Дело было вечером, делать было нечего…
На ИС много статей на тему как стать франчем, как начать продавать, как стать фрилансером, а вот пособий младому специалисту мало. Вот я и решил написать свою статью, чтобы на своем примере раскрыть все секреты работы в крутом, агрессивно развивающемся франче. Так получилось, что в свое время я пришел в 1С с полного нуля именно в такой франч и вынес оттуда много боли, пыток, унижений синяков, шишек и уроков.
Учение – свет, а неученых тьма.
Первая моя проблема была в том, что мой наставник был крутым спецом, а я полным нулем. Он уже не помнил, как учил 1С в свое время, а я не знал, как и что надо учить. Поэтому, несмотря на проработанный план обучения, постоянно возникали моменты, когда он не понимал, почему я не понимаю решения, а я не понимал, почему он не понимает, что я не понимаю. Решалась проблема просто, в основном за счет моего личного времени, что в принципе меня устраивало. Поэтому пришлось корректировать планы на ходу и подгонять под себя.
Вторая проблема в том, работа в агрессивном и амбициозном франче подразумевает помимо постоянного обучения 1С еще и участие во всяких мероприятиях, повышающих качество и скорость работы. Также агрессивный франч это куча работы в самых разных областях торговли и производства, а значит и обучение. На это обучение и мероприятия тоже уходит время, а потому если работа есть, то оно может быть компенсировано только за счет личного времени. Если вы молоды, здоровы, амбициозны и у вас нет семьи, то эта школа для вас, иначе не рекомендую.
Первые полгода очень тяжелы для новичка в плане насыщенности и денег (работа за еду это горькая реальность жизни начинающегоспеца ), поэтому неплохо бы проверить свою способность к обучаемости и усидчивости через сдачу «1С Профессионал». Два профа в первый месяц покажут вам, стоит ли вообще во все это влезать и как быстро вы можете учиться. Мой результат: 3 Профа в первый месяц, 4 во второй.
Если вас не планируется кидать в бой сразу, то самый простой вариант с обучением - покупка курса «Быстрый старт в профессию» Гилева. Стоит немного, окупается быстро. Проблема возникает в том, что вы еще не знает, что в будущем из курса пригодиться практически всё и можете начать филонить (личный опыт, до сих пор жалею об этом), поэтому дисциплина наше все. Если же идем сразу в бой, то будет очень тяжело, поэтому сокращаем обучение.
1. Базовые знания о работе 1С. Решается просмотром нулевого блока базового курса по программированию Гилева, он бесплатен и хорош (рекламы будет много );
2. Методология работы в БП, УТ, ЗУП, основные отчеты и их использование. Очень важно сразу понять последовательность действий и способы проверки. Пытаем наставников по полной! Пускай покажут, как ПРАВИЛЬНО работать в базовых конфигурациях (не как работает), что и на что влияет, как отследить. Особое внимание на БП и ОСВ, бухи – наш контингент и говорить с ними надо на их языке J.
3. Учимся переносить данные из семерки в восьмерку типовыми и не очень средствами. А также что нужно делать до момента переноса (удаление дублей и помеченных на удаление, проверка данных на корректность), после переноса (поиск дублей, сверка обороток), и также моменты, связанные с настройкой обмена данными между базами (тут и пригодиться пункт 2). Перенесли данные, сверили по оборотке, закрыли месяц, все закрылось без ошибок, сдаем работу. Переносы это в основном работа компа, поэтому поставили на перенос и занялись другой работой. Деньги не самые легкие и не частые, но уже что-то;
4. Конвертация данных (есть три бесплатных урока у Гилева и были два его же хороших вводных вебинара). Вытекает из предыдущего пункта, очень часто перенос корректно не отрабатывает и нужно разобраться почему. КД вам в помощь. Работы по переносу - типовые: мало стоят, но отнимают время. Как правило, франч использует их как точку входа;
5. Внутренний документооборот. Изучать сразу: что как оформлять, что забирать, у кого подписывать, иначе будете кататься по нескольку раз к клиенту. Пробки, аварии и минус пара часов рабочего времени. Если франч амбициозен, то есть еще и постоянные отчеты о затраченном времени с точностью до часа. Короче весело, но нужно;
6. Учимся говорить с бухами и клиентами на их языке. Чем быстрее вы их и они вас поймут, тем быстрее вы закроете работу, тем больше получите;
7. Настройка обменов между БП, УТ и ЗУП (как проверять результат обмена, что делать, если появилась ошибка и базовая настройка правил, см. пункт 4);
8. Внешние обработки, внешние печатные формы,обработки таб.частей и внешние отчеты. Очень простая, частая и наглядная работа. Не всегда прибыльная, но очень быстрая. Когда доведёте её до автоматизма, качайте конструктор ВПФ (//infostart.ru/public/162019/) и пользуйтесь;
9. Работа с отладкой кода и выявленными ошибками. С пункта 9 начинается работа с кодом и трассировка становиться ОЧЕНЬ АКТУАЛЬНОЙ. Пытаем наставников на тему что можно отладить, что нельзя и как можно отладить, то, что нельзя отладить;
10. Запросы и СКД. Мега актуальная тема и мега классный бесплатный курс от Гилева по СКД(http://www.spec8.ru/kurs-po-skd-besplatno);
11.Сдача Спеца по платформе. Вбивание базовых навыков программирования в 1С через подготовку к экзамену (рекомендую курс Чистова, http:// /dev-attestation/).
12.Базовые навыки SQL. Есть хороший курс от Специалиста (http://www.specialist.ru/course/1sskvl), а вот от 1С курс не рекомендую, для новичка очень сложен. SQL, как правило, проблема клиента, но знать как развернуть базу, настроить и работать в ней надо (ну и на фикси пригодиться).
Если не филонить, то через месяца четыре мелкие задачи типа ВПФ и обработок таб.части на вас будут скидывать и мало-мало денег будет. Следующие задачи:
1.Изучение функционала и методологии работы базовых конфигураций, чтобы не было обидно за любовно сделанные дубли функционала;
2.Изучение принципов проектирования. Задачу среднего уровня (где есть несколько подзадач) в голове разом уже не удержишь.
Этот период идет где-то полгода. Заключается он в том, что вы изучаете не программирование в 1С, а ваших клиентов и методологию работы в типовых конфигурациях. Как клиенты работают, как отражают работу в 1С, какие ошибки появляются и как их решать. Это долго, нудно, но нужно.
Небольшая заметка. Если по ходу дела решаете уйти в другой франч, то ваши Профы уходят сразу, как только вас зарегистрируют как специалиста на сайте 1С. Спецы переходят либо по взаимному согласию между франчами, либо за отступные (размер определен 1С), либо за сроком давности (более двух лет Спецу) плюс небольшая оплата 1С за перерегистрацию.
Какая ленивая и неблагодарная скотина этот специалист!!!
Спустя определенное время вы решаете, что хватит геморроя, ненормированного рабочего графика, клиентов с их запросами и нетиповыми базами, планов по продажам, закрытым работам и обучению. Закономерный вопрос франча: «Чего твоей душе не хватает?». Свободный график есть, доля в оплате работ есть, хочешь делать продажи, делай! Что тебе надо!?
Мой ответ ниже. Заранее прошу прошения за написанное, накипело в свое время.
1)К черту корпоративную культуру! Скажу сразу: франч это ваш бизнес и ваше дело, это вы определяете, что делать и как, крутитесь среди других руководителей и получаете основной доход, у вас есть время на развитие навыков продаж и сами продажи. Мы не все мечтали заниматься 1С, но другой нормальной работы для нас нет. У нас нет времени на отработку продаж, у нас есть план по выработке, по обучению, понижающие коэффициенты (повышающие тоже есть, но выполнить их нереально), а жить-то когда?!
В 1С все завязано на спеца, поэтому относитесь к нам как к продажникам. Можно выжечь клиентскую базу холодными звонками хреновых, но дешёвых продажников, можно и дешевыми студентами выжечь свою 1С-клиентуру. Примеры всем видны.
2)Делай свои продажи! Ага, а сколько в свое время вы раскручивались? А какой опыт у вас уже был? А планы по обучению были? А внутренние работы, когда нет внешних? Вы кого растите, продажника или спеца? А нафиг мне вы, если у меня продажи пойдут?
3)Денежная стабильность. Тема больная, но так как мои продажи в свое время во франче не пошли, не буду ничего критиковать. Просто скажу, что средняя, но стабильная зарплата лучше периодической, но высокой.
4)Рабочая стабильность. Как правило, у вас одна и та же работа – продажи. Вы в ней совершенствуетесь и продаете все лучше. У нас сегодня УТ, завтра – ЗУП, послезавтра нужно сделать обработку для сканера. Ты учишься, учишься, учишься, затем через полгода похожая работа по УТ и ты понимаешь, что: а) забыл, как делал, ибо после неё, делал еще кучу других работ; б) 1С изменила код и методы, а потому старый код не пашет; в) вы говорите, что ты её уже делал, потому времени меньше на неё.
И, в конце концов, в голову приходит мысль: «Зачем мне все это?». На фикси две-три конфиги, которые через полгода тебе знакомы как пять пальцев, стабильная зарплата, время на обучение и нормированный график. Каждый решает сам за себя, я в свое время предпочел фикси.
Уходить лучше резко, не затягивая процесс. Закрыть задачи, забрать документы и деньги и все.
Спасибо за внимание!