Добрый день, меня зовут Сойко Андрей, я руководитель проектов и функциональный архитектор с опытом работы с программами 1С более 15 лет.
В данной статье хочу поделиться своим личным мнением о плюсах и минусах программы 1С: ERP на основе практики внедрения.
В начале хочу отменить, что статья не имеет цели критиковать функции программы, а лишь пытается подсветить моменты, на которые коллегам стоит обратить внимание в своих проектах.
Так же нужно понимать, что цель разработчиков 1С: ERP системы не сделать каждый отдельный блок-системы лучшим решением в своем классе, а скорее постараться сделать каркас системы, объединяющий все блоки в единое целое с функциями, которые подходят большинству компаний без лишней специализации.
Например, большинство производственных компаний хотят иметь возможность детализировать себестоимость продукции, но лишь часть компаний хочет вести учет лабораторных исследований.
Начнем с минусов
- Отсутствие бизнес-процессов согласования документов
Почти на каждом проекте, я сталкиваюсь с требованиями согласовывать договоры, Заказы клиентов или Заявки на расходование денежных средств. И почти в каждый раз приходится огорчать клиентов, что в типовой ERP отсутствуют возможности настроить Бизнес-процесс согласования, состоящий хотя бы из нескольких этапов. Максимум, что доступно в системе это изменение статуса документа на согласован при наличии определенной роли. А также разделение видимости документов, тоже с помощью доступа на уровне записей. Есть конечно, возможность настроить согласование через систему документооборота, но это очень трудоемко и имеет кучу подводных камней «под капотом».
- Бизнес-процесс снабжения без обратной связи
ERP неплохие инструменты для анализа потребностей в закупках на основе текущих Заказов, минимальных запасов или объемно календарного планирования. Но при первой же необходимости замены номенклатуры на аналог или получения какой-то дополнительной информации от менеджера по продажам система оставляет пользователей без какого-либо инструментария. Максимум, что у нас есть это механизм обсуждений или постановки задач. Но этого явно недостаточно для работы менеджера по снабжению, которому нужно обрабатывать сотни строк для закупки. Даже комментарий в привязке к строке оставить нельзя.
- Неэффективная работа на адресном складе
Чего хотят добиться, внедряя у себя адресный склад? Как правило добиться сокращения количества ошибок при отгрузке, сокращения времени на поиск товара и сокращения рисков от ухода ключевых сотрудников, которые знают, где что лежит.
С одной стороны, 1С: ERP может решить эти проблемы, но обратной стороной медали становиться отсутствие гибкости, увеличение документооборота, жесткие требования к дисциплине и требований к опыту менеджмента склада.
Какие проблемы функционального характера есть в самом блоке:
- Нет авторизации пользователя в ТСД по штрихкоду. Это очень нужно, если с одним ТСД могут работать разные пользователи.
- Нет возможности размещать товар на полки в ручном режиме, только по заранее спланированному заданию, для которое заполняется на основе заранее подготовленных правил;
- Операции отгрузки через ТСД нет;
- Отсутствует проверка наличия остатка в ячейке приемки, можно переместить оттуда товар, создав там отрицательный остаток;
- Задания выполняются на уровне документов, а не построчно, как в специализированных WMS системах. При сбое в работе выполнения задания будет сброшено до начального состояния, а кладовщик может остаться с кучей товара на руках;
- После отбора товара из ячейки его учет на адресном складе больше не ведется, невозможно понять, где он находиться;
- Данные можно менять задним числом, что очень быстро приводит к сбою, когда система не может штатными способами вернуть себя в нормальное состояние. Например, остаток в ячейке по учету -1 шт., вы провели инвентаризацию насчитали 2 шт., система повесит вам на остаток 3 шт. как разницу между учетом и фактом. Или может выдать сообщение обратитесь к специалисту;
- Нет механизмов автоматического определения назначений при приемке или перемещении товаров. Представьте, что товар от поставщика пришел под 15 разных заказов, кладовщику на компьютере или с помощью ТСД придется вручную, привязывать каким-то образом эти назначения к пришедшему товару.
Есть и другие проблемы. Но все вышеперечисленные как правило приводят к увеличению трудозатрат на складе и замедлению работы.
- Низкая скорость работы типовых отчетов бюджетирования
В бюджетировании есть функционал видов бюджетов, в которых пользователем разрабатываются формы (таблицы) для ввода бюджетных данных в экземпляры бюджета и формирования отчетов на основании статей и показателей бюджетов. Помимо не самого гибкого функционала по формированию видов бюджетов, многие пользователи сталкиваются с проблемой крайне долгого формирования бюджетных отчетов, которые содержат данные по фактическому сценарию. Например, чтобы сформировать бюджетный отчет план/факт, пользователь может ожидать 20-30 минут пока отчет откроется. Это связано с тем, что система, при формировании отчета по фактическим данным, создает запрос СКД, в котором прописываются все правила получения фактических данных, настроенные в статьях бюджета и система начинает отрабатывать каждый запрос и кешировать его. Если в отчете +100 статей бюджета с настроенными правилами получения фактических данных, такой отчет вообще может зависнуть так, что его приходиться отключать.
- Финансовый результат считается с НДС
Хотя первичные документы в 1С: ERP содержат данные и с НДС, и без НДС (включая дополнительные расходы), информация в регистр накопления "Финансовые результаты" всегда попадает с учетом НДС.
В настройках стандартного отчета "Финансовые результаты" просто нет опции выбрать отображение данных "с НДС" или "без НДС".
При этом в других отчетах, таких как "Валовая прибыль" или "Доходы и расходы предприятия", такая возможность есть в 1С ERP.
Общепринятой нормой в РФ считается ведение бюджета без НДС. И если вы хотите получить фактические данные после распределения косвенных расходов по направлениям деятельности, то в типовом решении вы это сделать не сможете.
К счастью, есть решение этого вопроса с помощью расширения: //infostart.ru/marketplace/2397976/
Плюсы:
Не рассматриваем преимущества, которые заложены платформой 1С или присутствуют в большинстве программ 1С: такие, как мультиплатформенность или интеграция с системой Честный знак.
- Гибкие настройки финансового учета
Большинству компаний подходит типовой функционал, чтобы собрать данные о в отчет о финансовых результатах, какими бы сложными не были алгоритмы распределения расходов и доходов. Отдельно стоит отметить механизм ОВЗ, который позволяет расклассифицировать любой расход по кусочкам. Например, вам пришла расходы за аренду офиса, вы можете разделить эти расходы на части, а затем для каждой части учесть своим способом, для сотрудников отдела маркетинга включить в финансовый результат, для программистов в создание НМА, а для логистов в себестоимость Заказов клиентов.
Также механизм позволяет вычленить из финансового результата внутригрупповые обороты, правда делается это способом, который нигде не описан)).
- Производственное планирование MRP II
Планирование ведется на трех разных уровнях.
Деление на уровни логично и обычно. Подобное деление почти каждый из нас использует в жизни.
Например, у вас есть укрупненный план на год (в августе - отпуск, в декабре - покупаем машину). Есть более детальный план на ближайший месяц.
Есть совсем детальный план на день. Естественно, что никто не планирует год с точностью до задач и встреч.
В ERP это уровни: уровень предприятия (объемно-календарное планирование). Позволяет связать планы продаж, производства и закупок на основе этих данных построить годовые бюджеты.
Межцеховой (планирование сроков выпуска изделий под Заказ или серийного производства).
Система может планировать график производства в зависимости от наличия материальных и производственных ресурсов. Спланировать дату выпуска изделий с точностью до дня или недели. Кстати, планирование с точностью до недели позволяет на нижнем уровне планирования иметь большую гибкость и оптимизировать загрузку ресурсов
Цеховой уровень (планирование операций с точностью до секунд). Можно построить операционный график по нескольким моделям и выбрать наиболее подходящий по стоимости и срокам.
Отмечу, что мне нравится методология Голдрата, которую взяли разработчики ERP, но подойдёт она далеко не всем предприятиям, а только тем, кто в теме.
- Методика регламентированного учета
Я специалист по регламентированному учету и внедрял его на разных продуктах 1С, в том числе на Бухгалтерии для семерки. И скажу, что механизмы ERP для меня самые удобные, отмечу почему:
- Отражение проводок вынесено в отдельную подсистему, в которой можно отследить, какие документы отражены в учете, а какие - нет;
- Проводки формируются на основе данных оперативного учета, а это значит, что сопоставить управленческий и бухгалтерский учет очень просто и они сильно не разъезжаются между собой. А также при изменении в оперативном учете, данные регл. учета также обновятся.
Зачли аванс в управленческом учете по Заказу клиента, он зачтется на эту же сумму в регл. учете;
- Возможность начать вести регламентированный учет с произвольной даты. Можно начать сначала запустить оперативный учета, а с начала года регламентированный;
- Учет работ
В 1C ERP появилась возможность считать себестоимость услуг в разрезе номенклатуры, что раньше было невозможно в других программах от 1С. Это позволяет без доработок и костылей автоматизировать учет большого количество различных сервисных организаций. Можно отразить выпуск работы через производство или купить ее у субподрядчика, что открывает много новых сценариев для компаний занимающихся:
- Гарантийным обслуживанием;
- Нефтесервисным бизнесом
- Перепродажей субподрядных работ
- Логистикой
- Проектированием и разработкой
- Консалтингом
- И др.
- Система скидок
Ни разу на проектах не приходилось дорабатывать подсистему расчета скидок. Практически любой алгоритм начисления скидки, который приходил в голову пользователям, можно было отразить с помощью типовых механизмов. Даже начислить скидку на товар, который долго пролеживает на складе. Очень мне нравиться визуальный конструктор взаимодействий скидок между собой, который позволяет сидя вместе с пользователем отрегулировать взаимодействие скидок между собой и учесть все несостыковки. Для одной компании мне пришлось ввести в систему 250 видов скидок, которые использовались и взаимодействовали между собой. Никто там уже не знал, какие скидки на самом деле действуют и какая от них польза. Выяснилось, что 50% придуманных скидок никогда не сработают.
Кроме гибкости настроек, мне еще очень нравиться интерфейс настройки и механизм, который показывает срабатывание скидок в заказе клиента
Заключение
Иногда я думаю, почему по некоторым блокам в ERP нет никаких изменений долгие годы или почему они сделаны так примитивно. И каждый раз я прихожу к выводу, что фирма 1С оставляет простор для творчества своему сообществу и дает нам всем возможность заработать. Что в целом не может не радовать! Воспользуемся ли мы этими возможностями, зависит только от нас.
P.S. Согласны ли вы с моими заключениями? Интересно почитать мнения специалистов.