Всем привет!
С ростом компании (на момент написания статьи её численность уже превысила 600 человек) и сопутствующим этому корректировкам подходов к работе с персоналом, руководство компании решило внести изменения в аналитику по показателю текучести кадров и, в частности, изменить методологию накопления статистики по причинам увольнения.
У нас в компании, как и у многих, для автоматизации процессов по работе с персоналом используется 1С: ЗУП КОРП 3.1.
Проблема состояла в том, что в типовой конфигурации 1С: ЗУП КОРП 3.1 в одном увольнении можно указать только одну причину, как следствие, отчеты содержат информацию лишь об одной причине увольнения для каждого сотрудника. Однако, их может быть одновременно несколько, поэтому такой отчет содержал недостаточные данные для анализа. Правильнее даже сказать, недостоверные. Кроме того, наш внутренний заказчик попросил разделить перечень причин увольнения для случаев увольнения по инициативе работника и инициативе работодателя.
Здесь нужно понимать, что, во-первых, наборы причин там разные, а главное, что объективность оценки «пассивной» стороны здесь вызывает определённые сомнения. Например, причина увольнения «Недостаточный уровень заработной платы» входит в список доступных причин увольнения по инициативе сотрудника, а «Нарушение трудовой дисциплины» - по инициативе компании. Таким образом, мы здесь хотим оперировать двухуровневой статистикой:
- Уровень 1: чья инициатива;
- и только затем уже Уровень 2: почему.
Также для оценки статистики увольнений требовалось разделить стажи работы сотрудников на момент увольнения на некоторые интервалы (например, «от 1 года до 3 лет» и «от 3 лет до 5» и т.д.), для чего сотрудникам отдела управления персоналом приходилось копировать информацию из типового отчета в Excel и формировать интервалы вручную. Причём в разных ситуациях отчёт требуется получать в разрезе разных интервалов. Например, в одном случае шкала, как приведено выше, в другом - до 2 лет, от 2 до 4, от 4 до 7 и более 7.
В итоге наш внутренний заказчик хотел, чтобы в ЗУП он мог получать такие отчёты:
- первый отчет содержит информацию о количестве увольнений по различным причинам;
- второй – о количестве увольнений в разрезе интервалов стажа работы. Причём должна быть возможность задавать различные шкалы интервалов.
Для реализации этого мы решили создать несколько новых справочников и один документ, в котором и будет храниться вся информация для аналитики. При выборе решения также было учтено требование минимального изменения типовых объектов с целью удобства обновления.
ПРИЧИНЫ УВОЛЬНЕНИЙ И ИНИЦИАТИВЫ
Было решено разделить причины увольнений по их инициаторам. Ещё возможна ситуация, когда причина увольнения не может быть включена ни в ту, ни в другую группу (например, «Техническое увольнение»). Для учёта инициатив был создан справочник «Инициативы увольнения» с тремя предопределенными элементами: «Сотрудник», «Компания» и «Прочее (не учитывается в статистике)».
Иерархический справочник «Причины увольнения» подчинен справочнику «Инициативы увольнения», в нем хранятся такие элементы как:
- Личные обстоятельства
- Неинтересные задачи
- Заработная плата
- Нарушение общей дисциплины
- Низкая ответственность и т.д.
ИНТЕРВАЛЫ СТАЖА РАБОТЫ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СТАТИСТИКИ
За интервал стажа работы было решено принять некоторый временной промежуток, разделенный границами времени: нижней и верхней. Нижняя граница любого интервала всегда равна нулю, а самая верхняя – бесконечности. Остальные границы соответствуют правилу, что верхняя граница предыдущего интервала всегда «примыкает» к начальной границе следующего. Это обеспечивается алгоритмом, который пользователь не может обойти.
Для хранения таких интервалов стажа был создан справочник «Интервалы стажа работы для ведения статистики», каждый элемент которого состоит из наименования и табличной части с группами колонок «Нижняя граница» и «Верхняя граница». Пример заполнения такого элемента:
Рисунок 1. Пример заполнения интервала стажа работы
При создании таблицы первая строка создается автоматически, а для редактирования доступна только верхняя граница. Когда пользователь изменяет значение верхней границы, автоматически создается следующая строка с нижней границей на месяц больше указанной раннее даты.
Также была исключена возможность ввести месяц больше 12, а при записи дополнительно выполнена проверка на то, что в табличную часть введены последовательные непересекающиеся интервалы.
НОВЫЙ ДОКУМЕНТ «РЕГИСТРАЦИЯ СТАТИСТИКИ ПРИЧИН УВОЛЬНЕНИЯ»
Для удобства организации и записи новой информации, необходимой для создания отчетов, был добавлен документ «Регистрация статистики причин увольнения». Так как с точки зрения логики такой документ не может существовать без документа «Увольнение», то возможность создания «Регистрации статистики причин увольнения» из списка документов была исключена, а ссылка для создания документа была добавлена на форму документа «Увольнение»:
Рисунок 2. Форма документа «Увольнение» (документ «Регистрация статистики причин увольнения» не введен)
Рисунок 3. Форма документа «Увольнение» (документ «Регистрация статистики причин увольнения» введен)
При нажатии «Ввести» или «Изменить» открывается форма документа «Регистрация статистики причин увольнения», в которой автоматически заполняются поля «Сотрудник» и «Стаж на момент увольнения», который должен быть заполнен у каждого сотрудника:
Рисунок 4. Форма документа «Регистрация статистики причин увольнения»
Кнопка «Обновить» актуализирует информацию о стаже работы сотрудника, а при нажатии кнопки «Подбор», появляется окно со списком причин увольнения с отбором по выбранному в документе инициатору причин:
Рисунок 5. Подбор причин увольнения в документе «Регистрация статистики причин увольнения»
При выборе причины увольнения появляется вопрос о значимости выбранного фактора:
Рисунок 6. Выбор приоритета причины увольнения
После выбора приоритета вопрос закрывается, причина добавляется в табличную часть документа. При повторном выборе той же причины ее приоритет в табличной части документа перезаписывается.
Также была обеспечена синхронность состояния документов «Регистрация статистики причин увольнения» и «Увольнение»: при записи/проведении/отмене проведения одного документа автоматически записывается/проводится/отменяется проведение другого.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данных нового документа были разработаны новые отчёты, по сути, аналогичные старым, но отображающие данные по новой методологии.
Первый отчет содержит информацию о количестве уволенных сотрудников в разрезе интервалов стажа работы. Раннее такой отчет можно было создать из встроенного отчета «Отчеты по сотрудникам», и выглядел он следующим образом:
Рисунок 7. Количество уволенных сотрудников в разрезе лет стажа работы.
Новый отчет был построен при помощи внутреннего соединения таблиц документа «Регистрация статистики причин увольнения» и справочника «Интервалы стажа работы для ведения статистики» по стажу работы.
В результате он выглядит так:
Рисунок 8. Круговая диаграмма «Стаж уволенных»
Второй отчет содержит информацию о количестве увольнений в разрезе причин увольнения. Ранее его можно было построить на основании встроенного отчета «Анализ текучести персонала»:
Рисунок 9. Количество уволенных сотрудников в разрезе причин увольнения
Новый отчет был построен по данным из табличной части «Список причин» документа «Регистрация статистики причин увольнения», откуда были выбраны поля «Причина», «Значимость» и «Ссылка». Выборка была сгруппирована по полю «Причина» для подсчета количества ссылок, что позволило определить, сколько сотрудников было уволено по той или иной причине с учётом значимости каждой из причин. В результате был получен следующий отчет:
Рисунок 10. Гистограмма «Количество увольнений»
И хотя визуально отчёт практически не изменился, но смысловая нагрузка теперь другая.
Отдельно хочу отметить, что мы реализовали не только возможность многофакторного учёта статистики увольнений, но и возможность использования весовой модели. Так как степень влияния каждого из факторов может быть разной, мы можем получить наиболее точную статистику, как по компании в целом, так и по конкретному подразделению. С учетом того, что HR-аналитика в тренде, польза нашей доработки, на наш взгляд, очевидна. Имея качественный срез по причинам увольнений, HR может разработать план мероприятий, которые будут оказывать влияние на каждую группу причин, в том числе на каждую категорию увольняющихся по стажу.
Спасибо компании Омега Технологии будущего за возможность участвовать в проекте и разрешить опубликовать статью! Надеюсь, статья была интересная, а в одной из следующих статей мы расскажем, как решали проблему рассылки расчётных листков с уникальными для каждого пользователя паролями, да так, чтобы они их не забывали -)