Когда-то мне разрешили показать отчеты по одному из заведений. Так что у меня появилась возможность в продолжение статьи "Кассовый метод и метод начисления" наглядно продемонстрировать свою мысль по поводу опасности ведения учета кассовым методом.
Все отчеты принадлежат реальному московскому заведению.
Представьте теперь, что это ваше заведение. И вот, ведете вы свою экселовскую табличку, и в конце месяца группируете все денежные операции по их типу, и получаете некий сводный отчет, который вы почему-то именуете «Отчет о прибылях и убытках» (ОПУ), хотя это, вообще-то, отчет о движении денежных средств (ДДС). И что же вы там видите?
Эх, Марфуша, нам ли быть в печали?
Смотрим отчет за октябрь.
«Ооо!», говорите вы, неплохо. Выручка 1,4 млн. р., расходы 850 тыс. р. Да я в прибыли! И даже смог учредителям отдать 600 тыс. р. И на остекление веранды выделил средства! Да я крут! Посмотрим, как дальше будет…
Смотрим ноябрь.
Ну что, тоже неплохо! Выручка опять 1,4 млн. р. Расходы 1,2 млн. Мы опять в плюсе. Я опять выделил средства на веранду. Я – молодец! Расходы чуть больше, но пришлось, блин, заплатить налоги за несколько месяцев подряд…
Теперь смотрим декабрь.
Ну вообще красота! Да, выручка немного упала (были закрыты из-за ремонта веранды), но мы все равно в плюсе! Даже кассовый остаток вырос! Да я просто феерический ресторатор!
Царь-то не настоящий!
Теперь вспомним о том, что ДДС – это не настоящий ОПУ.
Посмотрим же на настоящий ОПУ, собранный по начислению, а не по оплате. Да, я соглашусь с тем, что ОПУ собирать несколько сложнее, чем ДДС. Но у меня уже есть некоторые мысли о том, как этот процесс облегчить.
Но вернемся к нашему заведению. Смотрим, что же на самом деле происходило у нас в последнем квартале.
Ой-ой-ой! Что это? Какой еще убыток? Это вы что-то там не так собрали в своем дурацком ОПУ!
Да нет, собрали все правильно. По крайней мере три крупнейшие цифры собрать было не так сложно. Мелочевки было много, но она сильно на результат не влияет.
Себестоимость продаж («Переменные расходы»), полученная из Сторхауса и посчитанная там по техкартам, составляет 23-25%. Это довольно неплохой результат. Все остальные потери отражены в «Расходах на производство» и составляют 4-8%. В общем, в итоге результат нормальный.
А вот зарплата и аренда в относительном выражении (35-40%) явно выше среднего по рынку.
Если предположить, что аренда выставляется по рыночным ставкам, тогда в этом помещении надо просто больше зарабатывать. Т.е. срочно повышать продажи где-нибудь до 2 млн. р. и выше. Тогда, кстати, не придется и ФОТ пересматривать – он тоже станет в относительном выражении ближе к среднерыночным показателям.
Иначе, если выручку никак повысить нельзя, надо слезно просить арендатора снизить ставку и резать ФОТ.
А за чей счет этот банкет?
Ну так, а за счет чего у нас тогда деньги в кассе остаются? Если ОПУ оказывает убытки, почему же у нас деньги все еще имеются?
Смотрим на отчет о ДДС, собранный косвенным методом. Этот отчет просто показывает изменение всех статей баланса за период. Т.к. все статьи баланса связаны, то сумма изменений всех, кроме одной, будет равна изменению этой одной.
Иначе я называю этот отчет «Где бабло?».
По нему очень хорошо видно, что в остаток в кассе не уходит ниже нуля просто потому, что мы активно наращиваем кредиторскую задолженность. Т.е. проще говоря, не платим поставщикам.
В октябре мы ее нарастили на 136,6 тыс. р., в ноябре – на 325,5, в декабре – на 482 тыс. Отсюда и деньги. Теперь еще самое время посмотреть на Балансовый отчет, чтобы понять, до чего мы «донаращивались».
Сначала посмотрим на Актив:
И отметим, что оборотных средств у нас (Актив минус Имущество) где-то на 1,14 млн.р. Это деньги, дебиторка и запасы. Все то, что можно хоть как-то превратить деньги в ходе обычной операционной деятельности, чтобы расплатиться по долгам. Если этого не хватит, придется распродавать имущество, что, понятное дело, деятельности предприятия сильно помешает.
В этом балансе сейчас не отражено все имущество, что есть, но для анализа операционной деятельности это пока и не нужно.
Теперь посмотрим, а что же у нас в Пассиве.
Т.к. в Капитале у нас в основном непокрытые убытки прошлых месяцев, то посмотрим только краткосрочную задолженность.
О, во как. Мы должны поставщикам 2,17 млн. р.! Т.е. почти в два раза больше, чем у нас есть оборотных средств. Т.е. мы эта… того… банкроты, типа…
Выводы
А так все хорошо начиналось! Мы чувствовали себя эффективными менеджерами! У нас все было хорошо! И вот на тебе… Какие-то дурацкие финансовые отчеты говорят нам, что мы банкроты.
Самый простой способ борьбы с этим – по «методу страуса» – просто не смотреть на них. Зачем нам это знать и расстраиваться? Есть у нас наши замечательные экселовские таблички, где мы успешно ведем наш «ОПУ» кассовым методом и радуемся жизни. Однажды мы либо закроемся, либо найдем наивного инвестора, которому мы покажем наши «успехи», и он нам выделит денег, чтобы продолжать и дальше генерировать убытки.
Извинения
Я нисколько не хотел бы обидеть никого из вас, товарищи рестораторы, и уж тем более замечательного управляющего этим заведением (отчеты которого мы использовали). Вы все делаете огромную и тяжелую работу! Но не зная реальных цифр, «мы движемся словно во тьме». И однажды больно падаем с «неожиданно» оказавшегося рядом обрыва.
Так что давайте уже считать наши деньги!