О том, как русские в 1951 году создали первый в Европе "компьютер". Малая электронная счетная машина

10.01.16

Сообщество - О жизни

В то время, как молодежь уверена, что все лучшее в электронике к нам пришло с запада, я хочу рассказать о достижениях советских инженеров. Все это хорошо ищется в интернете по МЭСМ, но здесь сокращенный вариант для "ленивых". С помощью МЭСМ еще в 1952 году решались фрагменты задачи с расчетом водородной бомбы.

Малая электронная счётная машина (МЭСМ), запущенная в СССР в 1951 году, была первым компьютером в континентальной Европе.

mesm

4 января 1951 года специальной комиссии был продемонстрирован действующий макет электронной счетной машины, а в конце декабря малая электронная счетная машина (МЭСМ) была пущена в эксплуатацию.

Первая советская ЭВМ разрабатывалась лабораторией С. А. Лебедева(1902-1974) на базе киевского Института электротехники АН УССР.

МЭСМ создавалась как полигон для исследования основных принципов построения вычислительных машин, проверки методик решения определенных задач и наработки опыта эксплуатации подобной техники. МЭСМ размещалась на площади 60 кв. метров — целое крыло старого здания в Феофании, имела 6 тыс. электронных ламп, трехадресную систему команд, одно арифметическое устройство параллельного действия на триггерных ячейках, запоминающее устройство емкостью 94 слова по 16 разрядов. Ее быстродействие составляло 3000 операций в минуту, внешняя память отсутствовала. Первая пробная задача для МЭСМ была взята из области баллистики, а после ввода машины в эксплуатацию на нее обрушился поток разнообразных счетных задач — без такого супервычислителя очень многие не могли обойтись.

Во время комплексной отладки МЭСМ для неё была установлена установлена круглосуточная работа, для разработчиков — трехсменная. Так как их было недостаточно, приходилось работать по две смены. К этому времени в Феофании были организованы питание и ночлег. Сам Лебедев ежедневно работал заполночь, часто забывая о еде.
Необходимо отметить, что в то время о принципах работы аналогичных американских ЭВМ ничего не было известно, т.к. в печати соответствующие статьи не выходили. Поэтому весь принцип построения отечественной МЭСМ был оригинальным и делался с нуля.

Возможно отсутствие этой информированности положительно отразилось на выбранном пути создания первых советских ЭВМ. Сергей Алексеевич Лебедев самобытно и так глубоко и всесторонне проработал основные принципы, структуру и технические решения, что в дальнейшем не потребовалось вносить сколько-нибудь значительные коррективы и дополнения.
Надо отметить, что в аналогичной ЭВМ EDSAC, разработанной в Англии в 1949 г., было использовано арифметическое устройство последовательного действия, а в МЭСМ — параллельного, последнее более прогрессивно. Плодотворность идей, заложенных в МЭСМ, была со всей очевидностью подтверждена последующими работами коллективов, возглавляемых С.А. Лебедевым.

В августе 1950 г. выдающийся советский математик и один из основоположников кибернетики А.А.Ляпунов составил первую программу для вычисления факториала числа. МЭСМ безукоризненно ее выполняла. Позже А.А.Ляпунов говорил, что за три месяца работы на МЭСМ он получил колоссальный опыт программирования, машинных методов реализации алгоритмов и цифрового моделирования.
Первый показ работы МЭСМ широкому кругу специалистов был сделан 6 ноября 1950 г.
Приёмной комиссии ЭВМ была сдана 5 января 1951 г. До сентября 1951 г. реализовывались рекомендации приемной комиссии и проводились ранее запланированные С. А. Лебедевым работы по усовершенствованию МЭСМ.

 

В том же 1951-м инициатива начинает переходить к Москве.

В этом году столичный ИТМиВТ возглавил новый директор — известный математик Михаил Алексеевич Лаврентьев. В бытность свою вице-президентом АН УССР и руководителем Института математики он активно интересовался разработкой вычислительных машин, став для лаборатории Лебедева настоящим добрым гением. Надо помнить, какие это были годы — в условиях послевоенной разрухи такая масштабная работа не могла не натолкнуться на трудности. Идея счетных электронных машин с трудом пробивала себе дорогу в СССР. Во всяком случае, только очень веские причины должны были побудить Лаврентьева обратиться с письмом к Сталину, в котором он говорил о необходимости ускорить исследования в этой области, прозорливо указывая на большие перспективы новой техники, в том числе для оборонных целей. В результате Лаврентьев получает приглашение возглавить ИТМиВТ. Вполне естественно, что он вновь привлекает Лебедева, пригласив его принять на себя руководство лабораторией №1. Здесь начинаются работы над новой, теперь уже большой электронной счетной машиной (БЭСМ).

В сентябре 1951 г. МЭСМ стала решать более сложные задачи с множеством алгебраических и дифференциальных уравнений в частных производных с сотнями неизвестных. В декабре 1951 г. МЭСМ была сдана в эксплуатацию.
До 1953 года МЭСМ оставалась единственной в стране работающей ЭВМ. Она была предельно загружена решением важных и особо важных задач. В то время график распределения машинного времени утверждал президент Академии наук СССР. На МЭСМ решались важнейшие научно-технические задачи из области термоядерных процессов, космических полётов и ракетной техники, дальних линий электопередач, механики, статистического контроля качества и др.

 С 1952 года на запущенных в масштабное производство МЭСМ-ах решались важнейшие научно-технические задачи из области термоядерных процессов, космических полетов и ракетной техники, дальних линий электропередачи, механики, статистического контроля качества, сверхзвуковой авиации.

25 декабря 1951 года началась регулярная эксплуатация первой в СССР ЭВМ. В 1952—1953 годах МЭСМ была самой быстродействующей и практически единственной регулярно эксплуатируемой ЭВМ в Европе.

Основные параметры первой советской ЭВМ:

  • Система счета — двоичная с фиксированной запятой перед старшим разрядом.
  • Количество разрядов — 16 и еще один на знак.
  • Вид запоминающего устройства — на триггерных ячейках с возможностью использования магнитного барабана.
  • Емкость запоминающего устройства — 31 для чисел и 63 для команд.
  • Емкость функционального устройства — 31 для чисел и 63 для команд.
  • Производимые операции: сложение, вычитание, умножение, деление, сдвиг, сравнение с учетом знака, сравнение по абсолютной величине, передача управления, передача чисел с магнитного барабана, сложение команд, останов.
  • Система команд — трехадресная, команды длиной 20 двоичных разрядов (из них 4 разряда — код операции).
  • Арифметическое устройство — одно, универсальное, параллельного действия, на триггерных ячейках.
  • Система ввода чисел — последовательная.
  • Скорость работы — около 3000 операций в минуту.
  • Ввод исходных данных — с перфорационных карт или посредством набора кодов на штекерном коммутаторе.
  • Съем результатов — фотографирование или посредством электромеханического печатающего устройства.
  • Контроль — системой программирования.
  • Определение неисправностей — специальные тесты и перевод на ручную или полуавтоматическую работу.
  • Площадь помещения — 60 квадратных метров.
  • Количество электронных ламп-триодов около 3500, диодов 2500.
  • Потребляемая мощность — 25 КВт.

МЭСМ изобретение русские советский компьютер первые

См. также

О жизни Россия Бесплатно (free)

Данная статья сугубо для раздела «О жизни», но может оказаться полезна многим членам сообщества. Все описанное ниже соответствует актуальному российскому законодательству на момент публикации статьи. У вас нет и в ближайшее время не предвидится детей возрастом до 1.5 лет? Вспомните о родственниках / друзьях / коллегах / знакомых, у которых они есть, и отправьте ссылку на эту статью — она может быть им чрезвычайно полезна. Распространите среди жильцов вашего ЖЭКа, как говорилось в одном классическом произведении. Помните, что, ставя плюсы к статье, вы поддерживаете её автора!

01.07.2024    5219    madonov    47    

51

О жизни Linux Системный администратор Программист Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Использование Linux в качестве основной ОС для программиста 1С, возможно ли это? Решил поделиться личным опытом работы перехода на эту систему. В статье моя история без технических деталей максимально простым языком. И, спойлер, да, жизнь на Линуксе для разработчика 1С возможна и с каждым годом становится всё комфортней. Статья рассчитана на людей, с Линуксом не знакомых, специалистов прошу не кидаться помидорами.

16.05.2024    5600    soulner    33    

46

О жизни Россия Бесплатно (free)

Подводим итоги работы в 1С за 2023 год. Все о вас: 4 подробных раздела с цифрами, графиками и ужасными цветами диаграмм (должна же где-то быть стабильность).

08.02.2024    27806    Neti    85    

121

О жизни Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

22.01.2024    5452    biimmap    67    

76

О жизни Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

16.01.2024    7084    biimmap    100    

79

О жизни Платформа 1С v8.3 Сложные периодические расчеты 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Бесплатно (free)

Импортозамещение увеличило потребность в архитекторах, аналитиках, разработчиках 1С, в т.ч. по ЗУП. Все их ищут всеми возможными способами, но не могут найти и не знают, чем же их завлечь к себе!? Давайте разберёмся в этом вопросе!

27.11.2023    5688    biimmap    52    

74

О жизни Сообщество Бесплатно (free)

Прочитав название публикации, мысль возникает о свадьбе... Но речь не об этом!

25.08.2023    3169    biimmap    24    

51
Внимание! Тема закрыта. Добавлять сообщения в закрытую тему запрещено.
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. CheBurator 2712 10.01.16 01:00 Сейчас в теме
Я еще вовсю программил на БЭСМ-2
Gilev.Vyacheslav; +1 Ответить
19. CheBurator 2712 11.01.16 23:04 Сейчас в теме
(1) Сорри, соврамши, я на БЭСМ-6 программил...
2. Fox-trot 163 10.01.16 12:36 Сейчас в теме
1. ссылку на оригинал всеж таки нуна давать хотя б из уважения к автору
2. "русские" имхо звучит узковато
vadimlp77; for_sale; RodinMax; товарищ Ын; mihey; lisrws; bohdan-k; JetBrain; botcc; V_V_V; kompas-dm; +11 1 Ответить
13. Gilev.Vyacheslav 1917 11.01.16 20:09 Сейчас в теме
(2) Fox-trot, а кто по-вашему автор?
27. Gilev.Vyacheslav 1917 14.01.16 03:12 Сейчас в теме
(23) Fox-trot, по диагонали читаете что ли: "Все это хорошо ищется в интернете по МЭСМ, но здесь сокращенный вариант для "ленивых". "
31. Fox-trot 163 14.01.16 06:37 Сейчас в теме
(27) меня учили указывать источники принаписании такого рода трактатов. если ты накопипастил кучу материала, а потом добавил одно-два предложения от себя любимого, ну, что ж давай считать эту статью твоей.
и кстати, твое слова оч трудно прочитать "по диагонали" ибо умещается в одну строку
for_sale; fxmike; Мичман Харитонов; +3 1 Ответить
40. Gilev.Vyacheslav 1917 14.01.16 20:07 Сейчас в теме
(31) Fox-trot, ты еще к запятым придерись зануда
3. boln 1041 10.01.16 13:12 Сейчас в теме
Малая электронная счётная машина (МЭСМ), запущенная в СССР в 1951 году, была первым компьютером в континентальной Европе.

Ну-ну...
http://habrahabr.ru/company/7days/blog/92997/

Лучше поищите историю о том, как академик М.Р. Шура-Бура зарубил на корню оригинальные советские разработки в области вычислительной техники, "подсадив" СССР на "ЕС ЭВМ" (IBM) и "СМ ЭВМ" (PDP).
9. donchess 24 10.01.16 20:37 Сейчас в теме
10. Gilev.Vyacheslav 1917 11.01.16 00:22 Сейчас в теме
(9) donchess, спасибо за ссылку, сам узнал много нового
18. musatov1c.ru 6 11.01.16 20:55 Сейчас в теме
(9) donchess, спасибо за ссылку. Отличный источник!
Gilev.Vyacheslav; +1 Ответить
11. Lem0n 425 11.01.16 03:26 Сейчас в теме
(3) boln, http://www.olap.ru/home.asp?artId=2148 как сдали советскую кибернетику: "решение комиссии по ВТ АН СССР и ГКНТ от 27 января 1967 г. под председательством академика А. А. Дородницына, которым было предложено принять для "Ряда" архитектуру IBM-360 "с целью возможного использования того задела программ, который можно полагать имеющимся для системы 360""
for_sale; boln; +2 Ответить
12. boln 1041 11.01.16 11:31 Сейчас в теме
(11) Lem0n, вообще кибернетика и вычислительная техника - не одно и то же. В сталинские времена ВТ давали зеленую улицу (хотя бы сама статья об этом говорит), а к кибернетике было отношение вот такое:


О роли Дородницына не слышал, спасибо.

Картинка отображается слишком маленькая, чтобы прочитать, нужно открыть в отдельной вкладке. С уважением, Кэп :)
14. Gilev.Vyacheslav 1917 11.01.16 20:14 Сейчас в теме
(11) Lem0n, очень прошу в комментариях писать о "наших" достижениях, а не холиварить что там было зарубежом
так как плюсы и минусы есть у любого технического решения
надеюсь меня правильно поймете
16. boln 1041 11.01.16 20:41 Сейчас в теме
(14) участник Lem0n просто отвечал на мой пост №3.
4. biz-intel 973 10.01.16 15:05 Сейчас в теме
Сделали мы то первые, однако у нас это все осталось в недрах оборонки, а США вывели эти технологии на рынок и отдали в руки бизнесу. То же самое сейчас с космосом происходит. Самое главное, что наше общество не может осознать, что прошлое оно в прошлом, пусть оно даже и великое. Мы живем здесь и сейчас! К сожалению сейчас все чаще и чаще только вспоминать и остается.
for_sale; user764477; +2 Ответить
5. kompas-dm 781 10.01.16 17:37 Сейчас в теме
Тема важная и большая. В публикации не увидел Великого Ученого и Человека.... :

http://ukrainiancomputing.org/GL_HALL2/Gl_hall2_r.html
http://ukrainiancomputing.org/GL_HALL2/computers_r.html


Скромно и я : http://infostart.ru/public/81471/
6. boln 1041 10.01.16 18:03 Сейчас в теме
(5) kompas-dm, согласен. В вузе, помню, изучали "10 принципов академика Глушкова" - так ни убавить, ни прибавить. Если бы только этих принципов придерживались при практическом внедрении...
7. boln 1041 10.01.16 18:45 Сейчас в теме
Первая советская полупроводниковая ЭВМ "Весна":
http://agora.guru.ru/abrau2014/pdf/122.pdf

Имел честь 12 лет проработать в НИИ "Квант" - наследнике КБПА, в котором была разработана "Весна".
Gilev.Vyacheslav; +1 Ответить
8. Gilev.Vyacheslav 1917 10.01.16 19:03 Сейчас в теме
спасибо за дополнения, все по существу
21. teller 13.01.16 11:45 Сейчас в теме
(8) продолжай , а то "Консоль запросов для УФ" и прочая техника надоедает, пусть инфостарт повеселее станет
h00k; Gilev.Vyacheslav; boln; +3 Ответить
30. Gilev.Vyacheslav 1917 14.01.16 03:19 Сейчас в теме
(21) teller, подразгребусь, напишу про военные ЭВМ, на которых пришлось работать во время службы
15. musatov1c.ru 6 11.01.16 20:25 Сейчас в теме
Дмитриев в своем цикле "Еще не поздно" интересно раскрывает свое видение истории вычислительной техники в СССР. Конечно изучать историю по произведениям АИ профанация, но лучшего источника я не знаю.
17. musatov1c.ru 6 11.01.16 20:50 Сейчас в теме
Снимок, кстати, взят из книги Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. - От абака до компьютера. Книга интересно описывает путь до компьютера и первые компьютеры, но цикл Дмитриева описывает следующий этап, а именно битву за микросхему и процессор.
20. Arvend 23 13.01.16 11:00 Сейчас в теме
Как бы достали подобные статьи и посты, типа немытая европа 16 века, как русские создали то то, или в каждом великом изобретении присутствовали русские. Так мне не понятно, почему по бывшему пространству совка такое технологическое отставание, опять что ли пендосы виноваты? Зачем вообще такие статьи статьи выкладывать на этом сайте, она больше для фишки.нет подходит.
for_sale; fxmike; товарищ Ын; boln; DAnry; +5 Ответить
22. boln 1041 13.01.16 13:11 Сейчас в теме
(20) Arven,
Как бы достали подобные статьи и посты, типа немытая европа 16 века, как русские создали то то, или в каждом великом изобретении присутствовали русские.

Когда сообщения о достижениях советской науки подаются исключительно в ключе "мы во всем были первые, а пендосы у нас все изобретения украли", тогда можно согласиться с Вами. Ничего, кроме анекдотов на тему "Россия - родина слонов" это не породит. А если объективно и спокойно рассказать о том, что действительно было достигнуто, то почему бы и нет?

Так мне не понятно, почему по бывшему пространству совка такое технологическое отставание, опять что ли пендосы виноваты?

Ностальгирующие по совку не знают и знать не хотят, каким в действительности был СССР. При действительно сильнейших научных и инженерных кадрах - крайне слабая экономика, опирающаяся на безжизненную умозрительную утопию Маркса-Ленина. Для поддержания военного паритета все усилия хилой экономики направлялись на оборонку, на остальное возможностей просто не было - в том числе и на развитие технологий. Научные достижения без развитых технологий - ничто, этими достижениями будут пользоваться другие. Что и произошло.
К слову сказать, решение о применении в промышленности устаревших моделей IBM и PDP вместо оригинальных советских разработок, о котором тут писали выше, было принято не от хорошей жизни - ученые лучше других понимали, что убитая экономика СССР не потянет развитие технологической базы под эти разработки.
user764477; bohdan-k; DAnry; +3 Ответить
24. teller 13.01.16 18:01 Сейчас в теме
(22) boln,
экономика, опирающаяся на безжизненную умозрительную утопию Маркса-Ленина
- пошел бы сначала сам познакомился с тем о чем пытаешься писать.
Niang; Fox-trot; +2 1 Ответить
25. boln 1041 13.01.16 19:21 Сейчас в теме
(24) teller,
пошел бы сначала сам познакомился с тем о чем пытаешься писать.
Знакомился и в советской школе, и в советском вузе. Хорошо, что познакомился, иначе был бы таким же лохом, как современная ностальгирующая школота.
"Кто такой коммунист? Это тот, кто читает Маркса и Ленина. А кто такой антикоммунист? Это тот, кто понимает Маркса и Ленина" ©Рональд Рейган
товарищ Ын; lisrws; +2 1 Ответить
29. Gilev.Vyacheslav 1917 14.01.16 03:18 Сейчас в теме
(20) Arven, что то имеете против достижений наших отцов и дедов?
26. vovak1919 1 14.01.16 02:34 Сейчас в теме
Афтар, ты хоть сам читаешь текст, который размещаешь? Начал за здравие (3000 оп/сек), а закончил за упокой (уже 3000 оп/мин). Я так и не понял какое быстродействие у МЭСМ (да-да, я обязательно посмотрю в википедии).
28. Gilev.Vyacheslav 1917 14.01.16 03:17 Сейчас в теме
(26) vovak1919, 3000 операций в минуту
32. Шёпот теней 1782 14.01.16 08:19 Сейчас в теме
История, её изучение, показывает, что СССР до конца 60-х годов был самой передовой страной мира. Было сделано столько, что хватило последующим поколениям. Мы проели последнее. Наши деды избавились от рабства а наши внуки родятся рабами. !!!

СССР и ЭрЭфия - есть что сравнивать за столько лет. Возьмите что угодно: кв.метры жилья (не говоря уже о промышленном строительстве и строительстве дорог), минеральных удобрений, потребления мяса и прочее и прочее и прочее ... Легче сказать где наоборот если ещё такое есть ?!!!!

даже период "загнивания", период Брежнева, когда экономика стабильно росла 5-7 проц. год - эти сладкие цифры недостижимы для ЭрЭфии !!!

Вот например урожаи зерновых за 112 лет: http://ru-history.livejournal.com/3876698.html ...

...ВОТведьВОТ ...

п.с. колбаса без мяса и сигареты без табака - удел рабов ...
VsHome; Трактор; +2 1 Ответить
36. boln 1041 14.01.16 13:07 Сейчас в теме
(32) Шёпот теней,
История, её изучение, показывает, что СССР до конца 60-х годов был самой передовой страной мира.
Так почему же СССР рухнул?
37. Шёпот теней 1782 14.01.16 13:25 Сейчас в теме
(36) boln, это уже даже не смешно ...

читайте ... изучайте ... поймёте ...

начните со Сталина ... его убийства ... Ленинградского дела ... 19 и 20 съезды партии ...

прочитайте работу Сталина "Проблемы социализма в СССР" (считается частью работ Вознесенского Николая) ...

если СССР "рухнул" то что же делает ЭрЭфия ??? "встаёт с колен" ??? назовите этот процесс ?!

читаем про США, отмену золотого эквивалента доллара и прочее ...


п.с. как мы можем победить, если нас легко купить ?! (Газманов).

Нет Счастья без Родины и нет Свободы без Воли !!!
38. boln 1041 14.01.16 13:41 Сейчас в теме
(37) Шёпот теней,Про ЭрЭфию - заранее согласен. Не встает с колен, а тонет в болоте.

Если коротко, то "убийство Сталина", "предательство Хрущева и Горбачева", "происки иностранных разведок", "кругом враги"... Я правильно понял? Таковы тезисы?
user764477; Шёпот теней; +2 Ответить
33. alex_sh2008 5 14.01.16 08:45 Сейчас в теме
Мне гораздо интереснее история с созданием процессора Эльбрус, и как труды нескольких институтов СССР, вдруг оказались в Intel, и почему спали наши спецслужбы.
35. Шёпот теней 1782 14.01.16 10:48 Сейчас в теме
(33) alex_sh2008, когда наши академики отказались от своих разработок в пользу иностранцев, то сняли гриф секретно ... и всё ушло на запад ... (такое вот читал) ...

кем и когда были куплены "наши" академики - это уже другой вопрос ?! ... имена их известны !!! только толку-то это уже никому не интересно ...)

п.с. как мы можем победить, если нас легко купить ?! (Газманов).
41. Gilev.Vyacheslav 1917 14.01.16 20:10 Сейчас в теме
(33) alex_sh2008, точно также как их разработки у нас
34. alex_sh2008 5 14.01.16 08:59 Сейчас в теме
39. Шёпот теней 1782 14.01.16 14:07 Сейчас в теме
Только дуракам не известно что до 1960-х, начало 70-х СССР был лидером компьютерных технологий !!! не только технологий но и её теории и математики как обеспечение всей алгоритмической части ...

были в СССР и разработчики микроэлектроники (настольных ПК на базе нашей микроэлектроники) подобие Стива Джобса, оказалось что "это" никому не нужно было ... вообщем кто интересуется то знает а тем кто не интересуется то это его проблемы ...

например; кто создал первую в мире полностью автоматическую сборку кузовов ? СССР на горьковском автозаводе (сами потом отказались - невыгодно было на то время) ...

почему не было нужным, невыгодно ?! опять придётся возвращаться в историю Сталина, Хрущёва, Брежнева, Академии Наук и прочее ...

п.с. как мы можем победить, если нас легко купить ?! (Газманов).

Нет Счастья без Родины и нет Свободы без Воли !!!


п.с.1.считается что компьютеризация увеличила ВВП на 6 проц. может быть и не так ужжж были не правы наши начальники, где бухгалтера всей страны считали на счётах им даже калькуляторы были не нужны. Потерянную копейку искали и находили !!! Отсюда вопрос - зачем нужен компьютер ???
42. Gilev.Vyacheslav 1917 14.01.16 20:14 Сейчас в теме
поскольку дальше пошел флуд - закрываю тему
Оставьте свое сообщение