В настоящее время «1С» (имея в виду не только фирму, но все сообщество) – это важный индикатор состояния и тенденций развития рынка в России. Освоив просторы российского рынка софта для автоматизации предприятий, компания ставит своей целью занять значимую долю рынка на Западе, в первую очередь в Европе. Немаловажным является такой факт, что стоимость программного обеспечения и оплата проектов по доработке и внедрению там достаточно высока, а культура лицензионного обслуживания на порядок выше, чем в России.
Конечно, назвать «1С» новичком на западных рынках нельзя - компания давно и достаточно успешно представлена за рубежом игровым направлением. Но все же, игры и экономический софт - это две большие разницы. Ведь во втором случае речь идет о том, что клиент применяет этот софт для автоматизации критически важных деловых процессов. Продвижение бизнес-решений сложнее по сравнению и с общесистемными средствами (безопасность, администрирование), так как тут существенно выше требования к организации сервисной поддержки, адаптации к местным национальным условиям.
На опыте внедрения зарубежных EPP-систем в России, зачастую действует принцип синхронизации данной системы с конфигурациями 1С. Например, официально в российские филиалы приобретается зарубежная ERP-система, а фактически работает «1С:Предприятие», западная же программа только представляет результаты в виде диаграмм и графиков, что приятно своей наглядностью для начальства. Такая картина наблюдается практически в 90% случаев внедрения западных ERP-систем на российском рынке, что уже говорит о своеобразном «скрытом» освоении их на западе.
И все же, почему у зарубежных поставщиков ERP-решений получается выход на мировые просторы, а у нас пока не очень? Конечно, сложно соревноваться с «гигантами» типа SAP или Oracle, но существуют относительно небольшие компании, которые сумели влиться на мировой рынок. Например, Microsoft Dynamics CRM в США и Великобритании, Scala, Navision (Швеция, Дания), CIEL(Франция). У данных направлений разработок и конечные цели также различны, цель внедрения SAP и других систем на Западе - повысить капитализацию и стоимость продаж, а цель внедрения 1С в России - автоматизировать учет за минимальную стоимость.
Определенную активизацию своей деятельности за пределами СНГ фирма «1С» начала одновременно с выпуском новой платформы «1С:Предприятие» 8.0, одним из новшеств которой было создание технологической основы для реализации интернациональных прикладных решений. Сама платформа практически сразу была выпущена в варианте поддержки различных национальных пользовательских интерфейсов (в настоящее время на 10 иностранных языках, в том числе английский и немецкий). Но и тогда выход «1С» за пределы постсоветского пространства пока не состоялся.
Перечень этих стран показывает, что продвижение за рубеж идет довольно случайным образом, на основе частных инициатив тех или иных партнеров. Чем это можно объяснить?
Во-первых, бизнес-модель «1С:Фрачайзинга» была изначально нацелена на деятельность внутри страны: организационная схема является весьма централизованной, при этом сама «1С» выступает в качестве поставщика прикладных решений для конечных пользователей, а партнерам отводится роль в первую очередь внедренцев. При продвижении за рубеж нужно предоставлять больше свободы партнерам и делегировать им функции разработчика прикладных решений.
Во-вторых, рост продаж продуктов «1С» уже много лет держится на очень высоком уровне: 30-50% в год в России и странах СНГ. Выдерживать такие темпы довольно сложно, хотя бы с точки зрения управления бизнесом, ведь речь идет об огромной партнерско-корпоративной структуре. В этих условиях форсировать развитие бизнеса еще и за счет расширения географии очень сложно.
Но все же, продвижения в этом направлении есть. В 2007 году «1С» приняла участие в выставке CeBIT в германском Ганновере, где она была представлена программой «1С:Предприятие» и двумя прикладными решениями, разработанными специально для немецких партнеров, – «1C:Finance & Trade» и «1С: Business Suite». А это представление «1С: Предприятия» на CeBIT’е свидетельствует о серьезном намерении компании выйти на европейский рынок. Итак, что же было привезено на выставку?
Продукт «1С:Finance & Tradе» - впервые представленное готовое решение, разработанное «1С» при участии ряда партнеров и предназначенное для автоматизации бизнес-процессов торговой фирмы: финансового учета и планирования, банкинга, управления закупками, продажами, запасами, активами. Это аналог продукта «Управление торговлей», но реализованный с учетом практики ведения бизнеса в странах Западной Европы и снабженный английским интерфейсом.
Бизнес-приложение «1С: Business Suite» полностью написано «1С-Рарус» - крупнейшим партнером фирмы «1С», частью активов которого она сама и владеет. Это приложение предназначено для малых и средних компаний, занимающихся оптовой торговлей, рассылкой, а также работающих в сфере услуг. Его функциональность (управление закупками, продажами, запасами, взаимоотношениями с клиентами, доставкой продукции) в значительной мере пересекается с «1С:Finance & Tradе», но оно больше ориентировано именно на немецких заказчиков и поддерживает многоязычный интерфейс: русский, английский и немецкий. В нем изменен по сравнению с отечественными приложениями и сам принцип пользовательского интерфейса, с учетом требований немецких пользователей.
Создание двух новых приложений, адаптированных для зарубежных партнеров уже говорит об определенном старте в сторону продвижения продуктов компании «1С» на мировом рынке. В качестве самостоятельного продукта на выставке продемонстрирована и собственно платформа под названием «1C:Enterprise». В России она отдельно не продается и не лицензируется. Это свидетельствует о том, что фирма также намерена более активно развивать за рубежом партнерские отношения именно с независимыми разработчиками. Говоря о конкретных итогах участия в CeBIT’2007, что и стало началом внедрения продуктов 1С в Германии, в первую очередь ставилась задача поиска заказчиков, на которых можно было бы отработать схемы внедрения и сопровождения готовых прикладных решений. Следующий этап - начало формирования партнерской сети, принципы построения которой отличные от тех, что использовались в России.
С 2007 года и до сих пор фирма «1С» представлена на европейской и международной выставке CeBit. В 2010 году впервые на CeBit прошла презентация версия платформы «1C:Enterprise» 8.2. и несколько конфигураций приложений, разработанных на ней. Так был представлен локализованный продукт на немецком языке для ломбардов, программа бухгалтерского учета и управления торговлей. К тому же, снова заявлен продукт «1С:Finance & Tradе» для рынка Германии уже как новый продукт для малого и среднего бизнеса, отвечающие всем параметрам управленческого решения. Что касается программы бухгалтерского учета - это решение, которое собрало в себя все лучшее, что было разработано в приложениях «1С» для бухгалтерского учета на российском рынке, совместив это с европейскими правилами ведения бухгалтерии. Решение направлено как на бухгалтерские службы предприятий, так и на налоговых консультантов. Продукт представляла компания «Финансово-аналитические решения».
Также с 2007 года открыта фирма «1С Germany GmbH» [http://www.1c-germany.com] Она представлена по всей Германии, главный офис находится в Москве. «1С Germany GmbH» специально разработана для удовлетворения потребностей немецких клиентов и партнеров «1С». В настоящее время компания предлагает один продукт «1С: Business Suite» и позиционирует его как инновационное управление запасами на основе платформы «1C:Enterprise», также адаптированной для немецкого рынка. Для развития продукта продвигается бесплатное обучение и поддержка.
Всем известно, что в 2012 году фирма «1С» выпустила ознакомительную версию технологической платформы «1С:Предприятие» 8.3.1. Самым важным и давно ожидаемым новшеством стала полноценная поддержка клиентских приложений для Linux. Раньше работа пользователей в Linux была возможна только с помощью веб-клиента под соответствующим интернет-браузером. Теперь для Linux созданы клиентские приложения, аналогичные тем, которые существуют для Windows. Клиентские приложения поддерживают файловый и клиент-серверный варианты работы для архитектур x86 и x86-64.
В новой платформе также оптимизирована работа с внешними источниками данных и со всеми поддерживаемыми СУБД (Microsoft SQL Server, PostgreSQL, IBM DB2, Oracle Database), имеется возможность использования SQL Server 2012. Получили также развитие механизмы формирования сложных аналитических отчетов, большое внимание, как утверждают разработчики, уделено повышению удобства работы конечных пользователей.
Все вышеперечисленно также может послужить мощным толчком для создания возможности продвижения платформы «1C:Enterprise» 8.3 в Европе. Более функциональная среда несет в себе новые возможности для разработчиков.
Продукты компании «1С» также продвигаются в Канаде, США, Великобритании, Франции, Испании, Италии и других странах. Но как такового признания и спроса мирового масштаба они не обрели, хотя партнеры «1С» ежегодно отправляют туда своих специалистов для продвижения и распространения информации. Об этом говорят открытые вакансии и предложения о командировках для специалистов 1С и различные сайты-представители 1С зарубежом . [http://www.1c.pl/about/] [http://www.1c-canada.com/]
Цели, которые компания 1С ставит перед собой очень амбициозны. Пока в данном направлении происходит некое «затишье», но партнеры компании уверены, что планы о распространении продуктов «1С» в Европе вполне реальны, скоро произойдет «прорыв» и «1С» станет одним из самых важных игроков на зарубежном рынке программного обеспечения для малых и средних предприятий.
Спасибо за внимание!
Ссылки на используемые материалы:
ww.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=82319
http://www.fascn.eu/RUS/FASCebit2010.html
http://blog.i-oblako.ru/2012/07/1-83-linux.html