявления плана до его реализации проходят, как минимум, месяцы. А то и годы.

Начинается челночная дипломатия. Владельцу продукта рисуют мрачные перспективы – эй, смотри, чувак, 1С скоро сделает продукт, который вытеснит тебя с рынка. Разработчик, конечно, начинает грустить. Ребята предлагают выход – продай нам свой продукт, со всеми потрохами. А то и сам нам «продайся», в качестве одного из потрохов (сердце, не иначе).

Быстро-быстро запускают рекламу своего продукта, по всем доступным каналам. Акция, скидка, «только сейчас». Ключевая фишка: клиенты ничего не знают о планах фирмы 1С (продуктовые доступны только партнёрам). А наши ребята – знают. Однако, клиент чувствует спрос на этот продукт, иногда – весьма остро.

Ну и всё быстро срастается. Спрос есть, предложение готово, сделка заключена. Как водится в среде 1С, вместе с продуктом продаются услуги по внедрению, обучению, адаптации. Деньги там не сильно большие, но с учётом масштаба и, как правило, высокой повторяемости в содержании услуг, заработать получается весьма неплохо.

Пока фирма 1С занимается разработкой, у ребят всё чики-чики, как и у их клиентов. Продукт работает, развивается, обновляется, поддержка работает, вопросы решаются. Но, как только «мама» выпустила релиз, даже тестовый – ребят как ветром сдуло.

Нет, они не исчезают, не закрывают юр.лицо. Они просто убирают продукт из линейки и перестают им заниматься. Разработчика, которого «купили», садят на поддержку клиентов по продукту. Если (точнее – когда) он сбегает – включают продукт в общий контур поддержки, где отвечают, по мере возможности, как получится, «ну извините, продукт редкий»… В конце-то концов, всегда есть программисты 1С – приедут и нальют «водички», чтобы банка опять наполнилась.

P.S.

Ребята этот трюк проделывали несколько раз. Всегда успешно. Юридически всё чисто. Клиентов немного жалко. И разработчика.

Да, и это не я, если что.

См. также

О жизни Россия Бесплатно (free)

Данная статья сугубо для раздела «О жизни», но может оказаться полезна многим членам сообщества. Все описанное ниже соответствует актуальному российскому законодательству на момент публикации статьи. У вас нет и в ближайшее время не предвидится детей возрастом до 1.5 лет? Вспомните о родственниках / друзьях / коллегах / знакомых, у которых они есть, и отправьте ссылку на эту статью — она может быть им чрезвычайно полезна. Распространите среди жильцов вашего ЖЭКа, как говорилось в одном классическом произведении. Помните, что, ставя плюсы к статье, вы поддерживаете её автора!

01.07.2024    5217    madonov    47    

51

О жизни Linux Системный администратор Программист Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Использование Linux в качестве основной ОС для программиста 1С, возможно ли это? Решил поделиться личным опытом работы перехода на эту систему. В статье моя история без технических деталей максимально простым языком. И, спойлер, да, жизнь на Линуксе для разработчика 1С возможна и с каждым годом становится всё комфортней. Статья рассчитана на людей, с Линуксом не знакомых, специалистов прошу не кидаться помидорами.

16.05.2024    5592    soulner    33    

45

О жизни Россия Бесплатно (free)

Подводим итоги работы в 1С за 2023 год. Все о вас: 4 подробных раздела с цифрами, графиками и ужасными цветами диаграмм (должна же где-то быть стабильность).

08.02.2024    27790    Neti    85    

121

О жизни Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

22.01.2024    5451    biimmap    67    

76

О жизни Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

16.01.2024    7079    biimmap    100    

79

О жизни Платформа 1С v8.3 Сложные периодические расчеты 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Бесплатно (free)

Импортозамещение увеличило потребность в архитекторах, аналитиках, разработчиках 1С, в т.ч. по ЗУП. Все их ищут всеми возможными способами, но не могут найти и не знают, чем же их завлечь к себе!? Давайте разберёмся в этом вопросе!

27.11.2023    5687    biimmap    52    

74

О жизни Сообщество Бесплатно (free)

Прочитав название публикации, мысль возникает о свадьбе... Но речь не об этом!

25.08.2023    3167    biimmap    24    

51
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. sashocq 193 31.08.22 11:40 Сейчас в теме
Так, я это уже читал!
smit1c; t278; +2 Ответить
2. alexey_kurdyukov 165 31.08.22 12:38 Сейчас в теме
4. vowg 86 01.09.22 10:45 Сейчас в теме
(1) Вот тоже, где-то это я читал
6. ltfriend 01.09.22 20:45 Сейчас в теме
3. popiksergey 31.08.22 17:39 Сейчас в теме
5. evgd02 01.09.22 11:28 Сейчас в теме
Неоднократно встречался с подобным, когда допиливают под себя функционал, тестируют, внедряют, а через год этот функционал появляется от 1С. Но сделан, конечно, по-другому, со своими доработками несовместим. И снова проблемы с переходом с нетипового на типовой функционал.
7. RustIG 1747 01.09.22 22:40 Сейчас в теме
название прикольное! особенно для взрослых дядек
8. Petr54-ru 92 02.09.22 04:48 Сейчас в теме
Если правда оно, ну хотя бы на треть... (с.)

Так то появление Дичи с точки зрения разработчика радует. По классификации Джоэла Спольски 1С можно отнести к "Консультативному ПО", когда для установки и настройки "требуется армия консультантов". И разработчику чтобы нормально продвигать свое решение нужно либо уже обладать партнерской сетью, либо как-то пролезть в чужую.

А тут такие ребята, которым можно это добро продать и голову не греть.

Кстати ровно те же рассуждения, что и в этой статье Ивана есть в книжке упомянутого мной Джоэла Спольски "Джоэл о программировании", в главе "Пять миров", камни у Джоэла - названы "Коробочным ПО", песок - "Консультативное ПО", а вода - "Заказное ПО". Джоэл это писал в своем блоге где-то лет 20 тому назад
sansys; RustIG; +2 Ответить
9. quazare 3802 02.09.22 06:31 Сейчас в теме
Ну и третья, любимая среди программистов: «да они там просто тупые» - вот с этим не соглашусь. Наоборот, настоящий программист 1с - это баланс между пониманием учета, процесса и надстройкой этого учета кодом - умением применять язык.

здесь, я не имею ввиду "умения" загрузки из эксель или работы с вебсервисами, например.... по-факту это никакого отношения к учету не имеет.

а вот если ты понимаешь, что такое "баланс", корреспонденцию счетов, план счетов - и умеешь перенести остатки по этому плану, чтобы не вывалилось все "на забаланс" - ты ценный кадр, да.
10. RustIG 1747 02.09.22 06:43 Сейчас в теме
а что мир разработки за границами 1с другой что ли? все то же самое, имхо.
11. a_a_burlakov 288 02.09.22 06:53 Сейчас в теме
Раньше Иван выкладывал на Хабре статьи, написанные для Инфостарта - теперь Иван выкладывает на Инфостарте статьи, написанные для Хабра.

Всё течёт, всё меняется ©
12. 1c-intelligence 12849 02.09.22 07:56 Сейчас в теме
(11) следую за изменениями правил площадок.

Раньше на хабре нельзя было выкладывать кросспосты, потом разрешили - поняли, видимо, что контент ценнее уникальности. Люди хотят контента, а уникален он или нет - пох. Единственное - разрешили именно кросспост, а не копипаст. Вроде как кросспост - это когда автор публикует свой контент с другого ресурса, а копипаст - чужой.

Инфостарт в какой-то момент правила поменял, повысив ценность уникальности. В том числе - задним числом. Например, нельзя разместить контент на ИС, а через день - в другом месте. Эдакий Лас-Вегас - что опубликовано на ИС, должно быть только на ИС (если хочешь оплаты труда за создание контента).

Поэтому я несколько раз менял порядок - то сначала на Хабре, то на ИС, то рерайт делал. Чтобы и правила не нарушать, и не работать бесплатно.

Но с правилом Вегаса ничего не поделаешь - ИС хочет монополию на контент. Мне, как автору, это не выгодно - ни экономически, ни стратегически. Поэтому ИС получает контент бесплатно, но после того, как его все уже прочитали на Хабре или где-то ещё.
a_a_burlakov; +1 Ответить
14. uno-c 264 02.09.22 08:23 Сейчас в теме
(12) А, так это не только графомания... Если суть изложить в трех предложениях - то ничего не заплатят ) Вот я тормоз.
22. Aftee 02.09.22 10:01 Сейчас в теме
(12) сколько платят за подобные статьи?
34. Cyberhawk 135 03.09.22 22:03 Сейчас в теме
(12)
что опубликовано на ИС, должно быть только на ИС
Это условие только к оплате относится, верно? Т.е. с Хабра на ИС можно репостить, просто денежек не заплатят уже?
13. quazare 3802 02.09.22 08:11 Сейчас в теме
(12) вообще создание полезного уникального контента - сегодня редкость. банально, всем лень
15. mcgoblin 3 02.09.22 09:14 Сейчас в теме
(13) А некоторый уникальный полезный контент удаляют по просьбе правообладателей(
16. quazare 3802 02.09.22 09:16 Сейчас в теме
(15) вообще я имел ввиду творчество в этом смысле, а не слизывание чего-то чужого
17. mcgoblin 3 02.09.22 09:18 Сейчас в теме
(16) да я тоже не про слизывание, я про посты Юрия говорю)
18. PLAstic 296 02.09.22 09:20 Сейчас в теме
Вроде как в 1С сидят разработчики, которые никогда не бывали на реальных предприятиях, и посему понятия не имеют, как устроена жизнь.
Мне вот это понравилось. А где найти такой источник профессионалов, которые свой опыт получили не работая на предприятиях? Или в 1С просто есть некий секретный список, где детей сразу после школы начинают натаскивать на "эксперта"?
Имхо, включение данной версии в статью дискредитирует аналитические способности автора.
35. Cyberhawk 135 03.09.22 22:08 Сейчас в теме
(18)
в 1С просто есть некий секретный список, где детей сразу после школы начинают натаскивать на "эксперта"?
Фирма 1С с некоторыми кафедрами популярных технических ВУЗов взаимодейтвует и регулярно трудоустраивает себе студентов, которые пишут типовые конфигурации 1С.
19. quazare 3802 02.09.22 09:28 Сейчас в теме
(18) профессионал "рождается" только через преодоление препятствий, возникающих в процессе работы.

вышли программисты из школы - "умеют делать циклы" - о круто, я продвинутый программист - давайте мне 100 тыс сразу. а учет они не знают и понятия не имеют, что делать, когда возникает каждый час проблема с блокировками базы, в которой работают хотя бы 80-100 человек.
20. quazare 3802 02.09.22 09:31 Сейчас в теме
(17) куда делся Юрий? профиль удален? что-то случилось?
21. mcgoblin 3 02.09.22 09:37 Сейчас в теме
(20) Да уже дня 2 идет обсуждения. 1С попросило Инфостарт убрать статьи Юрия, в которых он разбирает внутренности платформы и данных в СУБД, как нарушающие лицензионное соглашение(могу ошибаться с формулировкой).
Юрий решил полностью уйти в .NET
Часть статей Юрия инфостарт опубликует под другим профилем (тоже писали об этом в одном чате)

В общем такие пироги
23. PLAstic 296 02.09.22 11:07 Сейчас в теме
(20) Что за Юрий?
Obertone; smit1c; Petr54-ru; papami; +4 Ответить
25. uno-c 264 02.09.22 12:15 Сейчас в теме
(23) Юрий Пермитин много статей подобных писал.
Уже не найден https://infostart.ru/profile/225415/ ,
В веб-архиве только https://web.archive.org/web/20171213055808/https://infostart.ru/profile/225415/
Очень жаль (
Aleskey_K; Obertone; +2 Ответить
26. Obertone 77 02.09.22 12:32 Сейчас в теме
(25) Боже мой, какая печаль!

А ведь именно он когда-то вдохновил меня на использование PowerShell в 1С.
Его статья называется "Занимательный PowerShell", а моя обработка, в которой PowerShell был использован - "Сохранение и восстановление сессии сеанса 1С".
27. PLAstic 296 02.09.22 14:02 Сейчас в теме
(25) О, я его знал. Да, вроде интересно писал. Жаль, конечно.
Aleskey_K; Obertone; +2 Ответить
29. Vladimir-R 168 02.09.22 17:04 Сейчас в теме
(25) к сожалению в архиве не все, основных статей по sql нет
32. uno-c 264 02.09.22 18:38 Сейчас в теме
(29)
(30)
Возможно, Инфостарт восстановит то, против чего 1С не будет возражать.
Некоторые статьи восстановлены: https://www.google.ru/search?q="Он+удалил+свой+аккаунт"+site:infostart.ru
или вот здесь https://infostart.ru/profile/1/public/
Хотя по 1С-SQL статьи наверно чему-нибудь противоречат с точки зрения 1С
Obertone; +1 Ответить
24. uno-c 264 02.09.22 12:13 Сейчас в теме
28. gybson 02.09.22 14:47 Сейчас в теме
Трюк называется конкуренция, не?
31. ZOMI 141 02.09.22 17:58 Сейчас в теме
Как иллюстрацию к рассказу приведу пример с сервисом 1С:Контрагент - где -то в году 12 я начал продавать на ИС https://infostart.ru/public/166049/ - а в 14 году отправил на сертификацию 1С:Совместимо ( до этого уже пару продуктов проводил через сертификацию) и вот жду, жду - никаких замечаний не получаю - кроме отписок - типа руководство решает - а через несколько месяцев ожиданий выходит новый релиз БП где функциональность заполнения реквизитов реализована как сервис. Так что (редкий случай) с автором согласен по сути.
33. Tarlich 116 03.09.22 09:32 Сейчас в теме
Помню когда на данный ресурс выкладывали обработочки , и слова "стратмани" и не было совсем ....
я к тому что у мамули и ее дочек франей меркантильность преобладает ....
36. Petr54-ru 92 06.09.22 05:43 Сейчас в теме
(33)
Помню когда на данный ресурс выкладывали обработочки , и слова "стратмани" и не было совсем ....


Это ж классный стимул выкладывать сюда свои обработчки.

Залез к вам в профиль и увидел Выгрузку в клиент ЭДО для УТ 10.3. Я на прошлой неделе отладил свою выгрузку УПД для ЭДО из самописной базы не на БСП. Попалась бы тогда на глаза ваша разработка, обязательно бы скачал.... А так убил массу времени на свой велосипедик.
Оставьте свое сообщение