Не секрет, что с января 2012 года большинство торговых предприятий немного лихорадит в связи с необходимостью регистрации НН в ЄРПН. На всех околобухгалтерских форумах обсасывают технические и юридические (?) нюансы, поливают грязью гениальных авторов кодекса и т.п. Даже на инфостарте при написании этой статьи я сходу нашел две обработки на данную тему:
ЄРПН - Экспорт налоговых накладных в XML (Украина)
Групповая выгрузка налоговых накладных в XML (1С:Бухгалтерия 7.7 для Украины)
Собственно рассказывать про генерацию xml я не буду, благо этот механизм встроен в типовые конфигурации, а поддержкой нетиповых явно занимаются специалисты, способные написать экспорт собственными силами. Я бы хотел поделится своим опытом по автоматизации/оптимизации всех этапов процесса регистрации НН.
Предлагаемые на многих форумах варианты использования программ Медок/Бест-Звит, Арт-Звит я отмел сразу. Во-первых они не бесплатны (я не жмот, просто не вижу необходимости в этих программах), а во-вторых они дублируют функционал моей 1С, причем не самым удобным образом. У меня уже есть база данных, где я храню свои входящие/исходящие НН - зачем мне еще одна? К тому же от этих программ попахивает ... м-м-м выражусь помягче: "навязывание ненужных платных услуг".
В идеале я вижу всю работу примерно так: Есть учетная система, есть ключи, есть сервер ДПА. В учетной системе с помощью ключей подписываем НН и отправляем на сервер ДПА, получаем ответ. И все! Конечно, если у вас всего парочка накладных в день, то в принципе не очень накладно выгрузить их из 1С, загрузить в нужную программу, по очереди подписать, отправить, получить ответ, распечатать/подшить/сохранить... Но у меня накладных, подлежащих регистрации, до 100 штук в день, и описанные танцы с бубном для меня означают наем дополнительных сотрудников. Это не наш путь.
На данный момент у меня конечно не все идеально, но кое-что я смог автоматизировать. На саму регистрацию уходит буквально несколько минут в день.
Итак, используемое ПО и компоненты:
- 1С 7.7 + MSXML2.DOMDocument (библиотека от MS) + DialMail.dll
- ІІТ Користувач ЦСК-1. Захист звітності до ДПІ
- Ключи от ИВК (теоретически подойдут любые).
В конфигурации, для документов Налоговая накладная, Расчет корректировки, Запись книги приобретения добавлен реквизит СтатусРегистрацииВЕРНН. При формировании НН, автоматически устанавливается статус "Не требует регистрации" или "Не готова к регистрации". После некоторых внутренних процедур для НН со статусом "Не готова к регистрации" статус меняется на "Готова к регистрации". С определенной периодичностью специальный робот в 1С экспортирует такие НН в xml в специальную расшаренную папку и меняет статус документа на "В процессе регистрации".
А вот дальше ручная работа :( Ответственный сотрудник, запускает программу "ІІТ Користувач ЦСК-1. Захист звітності до ДПІ", вводит пароли к ключам и закрывает программу (сотрудник тратит на эту процедуру около 2-х минут). Эта программа вытягивает файлы xml, подписывает их и складывает в другую специальную папку.
Теперь опять автомат: "робот" (крутится в базе постоянно) находит подписанные файлы и отправляет их в налоговую посредством e-mail (одним письмом с кучей вложений). Заодно принимает квитанции и кладет их в третью специальную папку.
Потом ответственный сотрудник, снова запускает программу ІІТ Користувач ЦСК-1. Захист звітності до ДПІ, и расшифровывает квитанции (опять таки 2-3 минуты). Расшифрованные квитанции подхватываются роботом из 1С, парсятся и записываются в базу 1С, попутно устанавливая статус документам "Зарегистрировано".
Текста много, но на практике все происходит достаточно быстро и понятно для пользователей ;)
В принципе использование робота не обязательно - достаточно обработки с кнопками "выгрузить доки" / "загрузить квитанции".
Теперь небольшие нюансы и уточнения.
Программу "ІІТ Користувач ЦСК-1. Захист звітності до ДПІ" можно скачать с сайта ЗАТ «Інфраструктура відкритих ключів» http://www.ivk.org.ua/ Программулина проста до безобразия.
Будет ли она работать с ключами других центров сертификации - скорее всего да. Так как сама программа разработана Харьковским ЗАТ "Інститут інформаційних технологій" и помимо ИВК, бесплатно раздается и компанией МастерКей (правда чуть другая версия, без функции почтового клиента)
В принципе можно отправлять подписанные файлы непосредственно из "ІІТ Користувач ЦСК-1. Захист звітності до ДПІ", но при большом количестве документов происходят стабильные сбои при отправке. Приемка квитанций работает нормально.
В программе есть возможность менять настройки, в частности в моем примере нужно постоянно менять пути с входящими xml/kvt/rpl и зашифрованными/расшифрованными xml/txt файлами. Так как все настройки хранятся в реестре, то я просто сделал несколько ярлыков к cmd-файлам, где в зависимости от того хотим мы подписать документы или расшифровать ответы подставляются необходимые параметры путем импорта нужного reg-файла и только потом запускается exe-файл.
Буду очень рад, если и вы поделитесь своим опытом по данной теме.
P.S. по такому же сценарию сейчас внедряю участок по отправке/обработке запросов в ЄРПН на предмет проверки регистрации входящих налоговых накладных.