Информационное письмо доступно по адресу http://www.1c.ru/news/info.jsp?id=16330
Интересная ситуация сложилась с маркетинговой политикой в фирме 1С по отношению к компаниям, заключившим с ней партнерские договора на аренду ПО. Как известно, фирма 1С для поддержки конечных пользователей и продажи коробочных версий продуктов использует сеть фирм-франчайзи. Компания с 1999 г. четко держала пальцы на пульсе в плане отношений с конечными потребителями, не отдавая свой сегмент рынка на самотёк. Это заключалось в маркетинговой политике по ограничению доступа случайных людей к обучению, продаже и сопровождению своего программного обеспечения. Такая политика регулировала рынок, давала заработать специализирующимся компаниям, подымало планку входа в этот сегмент и не давало устраивать ценовой демпенг. Этот подход вполне оправдал себя.
В последние несколько лет ситуация начала меняться. Скорее всего, связано это с кризисом продаж коробочного программного обеспечения. Это происходит не только в сегменте 1С, но и во всем мире. Поголовная автоматизация прошла- многие компании пользуются старыми проверенными и такими знакомыми решениями, не желая переходить на новые и неизвестные. К тому же освоение новых решений требует большого количества времени, да и сложность их сильно возросла.
В этой связи на рынке ИТ полным ходом идет революция облачных решений SaaS. Когда программное обеспечение не продается коробкой, а сдается в аренду, как правило, с доступом через Интернет. При аренде пользователь платит постоянную абонентскую плату за программный продукт, которая значительно (иногда не значительно) меньше покупки коробочного решения. Это позволяет компаниям постоянно получать доход с каждого клиента, а не разово, но много, срубить за коробку. К тому же, как правило, в аренду неявно или явно входит аренда ИТ инфраструктуры, что снижает затраты компании-арендатора на ее содержание и формирование.
В этом направлении пошла и фирма 1С. Разработка тонкого клиента и управляемого интерфейса в 1С:Предприятии 8.2 - это были первые шаги на пути в облако. Вторые, уже уверенные, шаги скоро раздадутся с приходом версии 8.3
Это было лирическое облачное отступление, а теперь о маркетинге фирмы 1С. В 2009 г. фирма как-то странно отпустила франчайзинговые вожжи и, внезапно, начала заключать договора о партнерских отношениях аренды своих программных продуктов практически с любыми компаниями и индивидуальными предпринимателями. Схема проста, 1С продает свое ПО и лицензии компании-партнеру, а та в свою очередь, разворачивает ПО на своих серверах и начинает предоставлять его конечным пользоватлеям на арендной основе. В год компания-партнер обязуется заплатить фирме 10% от рыночной стоимости купленного ПО. Договор с 1С заключает сроком на 1 год с возможностью его продления.
Таким образом 1С отошла от следования традиционной франчайзинговой сети, и отпустила свое ПО в свободное безконтрольное плавание. На этой волне образовался ряд компаний таких как Отель 1С, Виртуал 1С, Рент 1С и ряд других, предоставляющих услуги 1С через Интернет.
Но на безоблачном горизонте облачного будущего этих компаний-партнеров замелькали грозовые тучи 1С Фреша. В прошлом году фирма запустила свой сервис 1СФреш. Этот сервис, аналогично им, занимается предоставлением услуг аренды ПО через Интернет, специфика у него несколько отличается от вышеназванных сервисов, но очень похожа. Параллельно фирма начала создавать нео-франчайзинговую сеть- формировать сеть Центров сетевых компетенций (ЦСК). Эти центры призваны поддерживать клиентов подключившихся к услуге Фреш. Помимо подписки сопровождения ИТС, появилась новая подписка- ИТСаас.
Фактически 1С начала создавать "нетрадиционным" партнерам компаниям-арендаторам вполне традиционный противовес в лице нео-франчайзинговой сети, создавая и себе и им странную противоречивую конкуренцию. Возможно фирма 1С хочет убрать конкурентов, которых она породила сама несколькими годами раньше? Или, возможно, это был плацдарм для проведения полевых испытаний концепции аренды ПО, а теперь они стали не нужны?
Так или иначе, но последнее информационное сообщение только усилило ощущение, что 1С хочет вернуть франчайзинго-цээсковые вожжи в свои руки. Теперь границы между Фрэшем и коробочными решениями размываются полностью, еще сильнее усиливая конкуренцию компаниям-арендаторам. Прекратит ли заключать фирма 1С партнерское соглашение об аренде ПО?
Тарас Бульба сыну: я тебя породил, я тебя и убью (1с)