Как крупному индустриальному бизнесу контролировать финансовые потоки подразделений?

15.01.25

Функциональные - Бюджетирование и планирование

Управлять всеми затратами – вызов для финансового департамента. Дополнительно усложняют задачу разветвленная структура бизнеса и разнообразие видов деятельности, каждый из которых имеет свои особенности. Кроме того, для корректного анализа и прогнозирования расходов, необходимо оперативно получать информацию о действующих и потенциальных контрактах, а также текущих потребностях производства. Как обеспечить бережное использование финансовых ресурсов, построить оптимальные бизнес-процессы и подготовить компанию к автоматизации бюджетного контроля — рассказала Светлана Москаленко, эксперт-методолог практики 1С «КОРУС Консалтинг».

Сложности бюджетного контроля и их влияние на бизнес

Финансовое подразделение нередко сталкивается со сложностями, которые негативно влияют на эффективность всей бизнес-функции. Среди них:

  • Отсутствие формализованной методологии и регламентов, предупреждающих и блокирующих контрольных процедур
  • Непрозрачный платежный календарь 
  • Не стандартизированные формы и методы бюджетного контроля, неправильное определение источников данных
  • Сложная модель бюджетирования, внезапные запросы на отчетность
  • Недостаток автоматизации процессов, непродуманная архитектура и интеграция ИТ-решения
  • Не заполненные параметры и графики договорных обязательств, а также бюджетные аналитики в документах, на базе которых строятся отчеты и осуществляется контроль при согласовании затрат

В итоге происходят разрывы последовательности документов, не хватает данных для контроля исполнительской дисциплины и анализа. Эти факторы в свою очередь снижают качество и скорость принятия управленческих решений – руководители получают неполную информацию или не готовы ей доверять. 

Для того, чтобы компания эффективно использовала ресурсы в соответствии с бизнес-целями, важно повысить качество процессов бюджетного контроля. Для этого требуется переосмыслить и актуализировать методологическую базу, организационные процессы и технологические инструменты финансовой функции.

В статье поделимся опытом разработки цепочки бизнес-процессов для крупных компаний.

 

Оптимизация управления финансовыми потоками: с чего начать проект?

Проекты по бюджетному контролю строятся следующим образом:

  1. Разработка методологической базы, которая определяет правила планирования потребностей, управления цепочками и лимитами закупок по показателям бюджета закупок и бюджета доходов и расходов
  2. Модернизация процессов согласования документов – определение ответственных и оптимизация маршрутов
  3. Автоматизация процессов планирования и лимитирования затрат, контрольных процедур, блокирования несанкционированных действий пользователей

Первой стадией проекта является целеполагание. На этом этапе необходимо сформулировать, кому и зачем нужны изменения, а также определить мотивированных и компетентных участников со стороны компании. Как правило, функциональным заказчиком выступает руководитель, который максимально заинтересован в повышении качества отчетности и скорости ее предоставления. Чтобы грамотно поставить задачи ИТ-партнеру, важно ответить на несколько вопросов:

  • Что требуется сделать? 
  • Кто согласовывает принятые решения? 
  • Кто утверждает результаты работы совместной проектной команды?
  • Как обучить целевого пользователя применению новых ИТ-инструментов?

 

Как собрать функциональные и технические требования?

После инициации проекта заказчик и исполнитель определяют зрелость существующих регламентов и инструкций, а также состояние информационных систем компании. На основе этого стороны совместно разрабатывают концепцию и выбирают оптимальную ИТ-архитектуру будущего решения. 

При сборе требований команда отбирает те запросы, которые берет в работу, на основе приоритетов. Исходя из нашей практики, к началу реализации проекта количество требований можно сократить до 50% после глубокого анализа потребностей пользователей и технологических возможностей. Обязательные векторы проработки – на изображении ниже.

Проблематика, которую бизнес и партнер «раскапывают» на этапе сбора требований:

  • Обеспечить возможность работы пользователей с незакрытыми потребностями предыдущих лет
  • Учитывать особенности работы с бюджетами OPEX и CAPEX по временным горизонтам, а также периодичности планирования и лимитирования расходов
  • Спроектировать необходимые маршруты согласования по уровням ответственности экономистов, планировщиков и закупщиков
  • Обеспечить информирование ответственных лиц по результатам реализации бюджетного контроля и согласования документов
  • Разработать механизм сквозной корректировки данных в документах, которые отражают потребности и закупочную цепочку, при превышении запланированных лимитов
  • Предусмотреть возможность корректировки лимитов в рамках и сверх заявленных планов

 

Методология критически важна для бюджетирования и бюджетного контроля

После сбора требований важно сосредоточиться на проработке методологии, которая станет основой для дальнейшей автоматизации. Регламенты – это одно из самых «узких» мест проекта.

В начале методология должна быть сформулирована хотя бы на уровне идей, а в ходе реализации – обязательно формализована в документах. Это необходимый шаг, который позволит конкретизировать и систематизировать работу пользователей.

Достаточный минимум для методологического обслуживания функции бюджетирования и бюджетного контроля:

  1. Положение и регламент процесса бюджетного планирования
  2. Бюджетная модель
  3. Сводный классификатор статей бюджетов
  4. Регламент процесса бюджетного контроля
  5. Типовые маршруты согласования
  6. Параметры сценарного планирования, алгоритмы/методики расчетов
  7. Система контроля целевых показателей
  8. Контрольные процедуры

На базе этих документов можно построить оптимальную цепочку бизнес-процессов лимитирования закупок, затрат и финансирования.

 

Как обеспечить прозрачность согласования документов?

Инструментом для обеспечения прозрачности процесса служат маршруты согласования. Они позволяют разделить ответственность между пользователями с помощью автоматизации и качественной настройки взаимодействия систем. При построении маршрутов согласования важно учитывать параметры документов и проектов, а также финансовые объемы.

Например, сложности могут возникать при разделении контролей затрат на операционную и инвестиционную деятельность. Эти процессы отличаются по скорости оборота средств и масштабу задач, поэтому требуют разного уровня внимания бюджетных контролёров. Одно дело приобрести лицензию на программное обеспечение, другое – на разведку и разработку месторождения. Подходы к контролю бюджета и процессу его использования будут разными. 

Для качественного управления согласованиями необходимо четко описать и формализовать этапы, условия, участников и задачи в рамках бизнес-процесса. Важно учесть, что один документ часто требует согласования нескольких параметров разными сотрудниками. Например, номенклатура, сумма или кредитный лимит для контрагента.

Процессы могут быть описаны в виде большой таблицы Excel или схемы. Ниже – примеры из наших проектов.

 

Какие инструменты поддержат гибкость финансовой функции?

Гибкость настроенных в системе бизнес-процессов позволяет быстро адаптировать их к изменениям. Чтобы обеспечить эту возможность, необходимы инструменты, которые предусматривают нестандартные сценарии и не позволят совершить пользователям непроизвольную ошибку.

  • Для настройки маппингов различных аналитик мы используем регистры сведений. С их помощью можно осуществлять контроль соответствия, в частности, статей бюджета для конкретного ЦФО или номенклатурной группы, статей бюджета и затрат при фактическом отражении расходов в учете. Например, финансовым контролерам важно отслеживать, что средства, запланированные на закупку метизов, не будут потрачены на предметы искусства. При этом статья бюджета у этих издержек может быть указана общая – ремонт, но товарные категории отличаются. Соответственно, порядок отражения в учете фактических затрат должен быть разный.
  • Возможность заместительства и делегирования в маршрутах согласования обеспечивается через интеграцию с кадровыми данными. В приказе на отпуск Иванов уже указал, что его будет замещать Петров. Поэтому пользователю не нужно ничего дополнительно настраивать в системе – ни заместителя, ни задачу, ни сроки.
  • НСИ – стержень любой бизнес-функции. На проекте необходимо централизованно управлять контентом справочников. Особенно тех, которые задействованы в сквозной аналитике, позволяют группировать информацию и получать сопоставимые данные. Среди них – статьи бюджетов, затрат, движения денежных средств, номенклатурные категории и виды. НСИ должна быть единой и сквозной, даже если предприятия внутри холдинга работают в обособленных ИТ-системах.

 

Эффективная автоматизация бюджетного контроля невозможна без тщательно проработанной методологической базы

Прежде чем внедрять ИТ-решение, важно проработать методологию и регламенты, которые станут основой для прозрачности и управляемости процессов. Финансовый департамент сможет быстро принимать обоснованные решения и контролировать использование ресурсов на каждом этапе их жизненного цикла. 

Предваряющие автоматизацию шаги позволяют минимизировать риски, обеспечить гибкость и гарантировать достижение поставленных бизнес-целей. Таким образом, методология не просто поддерживает проект – она делает его успешным и устойчивым в долгосрочной перспективе.

бюджетирование бюджетный контроль лимитирование лимит затрат лимит закупок лимит финансирования бюджетное планирование индустриальный бизнес производство 1С:ERP. Управление холдингом 1С:Документооборот

См. также

Бюджетирование и планирование Бизнес-аналитик Бухгалтер Пользователь Управляемые формы Конфигурации 1cv8 Россия Управленческий учет Платные (руб)

«ФинОфис» - программный продукт для автоматизации бюджетирования, казначейства, консолидации данных и настройки бизнес-процессов в 1С.

25000 руб.

20.12.2017    51520    6    7    

89

Работа с интерфейсом Бюджетирование и планирование Программист Пользователь Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х Управленческий учет Абонемент ($m)

Планировщик пока не очень популярен, и публикаций с ним маловато. Предлагаю использовать его для вывода любого графика. Это может быть график прибытия транспортных средств как у меня, график проведения ремонтов, график оплат, график поступления ДС и т.д. Наглядность такого графика значительно упрощает восприятие. Такой график на большом экране выглядит намного предпочтительней простого отчета. Покажите своим пользователям новое, и они оценят.

1 стартмани

29.03.2024    7167    52    dimanich70    10    

28

Бюджетирование и планирование Мессенджеры и боты Программист Пользователь Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Управление торговлей 11 Россия Управленческий учет Абонемент ($m)

Расширение конфигурации для согласования заявок на расходование денежных средств через чат бот Telegram. Проверено на платформе 1С:Предприятие 8.3 (8.3.22.1750). Проверено на конфигурациях: 1С:ERP Управление предприятием 2 (2.5.10.74), Управление торговлей, редакция 11 (11.5.10.52).

10 стартмани

24.01.2023    6517    76    Pira    11    

23

Бюджетирование и планирование Бесплатно (free)

На конференции Infostart Event 2022 Saint-Petersburg выступил Сергей Тангатаров, руководитель направления «Бюджетирование и МСФО» компании Инфостарт. Сергей рассказал о возможностях модульного программного продукта ФинОфис для автоматизации бюджетирования и управления денежными средствами в компании, а также продемонстрировал возможности модулей ФинОфиса на практике.

21.12.2022    2591    Serg_Tangatarov    0    

13

Бюджетирование и планирование Работа с интерфейсом Программист Пользователь Платформа 1С v8.3 Бизнес-процессы Конфигурации 1cv8 Абонемент ($m)

Генерация диаграммы шагов процесса для типовой конфигурации "Система проектирования прикладных решений". Внешняя обработка, без изменения типовой конфигурации и установки дополнительных компонент.

1 стартмани

23.11.2022    4975    34    xman    2    

21

Бюджетирование и планирование Бухгалтер Пользователь Платформа 1С v8.3 Бухгалтерский учет 1С:Бухгалтерия 3.0 Россия Бухгалтерский учет Абонемент ($m)

Платежный календарь по заявкам (Казначейство) - это расширение 1С:Бухгалтерии 3.0 для детального краткосрочного планирование движения денежных средств. НОВЫЙ РЕЛИЗ С РАСШИРЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. Очень полезен для финансистов и экономистов.

10 стартмани

30.05.2022    7334    79    alfanika    28    

15
Оставьте свое сообщение