Опубликованный 01.06.2021 года приказ ФНС России от 25.05.2021года №ЕД - 7-23/518@ «Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля» вступает в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования, но не ранее 01.07.2021 года. В соответствии с положениями данного документа система внутреннего контроля организации должна обеспечивать правильность исчисления (удержания), полноту и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов; достоверность, полноту и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности организации в отчетности; соблюдение законодательства РФ в процессе хозяйственной деятельности; своевременно выявлять, исправлять, предотвращать ошибки (искажения) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности. Основные требования законодательства к системе внутреннего контроля (СВК) и управления рисками (УР) реализованы в продуктах линейки «1С:Управление холдингом».
То есть, произошедшие изменения законодательства в части системы внутреннего контроля и управления рисками (СВК и УР) утверждают требования к организации системы внутреннего контроля и перечень форм для заполнения организациями и представления их в дальнейшем налоговому органу.
Основные требования законодательства к СВК и УР в полной мере реализованы в продуктах линейки «1С: Управление холдингом», «1С ERP. Управление холдингом», «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».
Подсистема «Управления рисками» продуктов линейки «1С:Управление холдингом» соответствует основным требованиям приказа ФНС России от 25.05.2021 № ЕД – 7-23/518@ и позволяет выполнить общие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля и управления рисками; вести учет рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России; формировать и отправлять отчеты, утвержденные ФНС России; анализировать информацию по рискам и СВК.
Функции подсистемы «Управление рисками» представляет собой следующие возможности для пользователей:
-
регистрации рисков, включая оценку вероятности рисков, источников рисков, установки уровней рисков;
-
планирования и регистрации контрольных процедур по предупреждению рисков;
-
планирование реакций на инциденты – мероприятий для минимизации ущерба от инцидентов реализации рисков;
-
регистрацию инцидентов и реакции них;
-
анализ информации о рисках в контрольных процедурах, инцидентах;
-
заполнения и отправки регламентированной отчетности.
Рисунок 1. Форма регистрации риска
В программе ведется также классификация контрагентов, отражаются этапы претензионно-исковой работы. По результатам работ формируются отчеты.
В программе «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» можно регистрировать риски предприятий и их основные данные. Так, при анализе риска не отражения в налоговом учете первичных документов к основным данным относятся данные, позволяющие оценить вероятность риска, его последствия, класс ущерба, уровень риска, реквизиты рисков, учитываемых в налоговом мониторинге.
Рисунок 2. Уровень риска и категория ущерба
Для всех рисков при регистрации указывается дополнительная информация, а также описываются причины и последствия рисков.
При регистрации риска в документе можно перейти:
-
к перечню контрольных процедур;
-
перечню реакций на инциденты;
-
настройкам использования шаблонов мероприятий.
Работа по зарегистрированным рискам может вестись по двум направлениям – превентивное выполнения предупредительных мероприятий (контрольных процедур), которые помогут избежать риска, регистрация случившихся инцидентов (реализованных рисков) и мероприятий по их устранению.
При регистрации инцидента пользователь указывает реализовавшийся риск, информацию о нем. А также его последствия. Далее регистрируется мероприятие по устранению последствий инцидента.
Рисунок 3. Форма инцидента
При регистрации превентивных контрольных процедур сначала создается шаблон мероприятия (контрольной процедуры) и далее, на его основании, создается экземпляр проведенного мероприятия (контрольной процедуры). При создании шаблона мероприятия (контрольной процедуры) к рискам, учитываемым в налоговом мониторинге, обязательно указывается флажок «учитывается в налоговом мониторинге».
Рисунок 4. Шаблон мероприятия контрольной процедуры
Шаблоны мероприятий контрольной процедуры содержат её заполненные реквизиты, определяют периодичность её проведения, и упрощают ручное и автоматическое создание контрольной процедуры. При создании шаблона мероприятия (контрольной процедуры) на вкладке «Стадии» можно указать детализацию по стадиям выполнения мероприятия с указанием содержания, ожидаемых документов и длительности стадии. А на вкладке «Принадлежность» можно указать риск, к которому данная контрольная процедура относится.
При создании контрольной процедуры указывается ранее созданный шаблон контрольной процедуры. Регистрация контрольных процедур предусматривает для пользователей ряд возможностей по её подробному описанию, отражению результатов выполнения с приложением подтверждающих документов.
Рисунок 5. Мероприятие
Участники контрольной процедуры персонализированы, они могут добавлять в текстовые поля отчеты о результатах мероприятий, видеть список мероприятий, в которых текущий пользователь является исполнителем.
Регламентированная отчетность по системе внутреннего контроля и управления рисками в рамках налогового мониторинга формируется в разделе «корпоративные налоги», «сервис», «1С-отчетность», «уведомления» и отправляется пользователем в налоговый орган.
Рисунок 6. Отчетность по рискам
Раскрытие информации о системе внутреннего контроля организации позволяет налоговому органу проверить комплексное исполнение процессов внутреннего контроля участника налогового мониторинга. Налоговый орган анализирует риски организации и оценивает эффективность работы СВК налогоплательщика по выявлению и предотвращению рисков. Результаты этой работы являются основой для планирования проверок, определяют их метод (сплошной или выборочный) и массив необходимых документов. Стандартизация форм документов и утверждение XML форматов обмена данными, включая оценку вероятности рисков, источников рисков, установки уровней рисков позволят автоматизировать передачу документов между налоговыми органами и участниками налогового мониторинга.
Система внутреннего контроля должна функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса (операции), в том числе:
-
до фактического начала бизнес-процесса (операции) с целью предупреждения или минимализации негативного воздействия событий, факторов, способных повлиять на достижение целей организации;
-
в ходе осуществления бизнес-процесса (операции) с целью своевременного выявления и устранения возникающих в ходе работы нарушений и отклонений;
-
после завершения бизнес-процесса (операции) с целью установления достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов плановым показателям.
Рассматриваемый приказ приводит сроки предоставления необходимой информации в налоговый орган. Информация, раскрываемая налоговому органу в соответствии с приложениями №1-4, 7, 8 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля, предоставляется за отчетные периоды, наступившие после 01.01.2022 года.
Новые требования приведут нормативно правовые акты ФНС России в соответствии с положениями главы 14.7 части 1 налогового кодекса РФ.