Созданная для распространения коробок 1С и оказания стандартных услуг по настройке учетного программного обеспечения сеть франчайзи 1С похоже начинает подходить к своему пределу. Неконтролируемый рост со стороны фирмы 1С рост количества фирм партнеров приводит к нарастанию конкуренции между ними и соответственно снижению маржинальности бизнеса.
В кулуарных разговорах, представители фирмы 1С говорят, что изменения в правилах работы партнерской сети вероятны. Но требуют много изменений и в головах и в договорах. В любом случае само понимание необходимости изменений радуетПричин несколько:
- Рост заработной платы, особенно в крупных городах, при неизменном стоимости программного обеспечения (а если учесть снижение курса доллара в последние годы и инфляцию, то и снижения стоимости) приводит к тому, что мелким фирмам - франчайзи для выплаты заработной платы одному специалисту теперь необходимо продать в три раза больше коробок ПО, чем три-четыре года назад.
- Низкий уровень входа на рынок – соответственно фирмы – франчайзи создаются по принципу «скинуться на троих» не имея ни соответствующей финансовой подушки, ни нормального бизнес - плана. Как правило для завоевания своей доли рынка такие фирмы устанавливают на свои услуги низкие цены – занимаясь по своей сути демпингом. Низкие цены, в свою очередь, не дают возможности данным фирмам вкладывать деньги в свое развитие и через определенное время большая часть их отмирает, оставляя за собой брошенных и недовольных клиентов.
- Конкуренция со стороны фрилансеров – программистов, которые оказывают услуги по установке и настройке программных продуктов фирмы 1С и которые не имеют ни какого статуса как с точки зрения 1С, так и государства. В виду того, что они не несут затрат на содержание офиса, бухгалтерии, рекламы, а так же не платят налогов их услуги так же носят демпинговый характер. И к сожалению действенных средств борьбы с ними у фирмы 1С практически нет. Но надо отметить, что благодаря борьбе государства с серыми зарплатами, услуги данных лиц для фирм становятся все более не выгодными. Скорее всего, их полем деятельности, со временем, останутся бухгалтера - надомники, которые будут платить им практически из своего кармана. Фриланс, по моим наблюдениям раздилился на две части. Одни обслуживают как я и ожидал мелкие фирмочки, которые не в состоянии (или не хотят) оплачивать услуги нормального партнера, другие - высококвалифицированные специалисты, которые переходят с проекта на проект.
- Почкование фирм – франчайзи: процесс, обоснованный причинами, описанными в п. 2, когда, группа программистов отпочковывается от «родительской» фирмы – франчайзи, создавая свою фирму и уводя часть клиентов. При этом количество фирм растет, а их финансовые возможности снижаются. Только в круге моего общения за 2012 год разделилось два франча .
- Сеть оказалась не готовой к работе на корпоративном рынке. Созданная под распространение коробочного с небольшими доработками продукта с ориентацией на мелкий и средний бизнес сеть стала применять эти же методы и технологии работы при работе на корпоративном рынке, в результате целый ряд провальных проектов. Ну тут есть и печальные и обнадеживающие моменты. Технологии методом проб и ошибок партнеры нарабатывают и у многих они уже на уровне. Только цена этого опыта на мой взгляд довольно велика.
- Отсутствие единых методик работы партнеров не позволяют складывать их как кубики для работы с крупными заказчиками. Соответственно сформировать большую проектную команду из разных партнеров без технологической притирки не получится. Методические наработки каждого партнера являются его конкурентным преимуществом и без серьезных стимулов ни один из них с ними не расстанется да и вопрос унификации все равно остается открытым. Ну сдесь все так же печально.
В тоже время сеть имеет колоссальную распространенность на территории РФ и стран СНГ. Ее доля рынка по различным оценкам доходит до 60%! Т.е. на лицо потенциал, который необходимо использовать.
Теперь разберем те рынки, на которых этот потенциал может быть использован. Рынок малых и мелких предприятий – тут ловить уже не чего, проникновение продуктов 1С близко к теоретическому пределу, да и тот спрос, который этот рынок вообще способен сформировать в денежном выражении не представляет собой интереса.
Достаточно интересен рынок средних промышленных предприятий – рост промышленности в последнее время позволяет таким предприятиям выделять необходимые средства на автоматизацию учетных и управленческих функций. Но для таких предприятий необходимо предоставлять четкую технологию работы с применением программного обеспечения по различным участкам (производство, кадры, взаимодействие с поставщиками и покупателями и т.п.). И в этом необходима методическая помощь вендора. На данный момент нет пособий со стороны 1С, которые бы рассматривали программные продукты как набор готовых бизнес – правил и их применение в различных ситуациях у заказчика. В результате партнеры самостоятельно, ищут методом проб и ошибок методику внедрения программного обеспечения. При этом создается впечатление, что в фирме 1С сами не знают, какие возможности заложены в их конфигурациях.
Тут ситуация выровнялась. Методические материалы 1С потребности средних промышленных предприятий закрывают если не на 100, то на 90 процентов точно. Последние версии УПП и ее клонов при определенных усилиях со стороны партнера и клиента позволяют создать нормальные информационные системы и самое главное получать осязаемый эффект от внедрения
Рынок крупных предприятий - самый лакомый кусок рынка. Но тут важны не столько возможности программ, сколько способность партнеров понять проблемы и задачи стоящие перед крупным бизнесом, и предложить им соответствующие методы решения их проблем. Т.е. речь идет о консалтинговых услугах, при этом само программное обеспечение отходит на второй план. Тут со стороны вендора необходимы действия, которые сделали бы платформу 1С привлекательной как для консалтинговых фирм, так и для самого крупного бизнеса. В противном случае возможен процесс миграции наиболее сильных партнеров, имеющих консалтинговые компетенции, в сторону альтернативных платформ.
На этом рынке еще расти и расти. И по компетенциям и методологиям и по функционалу конфиураций
Исходя из всего выше названного, названных выше, на мой взгляд, необходимо:
- Произвести «инвентаризацию» партнерской сети. Убрать из списков всех «мертвых душ» и фиктивные ЦКП. Разработать комплекс мер направленных на консолидацию партнеров. Консолидация путем слияний и поглощений уже во всю проявляется в среде партнеров 1С. Только отношение к этому процессу вендора четко не обозначено.
- Установить высокий барьер входа на рынок. Тем самым дать понять, что пора, когда можно было стать партнером фирмы 1С «скинувшись на троих» закончилась.
- Выработать четкие требования к партнерам по работе на определенных рынках. Кесорю-кесорево, слесарю - слесарево.
- Определить требуемые компетенции для партнеров при работе с определенным кругом клиентов (малый, средний, крупный бизнес). Разработать правила работы на каждом рынке.
- Жестко пресекать любые действия партнеров направленные на дестабилизацию рынка: демпинг, черный PR и т.п. Соответственно разработать для этого набор необходимых механизмов.