Довольно часто встречаются случаи, когда в компании принимают решение о ликвидации предприятия. Это может случаться, например, когда компания закрывается или становится банкротом. Те участники, которые приняли решение о ликвидации предприятия, обязаны выполнить некоторый перечень действий, согласно Гражданскому кодексу, статьям с 61-й по 64-ю, а также согласно Федеральному закону от 08.08.01 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В эти действия входит и составление ликвидационного баланса.
Первым шагом в порядке ликвидации предприятия учредителей должно стать письменное сообщение для инспекции по решению ликвидации предприятия – Уведомление о ликвидации юридического лица по форме №Р15001. Согласно данному уведомлению работники налоговой службы произведут внесение в ЕГРЮЛ записи про то, что у данной компании начался процесс ликвидации предприятия.
Второй шаг для учредителей компании – это назначение ликвидационной комиссии – она должна сделать публикацию, в особом издании, о том, что фирма ликвидируется, а также данная комиссия будет определять сроки для выставления требований перед кредиторами. После того, как обозначенный срок кончился, комиссия прописывает баланс в промежутке по ликвидации, после чего ведутся расчёты с кредиторами.
Третий шаг ведётся с оговоркой, что компания не имеет долгов, – это формирование документа ликвидационного баланса. На основе данного документа работники налоговой службы заносят в ЕГРЮЛ отметку о том, что ликвидация была произведена согласно 1-му пункту 21-й статьи Закона №129-ФЗ.
Формировка ликвидационного баланса в 1С 8.3 Бухгалтерия
Рассмотрим вышеуказанные действия по формировке баланса по ликвидации организации с точки зрения проведения всей документации в базовой версии 1С 8.3 Бухгалтерии. Так как особых форм для именно этой процедуры нет, то будем пользоваться стандартным бухгалтерским балансом, который утверждён приказом Минфина Российской Федерации от 02.07.10 №66н.
Вначале происходит заполнение промежуточного ликвидационного баланса – это форма по отчётности внутри компании. Данная форма может быть составлена в дату по окончанию промежутка для выставления условий кредиторами. Опираясь на 2-й пункт 63-й статьи ГК РФ, при заполнении промежуточного ликвидационного баланса необходимо указать информацию:
- Про полный состав имущества компании, которая подлежит ликвидации;
- Про перечень всех требований, которые составили кредиторы;
- Про результаты по рассмотрению требований кредиторов комиссией по ликвидации компании.
Всё имущество, которое осталось, после выполнения требований кредиторов, будет возвращено владельцам компании, согласно пункту 5 и пункту 7 63-й статьи ГК РФ.
Формировка баланса по промежутку для ликвидации в 1С:Бухгалтерия, редакция 3.0, происходит системно автоматически. Чтобы произвести формирование данного отчёта, необходимо перейти во вкладку «Отчёты» в меню программы, после чего внутри блока кликнуть на «Регламентированные отчёты», как демонстрируется на скриншоте ниже:
Рис. 1 Регламентированные отчеты в 1С: Бухгалтерия, редакция 3.0
Далее появится форма, в которой можно проводить работу по отчётности. Во вкладке «Отчёты» кликаем на «Бухгалтерская отчётность», как демонстрируется на скриншоте далее:
Рис. 2 Вкладка «Бухгалтерская отчетность»
В начальной форме по бухгалтерской отчётности можно избрать период, по которому будет оцениваться ликвидационный бухгалтерский баланс, после чего кликаем на «Открыть», как показано ниже:
Рис. 3 Период ликвидационного баланса
Будет создана и открыта форма по бухгалтерскому балансу, которая будет пустой. Наверху меню нужно отметить «Вид сдачи отчётности» – «Промежуточная», или «Ликвидационная отчётность», после чего кликнуть на «Заполнить» вверху панели с командами, как можно увидеть на скриншоте далее:
Рис. 4 Заполнение ликвидационной отчетности
Данная ликвидационная бухгалтерская отчётность может считаться готовой и законной только после того, как будет распечатана и подписана руководителем.
Чтобы представить составленную отчётность в электронном виде в 1С:Бухгалтерии, редакция 3.0, необходимо выбрать электронное представление, после чего распечатать бланк с двухмерным штрих-кодом PDF 417. Данный штрих-код будет сформирован из файла по выгрузке. На подобном бланке в поле «Отчётный период» будет проставлен код 90 или 94 – это зависит от того, какая именно отчётность была сформирована.
Рис. 5 Документ «Отчетный период»
Дата на такой отчётности будет выставлена автоматически во время выгрузки, но на самом бланке даты не будет:
Рис. 6 Бланк бухгалтерского отчета
Также нужно будет выполнить некоторые дополнительные действия:
- На бланке с балансом собственноручно провести коррекцию наименования баланса;
- От руки сделать отметки о том, что ликвидационный баланс был утверждён, или же сделать дополнение к данному документу – решение о его согласовании;
- Также вручную проставить дату, для которой данный ликвидационный баланс является актуальным.
Рис. 7 Заполненный промежуточный ликвидационный баланс
Также стоит отметить, что уместно будет приложение пояснительной записки, в которой будут оговорены все процессы по ликвидации предприятия.