Переносимся лет на 10 назад. Видим школьника, неглупого, но никому не нужного, который хочет заработать себе на погулять и т.д., чтоб не тревожить родственников по пустяковым финансовым вопросам. Поскольку все равно было принято решение получать высшее образование в ИТ-сфере, я решил искать работу именно там, ибо таскать мешки на стройке или подметать улицы как-то не сильно повышает самооценку. А кем работать не на полный день в небольшом городе? Правильно - приходящим админом, он же эникейщик, поскольку навыков и умений тогда еще тольком не было. Итак, я пошатался по ряду организаций, и в одной из них меня приняли на 1/8 ставки на символические 3к в месяц. Радости не было предела, но - там нужно было работать =)
Покрутившись пару месяцев, я встретил удивительную систему - 1С 6.0 и 7.7. Удивительную потому, что в ней что-то с умным видом тыкали бухгалтера, не удосуживаясь просветить меня в суть происходящего. Но ее надо было как-то поддерживать, так что с течением времени стали появлятся кое-какие знания и уверенность, что теоретически на базе 1С можно ваять всякие полезные штуки, за которые бухгалтерия готова платить, ибо нужно это им самим или руководству, и процесс обсуждения, как правило, должен проходить быстро и без всяких проволочек. С этой мыслью я продолжал админить, поступил в универ и тут нашлась компания-франчайзи, которая набирала стажеров. На этом лирика детства заканчивается, и начинается реальная история.
Придя в эту контору, меня приняли и дали дофига, как я думал, макулатуры о экономике и бухучету. Забив на все это дело (я ж программист, зачем мне забивать голову всяким шлаком?), я смело приступил к работе, обновлял конфигурации, писал всякие обработки, печатные формы и т.д. Но как-то раз меня поставили перед решением - получай сертификат, или зачем ты такой красивый нужен, если не можешь документально подтвердить свою профпригодность. Маленько обалдев от такого поворота, я живо начал читать/учить/пробовать, как же все-таки со всем этим работают простые смертные, а не программисты. В итоге через месяц я все же сдал на профессионала, как и хотел мой директор, но почему-то расстроившись, и решив, что жизнь штука злая и меня в ней не любят, уволился с работы и ушел на вольные хлеба.
И вот настал тот час, когда диплом в руках и открыты все пути в жизни. Радость, гордость и счастье в чистом виде. Но это все как-то очень быстро улетучилось и появилась проблемка из прошлого - хочется кушать и потребности растут. Причем хочется не только кушать, а еще и всяких жизненных благ, вроде машины/квартиры/поездок за границу и т.д. Вывод - работай аки конь, и получишь что хочешь. С этой мыслью я вышел на работу в одно госучреждение, гордо именующее себя Пенсионный Фонд РФ. Дали ставку старшего специалиста по автоматизации, благо определенный опыт все же имелся. Там я насмотрелся такого, что не пожелаешь коллеге, даже самому нелюбимому. Пользователи, неспособные в принципе развиваться как работник и как человек, софт, который я не написал бы даже если б пил несколько лет в одно лицо верхом на атомном реакторе, режим работы, при котором сама работа стоит на последнем месте, главное показуха. Но нет худа без добра, этот опыт дал мне в голову много навыков, как то: общение с организмом, который, не осознавая происходящих вокруг него вещей, уверен на 100% в собственной правоте, умение доказывать людям, что ты все-таки специалист, и с тобой стоит считаться и т.д.
Легкое отступление от темы - в таких организациях, где все на окладе, где некомпетентное начальство все решает бумажка. А именно кляуза на ИТ-отдел, которым я к тому времени уже руководил. Сотрудник никогда не скажет, что он тупица, что он не может работать в том режиме, который принес бы результат. Он будет утверждать, что он прекрасный работник, умный и ответственный, НО! Эти программисты/автоматизаторы/компьютерщики что-то накосячили, и работать было вовсе нельзя, а уж тем более успеть по срокам и дать отчет вышестоящему начальству.
Наверно самое важное, что я там осознал:
1. Всегда пиши бумагу, на основании которой ты прав.
2. Пиши ее заранее. Отдай ее еще до инцидента, в котором тебя могут обвинить.
3. Руководствуйся в первую очередь своими должностными обязанностями.
4. Если человек врет, что говорил тебе, а ты не сделал - нет письма/служебки - нет вопроса.
5. Заведи журнал учета выполненных работ, в который сотрудник, которому что-то надо, пишет свою потребность. Потребность абсурдна/глупа/нереализуема/не в твоей компетенции - свой автограф и резолюцию, донеси до заявителя, лучше письмом. Был в курсе - претензий к тебе нет.
Наверное, для многих это и так понятно, но я к этим правилам пришел опытным путем и не получив тех премий, которые я должен был получить. Но в итоге мне и там надоело, карьерного роста не предвиделось, и я решил двигаться дальше.
И опять к извечной ситуации. Мало того, что хочется кушать, хочется кушать хорошо и вкусно, при этом еще и работать интересно, и зарабатывать побольше. В моем городе все это в одно комбо собрать было проблематично, поэтому я плюнул на все, собрал чемодан и подался в северную столицу нашей необъятной родины =)
Первоначальные сомнения в том, что я тут никому такой красивый не нужен, быстро рассеялись, ибо после размещения резюме в паутине, меня буквально задолбали звонками, причем в основном людям был нужен 1С специалист, благо навыки я не пропил, параллельно занимаясь фрилансом на прошлой работе и постепенно набивая руку. Пробежавшись по ряду контор, я выяснил, что везде нужны 1Сники, при этом админы и ИТ-управленцы требуются значительно реже, да и платят им, как правило, меньше.
И вот, здоровый франч, снова в визитке гордая надпись - 1С программист, снова огонь в глазах и ярое желание постигать все новое и интересное. Опять притирка в коллективе, новые знакомые, новая халтура, новые связи... Но появились опасения - я же уже не тот, что раньше, мне же нужно развиваться, скоро же появятся такие же, как я, и вот они проблемы с заказами и с местом под солнцем. Но время шло, а потока конкурентов я почему-то так и не увидел. Мало того, испытывая потребность в специалистах, я проводил по 5-6 собеседований в день, пытаясь найти коллегу. И что? НИКОГО ЗА ПОЛГОДА!!!!!! Нет, люди конечно же приходили, но либо не умели работать, либо хотели сумму, которой не стоили, либо и то, и другое сразу. Итог - клиентов все больше, я все так же один, конкурентов не предвидется, как и новых коллег.
Тут я столкнулся со следующей проблемой - поскольку часто приходится сочетать в себе и постановщика, и разработчика, нужно вести переговоры с заказчиком, а для этого нужно его понимать. И вот тут до меня наконец-то дошло, что надо учить матчасть, или, как говорится, RTFM =) И я понял, за каким мне в моем первом франче надавали чертову стопку книг по экономике и бухучету. Не побрезговав опуститься до уровня простого буха, пошел на курсы, и..... стал закрывать проекты раза в два быстрее, при этом не дергая других людей.
Итоги:
1. Знай матчасть, перед тем, чтобы что-то ваять. Не знаешь - спроси. На дворе не 16 век, за глупые вопросы на костре не жгут, могут максимум поржать на форуме
2. Реализуй себя в одном из направлений, но будь в нем лучше остальных - платят больше, проверено.
3. Не пытайся объять необъятное и впихнуть невпихуемое(см. п.2)
4. На 1С жизнь не заканчивается, за интеграционные решения платят хорошие деньги.
5. Пользуйся Инфостартом, ходи на конференции, смотри что происходит на рынке, будь в курсе новостей, реализуешь идею первым - будет много денег.
6. Не жмись и делись опытом, сам когда-ты был балбесом.
7. Работай над собой! Развивайся, не сиди на месте. Отупеешь - потом ой как будет сложно снова заставить себя думать. А отупеть можно быстро.
8. !!!!НИКОГДА!!!! не выбрасывай на помойку то, что писал раньше, даже если теперь кажется, что это конченый бред, может пригодится.
9. Сейчас на дворе не СССР - в большинстве организаций все просто - тебе платят столько, на сколько ты работаешь. Платят мало - смотри в потолок, твое право. САМ попросил большой оклад - грамотный топ тебе его даст без колебаний, но ты либо эти деньги отработаешь, либо тебя оттуда вышвырнут.
10. В работе начальник/коллега/заказчик в первую очередь начальник/коллега/заказчик, а не друг/подруга/знакомый. Делай проекты для них точно так же , как бы делал для незнакомых людей. Работа работой, дружба дружбой.
P.S. Скоро будут статьи про организацию своего рабочего времени, про способы вести переговоры с заказчиком и много всего интересного =)
продолжение следует......