Если ты можешь объяснить своей маме в пяти простых предложениях (не более 7 слов в каждом) – кем ты работаешь, а работаешь ты бизнес-аналитиком – это значит, что ты знаешь, что делаешь.
А вот если ты начинаешь теряться, говорить «ну объясняю тетям и дядям…», «ну в общем вот… там это… делаю проекты», «там программирую немного…», «на встречах там разных общаюсь…» и в том же духе – это первый признак, что ты не знаешь о своей профессии ничего.
Еще лет 7 назад было все проще. Да, да, и деревья выше и трава зеленее, и приходящих желторотых молодых студентов на первом собеседовании спрашивали – ты кем хочешь быть в 1С: программистом или консультантом? И вот было все понятно, что делает программист, что консультант. Один программирует, второй – все остальное. Вариант эникейщика тоже существовал, особенно на начальных этапах.
Хотя в то время уже ходили бородатые анекдоты, кто же такой программист, и что он явно может и утюг починить и ракету в космос запустить, главное правильно компиляцию кода сделать. Но вернемся в наше время.
Кто же такой бизнес-аналитик, чем он занят и как до этого дошел?
В этой статье я хочу поразмышлять больше именно на тему – как же стать бизнес-аналитиком. И я не буду занудно рассказывать, что путь нужно строить по лестнице: «стажер», «джуниор», «мидл» или «синьор». Об этом можно написать отдельную статью. Тут я не об этом. И не о компетенциях и об областях знаниях, тут тоже можно отдельно и долго разговаривать. Я хочу рассказать о технике, о самом процессе, т.е. том самом пресловутом «черном ящике» кузницы кадров всея 1С.
Итак, модель Кюблер-Росс наоборот. Все просто. И именно она дает эффективные результаты. Не значит, что положительные, нет (но иногда бывают и такие). После первого цикла погружения в проект существует вероятность полного понимания, что это все не для неофита 1С, и лучше от 1С держаться по возможности подальше. Ведь, как говорят в математике: отсутствие решения – это тоже решение. Начнем.
Принятие
Да, все начинается с него. Тебя погружают в твой первый проект. Перед этим была небольшая матчасть: тебя возможно записали на курс 1С по чему-нибудь, послушал, ты даже сдал сертификат. Все, ты готов. Ведь нет ничего лучше прямого контакта с объектом, «что бы научиться плавать – нужно плавать». И ты принимаешь это. Другого тебе просто не дано. Вот оно – твое принятие ситуации.
Как будет происходить погружение? У тебя скорее всего будет наставник – более опытный матерый РПшник, архитектор или аналитик. Ты будешь на весь этот проект его падаваном: составлять протоколы встреч (ох, хорошо если будет их запись, а может быть и так, что ты будешь записывать, ну и конечно, уроков стенографии не было и они казались чем-то из серии смешного, но тут появляется понимание – что это не так), выполнять разбор кейсов, готовить эти кейсы, разбирать предметные области этой 1С и многое другое. И за тобой все время следят, наблюдают и поправляют. Если так – это очень хорошо. Но от количества ошибок в какой-то момент тебя начинает просто колбасить. Хорошо, если ты в 1С пришел не нулевым, но если за плечами только универ, или вообще какая-то другая проф область, то держись. Написание протокола часовой встречи у тебя займет часа 4. Потом будут правки. Потом будут еще раз правки. Т.е. в итоге на 1 час ты потратишь около 10-12 часов. А потом тебя попросят осмыслить: «А что же хочет клиент?». Оопс…
Депрессия
И вот тут начинается депрессия. Кажется, что встреч на этом проекте столько, что проще вот прямо сейчас все бросить. Но нет, ты молодой перспективный падаван и нужно держаться – дальше будет проще. Но кто бы сказал, что проще не будет. Будет интереснее – да. Протоколы сами себя не напишут. Есть дедлайны, есть строгий нянь, есть кейсы, есть наконец сама 1С, которую нужно поковырять, простите, смоделировать различные ситуации и их зафиксировать. В целом не скучно, в целом депрессивно. Двигаемся дальше, есть же календарно-ресурсный план (не тобой составленный, что, фух, значит, составляли умные дяди, и это все когда-нибудь закончится). Как побочный эффект, возможна ненависть. Ненависть ко всему, включая 1С и соседа, вечно включающего дрель, когда ты в зуме.
Торг
Торги с собой – бессмысленны и беспощадны. Мы все себя любим и обижать себя явно не намерены. Появляются первые признаки агрессии и попытки отстоять собственное достоинство и значимость. Но нет. «Вот смотри, вот тут товар поступает на склад, а ты пишешь: сотрудники склада приходуются на склад» - шепчет тебе в 23 часу нескончаемого дня твой сенсей в зуме. И ты не понимаешь, что ж тут не так. Вот склад, вот сотрудник склада, вот приходуется. Все слова русские и в правильном порядке. Но нет. «Давай думать» - змеем искусителем тебе глаголит говорящая голова в зуме. Ты думаешь, думаешь, еще раз думаешь. Все сходится. Все правильно, я же читала, я же смотрела в программе, ну я же слышала, что говорили на интервью кладовщики, что они там делают на этом складе. Вздыхаешь, уходишь в подполье, рвешь протокол на мелкие кусочки (ок, сейвиш, и открываешь новый Word). И в итоге выдаешь «кладовая цеховая» и так по всему документу. Главное, что бы твой сенсей имел выдержку и терпение.
Гнев
Твой гнев. Не твоего сенсея, который тихо ржет над «кладовая цеховая». Ему не положено злиться. О его эмоциональном состоянии можно так же говорить долго и интересно.
Гнев – это самый хороший этап. На нем постигается дзен науки погружения в 1С и понимания процессов и что же делает бизнес-аналитик.
Злость – это, при правильной подаче и дозировании, хороший мотиватор. Доброта не мотивирует. Читается стопятьсотый раз ИТС, штудируются форумы, заслушиваются курсы, и потихонечку получается результат. Протокол становиться все лучше и лучше. В нем вроде и правок, и ошибок становиться меньше. Ночь становится темнее, уже и близиться рассвет, и протокол уже не кажется таким противным.
Гневаться долго нельзя. Нужно передохнУть (не путать с другим словом). Пойти осуществить захват печенек на кухне и нападение на холодильник. Жизнь вроде налаживается. Эмоциональный всплеск потихоньку затихает и наступает следующий этап.
Отрицание
Оглушительно и больно. Осознание. Проект закончен. Нужно возвращаться к нормальной жизни, нормального человека, а не заспанной совы с дергающимся глазом. Но деревянная медалька получена. Первое живое боевое крещение получено. И даже услышаны слова «Молодец. Умница», от сенсея проекта.
Если отрицания нет, то 1С это не твое.
Если есть отрицание своих результатов, достижений, знаний (критическое – это важно) – то это верный признак понимания, что это только первая масенькая ступенька на пути становления бизнес-аналитика, а дольше будут еще проекты и еще проекты и еще проекты, на которых будет еще много шишек.
А вот тут важно не попасть на эффект Даннинга-Крюгера.
Упс, да-да, он самый. В простой вариации словами Уильяма Шекспира «Дурак думает, что он умный, умный же знает, что глуп». Т.е. чем больше ты копаешь 1С, изучаешь ее, изучаешь, что около 1С (как писать протоколы, как писать ТЗ, как планировать время, как искать нужную информацию и прочее и прочее), тем больше понимаешь, что это озёра данных и что бы получить искомое, его не просто найти, его нужно переработать через призму понимания, что бы получить нужный результат.
Если позанудствовать и процитировать Wiki, то эффект объясняется как «люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации». Эффект коварен, так как после первого проекта корона на голове, звезда светиться. Но если хочешь дальше – изучай, изучай все, что связано с 1С, и не только. Будь любопытен, любознателен и критичен к получаемой информации. Еще несколько лет назад говорили, что нужно прокачивать не только узкоспециализированные знания, но и что вокруг, т.е. обладать кругозором чуть большим, чем границы выбранной профессии. Сейчас новый тренд, прокачивать не только компетенции HardSkills, но и SoftSkills. Да, не упомянуть об этом прямо грех. Коммуникации, самопрезентации, тайм менеджменты и эмпатия – все это требуется уже во всех профессиях. Вот тут и кроется вся соль вопроса, чем больше мы расширяем границы нашего познания, тем длиннее (следовательно, и больше) становиться граница между нашим знанием и не знанием. Вот она философия Сократа «Я знаю, что ничего не знаю».
Вернемся к нашему лакмусовому индикатору – маме. Нет, есть мамы настолько прошаренные, что могут тебе рассказать о скрытых настройках Телеграма (ну или как пропатчить KDE2 под FreeBSD – опционально, суть ясна), но мы говорим о среднестатистическом человеке, который об ИТ знает не так много и не в таких красках.
Как же объяснить, чем ты занят, кто же ты по профессии? Парадоксально, но пока никак.
Сформулируем простое определение. Бизнес-аналитик – это специалист, который стоит между бизнесом и командой разработки. Он собирает и выявляет требования к будущему программному продукту или функционалу, а затем переводит их на понятный для программистов язык.
Вроде все понятно, но для простого обывателя не хватает простых и понятных слов. Это как ребенку трех лет, показывать детскую книжку и говорить: «Смотри, вот это овощи». А там изображена морковка, свекла и капуста. Ты то прав, но ребенок не поймет, нужна простая логичная конкретика. Нужно проще и жизненнее.
Как-то так, путь труден и тернист, но не исключает, что в итоге все будет хорошо.
Ну что, ты все еще хочешь стать бизнес-аналитиком? В смысле не хочешь? Все хотят 😊