На первом месте всегда вопрос - как изменится роль конкретного человека, который будет работать с созданной системой? Легко ли ему будет или тяжело, будет ли творчество у него при работе с системой или только нажатие на кнопки по команде, как изменятся требования к его квалификации?
Как правило этим вопросам в проекте мало уделяется внимания. И получаем по факту систему и необходимость ее постоянной поддержки.
Приведу пример. Выполняя проект на одном производственном предприятии я был одержим идеей сделать систему "как в супермаркете". Взял товар, поднес к сканеру штрихкода, положил товар. Взял товар, к сканеру, положил товар. Взял, поднес, положил. И так по кругу. Творчество конкретного сотрудника пресекалось как вид с помощью разработки АРМов (Автоматизированное Рабочее Место, или попросту интерфейс) . А так как система проектировалась для логистики и отгрузки продукции, то был проведен глубокий анализ каждой операции, выполняемой каждым сотрудником. Не поверхностно, а именно подробно. От момента как заказ пришел в компанию и до момента его отгрузки.
И, скажу я Вам, работали в логистике просто мега сотрудники. Вся необходимая информация была у них в голове. Очень опытные. Знали все. Точнее знали что нужно сделать и в какой последовательности. И тащили на себе огромный объем работ, за довольно скромную зарплату. Которую к тому же задерживали. Автоматизации не было практически никакой и репутация службы ИТ в их глазах была ниже плинтуса.
Мне было их по человечески очень жаль, потому что я не понимал, как можно постоянно работать в авральном режиме и домой приходить в полночь. А посмотрев на их текущую деятельность, я потом долго ворочался во сне. Очень хотел им помочь - они были такие замученные.
И вот система была создана. До начала ее внедрения, я настоял на проведении сравнительного эксперимента. Отобрали наиболее трудоемкие случаи. Сначала сделали их по-старинке. Все ожидаемо. Затраты времени нереальные. Потом то же самое, но в новой системе. Поделили одно на другое. Высчитали эффективность, производительность. Перевели в часы, дни, месяцы. Данные показали, что при таких результатах можно сокращать 80% персонала. А остальных заменить на менее квалифицированных и менее затратных.
Система начала использоваться и органично вписалась в текущую работу. Думаете людей сократили? Нет, никто сокращен не был. Освободившееся время позволило заняться делами, которыми раньше заниматься было некогда. Или которыми занимались по выходным и сверхурочно.
Люди стали уходить с работы вовремя. Стали улыбаться. Работа из адовой превратилась в не очень напряжную. Некоторые главные мега спецы ушли в декрет. На их место вышли заскучавшие дома декретчицы. Постепенно жизнь компании устаканилась, критичные ошибки в системе были исправлены и она стала работать без постоянной поддержки. Со временем, все, с кем проходили путь внедрения, либо пошли на повышение, либо ушли из компании. На их место пришли другие. Не знавшие как оно было плохо раньше на том участке.
Расслабились? Думаете настала тишь, гладь да благодать? Как бы не так.
Начались ПРОБЛЕМЫ. Все началось с малого - руководство компании решило внедрять новые схемы работы. Это значило, что необходимо формировать определенные документы, печатать формы, связывать в системе сотрудников разных отделов. Это, в свою очередь, требует доработки созданной системы. Естественно, все тестирование доработок идет за счет пользователей.
И тут я обнаружил, что ошибок нет. Точнее, мне о них никто не сообщает. Я заволновался, отсутствие ошибок верный признак, что с системой не работают или прилетели марсиане и тайно подправили систему. Решил проверить на месте. Оказалось, что новые сотрудники даже не заметили доработок. Их не смутил новый интерфейс, новые формы, новые инструкции. Они продолжали жать на знакомые кнопки. Они к ним привыкли и давали им уменьшительные имена. Искренне, я подчеркиваю, искренне веря, что все так и должно быть. И даже явные ошибки не вызывали у них сомнения. Ни о каком анализе ими своих действий речь даже не заходила. На вопрос, почему не позвонили, не сообщили, ответ простой: "я ни при чем, программа так выдала".
Я долго потом на эту тему рефлексировал и пришел к выводу, что есть некий порог автоматизации после которого, человек перестает думать и просто нажимает на кнопки. Даже вывел зависимость между производительностью и квалификацией сотрудника. См. рисунок. И если, все же, этот порог пройден, то надо идти до конца и исключать человека из системы, т. е. разрабатывать программы-роботы, которые смогут также замечательно нажимать на кнопки.
Как нибудь я расскажу о таком опыте и что получилось в результате замены сотрудников на программу-робота.
Источник: группа "Записки внедренца 1С" http://www.facebook.com/groups/Zapiski/
****************
Приглашаем вас на новую конференцию INFOSTART EVENT 2019 INCEPTION.