В предыдущей статье мы рассмотрели учет ГСМ при использовании одним транспортным средством двух видов топлива, а также применение аналогов при закупке топлива одного класса с разными характеристиками.
Для снижения издержек, предприятиям необходимо ввести строгий контроль расхода топлива. При использовании автотранспорта с двумя видами топлива возникает вопрос: как рассчитывать в путевом листе 1С:УАТ расход не только по основному, но и дополнительному виду ГСМ?
Рассмотрим пример. Рассчитаем нормативный и фактический расход ГСМ для транспортного средства, использующего два вида топлива: основное топливо - газ и дополнительное - бензин-92. Режим использования двух видов топлива – одновременный. Норма расхода газа – 40 л/100 км, норма расхода бензина-92 – 3 л/100 км. Также действует сезонная надбавка 10% на период с 01 ноября до 01 апреля.
Из предыдущей статьи мы узнали: как установить возможность использования двух видов топлива в автомобиле и как установить нормы расхода ГСМ в справочнике «Модели транспортных средств и оборудования» (ссылка).
Если применяется поочередный режим работы на двух видах топлива, то указываются только две нормы ГСМ, по одной на каждый вид топлива.
В нашем примере два вида топлива используются одновременно. При таком режиме нельзя разделить пробег по видам топлива. В этом случае заполняются две нормы по каждому виду топлива (сначала на поочередном режиме, затем на одновременном режиме использования ГСМ).
На закладке «Нормы расхода ГСМ» справочника «Модели транспортных средств и оборудования» добавим четыре нормы расхода по каждому виду ГСМ, которая будет действовать с указанной даты (Рис. 1). Также укажем сезонную надбавку.
Рис. 1. Добавление норм расхода ГСМ при одновременном использовании двух видов топлива
Рассмотрим установку норм ГСМ более подробно.
Система предусматривает выбор различного вида нормы и способа ее определения (Рис. 2):
-
Линейная норма. Базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля в снаряженном состоянии.
-
Норма специальная на моточас. Базовая норма расхода топлива на работу ТС со счетчиком моточасов.
-
Норма на изменение собственного веса. Норма расхода топлива на дополнительный вес прицепа или полуприцепа, а также дополнительный вес самого ТС (разница собственного веса ТС и модели ТС).
-
Норма на транспортную работу. Норма расхода топлива на транспортную работу и т.д.
Рис. 2. Выбор вида нормы расхода ГСМ и использование сезонной надбавки
При взведенном флаге «Использовать расчет по формуле» есть возможность корректировки формулы расчета нормативного расхода ГСМ по предопределенным шаблонам формул.
В нашем примере выберем линейную норму на пробег для каждой нормы ГСМ, установим формулу расчета:
0.01*[Hs]*[S]*(1+0.01[Kcн]), где
Hs – линейная норма;
S – пробег общий;
Kcн – сезонная надбавка, будет учитываться, если установлена на данный период.
Перейдем к расчету нормативного и фактического расхода ГСМ, который проводится в заполненном документе «Путевой лист» (Рис. 3).
В нашем примере пробег по путевому листу – 100 км, остаток основного топлива в баке при выезде – 50 л, дополнительного – 45 л, остаток основного топлива при возвращении – 40 л, дополнительного – 44 л, заправлено газом -30 л, заправлено бензином-92 – 5 л.
Рис. 3. Заполненный путевой лист
До расчета установим режим работы на двух видах топлива одновременно. Остаток выезд и возврат по основному топливу заполняются программно, по дополнительному топливу вводятся вручную. Выданное количество топлива заполняется программно из документов приобретения ГСМ, созданных и указанных в табличной части «Заправка ГСМ».
Рис. 4. Расход ГСМ до расчета путевого листа
После нажатия кнопки «Расчет итогов» в табличной части «Расход ГСМ» программно рассчитываются поля по видам топлива: «Расход (норма)», «Расход (факт)», «Экономия/пережег». Статус документа изменяется на «Рассчитан».
Формулы расчета:
Пробег = Одометр выезд - Одометр возврат = 49 300 – 49 200 = 100 км;
Расход (норма) = Пробег * Норма расхода ГСМ + Сезонная надбавка (справочник «Модели ТС):
-
по газу Расход (норма) = 0.01*40*100*(1+0.01*10) = 40*1,1 = 44 л;
-
по бензину-92 Расход (норма) = 0.01*3*100*(1+0.01*10) = 3*1,1 = 3 л.
Расход (факт) = Остаток выезд - Остаток возврат + Выдано:
-
по газу Расход (факт) = 50 - 40 + 30 = 40 л;
-
по бензину-92 Расход (факт) = 45 - 44+5 = 6 л.
Экономия/пережег = Расход (норма) - Расход (факт):
В режиме одновременной работы на двух видах топлива действует ограничение:
-
пробег на основном топливе равен пробегу по одометру, потому что основное топливо расходуется всегда;
-
пробег на дополнительном топливе меньше или равен общему пробегу.
При установке линейной нормы расхода основного топлива для одновременной работы система контролирует наличие линейной нормы основного топлива для поочередной работы. Если линейная норма не установлена, система предупредит о том, что ее нужно установить, иначе расчет будет некорректным.
Рис. 5. Рассчитанный путевой лист
Если два вида топлива используются поочередно, необходимо вручную делить общий пробег на каждый вид топлива (например: общий пробег 100 км, тогда газ - 50 км и бензин-92 - 50 км).
Таким образом, корректная установка норм расхода ГСМ по режимам использования топлива позволяет рассчитывать в путевом листе нормативный, фактический расход и выявлять экономию или перерасход по каждому виду топлива.