Все затраты подразделяются на Материальные и Постатейные. Часть материальных затрат не вызывают каких-то вопросов у пользователей при формировании себестоимости, являясь прямыми затратами - семена, удобрения и СЗР. Но есть и такие, которые войдут в структуру себестоимости уже как постатейные (речь о запасных частях для техники, о них речь пойдет чуть позже). И топливо мы тоже не увидим в Анализе себестоимости продукции, полученной с поля, если настройках подсистемы растениеводства включена опция Затраты через вспомогательное производство. При такой настройке топливо будет включено в себестоимость работы, выполненной техникой.
Если включена опция Затраты через вспомогательное производство, то для отнесения стоимости топлива на себестоимость продукции используется цепочка документов: Путевой лист – Движение продукции и материалов – Производство без заказа – Этап производства. Для отнесения стоимости топлива в себестоимость продукции на поле, где проводились работы, в путевом листе указывается направление затрат «прямые расходы» и в качестве аналитики выбирается поле (элемент структуры предприятия), где проводились работы. Тогда работа, выпущенная в конечном итоге документом Производство без заказа, передается в данное подразделение как затрата, а в себестоимость данной работы входит стоимость топлива, потраченного на выполнение данной работы. И в Этапе производства (и соответственно в отчете Анализ себестоимости) мы уже увидим в качестве прямых материальных затрат работы, выполненные техникой.
Вариант с выключенной опцией Затраты через вспомогательное производство, хотя и позволяет увидеть в структуре себестоимости топливо отдельной статьей, но не пользуется популярностью. В моей практике не встречались организации, выбравшие этот вариант.
С семенами, удобрениями и СЗР все гораздо проще. Для передачи их в производство служит документ Движение продукции и материалов с отраслевой «оболочкой», благодаря которой пользователь видит документ Акт на списание семян и удобрений. Далее эти затраты отраслевой обработкой Рабочее место по отражению производства продукции растениеводства попадают в качестве расходов в документ Этап производства.
На этом список прямых материальных затрат для продукции растениеводства исчерпан. Вопрос распределения постатейных расходов более сложен. Основными статьями постатейных расходов являются амортизация и ремонты техники. Согласно рекомендаций Минсельхозпрода РФ 04.07.96 № П-4-24/2068 данные виды затрат должны распределяться по окончании сельскохозяйственного сезона пропорционально объемам выполненных работ или другим основаниям. К сожалению, в конфигурации эти рекомендации не реализованы (есть надежда, что в варианте расчета себестоимости по плановой, распределение данных видов затрат реализовано в соответствии с рекомендациями, но это тема уже следующей статьи).
Амортизация с\х техники – в последних релизах амортизация безальтернативно накапливается в подразделении техники, которое указано в качестве подразделения затрат в карточке транспортного средства. При этом вся сумма накопленной амортизации распределяется полностью на весь объем работ, выполненных техникой в течение месяца (напомню, что мы рассматриваем вариант с расчетом ежемесячной фактической себестоимости). Отсюда данная часть затрат распределяется мягко говоря некорректно. Например, трактор простоял 4 месяца и выехал на ранневесеннюю подкормку озимых в последних числах марта, успел обработать одно поле – в результате вся накопленная амортизация за четыре месяца будет распределена на это поле. Да и в течение полевого сезона трактор будет работать неравномерно, может поломаться, а амортизация будет продолжать начисляться линейным способом.
Исходя из вышеописанных ограничений для корректного распределения затрат можно накопленную амортизацию за период, когда техника не работала, распределять на статью РБП (расход будущих периодов). С момента, когда она начнет работать нужно будет сделать распределение РБП, распределив накопленную сумму на текущий и последующие периоды согласно планируемой в будущем загрузкой техники. Альтернативой использования РБП может быть вариант настройки распределения расходов, когда какая-то часть остается в НЗП (в последних релизах появилась такая возможность). Но к сожалению, оба эти варианты опираются лишь на прогноз, и по окончанию полевого сезона выясняется, что прогноз был некорректным, а это вызывает желание переделать все распределения расходов с начала года, опираясь уже на фактические данные. И получить корректную себестоимость можно лишь в конце года, переделав распределение затрат за весь год.
С затратами на ремонт ситуация еще хуже, чем с амортизацией. В последних релизах убрали из конфигурации возможность затраты на ремонт накапливать на отдельном подразделении техники. Теперь они ложатся прямыми затратами на выпускаемую оборудованием в течение месяца работу. Отсюда возникают две проблемы: 1. Если в предыдущем месяце были переданы в кладовую запчасти, а выпуска работ не было, то в текущем месяце, даже если и будут работы, то запчасти из прошлого месяца автоматически не спишутся в выпуск продукции. Чтобы их списать придётся вручную делать документ Распределение материалов и работ с указанием партии производства. 2. Если стоимость запчастей большая и мы хотим эти затраты распределить на несколько месяцев, то придётся эти запчасти списать на статью РБП в ремонтируемое подразделение (или на статью расходов с дальнейшим ручным ее распределение, оставляя при настройке документа распределение расходов часть затрат на НЗП). Т.е. вместо передачи в кладовую придётся делать документ Внутреннее потребление товаров.
Еще одной обязательной статьей затрат является заработная плата. И если правильно настроенная сдельная оплата сразу отражается в себестоимости выпущенных техникой работ, то распределение зарплаты сотрудников на окладе требует вначале собрать ее на статье расходов в каком-либо подразделении. Вариантов распределения может быть несколько. Например, зарплату инженерного состава можно распределять на все работавшие в данном месяце трактора, зарплату агрономов на все поля, на которых велись работы. Стоит отметить, что зарплату административного подразделения можно отражать как общехозяйственные расходы, и сразу относить на финансовый результат, а не на себестоимость продукции.
В некоторых компаниях может быть еще одна специфичная существенная статья затрат – амортизация затрат на культуротехнические работы. Распределять такую амортизацию нужно только на те подразделения, которые относятся к полям, на которых проводились культуротехнические работы, сформировавшие стоимость амортизируемого основного средства. Причем пока это придётся делать каждый месяц вручную, какой-либо отраслевой обработки пока нет. На мой взгляд наиболее оптимальным является вариант распределения между подразделениями по вручную созданному показателю - по площадям, где указываются ежемесячно площади полей (подразделений), а между партиями – по Плановой стоимости продукции с учетом будущих выпусков (обязательно должны быть заполнен плановые цены).
Остальные затраты в структуре затрат занимают незначительный процент, поэтому ошибки в их распределении как правило, оказывают не значительное влияние на себестоимость, но по мере укрепления финансовой дисциплины в компании рано или поздно встает вопрос их корректной настройке, я же пока просто перечислю основные затраты, с настройкой которых мне пришлось столкнуться и на этом закончу первую статью: спецодежда и инвентарь, хозтовары, аренда земли, аренда техники, аренда прочее, топливо для тепло и электрогенераторов, услуги с\х техники, затраты на очистку и сушку зерна, транспортные услуги, затраты на хранение и распределение топлива, различные налоги и сборы.